Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовный процесс. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК УЧАСТНИК УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
А.А. НИЧИПОРЕНКО
Деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации многогранна. Наибольшее внимание в ней уделяется защите прав граждан в уголовном судопроизводстве, что обусловлено значительным числом жалоб на нарушения, допущенные в этой сфере. Так, из 59100 обращений граждан, государственных и общественных организаций, поступивших в 2014 г. к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, 32,1% (т.е. 18971) были связаны с защитой прав в уголовном судопроизводстве (в т.ч. жалобы на приговоры, постановления и определения суда, нарушение права на защиту, нарушения в ходе дознания и предварительного следствия) <1>.
--------------------------------
<1> Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2014 год // Российская газета. 2015. 7 мая. N 96.
Однако УПК РФ не называет Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации среди участников уголовного судопроизводства, не указывает его процессуальные права и обязанности. Правовое положение (в т.ч. полномочия) этого должностного лица в уголовном процессе вытекает главным образом из норм Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" <2> (далее - Закон об Уполномоченном) <3>.
--------------------------------
<2> Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (ред. от 31.01.2016) // СПС "КонсультантПлюс".
<3> В процессуальной литературе справедливо отмечается, что существует ряд лиц, которые не отнесены законом к субъектам уголовного судопроизводства, но обладают способностью и возможностью содействовать участникам уголовного процесса в защите и охране их прав и законных интересов (Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, частные детективы). См.: Фадеев П.В. Классификация субъектов правовой помощи в уголовном судопроизводстве // Административное право и процесс. 2014. N 8. С. 54.
В досудебном производстве деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации крайне ограниченна. Она может выражаться в направлении в органы предварительного расследования и (или) прокурору:
а) заявлений о возбуждении уголовного дела (п. 1 ч. 1 ст. 140 УПК РФ). В 2014 г. по обращениям Уполномоченного в связи с жалобами на нарушение прав человека возбуждено 12 уголовных дел (2 дела об убийстве, 8 - о мошенничестве, 1 - по факту незаконного лишения свободы и вовлечения в занятие проституцией с применением насилия и угроз, 1 - о нарушении правил дорожного движения, 1 - о нарушении правил охраны труда);
б) обращений, направленных на проверку законности и обоснованности принятых уголовно-процессуальных решений. В 2014 г. по обращениям Уполномоченного отменено 8 постановлений следственных органов о прекращении уголовного дела, 28 постановлений о приостановлении предварительного следствия, 121 постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, в т.ч. 16 - по заявлениям в отношении работников полиции.
В качестве примера такого обращения можно привести письмо, направленное 23 апреля 2014 г. Председателю Следственного комитета РФ с просьбой принять необходимые организационные и процессуальные решения по обеспечению тщательного расследования преступлений о похищениях людей в различных регионах Чеченской Республики. В июне того же года был получен ответ, согласно которому Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Чеченской Республике был раскрыт ряд преступлений по указанным уголовным делам, ставшим предметом рассмотрения в Европейском суде по правам человека, и установлены лица, причастные к их совершению.
Для реализации правомочий в досудебном производстве Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации наделен достаточно широким кругом прав (ст. 21 - 23 Закона об Уполномоченном), в частности правом знакомиться с материалами уголовных дел, прекращенных производством, и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел. В то же время с материалами, по которым ведется проверка в стадии возбуждения уголовного дела, а также с материалами уголовных дел, по которым ведется уголовное судопроизводство (будь то на досудебных или судебных стадиях) и еще нет приговора, вступившего в законную силу, Уполномоченный по правам человека в РФ не имеет права знакомиться.
В производстве по уголовному делу в суде первой и второй (апелляционной) инстанций Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации не участвует.
Частным проявлением указанного правила является положение о том, что Уполномоченный не наделен правом самостоятельного обжалования действий и решений следователя (дознавателя) в суд. Поэтому не подлежала удовлетворению жалоба Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на постановление руководителя следственной группы УФСКН по г. Москве об избрании в отношении З. меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, направленная в районный суд: З. самостоятельную жалобу в суд не подавала, а Уполномоченный по правам человека в РФ не вправе приносить жалобы на действия (бездействие) и решения органов предварительного расследования в суд первой или апелляционной инстанции <4>.
--------------------------------
<4> Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2013 год // Российская газета. 2014. 9 апреля. N 80.
В приведенном примере суд принял жалобу к рассмотрению, но отказал в ее удовлетворении. Однако представляется, что такие обращения не должны приниматься судом к рассмотрению как поступающие от ненадлежащего заявителя.
Более того, обращения Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, направленные в суд первой или апелляционной инстанции, на практике правильно расцениваются как внепроцессуальные обращения, которые подлежат размещению на официальных сайтах судебных органов и доведению до сведения участников в судебном заседании <5>. Примером такого незаконного обращения является письмо сотрудника аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (начальника отдела защиты прав человека в местах принудительного содержания) к Председателю Хабаровского районного суда Хабаровского края от 16 сентября 2015 г. с просьбой "внимательно отнестись к рассмотрению ходатайства об условно-досрочном освобождении осужденной К." <6>.
--------------------------------
<5> Именно такое решение было принято Ульяновским областным судом в связи с поступившим 14 сентября 2015 г. в суд ходатайством Уполномоченного по правам человека в Чеченской Республике, фактически представлявшим собой апелляционную жалобу от ненадлежащего субъекта // Официальный сайт Ульяновского областного суда. URL: http://uloblsud.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2741&Itemid=191 (дата обращения: 22.03.2016).
<6> Официальный сайт Хабаровского районного суда Хабаровского края. URL: https://habarovskyr--hbr.sudrf.ru/modules.php?name=gbook_procedural&id=938 (дата обращения: 22.03.2016).
Наибольшие полномочия в уголовном судопроизводстве Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации имеет в кассационном и надзорном производстве.
Публичное начало, лежащее в основе производств, направленных на проверку вступивших в законную силу судебных решений, обусловливает более широкий (по сравнению с ординарными стадиями) круг субъектов, наделенных правом инициирования этих производств.
Это положение было справедливо и в период действия Устава уголовного судопроизводства 1864 года, согласно ст. 145, 853 - 855 которого отмена приговора, по общему правилу, допускалась только по жалобам сторон. Однако по преступлениям и проступкам против имущества и доходов казны представитель какого-либо ведомства, не участвовавшего в деле, имел право вступить в дело третьим лицом и, в ограждение публичного интереса, просить об отмене вступившего в законную силу приговора, нарушающего пределы подсудности <7>.
--------------------------------
<7> Устав уголовного судопроизводства: подписан 20 ноября 1864 года // Российское законодательство X - XX вв. В 9 т. Т. 8. Судебная реформа / отв. ред. О.И. Чистяков. М.: Юридическая литература, 1991.
В настоящее время, помимо уполномоченных должностных лиц прокуратуры Российской Федерации, сторон и иных лиц, чьи права и законные интересы затрагивает обжалуемое судебное решение (ч. 1 и 2 ст. 401.2, ч. 1 ст. 412.1, ст. 123 УПК РФ), право обжалования вступившего в законную силу судебного решения в суд надзорной инстанции принадлежит Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона об Уполномоченном по результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи. Статья 21 того же Закона наделяет Уполномоченного правом по собственной инициативе принять соответствующие меры в пределах своей компетенции при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты. Кроме того, Закон наделяет Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации принимать участие в судебном заседании суда кассационной и (или) надзорной инстанции <8>.
--------------------------------
<8> См. подробнее: Дикарев И. Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ по вопросам производства в суде кассационной инстанции // Уголовное право. 2014. N 2. С. 108; Османов Т.С. Производство по уголовным делам в суде кассационной инстанции в свете Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 N 2 // Российская юстиция. 2014. N 7. С. 35.
После принятия указанного Закона соответствующие изменения были внесены в УПК РСФСР 1960 года <9>: Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации был наделен правом ознакомления с уголовным делом, приговор по которому вступил в законную силу, либо с делом, производство по которому прекращено, а также с материалами об отказе в возбуждении уголовного дела (ст. 375.1); кроме того, должностные лица, правомочные приносить надзорный протест, по ходатайству Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации должны были истребовать в пределах своей компетенции уголовное дело для разрешения вопроса о принесении протеста на вступившие в законную силу приговор, определение или постановление суда либо постановление судьи (ч. 3 ст. 375).
--------------------------------
<9> Дополнения были внесены в УПК РСФСР 1960 года Федеральным законом от 17 марта 1997 г. N 51-ФЗ "О внесении дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР" // СЗ РФ. 1997. N 12. Ст. 1374.
УПК РФ не содержит норм об участии Уполномоченного по правам человека в кассационном и надзорном производстве.
Однако Конституция РФ исходит из верховенства федеральных конституционных законов по отношению к федеральным законам: устанавливая, что и федеральные законы, и федеральные конституционные законы, принимаемые по предметам ведения Российской Федерации, имеют прямое действие на всей территории России (ч. 1 ст. 76), она одновременно закрепляет, что федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (ч. 3 ст. 76), и предусматривает особый порядок принятия федеральных конституционных законов (ч. 1 ст. 108). Конституционный Суд РФ подчеркнул, что установленный в ч. 1 и 2 ст. 1, ч. 1 и 2 ст. 7 УПК приоритет УПК перед другими законами может быть ограничен, в т.ч. установленной Конституцией Российской Федерации (ч. 3 ст. 76) иерархией федеральных конституционных законов и федеральных законов (к числу последних относится и УПК) <10>.
--------------------------------
<10> Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29 июня 2004 г. N 13-П // СПС "КонсультантПлюс".
Поэтому Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" как имеющий более высокую юридическую силу, чем УПК РФ, подлежит применению.
На право Уполномоченного по правам человека заявить ходатайство о проверке судебного решения, вступившего в законную силу, обратил внимание и Пленум Верховного Суда РФ <11>.
--------------------------------
<11> Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 января 2014 г. N 2 "О применении норм главы 47.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции". П. 2 // БВС РФ. 2014. N 4.
Изучение судебной практики показало, что Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации использовал свое право принесения ходатайства о проверке вступившего в законную силу судебного решения как по гражданским делам <12> и делам об административных правонарушениях <13>, так и по уголовным делам. По одному уголовному делу Уполномоченный принес ходатайство о возбуждении кассационного производства <14> (в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано), по другому уголовному делу - ходатайство о возбуждении надзорного производства <15> (надзорная жалоба передана для рассмотрения в суд надзорной инстанции). В обоих случаях Уполномоченный по правам человека заявлял ходатайство о возбуждении производства в интересах обвиняемого. Однако нет препятствий для заявления им ходатайства в интересах и других участников уголовного судопроизводства, в т.ч. со стороны обвинения - потерпевшего, гражданского истца. Заметим, что в 2014 г. из 18971 обращения граждан, государственных и общественных организаций, поступивших к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации в связи с защитой прав в уголовном судопроизводстве, 656 были получены от граждан, пострадавших от преступлений, при этом каждое четвертое обращение было, по мнению Уполномоченного, обоснованным <16>.
--------------------------------
<12> См., напр.: Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 18 июня 2013 г. N 18-КГ13-53 // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2014. N 2.
<13> См., напр.: Постановления Верховного Суда Российской Федерации от 12 августа 2013 г. N 57-АД13-1 и N 11-АД13-7 // СПС "КонсультантПлюс".
<14> Постановление судьи Московского городского суда Ротановой Е.К. от 8 ноября 2013 г. N 4у/6-5708/13 об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции // СПС "КонсультантПлюс".
<15> Постановление заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации Толкаченко А.А. от 4 декабря 2013 г. N 4-Д13-34 об отмене постановления судьи об отказе в удовлетворении надзорной жалобы // СПС "КонсультантПлюс".
<16> Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2014 год.
Полагаем, что для приведения УПК РФ в соответствие с Федеральным конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" положение о праве Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации обратиться в суд с ходатайством о проверке вступившего в законную силу судебного решения должно найти закрепление и в Уголовно-процессуальном кодексе РФ.
Представляется, что, как и прокурор, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации должен рассматривать жалобы, поступающие как от лиц, имеющих процессуальное право обжалования вступившего в законную силу решения суда, так и от иных лиц, что подчеркивает публично значимый характер выполняемых данным должностным лицом функций.
Полагаем, что Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации может заявить ходатайство и в случаях обнаружения нарушений закона, не указанных заявителем, однако, в отличие от прокурора, он ограничен интересами того лица, о нарушении прав и законных интересов которого говорится в жалобе.
Поскольку при реализации Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации права по заявлению ходатайства о пересмотре вступившего в законную силу судебного решения заявителем является именно Уполномоченный, а его ходатайство - самостоятельным предметом рассмотрения в суде надзорной инстанции <17>, то на такое ходатайство должны распространяться требования, предъявляемые законом к форме и содержанию кассационных и надзорных жалоб, представления, а равно положения УПК о сроках, порядке принесения и рассмотрения такого ходатайства.
--------------------------------
<17> На это обстоятельство неоднократно обращал внимание Президиум Верховного Суда Российской Федерации. См.: Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2009 года: утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 3 июня 2009 г.; Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2009 года. Вопрос 7 // СПС "КонсультантПлюс".
Не урегулирован в законодательстве вопрос о последствиях заявления ходатайства Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, которое может быть принесено как в интересах стороны защиты, так и в интересах стороны обвинения, включая потерпевшего, частного обвинителя: может ли в последнем случае суд отменить судебное решение в интересах ухудшения положения обвиняемого, лица, в отношении которого уголовное дело прекращено, если просьба об этом содержится в ходатайстве Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации?
Уполномоченный по правам человека не отнесен законом к участникам со стороны обвинения либо к участникам со стороны защиты. Он занимает особое место среди участников уголовного судопроизводства: осуществляя публично значимую функцию защиты прав человека, он вправе инициировать кассационное и надзорное производство как в интересах стороны обвинения, так и в интересах стороны защиты. Если по его ходатайству суд не сможет отменить судебное решение в интересах ухудшения положения обвиняемого, лица, в отношении которого уголовное дело прекращено, то право потерпевшего, частного обвинителя на обращение к Уполномоченному по правам человека (с тем чтобы он заявил ходатайство о возбуждении кассационного или надзорного производства) станет иллюзорным, их права окажутся незащищенными. Поэтому представляется необходимым дополнить УПК РФ положением о том, что при пересмотре судебного решения в кассационном и надзорном порядке суд вправе вынести постановление, влекущее ухудшение положения осужденного, оправданного или лица, дело в отношении которого прекращено, лишь по тому правовому основанию и по тем доводам, которые указаны в представлении прокурора, ходатайстве Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, жалобе потерпевшего, частного обвинителя, их законных представителей и (или) представителей.
Литература
1. Дикарев И. Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ по вопросам производства в суде кассационной инстанции // Уголовное право. 2014. N 2. С. 107 - 111.
2. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2014 год // Российская газета. 2015. 7 мая. N 96.
3. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2013 год // Российская газета. 2014. 9 апреля. N 80.
4. Османов Т.С. Производство по уголовным делам в суде кассационной инстанции в свете Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 N 2 // Российская юстиция. 2014. N 7. С. 33 - 38.
5. Фадеев П.В. Классификация субъектов правовой помощи в уголовном судопроизводстве // Административное право и процесс. 2014. N 8. С. 52 - 56.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовный процесс, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.