Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовный процесс. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРИНЦИП СПРАВЕДЛИВОСТИ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРАВЕ РОССИИ
Э.А. ЮНУСОВ, С.А. ЮНУСОВ
Категория справедливости права является одной из вечных тем. Значимость ее заключается в том, что проведение реформ Федеральной службы исполнения наказаний требует всестороннего, тщательного, объективного, справедливого подхода. Необходимо преобразовать уголовно-исполнительную систему исключительно на основе справедливости, чтобы не было "перегибов влево и вправо".
Генезис справедливости норм права связан с возникновением природы, человека, общества, а также институтов права и государства, которая влияет на динамику их развития. Справедливость является не только основным общеправовым принципом, но и принципом всей человеческой жизнедеятельности и природы. Д.А. Медведев на ярославском форуме в сентябре 2010 г. говорил о необходимости правового воплощения гуманистических ценностей и идеалов, в том числе и справедливости. То есть все те ценности, которых мы придерживаемся, должны иметь правовую форму. Необходимо придать этим ценностям практическую силу закона, которая направляет развитие всех общественных отношений, т.е. задает главные ориентиры общественного развития <1>.
--------------------------------
<1> Российская газета. 2010. 13 сентября.
Не случайно вопросы справедливости находятся в центре острейшей идеологической, политической и правовой борьбы. Реформирование следует организовывать таким образом, чтобы все отношения пронизывало больше справедливости, законности, гуманизма, толерантности и свободы (минимум принуждения, кары и зла). Справедливость и гуманизм, законность и этичность, понимаемые как человечность в общественной деятельности, беспристрастность и объективность по отношению к общественности, предполагают уважение к человеку независимо от его социального статуса. Член Верховного суда США У. Дуглас отметил, что мы много болтаем о Законе и Порядке, особенно когда говорим о мошенничестве, уличных преступлениях, грабежах и тому подобном. Но в глубине души у нас заложено презрение к закону, поскольку закон, ограничивая одних, попустительствует другим <2>. Это, на наш взгляд, является основой несправедливости.
--------------------------------
<2> Боботов С.В. Буржуазная социология права. М.: Юрид. лит., 1978. С. 1.
Каждая личность обладает основанной на справедливости неприкосновенностью, которая не может быть нарушена даже процветающим обществом. По этой причине справедливость не допускает, чтобы потеря свободы одними была оправдана большими благами других. Непозволительно, чтобы лишения, вынужденно испытываемые меньшинством, перевешивались большей суммой преимуществ, которыми наслаждается большинство. Следовательно, в справедливом обществе должны быть установлены свободы граждан, а права, гарантируемые справедливостью, не должны быть предметом политического торга или же калькуляции политических интересов.
Совершенно справедливо отмечает профессор И.А. Исаев, что юриспруденция - это знание вещей божественных и человеческих, знание того, что справедливо и несправедливо. Естественное право совпадает со справедливостью, гражданское - с общей пользой <3>.
--------------------------------
<3> Исаев И.А. "О противоречиях у стоиков": естественное право и справедливость // История государства и права. 2013. N 17. С. 5.
Все изложенное имеет прямое отношение к проблеме реализации принципа справедливости в сфере уголовно-исполнительного права и деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Словом, всякое дело, движение и вся деятельность названных учреждений и органов, вплоть до мелочей, должны строиться через призму воплощения принципа справедливости, без этого мы будем топтаться на одном месте, без динамики, успехов, развития процесса и совершенствования деятельности пенитенциарной системы.
Надо раз и навсегда отказаться от жестокости, проявляемой некоторыми сотрудниками пенитенциарной службы по отношению к осужденным. Если искать разные подходы к толкованию понятия справедливости, то с точки зрения этимологии и генеалогии справедливость больше всего соотносится с понятием меры как определенного количества. Понятие "мера" тождественно понятию "правило" и, соответственно, имеет отношение к любым проявлениям "правильного" и "правильности" в бытии. Мера относится к тому периоду, когда юридическая деятельность стала уже профессиональным занятием, связанным с правозащитой <4>.
--------------------------------
<4> Ашкеров А. По справедливости: эссе о партийности бытия. М.: Изд. "Европа", 2008. С. 5 - 6.
Обособившееся от политики право не просто начинает ассоциироваться с истиной, оно превращается в ее гарантию и воплощение. Основой этой трансформации оказывается справедливость, которая сводится к духу закона, подкрепляющего собой его букву. Если основой материи является бытие, то духовного - справедливость.
"Историческая" справедливость в данном случае не просто абстрактное, отвлеченное понятие. Речь идет о справедливости как практике анахронического существования <5>. Развитие имеет закономерности, служащие ответом и воплощающие ответственность, представляет собой способ исторического действия, основанный на систематическом обнаружении морально-этического подтекста истории.
--------------------------------
<5> Там же. С. 18.
В философском контексте справедливость в течение длительного времени рассматривалась только как явление морального порядка. Впоследствии она стала трактоваться и как качественная особенность определенной категории общественных отношений. На этой основе возникло понятие социальной справедливости как объективного явления общественной жизни <6>.
--------------------------------
<6> См., например: Философский словарь / Под ред. М.М. Розенталя. М., 1972. С. 389; Словарь по этике / Под ред. И.С. Кона. М., 1975. С. 298 - 299.
Справедливость, зафиксированная в праве и утвердившаяся в политике и нравственном сознании, выступает в качестве духовной гарантии защиты личности как от произвола других личностей, так и от превышения полномочий со стороны государства, его органов и организаций.
Сложившееся в настоящее время понятие справедливости, отраженное в российском праве, несет на себе отпечаток взглядов тех мыслителей, идеи которых проанализированы выше. Вместе с тем проведенное исследование показало, что справедливость не может быть сведена только к удовлетворению интересов отдельных личностей - она неразрывно связана с удовлетворением интересов общества в целом и в этом смысле дает представление о социальной и юридической справедливости. Как раз здесь речь идет о целостной значимости для государства системы, а не отдельных личностей.
Федеральная служба исполнения наказаний и аналогичные службы в других государствах сегодня находятся в постоянном поле зрения и критики общественности. Она направлена на выявление случаев несоблюдения стандартов содержания лиц, отбывающих наказание, что приводит к нарушению их прав и к жалобам в различные российские и международные организации. Причины таких жалоб - как объективные (например, нехватка соответствующих помещений), так и субъективные (недостаточный уровень обучения и подготовки сотрудников ФСИН России, правовой нигилизм, профессиональная деформация, иногда отмечаются проявления агрессии по отношению к осужденным).
Нередко нарушаются и права сотрудников ФСИН России и их семей, при этом практически отсутствуют упрощенные социально-правовые механизмы их защиты, психологического благополучия сотрудников уголовно-исполнительной системы.
Основным рычагом реального обеспечения принципа справедливости в уголовно-исполнительной системе является обеспечение трудовой занятости осужденных, предоставление им возможности получить общее и профессиональное образование, получить профессию, которая будет востребована на рынке труда после их освобождения, заниматься физической культурой и спортом и т.д.
Необходимо создать условия для реадаптации лиц, освобожденных из учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, направленные на их общественное, экономическое, нравственно-психологическое и правовое благополучие.
Уголовно-исполнительная система нуждается в оперативном внедрении востребованных реформой инноваций в различных регионах при участии в оценке результатов эксперимента членов общественных наблюдательных комиссий, ученых и правозащитных организаций, органов власти, а также использовании передового отечественного (в том числе дореволюционного и советского) и зарубежного опыта исполнения уголовного наказания и реабилитации освобожденных.
Используя зарубежный опыт, надо несколько критически воспринимать необдуманное, слепое заимствование юридических конструкций западных либеральных ценностей <7>, институтов под видом обеспечения прав человека, в том числе подвергать широкому общественному обсуждению концепцию планируемой реформы с привлечением научных организаций и правозащитной общественности, сотрудников УИС, внедрением наработок общественных объединений, религиозных организаций, органов самодеятельности осужденных как лиц, заинтересованных в собственном благополучии и развитии.
--------------------------------
<7> См.: Хайруллин В.И. Справедливость как комплексная ценность // Государство и право. 2010. N 3. С. 100.
Устранение нравственной, правовой, культурной, психологической деформации осужденных, возникшей у них до совершения преступления, а также в ходе привлечения к уголовной ответственности и исполнения наказания, - одна из важных задач.
Следует уделить внимание совершенствованию работы секции внутреннего порядка, имеющей контрольные полномочия за поведением осужденных, запретить передачу одной части осужденных (особенно имеющих взыскания) права контролировать других осужденных.
Целесообразно в каждом учреждении уголовно-исполнительной системы регулярно вести книги жалоб и предложений для осужденных и книги жалоб и предложений для родственников. Ежедневно такие записи передаются для принятия решения начальнику учреждения и помощнику начальника территориального органа ФСИН России по правам человека для ознакомления.
Для сохранения социально полезных связей при наличии у осужденного детей надо предоставить им право на краткосрочные свидания без ограничения их количества и вне зависимости от условий содержания.
Нужно предоставить потерпевшему право получать информацию о месте отбывания осужденным наказания, характеристику на него с места отбытия им наказания, сведения о его представлении к досрочному освобождению, отношении к совершенному им преступлению, иным имеющим значение для потерпевшего существенным обстоятельствам.
Важно рассмотреть вопрос возможности заключения договора с Федеральной службой по труду и занятости о предоставлении ей права контроля за условиями труда осужденных, а также проведения профилактической работы по недопущению травм на производстве.
Справедливо будет воссоздать систему государственной поддержки в местах лишения свободы, индивидуальной трудовой деятельности, реанимировать деятельность кооперативов.
На фоне возникших проблем в ряде подразделений между специальным контингентом и персоналом учреждений и органов в целях нормализации и стабилизации сложной обстановки возлагаются большие надежды на деятельность Уполномоченного по правам человека как в регионах, так и в центральном аппарате. Для этого необходимо юридически уполномочить эти органы вести контроль за учреждениями и органами, исполняющими наказания, наделив его правом рассматривать жалобы осужденных на незаконные действия государственных органов, должностных лиц, государственных служащих. При этом закрепить в законе право доступа Уполномоченного ко всем (кроме составляющих государственную тайну) документам, имеющим прямое либо косвенное отношение к жалобе. Принятые решения по жалобам должны быть удовлетворены и реализованы. Нужно определить системность и алгоритм контроля Уполномоченного за местами лишения свободы.
Реформа уголовно-исполнительной системы во многих странах стала составной частью государственной социальной политики. Она направлена на декриминализацию общества, расширение видов наказаний, альтернативных лишению свободы, сокращение числа граждан, содержащихся в местах лишения свободы, улучшение условий их содержания. Без внесения серьезных изменений в российское законодательство, без учета требований международных стандартов и правил, а также общеправового принципа справедливости, принятия реальных мер государственной поддержки для решения проблемы укрепления материальной базы, улучшения финансирования, укрепления социальных гарантий персонала ситуацию в УИС России не изменить.
Реформирование уголовно-исполнительной системы должно идти с максимальной ориентацией нормативно-правового и организационных механизмов на решение таких социальных проблем, как жизнеобеспечение пенитенциарной системы, включая организацию трудовой реабилитации и профессиональной подготовки спецконтингента, создание нормальных условий существования и охраны жизни и здоровья осужденных и персонала. Следует объединить усилия государства и неправительственных организаций, бизнеса и предпринимательства для решения проблемы социальной реабилитации и ресоциализации осужденных, оздоровления общества и сокращения рецидива преступлений.
Целесообразно воссоздать на новом качественном уровне службы пробации и социальной адаптации лиц, отбывающих наказания, и в порядке эксперимента создать при крупных предприятиях спецкомендатуры для осужденных к исправительным работам.
Следует изучать причины преступности и иных криминогенных обстоятельств, которые связаны с социальным, экономическим и правовым неравенством, с социальной, экономической и правовой несправедливостью.
Уголовная политика, уголовно-правовое, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законотворчество должны осуществляться независимыми высококвалифицированными научными центрами на основе системного, глубокого научного мониторинга, изучения и прогнозирования криминологических реалий, которые складываются на основе несовершенного действующего законодательства. Должно совершенствоваться законодательство в целях ускорения применения альтернативных лишению свободы санкций.
Международное сотрудничество по проблемам исполнения наказаний и обеспечения прав осужденных должно расширяться, а для этого должны создаваться необходимые правительственные и неправительственные структуры.
Следует обосновать авторскую концепцию правового принципа справедливости и его реализации в современном уголовно-исполнительном праве России, основанную на длительной практике и историко-теоретическом, социальном обзоре понятия справедливости.
Принцип правовой справедливости необходимо рассматривать как основополагающий принцип права, выполняющий координирующие функции и распространяющий свое действие на уголовно-исполнительное право, смежные отрасли права и все право.
В сфере правотворческой деятельности целесообразно создание совокупности условий для повышения уровня справедливости в российском уголовно-исполнительном законодательстве, включающих в себя восстановление социальной справедливости как цели уголовного наказания.
Основной целью обеспечения отбывания наказания, которая могла бы обеспечить эффективную реализацию функций наказания в обществе, может выступать идея восстановления правовой справедливости, воплощение которой предполагается в конкретных общественных отношениях.
Возникает объективная необходимость полного отказа от стереотипных подходов в обращении с осужденными и перехода к реальному гуманному отношению к ним персонала учреждений и органов УИС. История показывает, что жестокое обращение с любым человеком не оправданно <8>, отношение к осужденным должно быть гуманным, помочь людям, совершившим преступление, встать на путь исправления, а значит, отказаться от применения так называемых карательных мер и совершить переход к попечительству и очеловечиванию права в уголовно-исполнительных правоотношениях. Это доказано историей, опытом, наблюдением, практикой. Следует относиться к каждому осужденному как человеку с психическими отклонениями, без учета его криминального прошлого, создать оптимальные условия для его духовно-нравственного оздоровления. И сегодня Президент Российской Федерации в своей присяге обязуется уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, верно служить всему народу <9>. Все это станет толчком к реализации принципа справедливости, модернизации пенитенциарной системы России, началом применения новых подходов в развитии отечественного уголовно-исполнительного права.
--------------------------------
<8> Абрамовский А.А. Феномен Магницких в Российской пенитенциарной системе // История государства и права. 2014. N 10. С. 61.
<9> Зенин С.С. Политико-правовые идеи Д. Дидро о власти сквозь призму современных конституционных ценностей // История государства и права. 2013. N 19. С. 5.
Литература
1. Абрамовский А.А. Феномен Магницких в Российской пенитенциарной системе // История государства и права. 2014. N 10. С. 61.
2. Ашкеров А. По справедливости: эссе о партийности бытия. М.: Издательство "Европа", 2008. С. 5 - 6, 18.
3. Боботов С.В. Буржуазная социология права. М.: Юрид. лит., 1978. С. 1.
4. Зенин С.С. Политико-правовые идеи Д. Дидро о власти сквозь призму современных конституционных ценностей // История государства и права. 2013. N 19. С. 5.
5. Исаев И.А. "О противоречиях у стоиков": естественное право и справедливость // История государства и права. 2013. N 17. С. 5.
6. Словарь по этике / Под ред. И.С. Кона. М., 1975. С. 298 - 299.
7. Философский словарь / Под ред. М.М. Розенталя. М., 1972. С. 389.
8. Хайруллин В.И. Справедливость как комплексная ценность // Государство и право. 2010. N 3. С. 100.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовный процесс, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.