Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовный процесс. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
О НЕОБХОДИМОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОРГАНУ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ВИДЕОКОНФЕРЕНЦ-СВЯЗИ НА СТАДИИ ДОСУДЕБНОГО ПРОИЗВОДСТВА
С.П. ЖЕЛТОБРЮХОВ
Правоприменительная практика, реалии наших дней и технические достижения цивилизации не стоят на месте. По мнению автора, наступило время для внедрения видеоконференц-связи не только на стадию судебного производства по уголовным делам (в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций), но и на стадию досудебного производства.
Сфера использования видеоконференц-связи является одним из перспективных направлений освоения технических средств в уголовном судопроизводстве. Ее надо расширять возможностью применения на стадии досудебного производства, а именно на предварительное расследование, которое согласно ч. 1 ст. 150 УПК РФ производится в форме предварительного следствия либо в форме дознания.
По мнению автора, необходимо предоставить органу предварительного следствия и дознания возможность проведения с использованием видеоконференц-связи в ходе досудебного производства по уголовному делу допроса свидетеля (потерпевшего), а также их допроса на очных ставках.
Данное нововведение не нарушит прав участников уголовного процесса, а, наоборот, сократит сроки предварительного расследования.
Как справедливо отмечает С.А. Новиков, следователи и дознаватели нашей страны не менее остро нуждаются в возможности дистанционного получения показаний допрашиваемых лиц <1>.
--------------------------------
<1> Новиков С.А. Допрос с использованием систем видеоконференц-связи: завтрашний день российского предварительного расследования // Российский следователь. 2014. N 1.
Введение видеоконференц-связи на стадию предварительного расследования не может истолковываться как ограничение права подозреваемого (обвиняемого) на защиту. Да и каким, собственно, образом в данном случае будет ограничено его право, если с использованием видеоконференц-связи будет допрашиваться свидетель (потерпевший)?
В этом ракурсе новелла юридически безупречна и подлежит практической реализации.
Многим юристам, особенно практикам, это предложение покажется спорным.
Однако хочу возразить, что в свое время автор также указывал на необходимость применения видеоконференц-связи не только при рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции, но и на возможность ее применения при рассмотрении дела судом первой инстанции <2>, что также неоднозначно воспринималось некоторыми юристами.
--------------------------------
<2> См., например: Желтобрюхов С.П. Продолжение реформирования уголовного судопроизводства - необходимый шаг к быстрому рассмотрению дел // Российская юстиция. 2010. N 5. С. 44 - 47.
Сегодня время и правоприменительная практика все расставили по своим местам.
На данный момент видеоконференц-связь достаточно широкого распространена и активно применяется в судах первой инстанции. К ней настолько привыкли, что даже не представляют, как ранее обходились без нее.
Теперь же, по мнению автора, настало время и для применения видеоконференц-связи в досудебном производстве по уголовным делам, где она еще, к сожалению, не применяется.
Необходимо наделить следователя и дознавателя правом применять в ходе предварительного расследования современные технические разработки для дистанционного допроса в режиме реального времени свидетеля (потерпевшего), находящегося, например, в дальнем плавании, в геологоразведочных партиях или зимовках, на антарктических станциях или сезонных полевых базах, удаленных от мест расположения органов предварительного следствия и дознания, либо находящегося за пределами Российской Федерации.
В таких случаях удостоверять личность допрашиваемого свидетеля (потерпевшего), по аналогии с ч. 4 ст. 146 УПК РФ, по поручению следователя (дознавателя) и оформлять подписку свидетеля (потерпевшего) о разъяснении ему прав, обязанностей и ответственности, предусмотренных ст. 56 Уголовно-процессуального кодекса, а потерпевшего - ст. 42 Уголовно-процессуального кодекса, должны капитаны морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководители геологоразведочных партий или зимовок, начальники российских антарктических станций или сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов предварительного следствия и дознания, главы дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации.
Некоторые возразят, что с учетом существующих технических реалий данное предложение невозможно воплотить в жизнь. В частности, видеоконференц-связь проходит в режиме реального времени и не записывается. Но это вопрос технический. Если законодатель разрешит использовать видеоконференц-связь при производстве предварительного расследования, то возможно разработать специальную аппаратуру, позволяющую записывать на цифровой носитель проводимую видеоконференц-связь.
Возникает правомерный вопрос о том, как удостоверять протокол допроса свидетеля (потерпевшего), составленный с применением видеоконференц-связи? Ведь допрашиваемое лицо не присутствует в месте, где составляется протокол его допроса.
Согласно ч. 1 ст. 166 УПК РФ протокол следственного действия составляется в ходе следственного действия или непосредственно после его окончания.
В соответствии с ч. 8 ст. 190 УПК РФ факт ознакомления с показаниями и правильность их записи допрашиваемое лицо удостоверяет своей подписью в конце протокола. Допрашиваемое лицо подписывает также каждую страницу протокола.
Согласно ч. 3 ст. 167 УПК РФ, если подозреваемый, обвиняемый, потерпевший или свидетель в силу физических недостатков или состояния здоровья не может подписать протокол, то ознакомление этого лица с текстом протокола производится в присутствии защитника, законного представителя, представителя или понятых, которые подтверждают своими подписями содержание протокола и факт невозможности его подписания.
По аналогии с ч. 3 ст. 167 УПК РФ можно сделать вывод о том, что при составлении с применением видеоконференц-связи протокола допроса свидетеля (потерпевшего), либо протокола очной ставки с их участием, в связи с нахождением допрашиваемого лица в другом месте, его ознакомление с текстом протокола возможно проводить в присутствии дежурного адвоката, чтобы тот, со своей стороны, как своеобразный "нотариус", подтверждал факт правильности составленного протокола допроса, так как допрашиваемое лицо, находясь на удаленном расстоянии, физически не сможет подписать данный процессуальный документ. Присутствие дежурного адвоката предотвратит впоследствии возможные заявления допрошенного свидетеля (потерпевшего) о том, что что-то не так отражено в протоколе его допроса либо видеоконференц-связь была плохой, ненадлежащего качества, и поэтому допрашиваемый не расслышал некоторые вопросы либо его не так поняли. А приложенная к протоколу допроса зафиксированная на цифровом носителе запись видеоконференц-связи будет очередным подтверждением допустимости такого процессуального документа, как доказательства.
По мнению автора, нормативную регламентацию порядка проведения допроса и очных ставок свидетеля (потерпевшего) с применением видеоконференц-связи возможно разработать. Это уже техническая, однозначно решаемая сторона вопроса. Как говорится, было бы желание. При этом какие-либо существенные фундаментальные препятствия законодательства для данного нововведения отсутствуют.
Данная новелла не противоречит ни Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ни Конституции РФ, ни Уголовно-процессуальному кодексу РФ, а поэтому достаточно адекватна и воплотима в жизнь.
При этом категорически невозможно применение видеоконференц-связи при допросе подозреваемого (обвиняемого) в ходе предварительного расследования, так как это фактически означает допрос подозреваемого (обвиняемого) в его отсутствие.
Допрашивать подозреваемого (обвиняемого) по видеоконференц-связи - все равно что суду рассматривать уголовное дело по первой инстанции с применением видеоконференц-связи в отношении подсудимого, находящегося не в зале судебного заседания.
Согласно ч. 1 ст. 193 УПК РФ следователь может предъявить для опознания лицо... свидетелю, потерпевшему, подозреваемому или обвиняемому.
Автор считает, что применение видеосвязи также невозможно при проведении такого следственного действия, как предъявление лица для опознания, предусмотренное ч. 1 ст. 193 УПК РФ.
Это очень специфическое следственное действие, которое проводить на расстоянии нельзя, так как здесь можно усмотреть нарушение прав опознаваемого лица. Если лицо предъявлено для опознания, значит, его в чем-то подозревают, то есть, по существу, он подозреваемый. Соответственно, ему должен быть предоставлен профессиональный защитник в лице адвоката. Большая вероятность, что подозреваемый в перспективе станет обвиняемым. При таких обстоятельствах применение видеоконференц-связи при предъявлении лица для опознания будет неправильным.
Опознание человека должно происходить в натуре.
При этом автор считает, что возможно применение видеоконференц-связи в ходе опознания трупа или его останков (частей).
Согласно ч. 1 ст. 193 УПК РФ для опознания может быть предъявлен и труп.
Как справедливо отмечает О.А. Соколова, в качестве отдельного вида опознания в уголовно-процессуальном законодательстве выделено опознание трупа. Данная разновидность следственного действия имеет свои специфические особенности. С их учетом следует рассматривать саму процедуру предъявления для опознания трупов или их останков (частей). Труп человека, не говоря о его частях или останках, является специфическим объектом, как из-за происходящих необратимых физиологических изменений, так и с точки зрения психологических особенностей его восприятия <3>.
--------------------------------
<3> Соколова О.А. Использование диагностической информации при освидетельствовании и предъявлении для опознания живых людей и трупов // Lex russica. 2015. N 5.
Как констатируют Д.А. Бурыка и Е.В. Егорова, опознающему приходится сравнивать признаки внешности трупа и живого человека, ранее им наблюдавшегося <4>.
--------------------------------
<4> Бурыка Д.А., Егорова Е.В. О психологических проблемах и особенностях предъявления трупов для опознания // Юридическая психология. 2013. N 4.
При этом смерть значительно трансформирует внешний облик человека <5>.
--------------------------------
<5> См., например: Воропаев Г.С. Проблемы идентификации неопознанных трупов в криминалистике: Дис. ... канд. юрид. наук. Владивосток, 2001. С. 40.
Сама обстановка опознания в морге трупа для родственников достаточно удручающа. Вид трупа, который порой приходится переворачивать для показа характерных особенностей: татуировок, шрамов, родинок и других особых примет, играющих важную роль при идентификации личности, а также специфический запах, связанный с процессом гниения и разложения биологических тканей трупа, для обычных законопослушных граждан, по своей работе и образу жизни не сталкивающихся с этим, в своей совокупности отрицательно влияют на психику опознающего.
Особое внимание при опознании трупа уделяется психологической подготовке опознающего к предстоящему предъявлению для опознания трупа. "Требуется приложить определенные усилия для того, чтобы помочь опознающему преодолеть чувство страха или отчаяния, которое охватывает его от одной мысли, что он увидит труп близкого ему человека" <6>.
--------------------------------
<6> Руководство по расследованию преступлений: Учебное пособие / Рук. авт. кол. А.В. Гриненко. М., 2002. С. 540.
Некоторые, и не только родственники, отказываются от проведения данного следственного действия по этическим соображениям, не желая вглядываться в труп.
Имеется и своя трудность в подборе понятых для проведения данного следственного действия, так как нет желающих осматривать мертвое тело, изменившееся под влиянием процессов разложения и полученных травм.
Поэтому, по мнению автора, в данном случае, при предъявлении для опознания трупа, в порядке ст. 193 УПК РФ возможно применение видеоконференц-связи, учитывая все вышеизложенные особенности проведения данного следственного действия.
Да и вообще процедуру опознания в морге, по вышеизложенным морально-этическим соображениям, даже не в ходе расследования возбужденного уголовного дела, а в ходе процессуальной проверки сообщения о преступлении, проводимой в порядке ст. 144 УПК РФ, например по факту обнаружения неопознанного трупа без признаков насильственной смерти либо по факту авиакатастрофы, возможно проводить с использованием видеоконференц-связи.
Не исключена возможность применения видеоконференц-связи при освидетельствовании живого лица, в порядке ч. 1 ст. 179 УПК РФ в целях обнаружения на теле живого человека особых примет, следов преступления, телесных повреждений.
Как справедливо отмечают С. Щерба, Е. Архипова, первоначальные шаги законодателя по нормативно-правовой регламентации использования видеоконференц-связи в уголовном процессе были весьма осторожными и не в полной мере удовлетворяли потребности судебной практики <7>.
--------------------------------
<7> Щерба С., Архипова Е. Правовые основы применения видеоконференц-связи в уголовном судопроизводстве России и перспективы их совершенствования // Уголовное право. 2014. N 4.
Хочется отметить, что и в настоящий момент отсутствуют какие-либо шаги законодателя по нормативно-правовой регламентации использования видеоконференц-связи на стадии досудебного производства. Хотя здесь применение видеоконференц-связи ждут большие перспективы.
Как обоснованно указывают А.Г. Халиулин, Т.М. Кебеков, использование видеоконференц-связи только при рассмотрении дел в суде - это очень узкое восприятие возможностей использования информационных технологий в уголовном судопроизводстве <8>.
--------------------------------
<8> Халиулин А.Г., Кебеков Т.М. Взаимодействие правоохранительных органов в сфере международно-правового сотрудничества // Законность. 2011. N 7.
П. Литвишко констатирует, что в странах Евросоюза практика проведения допросов участников уголовного судопроизводства посредством видеосвязи уже получила широкое распространение на стадиях досудебного и судебного производства <9>.
--------------------------------
<9> Литвишко П. Применение систем видеоконференц-связи при оказании международной правовой помощи по уголовным делам // Законность. 2007. N 7.
В связи с вышеизложенным автор считает, что настало время для внедрения видеоконференц-связи и в досудебную стадию уголовного судопроизводства, так как еще раз отмечу, что правоприменительная практика, реалии наших дней и технические достижения цивилизации не стоят на месте.
Список использованной литературы
1. Новиков С.А. Допрос с использованием систем видеоконференц-связи: завтрашний день российского предварительного расследования // Российский следователь. 2014. N 1.
2. Желтобрюхов С.П. Продолжение реформирования уголовного судопроизводства - необходимый шаг к быстрому рассмотрению дел // Российская юстиция. 2010. N 5. С. 44 - 47.
3. Соколова О.А. Использование диагностической информации при освидетельствовании и предъявлении для опознания живых людей и трупов // Lex russica. 2015. N 5.
4. Бурыка Д.А., Егорова Е.В. О психологических проблемах и особенностях предъявления трупов для опознания // Юридическая психология. 2013. N 4.
5. Воропаев Г.С. Проблемы идентификации неопознанных трупов в криминалистике: Дис. ... канд. юрид. наук. Владивосток, 2001. С. 40.
6. Руководство по расследованию преступлений: Учебное пособие / Рук. авт. колл. А.В. Гриненко. М., 2002. С. 540.
7. Щерба С., Архипова Е. Правовые основы применения видеоконференц-связи в уголовном судопроизводстве России и перспективы их совершенствования // Уголовное право. 2014. N 4.
8. Халиулин А.Г., Кебеков Т.М. Взаимодействие правоохранительных органов в сфере международно-правового сотрудничества // Законность. 2011. N 7.
9. Литвишко П. Применение систем видеоконференц-связи при оказании международной правовой помощи по уголовным делам // Законность. 2007. N 7.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовный процесс, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.