Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовный процесс. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
КВАЛИФИКАЦИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НА СТАДИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ: ГАРАНТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЫ ИЛИ НАРУШЕНИЕ ЗАКОННОСТИ?
С.М. ПЛЕШАКОВ, В.Ю. ЗАВАРЮХИН, И.Ю. ЯНИНА
Конституция Российской Федерации 1993 года (далее - Конституция РФ) закрепляет равенство граждан перед законом и судом. Независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина [1].
Казалось бы, содержание ряда статей Конституции РФ имеет непосредственное отношение к возможности судебной защиты прав и свобод человека и гражданина (см.: [4]). Однако следует признать, что суд осуществляет именно правосудие, а не защиту прав и свобод личности в их буквальном понимании. В связи с этим рассмотрим вопрос государственной защиты прав и свобод личности в уголовном судопроизводстве на стадии предварительного расследования, где законы и иные нормативные правовые акты, в принципе, должны быть приведены в соответствие с Конституцией РФ.
Так, в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации 2001 года (далее - УПК РФ) предварительное расследование осуществляется в форме предварительного следствия и дознания. Соответственно, в деле участвуют сторона защиты и сторона обвинения. Возникает вопрос: кто будет выступать незаинтересованным в исходе дела лицом, осуществляющим механизм установления объективной истины по уголовному делу, т.е. гарантирующим соблюдение принципов уголовного судопроизводства? Следователь? Дознаватель? Ответ очевиден. Они, как и прокурор, согласно УПК РФ, выступают на стороне обвинения. Поэтому подозреваемый в совершении преступления изначально будет обречен на невозможность защиты своих законных прав. О беспристрастности следователя или дознавателя говорить не имеет смысла, поскольку обвинительный уклон при расследовании уголовного дела мешает, даже при наличии защитника, воспользоваться правами, прямо прописанными в законе. Следователь может отклонять ходатайства и сознательно идти на нарушения, а порой и на умышленное преступление. Это подтверждают статистические данные по уголовным делам, возбужденным по факту фальсификации доказательств следователями или дознавателями.
Такой союз со стороны обвинения можно представить в качестве субъектов официальной квалификации преступлений, несомненно, накладывающих отпечаток на окончательную квалификацию деяния на последующих стадиях уголовного процесса (стадии судебного разбирательства в первой и последующих инстанциях). О чем, например, свидетельствует один процент вынесенных оправдательных приговоров.
Изменить предъявленное обвинение возможно в период от стадии возбуждения уголовного дела до момента вынесения обвинительного заключения (обвинительного акта). Некоторые процессуалисты считают, что правовой аспект квалификации преступлений состоит именно в государственной защите лица, совершившего преступление. Со временем это стало не так, поскольку с тех пор, как органы предварительного расследования были поставлены законодателем на сторону обвинения, о государственной защите личности, а тем более лица, совершившего преступление, не может быть и речи.
Уголовно-процессуальный закон содержит ряд запретов на изменение квалификации в сторону, ухудшающую положение обвиняемого, на разных этапах производства по уголовному делу, т.е. срабатывает запрет поворота к худшему, но можно ли это назвать государственной защитой, вопрос сложный.
Так, идеальной ситуацией считается привлечение лица в качестве обвиняемого по той же статье, по которой возбуждается уголовное дело. Конституционный Суд РФ и УПК РФ запрещают выдвигать обвинение лицу в той части, по которой уголовное дело не было возбуждено, но нет необходимости повторно возбуждать уголовное дело с последующим соединением уголовного дела в одном производстве, если совершенное деяние охватывалось фабулой и квалификацией, по которой первоначально было возбуждено уголовное дело. Например, в случае возбуждения уголовного дела по ч. 1 ст. 183 УК РФ за изготовление в целях сбыта поддельных банковских билетов Центрального банка РФ отсутствует необходимость возбуждать уголовное дело по ст. 159.4 УК РФ за мошенничество в сфере предпринимательской деятельности. Однако это едва ли можно назвать государственной гарантией защиты.
Разумеется, обвинение и квалификация, сформулированные в обвинительном заключении (обвинительном акте), не могут существенным образом отличаться (если только не в пользу обвиняемого) от аналогично сформулированного постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого. В подобных случаях возникает необходимость составления нового постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого. Только после такой процессуальной комбинации обвинение можно повторно отразить в обвинительном заключении (обвинительном акте). В противном случае будет констатировано нарушение права на защиту и прокурор может возвратить уголовное дело со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования. Изложенное обвинение в новом постановлении о привлечении лица в качестве обвиняемого не должно отличаться от формулировки обвинения, содержащегося в обвинительном заключении (обвинительном акте). Чтобы не произошло нарушения права на защиту обвиняемого, следует предъявить обвинение заново. Но и эта процедура уголовного процесса вряд ли может считаться государственной гарантией защиты прав личности.
Нам близка точка зрения Х.М. Лукожева, считающего, что "участие следователя и дознавателя как государственных обвинителей недопустимо... Если бы следователь или дознаватель поддерживал обвинение, то от него нельзя было бы ожидать объективности, поскольку он прочно связан материалами предварительного расследования и отступить от них в суде, опереться на данные судебного следствия он фактически не в состоянии..." [2]. Созданный уголовно-процессуальным законом симбиоз стороны защиты влечет в процессе квалификации преступлений, осуществляемой на стадии предварительного расследования, нарушение права обвиняемого на защиту. Такая квалификация оказывает прямое влияние на вынесенные судебные приговоры по уголовным делам, 99% которых имеют обвинительный характер. Количество обвинительных приговоров свидетельствует не о прямой зависимости между квалификацией, проведенной на стадии предварительного расследования следователем или дознавателем, и окончательной квалификацией, производимой судьей, а об обвинительном уклоне и судебно-следственном произволе.
И все же, кто на деле осуществляет защиту прав личности по уголовным делам? Ответ прост - защитник (адвокат). Но он далеко не государственный "чиновник". В соответствии с Федеральным законом от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления [5]. Таким образом, правовое положение адвокатуры очевидно и не нуждается в дополнительных комментариях.
Статья 50 УПК РФ предусматривает приглашение, назначение и замену защитника, оплату его труда. Защитник приглашается подозреваемым, обвиняемым, его законным представителем, а также другими лицами по поручению или с согласия подозреваемого, обвиняемого. Могут быть приглашены и несколько защитников. Закон это не запрещает. А по просьбе подозреваемого, обвиняемого участие защитника обеспечивается дознавателем, следователем или судом. В случае если адвокат участвует в производстве предварительного расследования или судебном разбирательстве по назначению дознавателя, следователя или суда, расходы на оплату его труда компенсируются за счет средств федерального бюджета.
Следователи и дознаватели также призваны осуществлять право обвиняемого на защиту. Такую теорию в советский период развил М.С. Строгович, который отнес к функциям следователя и дознавателя защиту, обвинение и разрешение дела (см.: [3]). Действительно, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1960 года наделял следователей и дознавателей статусом лиц, обеспечивающих производство по уголовному делу, и, как следствие, последние де-юре и де-факто выполняли функцию государственной защиты обвиняемого. УПК РФ сохранил функции следователей и дознавателей. Тем не менее защита обвиняемого при первоначальной и предварительной квалификации преступлений со стороны последних не обеспечивается. Выход из сложившейся ситуации видится в пересмотре процессуального статуса следователей и дознавателей и отнесении их к лицам, обеспечивающим производство по уголовному делу.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации: принята 12 декабря 1993 года (в ред. от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
2. Лукожев Х.М. Модель участия следователей и дознавателей в качестве обвинителей в суде // Российский судья. 2009. N 5. С. 32.
3. Строгович М.С. Уголовное преследование в советском уголовном процессе. М.: Академия наук СССР, 1951. С. 109.
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (в ред. от 21.07.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2014). Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
5. Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ (в ред. от 02.07.2013) "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовный процесс, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.