Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовный процесс. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
СОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА ДЛЯ РОССИЙСКОГО УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА
Я.П. РЯПОЛОВА
Стадия возбуждения уголовного дела, будучи первоначальным этапом досудебного производства в российском уголовном процессе, с момента своего появления в советском Уголовно-процессуальном кодексе сконцентрировала множество крупных теоретических и прикладных проблем, связанных главным образом с принципами, формами и структурой уголовно-процессуальной деятельности на данном этапе.
На этапе обсуждения проекта нового УПК России широкое распространение получила провозглашенная Концепцией судебной реформы в Российской Федерации идея о необходимости ликвидации стадии возбуждения уголовного дела, о ее непроцессуальном характере, несовместимости с процессуальным доказыванием и т.д. Положения принятого в 2001 г. УПК РФ послужили благоприятной почвой для развития подобных взглядов, поскольку процессуальная форма проверки сообщения о преступлении была в нем представлена в значительно упрощенном виде.
С тех пор российский законодатель предпринимал множество попыток видоизменить первоначальную стадию процесса в поиске оптимального варианта ее регулирования: с 1 июля 2002 г. в текст всего десяти ключевых статей седьмого раздела "Возбуждение уголовного дела" (ст. ст. 140 - 149 УПК РФ) изменения вносились более 50 раз. Это свидетельствует о большом желании законодателя сохранить первоначальную стадию, сделать деятельность на данном этапе более эффективной, отвечающей потребностям современной правоохранительной практики и достижениям научной доктрины.
И если по прошествии лет с развитием российского законодательства в уголовно-процессуальной науке сложилось устоявшееся мнение о самостоятельности стадии возбуждения уголовного дела, процессуальном характере предварительной проверки <1> в том виде, в котором она нормативно закреплена в УПК РФ, в авторских концепциях реформирования досудебного производства <2> в качестве первоочередной меры нередко звучит предложение об исключении этой стадии как ненужной, затрудняющей гражданам доступ к правосудию, мешающей эффективной борьбе с преступностью, влекущей существенные искажения в судебной статистике. Сторонники этого реформаторского подхода часто приводят отсылку к Уставам Уголовного судопроизводства 1864 г. Российской Империи, которые не выделяли возбуждение уголовного дела как самостоятельную стадию процесса. Нередко предлагается и апелляция к зарубежному опыту: уголовное судопроизводство многих стран как в системе состязательного, так и в системе смешанного континентального уголовного процесса (Франция, Германия, Бельгия, Австрия, Финляндия, Люксембург и др.) не знает такой стадии <3>. Реформа УПК Украины и разработка концептуальных подходов к созданию нового УПК Казахстана также дают дополнительные аргументы сторонникам этой точки зрения: если эти государства отказываются от стадии возбуждения уголовного дела, пора и России от нее отказаться.
--------------------------------
<1> Малышева О.А. Возбуждение уголовного дела: теория и практика: Монография. М., 2008. С. 14; Щипицына В.В. Обеспечение прав граждан в стадии возбуждения уголовного дела: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2010. С. 12.
<2> Халиков А.Н. Вопросы оптимизаций досудебного производства // Российская юстиция. 2006. N 9. С. 50; Деришев Ю. Стадия возбуждения уголовного дела - реликт "социалистической законности" // Российская юстиция. 2003. N 8. С. 34; Гусева И.И. Собирание доказательств на стадии возбуждения уголовного дела // Вестник Владимирского юридического института. 2006. N 1. С. 35 - 37.
<3> Головко Л.В. Казахстан: десоветизация уголовного процесса. Отказ от стадии возбуждения уголовного дела // Уголовное судопроизводство. 2011. N 4. С. 10 - 13.
Вступление в силу изменений в ст. 144 УПК РФ, принятых Федеральным законом от 4 марта 2013 г. N 23-ФЗ <4>, также актуализировало дискуссию по вопросу целесообразности сохранения стадии возбуждения уголовного дела в российском уголовном судопроизводстве. В обновленной редакции УПК РФ расширен арсенал процессуальных средств предварительной проверки сообщения о преступлении. Следователь, дознаватель, орган дознания и руководитель следственного органа получили права получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном УПК РФ, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр документов, предметов. Тем самым, как неоднократно отмечалось на страницах юридической печати, стирается граница между двумя этапами досудебного производства, проверка сообщения о преступлении все более становится похожей на полноценное предварительное расследование (или "квазирасследование") с внушительным набором правоограничительных следственных и иных процессуальных действий по собиранию доказательств.
--------------------------------
<4> Федеральный закон от 4 марта 2013 г. N 23-ФЗ "О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" // Российская газета. 2013. 6 марта.
В сложившейся дискуссии прежде всего хотелось бы отметить, что уголовное судопроизводство неизбежно предполагает необходимость первичной проверочной деятельности с целью определения, есть ли в сообщении о правонарушении признаки уголовно наказуемого деяния или речь идет об ином правонарушении, не требующем уголовного судопроизводства. Такой этап существует объективно и не зависит от признания или непризнания возбуждения уголовного дела самостоятельной стадией процесса <5>. Есть категории, которые не могут быть упразднены, то есть выведены за пределы правового поля, в их числе: выявление преступлений, их регистрация, выявление лиц, подозреваемых в совершении преступлений, публичном объявлении, что государство созрело для того, чтобы начать их уголовное преследование <6>.
--------------------------------
<5> Воскобитова Л.А. Возбуждение уголовного дела: проблемы и перспективы // Библиотека криминалиста. 2014. N 1. С. 59.
<6> Колоколов Н.А. Стадия возбуждения уголовного дела: сохранить, трансформировать, упразднить? // Библиотека криминалиста. 2014. N 1. С. 91.
В конечном счете решение вопроса о судьбе стадии возбуждения уголовного дела ставится в зависимость от того, чему государство отдает приоритет: административной или процессуальной процедуре на данном этапе реагирования на сообщение о преступлении. Прав Л.В. Головко <7>, показывая, что для состязательного процесса, основанного на понимании уголовного судопроизводства как искового, характерен административный режим реагирования государства на сообщение о преступлении. Для смешанного уголовного процесса, в основе которого лежит публичный характер данной деятельности, более предпочтительной формой реагирования на сообщение о преступлении является процессуальная, что само по себе не исключает регулирование начала этой деятельности в разных формах.
--------------------------------
<7> Головко Л.В. Указ. соч. С. 10 - 13.
Эта закономерность во многом объясняет различия в правовом регулировании первоначального этапа досудебного производства в зарубежных странах, в законодательстве которых отсутствует именно процессуальный акт о возбуждении уголовного дела, но не правовая деятельность, составляющая содержание стадии возбуждения уголовного дела <8>.
--------------------------------
<8> Капранов А.В. Оптимизация стадии возбуждения уголовного дела: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2005. С. 14.
В противовес мнению некоторых исследователей, ссылающихся на некие "евростандарты", которыми якобы самостоятельная начальная стадия уголовного судопроизводства не предусмотрена, справедливо заметим, что законодательство европейских стран в этой части не является единым. Так, действующее и реформированное законодательство некоторых в прошлом социалистических стран Европы, характеризующихся, как известно, определенным стремлением на протяжении более двадцати лет дистанцироваться от прежних канонов государственного управления, в том числе путем построения нового уголовного процесса, свидетельствует о стремлении сохранить институт возбуждения следствия (дознания) с возможностью проведения в обязательном порядке доследственной проверки поступившего сообщения о преступлении (УПК Польши 1997 г.) <9>, УПК Чехии, Словакии и стран бывшей Югославии также предусматривают доследственную стадию - до начала досудебного расследования. Потребность в стадии возбуждения досудебного производства в уголовном судопроизводстве этих зарубежных странах детерминируется стремлением обеспечить определенную процессуальную экономию, ограничить вторжение в права граждан и оценить, нужен ли вообще переход к следующей, более затратной и интрузивной, основной стадии предварительного расследования <10>.
--------------------------------
<9> Szyprowski B. w procesie karnym // Prokuratura i Prawo. 2007. N 7 - 8. S. 159 - 180; Kodeks post karnego, 6 czerwca 1997 r. // Lex. Wolters Kluwer Polska. 2013. Mode of access: http://www.lex.pl/akt-prawny/-/akt/dz-u-97-89-555-u. Date of access: 21.05.2014.
<10> Литвишко П.А., Волеводз А.Г. Стадия начала досудебного производства по законодательству некоторых стран Европы // Библиотека криминалиста. 2014. N 1. С. 134 - 136.
Представляется, что для современной российской правоохранительной практики чрезвычайно важной задачей выступает сохранение процессуальной деятельности по выяснению наличия или отсутствия юридических и фактических оснований для возбуждения уголовного преследования независимо от принятых уголовно-процессуальных порядков.
Основная и первоначальная задача уголовно-процессуальной деятельности на данном этапе на протяжении многих лет остается неизменной и заключается в том, что на стадии возбуждения уголовного дела происходит отграничение преступного деяния от иных правонарушений, особенно если это касается специфических видов преступлений, для которых имеются весьма близкие составы административных и даже гражданско-правовых правонарушений <11>. Для этого необходимо как минимум установить некоторый набор фактических обстоятельств, свидетельствующих о возможно преступном характере деяния, что и дает основание начинать расследование <12>, и это следует считать существенной правовой гарантией от необоснованного вовлечения личности в уголовное судопроизводство на последующих стадиях. В данном контексте рассматриваемая стадия выступает как неотъемлемая граница между предварительной проверкой наличия в сообщении признаков преступления и расследованием с широкой возможностью производства процессуальных действий, в том числе применения мер процессуального принуждения <13>.
--------------------------------
<11> См., например: Пашутина О.С. Вандализм как преступление против общественного порядка: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2009.
<12> Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса: Основные положения науки советского уголовного процесса. М.: Наука, 1968. Т. 1. С. 10; Воскобитова Л.А. Указ. соч. С. 55.
<13> Химичева Г.П. Досудебное производство по уголовным делам: Концепция совершенствования уголовно-процессуальной деятельности: Монография. М.: Экзамен, 2003. С. 98.
Ликвидацией стадии возбуждения уголовного дела устранится своеобразный фильтр, отсеивающий информацию о действиях, не содержащих признаков преступления или в силу указанных в законе условий, не подлежащих преследованию в уголовном порядке, а это в одинаковой мере важно как для обеспечения прав и законных интересов граждан, так и для предотвращения нарушений закона <14>, при этом это неминуемо приведет к существенному перераспределению процессуальной нагрузки.
--------------------------------
<14> Мичурин В.С. Нарушения уголовно-процессуальных норм при возбуждении и прекращении уголовных дел, способы их устранения: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 61.
Отсутствие специального решения о возбуждении уголовного дела способно негативно сказаться на сроках расследования, которые могут непомерно затягиваться, на обоснованности производства следственных действий, при этом будет затруднен контроль со стороны потерпевшего за ведением расследования в защиту им своих прав и интересов <15>.
--------------------------------
<15> Уголовный процесс: Учебник / Под общ. ред. проф. А.В. Смирнова. 4-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2008. С. 313.
Если такого рода проверка будет переведена в административный режим вне рамок уголовного процесса, то возникнет угроза качества проверки, а кроме того, угроза потери доказательств, требующих неотложных следственных действий и соответствующего профессионализма лиц, которые их производят <16>.
--------------------------------
<16> Воскобитова Л.А. Указ. соч. С. 58.
Стоит внимательнее отнестись к таким статистическим данным правоохранительных органов, как соотношение количества вынесенных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела и вынесенных в последующем постановлений о прекращении уже возбужденного уголовного дела.
Согласно данным, представленным ниже в таблице, значительный "отсев" дел, не имеющих так называемой "судебной перспективы", происходит именно на стадии решения вопроса о возбуждении уголовного дела. В дальнейшем, очевидно, доля прекращенных дел незначительна, а ведь это один из важных способов по устранению незаконно возбужденных уголовных дел, обеспечивающий своевременную защиту прав и законных интересов граждан.
Сведения о результатах разрешения сообщений о происшествиях, количестве зарегистрированных и раскрытых преступлений, уголовных дел, поступивших в федеральный суд общей юрисдикции и мировому судье, за 2007 - 2014 гг. <17>.
--------------------------------
<17> Общие сведения о состоянии преступности в России за 2006 - 2013 гг. Данные официального сайта МВД РФ. URL: http://www.mvd.ru/presscenter/statistics/ (дата обращения: 12.09.2015); Оперативные статистические сведения о работе федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 2007 - 2014 гг. Данные официального сайта Судебного департамента при Верховном Суде РФ. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=5&item=452 (дата обращения: 12.09.2015).
Показатель |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Количество сообщений о происшествиях, зарегистрированных в органах внутренних дел, из них: |
20529380 |
21499523 |
22788829 |
23903997 |
- возбуждено уголовных дел |
2991385 |
2632 572 |
2445492 |
2183199 |
- в возбуждении уголовного дела отказано |
5007796 |
5317087 |
5640693 |
6030001 |
Количество зарегистрированных преступлений |
3582541 |
3209862 |
2994820 |
2628799 |
Количество раскрытых преступлений (в т.ч. дел, прекращенных, направленных в федеральный суд общей юрисдикции и мировому судье) |
1775165 |
1713445 |
1650951 |
1430977 |
Поступило в федеральный суд общей юрисдикции (кроме военных судов) и мировому судье |
1174831 |
1123701 |
1119361 |
1054 890 |
Показатель |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Количество сообщений о происшествиях, зарегистрированных в органах внутренних дел, из них: |
24733853 |
26392871 |
28387122 |
29288545 |
- возбуждено уголовных дел |
1982367 |
1861362 |
1761545 |
1728643 |
- в возбуждении уголовного дела отказано |
6142306 |
6412425 |
6703235 |
6665368 |
Количество зарегистрированных преступлений |
2404807 |
2302168 |
2206249 |
2190578 |
Количество раскрытых преступлений (в т.ч. дел, прекращенных, направленных в федеральный суд общей юрисдикции и мировому судье) |
1311846 |
1252779 |
1238235 |
1185028 |
Поступило в федеральный суд общей юрисдикции (кроме военных судов) и мировому судье |
981518 |
947631 |
946474 |
931658 |
Кроме того, если сопоставить вышеуказанные статистические данные о количестве возбужденных уголовных дел и числе "отказных" материалов за 2006 - 2013 гг., окажется, что, если следовать предложению ряда ученых и возбуждать уголовные дела по каждому поступившему сообщению (заявлению) о преступлении, количество возбуждаемых уголовных дел с каждым годом только бы увеличивалось, что не отражает общей тенденции его ежегодного снижения, а к 2014 г. количество возбужденных уголовных дел по сравнению с реальными статистическими данными возросло бы в 4,8 раз, следовательно, в 4,8 раз возрастет риск уголовного преследования невиновных лиц, а также возможность принудительного вмешательства в сферу конституционных прав и свобод граждан.
Таким образом, упразднение института возбуждения уголовного дела по принципу "нет стадии - нет связанных с ней проблем" с учетом объективной и дальновидной оценки процессуальных последствий такого нововведения для российской правоохранительной практики будет скорее существенной невосполнимой потерей, нежели ожидаемым благом. Процессуальная форма инициации уголовного преследования (проведения доследственной проверки поступившей информации о преступлении) имеет особое значение как гарантия от незаконного и необоснованного подозрения или обвинения, гарантия защиты прав лиц, потерпевших от преступления, обеспечения самой возможности раскрытия преступления и правильного применения уголовного закона.
Список использованной литературы
1. Малышева О.А. Возбуждение уголовного дела: теория и практика: Монография. М.: Юрист, 2008.
2. Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса: Основные положения науки советского уголовного процесса. М.: Наука, 1968. Т. 1. С. 10.
3. Уголовный процесс: Учебник / Под общ. ред. А.В. Смирнова. 4-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2008.
4. Химичева Г.П. Досудебное производство по уголовным делам: Концепция совершенствования уголовно-процессуальной деятельности: Монография. М.: Экзамен, 2003.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовный процесс, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.