Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовный процесс. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРАВОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ СОГЛАШЕНИЯ О ЗАЩИТЕ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА ОТДЕЛЬНЫХ СТРАН СНГ
А.А. ДМИТРИЕВА
Борьба с организованной преступностью в пределах отдельного государства, как показывает правоприменительная деятельность, не всегда приводит к достаточно эффективным результатам. Отметим, что межгосударственные проблемы реализации государственной защиты и обеспечения безопасности участников уголовного процесса привлекают внимание отечественных ученых <1>. В последние десятилетия наблюдается тенденция интеграции усилий правоохранительных органов в решении проблем борьбы с преступностью на межгосударственном, наднациональном уровне.
--------------------------------
<1> См., например: Зайцев О.А. Теоретические и правовые основы государственной защиты участников уголовного судопроизводства в Российской Федерации: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1999; Гриненко А.В. Обеспечение права на защиту в стадии возбуждения уголовного дела // Уголовное право. 2001. N 1. С. 48 - 49; Брусницын Л.В. Теоретико-правовые основы и мировой опыт обеспечения безопасности лиц, содействующих уголовному правосудию: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2002; Епихин А.Ю. Концепция обеспечения безопасности личности в сфере уголовного судопроизводства: Дис. ... д-ра юрид. наук. Сыктывкар, 2004; и др.
Типичным примером такого взаимодействия является подписанное в Минске "Соглашение о защите участников уголовного судопроизводства" от 28 ноября 2006 г. <2>. Оно ратифицировано Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Россией, Таджикистаном и Украиной. Отметим, что не все государства, входящие в Содружество Независимых Государств (СНГ), подписали этот документ. Оставим за рамками исследования истинные причины отсутствия в тексте Соглашения других стран - участников СНГ, так как это тема отдельного исследования. Вместе с тем на основании ст. 34 Соглашения оно открыто для присоединения не подписавших его государств - участников Содружества Независимых Государств, а также государств, не являющихся его участниками.
--------------------------------
<2> Соглашение о защите участников уголовного судопроизводства (заключено в г. Минске 28 ноября 2006 г.). Азербайджан. Армения. Белоруссия. Казахстан. Киргизия Россия. Таджикистан. Украина // СЗ РФ. 2010. N 5. Ст. 460 (Далее - Соглашение).
Важной предпосылкой заключения Соглашения является решение Совета министров иностранных дел государств - членов СНГ "О проекте Соглашения о защите участников уголовного судопроизводства", которое было принято 16 октября 2006 года в г. Минске <3>.
--------------------------------
<3> Решение Совета министров иностранных дел государств - членов СНГ "О проекте Соглашения о защите участников уголовного судопроизводства" (принято в г. Минске 16 октября 2006 г.) // Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 17.04.2015).
Вступление в силу данного Соглашения на основании его ст. 31 осуществляется с даты сдачи на хранение депозитарию третьего уведомления о выполнении подписавшими его сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу. Для сторон, выполнивших необходимые процедуры позднее, оно вступает в силу с даты сдачи соответствующих документов депозитарию. Так, по сведениям Л.В. Брусницына, на 29 мая 2008 г. соответствующие внутригосударственные процедуры были завершены в Белоруссии и Казахстане; в остальных подписавших Соглашение государствах (Азербайджан, Армения, Киргизия, Россия, Таджикистан, Украина) эти процедуры завершены не были <4>.
--------------------------------
<4> См.: Брусницын Л.В. Комментарий законодательства об обеспечении безопасности участников уголовного судопроизводства (постатейный). М.: Юстицинформ, 2009. С. 164.
На основании данного Соглашения было издано распоряжение Президента РФ от 10 сентября 2008 г. N 527-рп <5> о назначении статс-секретаря - заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации Овчинникова Николая Александровича официальным представителем Президента Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации вопроса о ратификации Соглашения о защите участников уголовного судопроизводства, подписанного в г. Минске 28 ноября 2006 года. Как видно из содержания данного распоряжения, координация деятельности процесса обеспечения защиты участников уголовного судопроизводства была возложены на системы органов внутренних дел России.
--------------------------------
<5> Распоряжение Президента РФ от 10 сентября 2008 г. N 527-рп "Об официальном представителе Президента Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации вопроса о ратификации Соглашения о защите участников уголовного судопроизводства, подписанного в г. Минске 28 ноября 2006 г." // СЗ РФ. 2008. N 37. Ст. 4207.
Обратим внимание, что в Российской Федерации координация деятельности по борьбе с преступностью является одним из направлений системы органов прокуратуры Российской Федерации (ст. 8 Закона о прокуратуре) <6>. В этой связи целесообразно добавить Генерального прокурора Российской Федерации как координатора реализации основных положений данного Соглашения.
--------------------------------
<6> Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472.
Как следует из текста пояснительной записки "К проекту Федерального закона "О ратификации Соглашения о защите участников уголовного судопроизводства" предполагается, что в реализации Соглашения с российской стороны будут участвовать МВД России, Минобороны России, ФСБ России, ФСКН России, ФСИН России и ФТС России <7>.
--------------------------------
<7> Пояснительная записка "К проекту Федерального закона "О ратификации Соглашения о защите участников уголовного судопроизводства" // СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 20.04.2015).
Отметим, что применение мер защиты возможно при наличии письменного согласия защищаемого лица или его законных представителей. В случае если защищаемое лицо является несовершеннолетним или совершеннолетним, но нетрудоспособным, применение защитных мер осуществляются только по письменному согласию их родителей либо иных законных представителей (ст. 15 Соглашения).
Примечательно, что Соглашение выделяет различные категории таких защищаемых лиц, как несовершеннолетние, совершеннолетние нетрудоспособные, лица (ч. 2 ст. 14 Соглашения), содержащиеся под стражей (ст. 13 Соглашения).
К мерам защиты, которые перечислены в ст. 4, настоящее Соглашение относит: а) временное помещение защищаемого лица в безопасное место на территорию запрашиваемой Стороны; б) переселение защищаемого лица для проживания на территорию запрашиваемой Стороны; в) замена документов защищаемого лица; г) изменение внешности защищаемого лица; д) выдача защищаемому лицу специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения; е) личная охрана, охрана жилища и имущества; ж) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице; з) изменение места работы (службы) или учебы; и) применение дополнительных мер защиты в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в местах отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое.
Как видно из перечисленных защитных мер, они являются наиболее распространенными и закреплены в специальных национальных законах, например, ст. 6 Федерального закона Российской Федерации N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" <8>; ст. 6 Закона Республики Таджикистан "О государственной защите участников уголовного судопроизводства" <9> и др.
--------------------------------
<8> Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" // СЗ РФ. 2004. N 34. Ст. 3534.
<9> Закон Республики Таджикистан от 3 июля 2012 г. N 865 "О государственной защите участников уголовного судопроизводства" // Ахбор Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2010. N 12. Ст. 806.
В ч. 2 ст. 4 Соглашения установлена возможность применения и иных мер защиты, не предусмотренных Соглашением. Для этого необходимо взаимное согласие сторон, участвующих в реализации меры защиты. К ним можно отнести, например, уголовно-процессуальные меры безопасности, установленные в ч. 3 ст. 11 УПК РФ, кроме того, возможно выделение уголовного дела в отдельное производство (ст. 154 УПК) и т.д. Не исключено, что защищаемое лицо может проходить службу в Вооруженных Силах. В отношении военнослужащих имеются определенные особенности применения мер защиты, связанные с особенностями прохождения военной службы.
В ч. 2 ст. 2 Соглашения установлено условие применения положений Соглашения: меры защиты, принимаемые запрашивающей стороной в соответствии с ее национальным законодательством в отношении защищаемых лиц, не могут обеспечить их надлежащую безопасность. Как показывает практика применения мер государственной защиты, не всегда имеется возможность обеспечить безопасность в рамках границ государства. Это обстоятельство осложняется также и относительно высоким уровнем коррупции правоохранительной системы и проблемами обеспечения конфиденциальности сведений о применяемых мерах государственной защиты при производстве по уголовному делу.
Представляет определенный интерес содержание ст. 14 Соглашения, в которой установлена возможность по запросу запрашивающей стороны защищаемому лицу оказания содействия в устройстве на работу и (или) учебу. В случае если защищаемое лицо не достигло совершеннолетия, оно может быть временно помещено в детское дошкольное учреждение, а совершеннолетнее нетрудоспособное лицо - в учреждение социальной защиты населения. По нашему мнению, это представляет определенный интерес в части конкретизации места пребывания, пусть и временного, для несовершеннолетних защищаемых лиц. По крайней мере, в российском законодательстве имеется в виду Федеральный закон N 119-ФЗ "О Государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" <10>, аналогичное правовое регулирование несовершеннолетнего статуса защищаемого лица не имеется.
--------------------------------
<10> Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ (ред. от 3 февраля 2014 г., с изм. от 4 июня 2014 г.) "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" // СЗ РФ. 2004. N 34. Ст. 3534.
В ч. 1 ст. 4 Соглашения установлено, что в отношении защищаемых лиц может применяться одна или одновременно несколько мер защиты. В частности, предоставление защищаемому лицу специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения регулируется ст. 9 Соглашения. Очевидно, что эта мера защиты, впрочем, как и личная охрана, охрана жилища и имущества защищаемого лица (ст. 10 Соглашения), может применяться только одновременно с иной защитной мерой, например, в случае временного переселения лица в другое место (ст. 5 Соглашения) или проведения ему пластической операции (ст. 8 Соглашения).
Другая защитная мера, замена защищаемому лицу документов с изменением его фамилии, имени, отчества и других сведений о нем, перечень которых согласовывается компетентными органами заинтересованных сторон (ст. 7 Соглашения), также является сопутствующей реализацией иных мер защиты, осуществляемых на территории иностранного государства. Однако, на наш взгляд, замена российских документов на иностранные может осуществляться и без перемещения защищаемого лица за пределы Российской Федерации. Очевидно, что подобная замена защищаемому лицу российских документов на иностранные возможна только на территории иностранного государства.
Немаловажным обстоятельством, по нашему мнению, является возможность проведения оперативно-розыскных мер при реализации защиты, которая установлена в ст. 11 Соглашения. Получение необходимой информации конфиденциальным путем в связи с реализацией мер защиты следует рассматривать как важную гарантию обеспечения безопасности защищаемого лица. Кроме того, применение оперативно-розыскных мер способствует защите прав и законных интересов как защищаемого лица, так и интересов правосудия в привлечении к уголовной ответственности и назначению наказанию виновному лицу.
Статья 12 Соглашения устанавливает обязанность обеспечения конфиденциальности сведений о защищаемом лице, которая выражается в ограничении выдачи информации о его личности, месте жительства и других данных из государственных и иных справочно-информационных фондов. При этом сам механизм ограничения определяется запрашиваемой стороной. По нашему мнению, эта норма может быть дополнена необходимостью распространения такого запрета не только на государственные информационные базы данных, но и на негосударственные. Кроме того, конфиденциальность процесса обеспечения безопасности установлена в ст. 3 Соглашения, при этом степень конфиденциальности определяется посредством консультаций между компетентными органами заинтересованных сторон в каждом конкретном случае применения мер защиты.
Как видно, Соглашение имеет много позитивных моментов. Однако, как и многие правовые акты, оно не идеально и может совершенствоваться. В этой связи отдельные авторы отмечают, что большинство актуальных вопросов не нашли своего должного отражения в Соглашении и по-прежнему остаются вне поля правового регулирования.
Так, например, Л.В. Брусницын отмечает, что не решен вопрос о применении мер безопасности до возбуждения уголовного дела в случаях, когда лицо обратилось в компетентные органы с заявлением о совершенном в отношении его преступлении на территории РФ и настаивает на применении к нему мер безопасности в стране его проживания, так как реально существует подобная угроза <11>. Такой вывод делается, вероятно, из содержания п. "а" ст. 1 Соглашения, в котором дано определение термина "уголовное судопроизводство", под которым предлагается понимать "досудебное и судебное производство по уголовному делу, осуществляемое в соответствии с национальным законодательством Сторон". Кроме того, в указанной в п. "б" ст. 1 Соглашения дефиниции "защищаемое лицо", прямо не указан заявитель, сообщивший о преступлении. Однако формулировка "...а также другие лица, подлежащие защите в соответствии с национальным законодательством запрашивающей стороны", на наш взгляд, дает возможность применения мер защиты и к заявителю или пострадавшему до решения вопроса о возбуждении производства по уголовному делу и вынесения соответствующего процессуального акта о признании его в качестве потерпевшего.
--------------------------------
<11> См.: Брусницын Л.В. Теоретико-правовые основы и мировой опыт обеспечения безопасности лиц, содействующих уголовному правосудию: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2002. С. 123.
Следует согласиться с П.В. Бакуновским, который указывает, что в Соглашении также не решен вопрос о применении уголовно-процессуальных мер обеспечения безопасности, кроме того, в нем не рассматривается возможность применения мер безопасности по окончании судебного разбирательства по делу <12>. Вместе с тем возможность применения мер защиты после окончания судебного заседания, по нашему мнению, все же имеется.
--------------------------------
<12> См., например: Бакуновский П.В. Международное сотрудничество в сфере обеспечения безопасности потерпевших, свидетелей и иных лиц, содействующих расследованию // Российский следователь. 2009. N 16. С. 26 - 28.
Во-первых, меры защиты могут применяться не только к лицам, находящимся под стражей, то есть в период производства по уголовному делу, но и к лицам, отбывающим наказания в виде лишения свободы, то есть после судебного разбирательства (п. "и" ч. 1 ст. 4 Соглашения).
Во-вторых, фактически любая из перечисленных в ст. 4 Соглашения мер защиты может быть применена по окончании судебного заседания (временное перемещение защищаемого лица в другое место, замена документов, изменение внешности и пр.).
Процесс реализации российской стороной на территории РФ защитных мер в отношении иностранного защищаемого лица, по нашему мнению, может вызвать серьезные проблемы, так как отдельные меры государственной защиты и обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства, содействующих уголовному правосудию, в настоящее время трудновыполнимы.
Так, например, по сведениям Н.И. Крюковой такая мера безопасности как переселение защищаемого лица (гражданина РФ) на другое место жительства практически невозможна в действующих российских реалиях. По ее мнению, не определен статус жилья, которое защищаемое лицо покидает, на какие деньги оно должно приобретать себе новый дом или квартиру, где ему работать, как выполнять свои обязательства перед третьими лицами. Эти и другие связанные с ними вопросы до сих пор в полной мере не урегулированы. По сведениям МВД России, в 2011 году только на аренду квартир, где жили охраняемые, ведомство потратило 30 млн. руб. Министерством предлагается создание специального жилого фонда для аренды или закупки жилых помещений для защищаемых лиц. По мнению правоохранительных органов, покупать для свидетелей жилье можно за бюджетные деньги, а взамен изымать старые квартиры. Однако пока непонятно, на каком основании это можно будет делать <13>.
--------------------------------
<13> См.: Крюкова Н.И. Проблемы обеспечения защиты свидетелей // Российская юстиция. 2012. N 2. С. 43 - 44.
Как отмечено в преамбуле Соглашения, оно направлено на достижение цели обеспечения эффективной борьбы с преступностью на территориях сторон и успешного осуществления задач уголовного судопроизводства, обеспечение надлежащей защиты законных прав и интересов лиц, содействующих достижению этих целей. Заключение подобных межгосударственных правовых актов, несомненно, имеет позитивное значение, предоставляет более широкие возможности повышения эффективности противодействия организованной преступности, способствует повышению качества сотрудничества правоохранительных органов на межгосударственном уровне.
Литература
1. Бакуновский П.В. Международное сотрудничество в сфере обеспечения безопасности потерпевших, свидетелей и иных лиц, содействующих расследованию // Российский следователь. 2009. N 16. С. 26 - 28.
2. Брусницын Л.В. Комментарий законодательства об обеспечении безопасности участников уголовного судопроизводства (постатейный). М.: Юстицинформ, 2009.
3. Епихин А.Ю. Концепция обеспечения безопасности личности в сфере уголовного судопроизводства: Дис. ... д-ра юрид. наук. Сыктывкар, 2004.
4. Зайцев О.А. Теоретические и правовые основы государственной защиты участников уголовного судопроизводства в Российской Федерации: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1999.
5. Крюкова Н.И. Проблемы обеспечения защиты свидетелей // Российская юстиция. 2012. N 2. С. 43 - 44.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовный процесс, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.