Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовный процесс. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ (1870 - 1879 ГГ.)
В.И. АЛЕКСЕЕВ
В 60-х годах XIX столетия в составе Министерства внутренних дел была образована особая комиссия по тюремному преобразованию. По итогам деятельности комиссии сформированы предложения о необходимых в тюремной системе изменениях. В качестве основных можно назвать: реформирование исправительных учреждений, предварительного заключения, введение одиночного заключения, арестантского труда, воспитания арестантов.
В проекте тюремных преобразований 1870 г. вопрос преобразования предварительного заключения арестантов стал важнейшей государственной задачей. Содержание подследственных и подсудимых арестантов, как это предусматривал проект, осуществляется в особых при тюрьмах следственных отделениях вне всякого сообщения с осужденными (ст. 1 проекта 1870 г.) <1>.
--------------------------------
<1> ГАРФ. Ф. 122. Оп. 1. Д. 294. Л. 12, 20 об.
В 70-х годах XIX столетия была сделана очередная попытка реформирования мест заключения, содержания арестантов и их попечения. В конкретно-исторических условиях комиссия под председательством В.А. Соллогуба предложила разделить массу содержащихся под стражей на две главные группы: а) на состоящих под следствием и судом; б) на отбывающих наказание по судебным приговорам (ст. проекта 1872 г.) <2>.
--------------------------------
<2> См.: Ф. 122. Оп. 1. Д. 55. Л. 222.
Метод синхронного сравнительного правоведения при изучении проектов 1870 и 1872 гг. дает нам представление о свойствах предварительного и исполнительного заключения, о коренном их различии, как установлено ст. 100 Уст. сод. страж. Вместе с тем это справедливое требование закона не всегда и не вполне соблюдалось на практике <3>. Совершенно недопустимо теоретически, а практически тем не менее становилось возможным, когда значительная часть тюрем были не приспособлены к содержанию обвиняемых по категориям <4>, а ограничение срока содержания под стражей до суда зависело всецело от процедуры уголовного судопроизводства <5>. Кроме того, "обвиняемые по одному преступлению и по одному и тому же делу содержатся вместе" <6>, а иногда содержатся длительное время ввиду "неопределенности правил направления в тюрьму арестантов, без причины заключения" <7>. Нельзя забывать о том, пишет Дж. Кеннан, что "многие из арестантов признаются впоследствии невиновными; но тем не менее с ними обходятся как с приговоренными уже преступниками" <8>.
--------------------------------
<3> Там же.
<4> См.: О настоящем положении тюремного вопроса. СПб., 1867. С. 11.
<5> См.: Апраксин А.Д. Предварительное заключение из личного опыта. СПб., 1887. С. 24.
<6> Там же.
<7> Там же.
<8> Кеннан Дж. Тюрьмы в России. СПб., 1906. С. 76.
Для органов следствия важность этой работы определяется тем, что она необходима и для решения вопроса о привлечении того или иного лица к уголовной ответственности, и для правильной квалификации преступления. Ее важность для судебных органов определяется тем, что она является залогом для индивидуализации назначения виновному вида наказания в соответствии с общественной опасностью совершенного преступления, тяжестью и личностью самого преступника.
Дж. Кеннан повествует о том, что в полиции рассматривают три категории фактов, по которым человек может оказаться в числе задержанных: "во-1-х, обычай арестовывать людей без разбора; во-2-х, заключение людей в тюрьму как средство пытки для того, чтобы добиться от них сознания и выдачи друзей; в-3-х, незаконное содержание политически заподозренных в одиночном заключении в продолжение месяцев и даже годов, в то время как полиция разыскивает по всей империи улики для их обвинения" <9>. Так, полковник Богородский "в ожидании суда... провел в одиночном заключении... четыре года и три месяца" <10>.
--------------------------------
<9> Кеннан Дж. Жизнь политических арестантов в русских тюрьмах. Женева, 1889.
<10> Кеннан Дж. Сибирь и ссылка. Т. 1. СПб., 1999. С. 287.
Причинно-следственный характер обстоятельств осуществления предварительного заключения приводит правительственные комиссии под председательством Соллогуба, Зубова к следующим выводам. Оно не может быть свыше 1,5 лет. Предварительное заключение преследует следующие задачи: 1) способствовать успешному проведению судебного расследования; 2) принудительное одиночное заключение лишь до окончания предварительного следствия в целях предупреждения укрывательства; 3) ограждение содержащихся от нравственно опасного для них сообщества <11>. Исключение любого из элементов, на чем основано предварительное заключение, становится помехой в достижении справедливого вынесения судебного приговора.
--------------------------------
<11> ГАРФ. Ф. 122. Оп. 6. Д. 55. Л. 253 об.
Сказанное имеет большое значение для сохранения юридической правоспособности подследственного арестанта, т.е. "предоставление обвиняемому всех тех удобств, которые согласны с целями правосудия" <12>, с одной стороны. А с другой стороны, обеспечение реализации норм об установленных правилах предварительного заключения включает и совершенствование государственно-принудительных мер воздействия на них. Заключенные во время содержания под стражею подвергаются только тем стеснениям, которые вызываются необходимостью предупредить уклонение от следствия и суда и исполнения приговора, а также мерами к предупреждению раскрытия преступлений <13>.
--------------------------------
<12> Фойницкий И.Я. На досуге. СПб., 1898. С. 218.
<13> См.: Никитин В.Н. Тюрьма и ссылка. СПб., 1880. С. 502.
Невозможность для подследственного заключения общего порядка содержания заключается в том, как пишет И.Я. Фойницкий, что оно содержит карательное заключение. Неуместность такого заключения в следующем:
1) среди подследственно-заключенных могут быть лица, задержанные по ошибке;
2) контингент подследственных домов гораздо разнообразнее, а потому установление в подследственных домах какой бы то ни было системы классификации не имеет юридической почвы (ибо все подследственные должны быть одинаково предполагаемо невиновными и неиспорченными);
3) общая система подследственного заключения неприемлема, создавая почву для заведения опасных знакомств и для развращения лучших худшими;
4) при превращении подследственных домов в обширные клубы людей преступного класса и этим самым для освобождаемого даже после оправдательного приговора существенно затрудняется возврат к честной жизни <14>.
--------------------------------
<14> См.: Труды пенитенциарной комиссии Санкт-Петербургского юридического общества. СПб., 1890. С. 159.
Для устранения таких опасений общим и наиболее действенным средством является одиночное заключение. Изоляция и соответствующие ей правоограничения лиц, заключенных под стражу, связаны с достижением целей предварительного расследования и судебного разбирательства уголовных дел, и их зависимость от личности обвиняемого и характера совершенного преступления проявляется только на стадии применения соответствующей меры пресечения. При системе разъединения укрывательство вряд ли станет возможным, так как побеги совершаются в большинстве случаев только при содействии других заключенных. Условие одиночного заключения представляется весьма существенным для интересов обвинения, так как практика указывает на многочисленные примеры обвиняемых, сознавшихся в преступлениях, но затем при содержании их в общих камерах отказавшихся от своих показаний, данных ими на предварительном следствии.
Польза одиночного заключения вряд ли может подлежать какому-либо сомнению. Нравственный вред, проистекающий от содержания в общих камерах, признан уже всеми и в теории, и в практике <15>. Режим заключенных предварительного разряда в таком случае не зависит от характера совершенного преступления. Имея в качестве ориентира обобщенный опыт применения предварительного заключения за рубежом для сохранения юридической правоспособности подследственного арестантам, правительственной комиссии обеспечиваются гарантии "предоставления обвиняемому всех тех удобств, которые согласны с целями правосудия" <16>.
--------------------------------
<15> См.: Труды пенитенциарной комиссии... С. 168.
<16> ГАРФ. Ф. 122. Оп. 6. Д. 55. Л. 250.
Условие одиночного заключения представляется весьма существенным для интересов обвинения, так как, по мнению членов комитета для окончательного обсуждения проекта о тюремном преобразовании (1873 г.) при обсуждении ст. 104 проекта, практика свидетельствует о том, что сначала обвиняемые сознаются в преступлениях, а затем отказываются от показаний, данных ими на предварительном следствии <17>.
--------------------------------
<17> См.: ГАРФ. Ф. 122. Оп. 1. Д. 55. Л. 254.
Арестованные при поступлении в дом заключения помещаются в одиночные камеры, из которых переводятся в общие не иначе как по распоряжению судебной власти <18>. Предварительное тюремное заключение не имеет целью исправление арестованного, а потому разъединение между собою арестованных сверх необходимости есть мера нецелесообразная. Таким образом, применение безусловного разъединения подследственных заключенных не преследует карательной цели, а исключительно поддерживает интересы следствия.
--------------------------------
<18> См.: Никитин В.Н. Указ. соч. С. 502.
Как уже говорилось, нравственный вред, проистекающий от содержания в общих камерах арестантов, признан уже и в теории, и в практике. Режим заключенных предварительного разряда в таком случае не зависит от характера совершенного преступления. Вместе с тем режим одиночного заключения влияет на психику человека. В уединении он становится молчаливым. Так, случилось видеть одного поляка, впавшего в спячку, пишет Н.М. Ядринцев, который провел значительное время в келейном заключении во время следствия <19>. Арестанты, подследственные испытывают психические мучения и подвергаются более или менее значительному нравственному расстройству <20>. Подобные последствия келейной системы были типичными и для некоторых европейских тюремных систем, что в конечном счете стало причиной к ограничению уединения. Между тем "подследственные тюрьмы во Франции остаются в большинстве случаев келейными" <21>.
--------------------------------
<19> См.: Ядринцев Н.М. Русская община в тюрьме и ссылка. СПб., 1872. С. 17.
<20> Там же. С. 18.
<21> Там же. С. 26.
Все арестованные в домах предварительного заключения до судебного приговора должны пользоваться теми же правами, какими они пользовались на свободе. При предварительном заключении не должно быть отказано заключенному в свидании с близкими родственниками. Между тем свидания и корреспонденция предоставляют возможность влияния на сокрытие доказательств преступления. Поэтому ограничение правил и надзор за свиданиями и корреспонденцией требуются только тогда, когда предварительное заключение имеет целью предотвращение вредного влияния обвиняемого на ход следствия.
В январе 1875 г. в Санкт-Петербурге открылся дом предварительного заключения. Дом сначала состоял в ведении Санкт-Петербургского губернского правления и комитета Общества попечительного о тюрьмах. Затем перешел в непосредственное подчинение двух министерств: внутренних дел и юстиции. Порядок содержания арестованных в доме предварительного заключения регламентировался Инструкцией по управлению домом предварительного заключения. В отношении порядка содержания арестованных, в соответствии с указанной Инструкцией, управляющий домом действует под непосредственным надзором прокурора.
Таким образом, институт предварительного заключения как теоретическая конструкция обладает весьма существенными элементами, которые сохраняют тайну следствия и поддерживают юридическую правоспособность обвиняемого.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовный процесс, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.