Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовный процесс. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
О НЕОБХОДИМОСТИ ВВЕДЕНИЯ НОВОГО СЛЕДСТВЕННОГО ДЕЙСТВИЯ
С.П. ЖЕЛТОБРЮХОВ
Судебная практика показывает, что в связи с неявкой потерпевших и свидетелей довольно часто откладываются судебные заседания, что приводит к длительному рассмотрению уголовных дел по существу, а соответственно к нарушению прав как подсудимых, так и потерпевших.
В соответствии с ч. 1 ст. 113 УПК РФ в случае неявки по вызову без уважительных причин подозреваемый, обвиняемый, а также потерпевший и свидетель могут быть подвергнуты приводу.
Согласно ч. 2 ст. 113 УПК РФ привод состоит в принудительном доставлении лица к дознавателю, следователю или в суд.
При этом достаточно часты случаи, когда привод невозможно осуществить. Одной из таких причин является отсутствие лица по указанному в материалах уголовного дела адресу.
Как справедливо отмечает Д.В. Шарапова, сложно осуществить привод согласно ст. 113 УПК РФ, если неизвестно местонахождение лица. Такие процессуальные меры, как розыск и задержание свидетеля, не предусмотрены УПК РФ <1>.
--------------------------------
<1> Шарапова Д.В. Процессуальные аспекты обеспечения явки свидетеля в суд // Актуальные проблемы российского права. 2013. N 11.
При этом суд в подтверждение своих выводов не вправе ссылаться на собранные по делу доказательства, если они не были исследованы и не нашли своего отражения в протоколе судебного заседания. Ссылка в приговоре на показания потерпевшего, свидетеля, данные при производстве предварительного расследования, возможна только при исследовании этих показаний в случаях, указанных в ст. 281 УПК РФ.
В ч. 2 ст. 281 УПК РФ указаны основания, при наличии которых возможно в том числе оглашение первоначальных показаний потерпевшего и свидетеля в случае несогласия одной из сторон в процессе с заявленным ходатайством по данному вопросу.
Согласно ч. 2 ст. 281 УПК РФ при неявке в судебное заседание потерпевшего или свидетеля суд вправе по ходатайству стороны или по собственной инициативе принять решение об оглашении ранее данных ими показаний и о воспроизведении видеозаписи или киносъемки следственных действий, производимых с их участием, в случаях: 1) смерти потерпевшего или свидетеля; 2) тяжелой болезни, препятствующей явке в суд; 3) отказа потерпевшего или свидетеля, являющегося иностранным гражданином, явиться по вызову суда; 4) стихийного бедствия или иных чрезвычайных обстоятельств, препятствующих явке в суд.
Конституционный Суд РФ указывает, что оглашение показаний, данных при производстве предварительного расследования, рассматривается как исключение и допускается лишь в случаях, предусмотренных законом (ч. 2 ст. 240 УПК РФ), что обусловлено как необходимостью устранения неравенства в процессуальных возможностях по исследованию доказательств между стороной защиты и стороной обвинения, производившей допросы потерпевших и свидетелей в ходе досудебного производства и составившей соответствующие протоколы, так и стремлением создать для суда условия, при которых ему обеспечиваются свободные от постороннего влияния восприятие и оценка показаний участников уголовного судопроизводства <2>.
--------------------------------
<2> Определение Конституционного Суда РФ от 23.12.2014 N 2978-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Базарнова Ивана Андреевича на нарушение его конституционных прав частью четвертой статьи 281 и частью первой статьи 285 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
А.А. Васяев обоснованно указывает, что применение норм ст. 281 УПК РФ на практике в большинстве случаев порождает конфликт интересов сторон судебного разбирательства <3>.
--------------------------------
<3> Васяев А.А. О моменте оглашения в суде показаний свидетеля (потерпевшего), данных в ходе предварительного расследования по уголовному делу // Адвокатская практика. 2013. N 1.
Возникает закономерный вопрос о том, как действовать, когда потерпевший или свидетель не является по повесткам в суд и его местонахождение неизвестно?
Как поступать суду, если принятыми всеми возможными исчерпывающими мерами установить местонахождение потерпевшего или свидетеля не представляется возможным?
Подпункт "e" п. 3 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и подп. "d" п. 3 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод предусматривают в качестве одного из обязательных условий справедливого судебного разбирательства право обвиняемого допрашивать показывающих против него свидетелей или требовать, чтобы эти свидетели были допрошены, иметь право на вызов и допрос свидетелей в его пользу на тех же условиях, что и для свидетелей, показывающих против него.
Пункт 2 Пленума Верховного Суда РФ "О судебном приговоре" указывает, что в соответствии с п. п. 1 и 3(d) ст. 6 Конвенции о защите прав и основных свобод каждый обвиняемый в совершении уголовного преступления имеет право допрашивать показывающих против него свидетелей или право на то, чтобы эти свидетели были допрошены, и имеет право на вызов и допрос свидетелей в его пользу на тех же условиях, что и для свидетелей, показывающих против него. В этой связи выводы суда о виновности подсудимого в совершении преступления не могут быть основаны исключительно или главным образом (в решающей степени) на фактических данных, содержащихся в оглашенных показаниях потерпевшего или свидетеля, если обвиняемый (подсудимый) в стадии предварительного расследования либо предыдущих судебных заседаниях не имел возможности оспорить эти показания (например, допросить показывающего против него потерпевшего или свидетеля на очной ставке, задавать ему вопросы, высказать свои возражения в случае несогласия с показаниями) <4>.
--------------------------------
<4> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.04.1996 N 1 "О судебном приговоре" // СПС "КонсультантПлюс".
Таким образом, подп. "e" п. 3 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и подп. "d" п. 3 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, п. 2 Пленума Верховного Суда РФ "О судебном приговоре" рекомендуют в ходе предварительного расследования проводить очные ставки, чтобы потом возможно было оглашать показания не явившегося ключевого потерпевшего или свидетеля.
На основании этого Т.Г. Кудрявцева и Д.Н. Кожухарик указывают, что когда в ходе предварительного следствия имеется свидетельствующее лицо, дающее показания против подозреваемого, обвиняемого, а в судебное заседание оно не может явиться и свидетельствовать об этом, и нет оснований для оглашения в судебном заседании показаний такого свидетельствующего лица, то восполнением этого является возможность оглашения протоколов следственных действий, полученных с участием виновного лица. Показания свидетельствующего лица воспроизводятся в протоколе очной ставки, проведенной в ходе предварительного расследования <5>.
--------------------------------
<5> Кудрявцева Т.Г., Кожухарик Д.Н. Очная ставка и вопросы ее процессуального проведения // Российский следователь. 2015. N 20.
Соответственно еще на стадии предварительного расследования обвиняемому (подсудимому) предоставляется возможность задать вопросы лицу, свидетельствующему против него. И если в последующем это свидетельствующее лицо не сможет явиться в суд и дать показания, то право обвиняемого (подсудимого) задать вопросы свидетельствующему против него нарушенным не будет.
Но существует установленное уголовно-процессуальным законодательством препятствие, ограничивающее проведение очной ставки. А именно ст. 192 УПК РФ, регламентирующая порядок проведения очной ставки.
Согласно ч. 1 ст. 192 УПК РФ, если в показаниях ранее допрошенных лиц имеются существенные противоречия, то следователь вправе провести очную ставку.
Таким образом, проведение очной ставки объясняется исключительно необходимостью устранения наличия существенных противоречий в показаниях ранее допрошенных лиц (как правило, между подозреваемым, обвиняемым и свидетелем, потерпевшим). То есть как минимум подозреваемый, обвиняемый должен дать показания, в которых должны быть существенные противоречия с показаниями потерпевшего или свидетеля. При этом проведение очной ставки - это не обязанность, а право следователя, который решает, проводить данное следственное действие или нет. Если же подозреваемый, обвиняемый отказывается от дачи каких-либо показаний, пользуясь конституционным правом не свидетельствовать против себя самого, то проведение такого следственного действия уже не будет очной ставкой, а будет иным следственным действием - допросом потерпевшего, свидетеля с участием защитника отказавшегося от дачи показаний подозреваемого, обвиняемого, в ходе которого допрашиваемому лицу вправе задавать вопросы отказавшийся от дачи показаний подозреваемый, обвиняемый. Соответственно, и название данному следственному действию в уголовно-процессуальном законе должно быть иное, нежели очная ставка <6>.
--------------------------------
<6> Желтобрюхов С.П. Очная ставка не оправдывает себя как следственное действие // Российская юстиция. 2008. N 1. С. 56.
И от этого нельзя отмахнуться, ибо согласно ч. 2 ст. 1 УПК РФ порядок уголовного судопроизводства, установленный настоящим Кодексом, является обязательным для судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия и органов дознания, а также иных участников уголовного судопроизводства.
Согласно ч. 3 ст. 7 УПК РФ нарушение норм настоящего Кодекса судом, прокурором, следователем, органом дознания или дознавателем в ходе уголовного судопроизводства влечет за собой признание недопустимыми полученных таким путем доказательств.
Поэтому если в ч. 1 ст. 192 УПК РФ указано, что лица, между которыми проводится очная ставка, должны быть допрошены и в их показаниях должны быть существенные противоречия, то так и должно быть, и не надо заниматься не предусмотренной законом самодеятельностью. УПК и установленный им порядок уголовного судопроизводства еще никто не отменял.
По этим основаниям автор не согласен с мнением Л.В. Брусницына, считающего, что использование очной ставки с целью обеспечения конвенциального права допустимо и при отсутствии каких-либо противоречий в показаниях, так как подп. "d" п. 3 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод обвиняемый наделен рассматриваемым правом независимо от того, отличаются его показания от показаний иных лиц или нет <7>.
--------------------------------
<7> Брусницын Л.В. О праве обвиняемого допрашивать показывающих против него свидетелей // Российская юстиция. 2016. N 1. С. 37 - 40.
Автор предлагает очень простой выход из создавшейся ситуации.
Представляется, что чтобы соблюсти требования подп. "e" п. 3 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и подп. "d" п. 3 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О судебном приговоре", предусматривающих норму о праве обвиняемого задать вопросы потерпевшему или свидетелю, с чьими показаниями он не согласен, необходимо законодательно ввести новое следственное действие - допрос потерпевшего, свидетеля с участием подозреваемого, обвиняемого.
При проведении данного следственного действия не требуется, чтобы подозреваемый, обвиняемый дал показания (то есть он может воспользоваться правом, предусмотренным ст. 51 Конституции РФ), и не требуется, чтобы в его показаниях и показаниях изобличающего его лица были существенные противоречия.
По мнению автора, данное следственное действие целесообразно проводить не со всеми потерпевшими и свидетелями, а только исключительно с ключевыми, основными потерпевшими и свидетелями, свидетельствующими против подозреваемого, обвиняемого.
Это позволит впоследствии, при рассмотрении по существу уголовного дела, в случае неявки ключевого, основного потерпевшего или свидетеля, огласить его показания в ходе предварительного расследования, где подозреваемый либо обвиняемый мог задать вопросы потерпевшему или свидетелю, с чьими показаниями он не согласен.
Предлагаемое автором новое следственное действие необходимо проводить с участием защитника, так как его участие в осуществлении права, предусмотренного подп. "d" п. 3 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в рамках предварительного расследования, согласно Постановлению от 14 января 2010 г. Европейского суда по правам человека по делу "Мельников (Melnikov) против Российской Федерации" (жалоба N 23610/03) является обязательным, ибо обвиняемый часто оказывается в особенно уязвимом положении на этой стадии разбирательства, поскольку уголовно-процессуальное законодательство имеет тенденцию ко все большему усложнению, особенно в части сбора и использования доказательств. В большинстве случаев эта особая уязвимость может быть надлежащим образом компенсирована только помощью адвоката <8>.
--------------------------------
<8> Постановление от 14 января 2010 г. Европейского суда по правам человека по делу "Мельников (Melnikov) против Российской Федерации" (жалоба N 23610/03) // СПС "КонсультантПлюс".
Таким образом, поскольку деятельность российской судебной системы строится с учетом требований Европейского суда по правам человека, то назрела необходимость законодательного введения нового следственного действия - допроса свидетеля, потерпевшего с участием подозреваемого, обвиняемого.
Это, в свою очередь, позволит внести изменения в ч. 2 ст. 281 УПК РФ, которую возможно будет изложить в следующей редакции: "При неявке в судебное заседание потерпевшего или свидетеля суд вправе по ходатайству стороны или по собственной инициативе принять решение об оглашении ранее данных ими показаний и о воспроизведении видеозаписи или киносъемки следственных действий, производимых с их участием, в случаях: 1) смерти потерпевшего или свидетеля; 2) тяжелой болезни, препятствующей явке в суд; 3) отказа потерпевшего или свидетеля, являющегося иностранным гражданином, явиться по вызову суда; 4) стихийного бедствия или иных чрезвычайных обстоятельств, препятствующих явке в суд; 5) допроса свидетеля, потерпевшего с участием подозреваемого, обвиняемого".
Список использованной литературы
1. Шарапова Д.В. Процессуальные аспекты обеспечения явки свидетеля в суд // Актуальные проблемы российского права. 2013. N 11.
2. Васяев А.А. О моменте оглашения в суде показаний свидетеля (потерпевшего), данных в ходе предварительного расследования по уголовному делу // Адвокатская практика. 2013. N 1.
3. Кудрявцева Т.Г., Кожухарик Д.Н. Очная ставка и вопросы ее процессуального проведения // Российский следователь. 2015. N 20.
4. Желтобрюхов С.П. Очная ставка не оправдывает себя как следственное действие // Российская юстиция. 2008. N 1. С. 56.
5. Брусницын Л.В. О праве обвиняемого допрашивать показывающих против него свидетелей // Российская юстиция. 2016. N 1. С. 37 - 40.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовный процесс, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.