Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовный процесс. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ
М.А. АЛПЕЕВА
Выявление и расследование экстремистской преступной деятельности невозможно без должным образом налаженного взаимодействия между правоохранительными органами как РФ, так и зарубежных стран. Экстремизм является сложным социально-правовым явлением, и противодействие ему не может осуществляться силами какого-либо одного правоохранительного органа, а требует организации сотрудничества и взаимодействия всех органов правоохранительной системы в целом. В качестве одной из специфических черт осуществления дознавателями таможенных органов досудебного производства по делам о преступлениях, совершаемых в сфере таможенного дела и сопряженных с осуществлением экстремистской деятельности, можно назвать тесное взаимодействие с иными органами предварительного расследования, к подследственности которых отнесены преступления экстремистской направленности.
После возбуждения уголовного дела о преступлении экстремистской направленности или принятия его к своему производству следователь вправе давать таможенным органам как органам дознания в случаях и порядке, установленном УПК РФ, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ), которые должны быть выполнены в срок не позднее 10 суток. Поручения могут носить характер как следственного действия, так и оперативно-розыскного мероприятия. Производство данных действий поручается либо дознавателю, либо оперативному сотруднику таможенных органов. Порядок исполнения поручений, соответственно, различается в зависимости от субъекта, который будет их исполнять, и от самого содержания поручения. При исполнении данных ему поручений дознаватель таможенных органов уже не является лицом, самостоятельно осуществляющим предварительное расследование, а подчиняется следователю. Дознаватель исполняет их, составляет протоколы об их производстве, подписывает их, привлекает к участию понятых, специалистов, экспертов и других лиц, необходимых для производства поручаемых ему процессуальных действий <1>.
--------------------------------
<1> См., например: Зимин Р.В. Процессуальный порядок привлечения следователем органов дознания для оказания содействия при производстве предварительного следствия // СПС "КонсультантПлюс".
Дознавателю таможенного органа может быть поручено проведение любого из имеющегося в УПК РФ перечня следственных действий. Он самостоятельно проводит порученные ему следственные и иные процессуальные действия и принимает процессуальные решения. Исключение составляют случаи, когда на это требуются согласие начальника органа дознания, прокурора или судебное решение (ч. 3 ст. 41 УПК РФ), так что, принимая решение об исполнении поручения об отдельных следственных действиях, он прежде всего должен убедиться в наличии правовых оснований для этого <2>.
--------------------------------
<2> См.: Быков В. Принятие следователем решения о производстве следственных действий. URL: http://luristlib.ru/book2881.html.
В указанном случае небезынтересна ситуация с тем, какой субъект - следователь или дознаватель - должен выносить постановление о производстве соответствующего следственного действия. Положения уголовно-процессуального закона и практика его применения показывают, что следователь выносит названное постановление и вместе с письменным поручением направляет его дознавателю, который лишь исполняет его. Но при этом в практике предварительного расследования возможны и нередко встречаются ситуации, когда поручение дается без вынесения постановления следователем, предполагающим, что его вынесет дознаватель и произведет поручаемые действия. Но в таком случае вызывает сомнения законность производимых дознавателем следственных действий, который в данном случае не является лицом, осуществляющим предварительное расследование, тем более в форме предварительного следствия, и будут ли их результаты допустимы в качестве доказательств.
При направлении письменного поручения о производстве отдельных следственных действий по делам о преступлениях экстремистской направленности следователь должен в первую очередь руководствоваться целесообразностью использования сил и средств процессуального характера того органа дознания, который наиболее компетентен в расследовании именно таких уголовных дел. Представляется, что следователь должен отдавать предпочтение тем органам дознания, основная сфера деятельности которых наиболее близка к содержательной стороне предмета доказывания по расследуемой категории уголовных дел. Таможенные органы как органы дознания компетентны в сфере ВЭД, поэтому производство отдельных следственных действий в случае связи и специфических особенностей уголовных дел о преступлениях экстремистской направленности с данной областью целесообразно поручать именно им.
В связи с чем представляется, что при производстве предварительного следствия по делам о преступлениях экстремистской направленности следователю необходимо осуществлять более широкое взаимодействие с правоохранительными структурами таможенных органов и поручать им производство отдельных следственных и иных процессуальных действий в той части расследования, где именно они могут наиболее эффективным образом оказать содействие (тем более в случае, если сообщение о преступлении получено от таможенных органов). Целесообразность такого предложения объясняется тем, что таможенные органы имеют в своем распоряжении довольно обширный перечень средств, способствующих производству предварительного расследования как процессуального, так и оперативно-розыскного характера, а также инструменты таможенного контроля, присущие им в силу специфики их деятельности в соответствии с таможенным законодательством.
Должностные лица таможенных органов могут участвовать в расследовании преступлений непосредственно экстремистской направленности, по которым осуществляется предварительное расследование только в форме предварительного следствия, в качестве членов следственной группы, формирование и функционирование которой также является одной из форм процессуального взаимодействия. Дознаватели и другие сотрудники правоохранительных структур таможенных органов могут участвовать в следственных группах в расследовании уголовного дела лишь в рамках отнесенного к их подследственности преступления. Наиболее целесообразным для расследования будет включение в следственную группу именно того должностного лица таможенного органа, которое осуществляло какие-либо процессуальные действия по данному уголовному делу ранее.
В данном случае интересным является вопрос о том, каким образом происходят участие дознавателя в следственной группе, его коммуникация со следователями - другими участниками следственной группы, подчинение его руководителю следственной группы и осуществление им каких-либо процессуальных действий в составе группы. При этом расследование уголовного дела производится именно в форме предварительного следствия, которое дознаватель по закону не осуществляет.
УПК РФ закрепляет возможность создания группы в составе следователей и в ней допускается также участие сотрудника органа, осуществляющего ОРД, но не конкретизируется, что им может быть дознаватель. Различие между дознавателем и непосредственно сотрудником оперативно-розыскных подразделений органа дознания очевидно и заключается в их правовом положении. Дознаватель является самостоятельным процессуальным лицом, осуществляющим предварительное расследование в форме дознания. Сотрудник оперативно-розыскных подразделений органа дознания осуществляет либо ОРД до возбуждения уголовного дела, либо оперативное сопровождение расследования уголовного дела в дальнейшем.
Из положений УПК РФ вытекает, что по общему правилу дознаватель выполняет указания начальника органа дознания. Но, являясь членом следственной группы, дознаватель должен подчиняться ее руководителю. Возникает вопрос: каков тогда должен быть законный порядок дачи руководителем следственной группы поручений дознавателю - члену следственной группы?
Логически рассуждая, представляется, что, для того чтобы строго следовать букве закона и иметь возможность дать дознавателю задание, руководителю следственной группы необходимо составлять письменное поручение на имя начальника органа дознания - начальника таможенного органа, который впоследствии поручает либо сам, либо через начальника подразделения органа дознания выполнение этого поручения дознавателю, который входит в следственную группу. Данная система является слишком громоздкой и занимает значительное время, что затягивает предварительное расследование, особенно в случае работы следственной группы не в месте нахождения органа дознания - таможенного органа (например, в другом населенном пункте). Кроме того, при соблюдении такого порядка поручения руководителя следственной группы выполнялись бы дознавателем с опозданием в отличие от следователей, входящих в ту же группу, что влияло бы на эффективность расследования и делало участие дознавателя в следственной группе нецелесообразным. На практике такая система не реализуется и в случае возникновения необходимости организации следственной группы с участием дознавателя (дознавателей) к нему (ним) применяются те же правила, что и к следователям - другим членам следственной группы, что с точки зрения уголовно-процессуального закона не совсем правомерно, так как нарушает процессуальную форму. В данном случае практика опирается на положения УПК РФ об общих правилах производства предварительного расследования, устанавливающие, что к производству дознания применяются нормы, относящиеся к производству предварительного следствия.
Таким образом представляется, что ст. 163 УПК РФ о порядке создания и деятельности следственных групп следует напрямую распространить и на орган дознания, дознавателя и сделать указание на возможность участия в ней дознавателя, что позволит соблюсти принцип законности и избежать, в свою очередь, таких излишне усложненных процедур, связанных с организацией взаимодействия органов дознания и органов предварительного следствия в данной форме, которые и без того не используются.
Литература
1. Быков В. Принятие следователем решения о производстве следственных действий. URL: http://juristlib.ru/book2881.html.
2. Зимин Р.В. Процессуальный порядок привлечения следователем органов дознания для оказания содействия при производстве предварительного следствия // СПС "КонсультантПлюс".
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовный процесс, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.