Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовный процесс. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРЕДПОСЫЛКИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Н.А. ПОДОЛЬНЫЙ
Быть или не быть уголовному делу? Этот вопрос встает перед следователем еще до начала расследования. От правильности данного на него ответа зависит качество всей последующей после возбуждения уголовного дела процессуальной деятельности следователя, дознавателя. Зависит, в частности, судебная перспектива конкретного уголовного дела. С тем чтобы следователь смог дать правильный ответ на поставленный вопрос, законом ему предоставляется все для этого необходимое. И в первую очередь - время, необходимое для решения этого вопроса. Так, в ч. 1 ст. 144 УПК РФ сказано: "Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения". То есть устанавливается необходимый для решения вопроса о возбуждении уголовного дела срок - 3 суток. В отдельных случаях этот срок может продлеваться. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 144 УПК РФ: "Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой настоящей статьи". А также "при необходимости производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления" (ч. 3 ст. 144 УПК РФ).
Сам по себе факт определения уголовно-процессуальным законом срока, необходимого для проверки сообщения о преступлении, указывает на то, что закон признает необходимость наличия определенных предпосылок к расследованию конкретных преступлений. В случае отсутствия этих предпосылок уголовное дело возбуждаться не может. Причем для определения наличия подобных предпосылок законом предоставляется целый арсенал средств. Перечень этих средств указан, в частности, в ч. 1 ст. 144 УПК РФ, где сказано: "При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов и привлекать к участию в этих проверках, ревизиях, исследованиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий". Причем названный перечень далеко не исчерпывающий, поскольку в ряде норм называются и другие не менее эффективные средства. Так, в ч. 2 ст. 144 УПК РФ сказано: "Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации". То есть указывается на необходимость при решении вопроса о возбуждении уголовного дела использовать информацию, которая стала известна редакции, главному редактору соответствующего средства массовой информации. Вполне очевидно, что это также достаточно эффективное средство, с помощью которого может быть решен вопрос о возбуждении уголовного дела, а следовательно, и о перспективности последующего расследования.
Но не только и не столько сами действия по проверке сообщений о совершенном преступлении являются предпосылкой расследования конкретного преступления. Из ст. 144 УПК РФ видно, что все названные действия имеют своей целью проверить поступившую в распоряжение правоохранительных органов информацию о совершенном или готовящемся преступлении. То есть целью всей этой деятельности является информация: она является пусковым механизмом, который запускает всю систему проверочных действий, и она же является критерием, с помощью которого оценивается качество изначально полученной информации. Так, действия, оговоренные в законе, выполняются, как результат поступления в правоохранительные органы сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, целью их выполнения является получение фактически той же информации о совершенном или готовящемся преступлении только из иных источников, что позволяет сделать вывод о достоверности поступившего вышеназванного сообщения. Исходя из этого, очевидно, что возбуждению уголовного дела предшествуют определенные, оговоренные в законе действия и информация, из которой делается вывод о необходимости возбуждения уголовного дела.
На значение информации указывает Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности". Так, среди оснований проведения оперативно-розыскных мероприятий в ч. 2 ст. 7 названного Закона названы: "Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о: 1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела". То есть из этого видно, что информация является предпосылкой для выполнения определенных значимых действий. С учетом того, что в результате проведения конкретных оперативно-розыскных мероприятий может быть получена информация, достоверно указывающая на факт совершения преступления или на подготовку к его совершению, на ее основе решается не просто вопрос о возбуждении уголовного дела, но и вопрос о перспективности последующего расследования. Следовательно, информация в этом случае выполняет прогностическую функцию, состоящую в том, что на ее основе следователь заблаговременно, еще до возбуждения уголовного дела, пытается предвидеть ситуации, которые могут возникнуть в ходе расследования, а также результат, который может быть достигнут. С учетом этого создается план, который предусматривает то, какие средства должны быть использованы в ходе расследования и в каком порядке.
Для достижения расследованием результата, каковым является установление обстоятельств совершения преступления, необходимы предпосылки. В качестве таковых, в соответствии с процитированными выше нормами, являются, во-первых, определенные действия уполномоченных на то органов и должностных лиц и, во-вторых, полученная в результате совершения названных действий информация. Названные предпосылки являются основанием для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, а следовательно, о том, быть или не быть расследованию конкретного преступления.
Классификация всех предпосылок на две вышеназванные группы, т.е. на действия уполномоченных на то органов и должностных лиц, а также информацию, предполагает деление этих классификационных групп также и на подгруппы, что отражает многообразие названных предпосылок. Так, как было сказано выше, к действиям, являющимся предпосылками расследования, следует относить: оперативно-розыскные мероприятия, документальные проверки, ревизии, исследования документов, предметов, трупов. Причем перечень этих действий не ограничивается данным в ст. 144 УПК РФ. К примеру, в соответствии с ч. 3 ст. 23 Федерального закона от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" "в случаях выявления при проведении проверки или ревизии хищения государственных денежных или материальных средств, а также иных злоупотреблений Счетная палата незамедлительно передает материалы проверки или ревизии в правоохранительные органы". В соответствии с ч. 2 ст. 27 Федерального закона РФ "О прокуратуре Российской Федерации" "при наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом". Исходя из этого, видно, что перечень источников, который определен в ст. 144 УПК РФ, из которого может быть получена информация, подтверждающая или опровергающая совершение преступления, не является исчерпывающим. Законом могут устанавливаться и иные источники названной информации.
В соответствии с ч. 2 ст. 140 УПК РФ "основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления". Из этого следует, что перечисленные выше действия - это лишь средства, с помощью которых можно получить процессуально значимую информацию. Причем именно данная информация является предпосылкой последующего расследования. На ее основе дается не только предварительная оценка о наличии преступления (а иногда и виновности конкретного лица), но и о перспективности предстоящего расследования. Более того, следователь на ее основании определяет риск принятия им решения о возбуждении уголовного дела, а значит, и риск всего расследования.
Однако решение вопроса о перспективности расследования несколько шире, чем решение процессуального вопроса о возбуждении уголовного дела. Обусловлено это тем, что успех расследования предопределяется в значительной мере тем, насколько успешны будут действия, предшествовавшие возбуждению уголовного дела, а также тем, какого качества была собрана информация об обстоятельствах совершенного преступления. То есть, по существу, когда встает вопрос о перспективности расследования, то это вопрос, обращенный также и на те действия, которые уже были совершены до возбуждения уголовного дела, вопрос о качестве этих действий. Ведь неоспоримо то, что эффективность выполнения в последующем следственных и иных процессуальных действий напрямую зависит от того, насколько эффективно были выполнены действия, предшествовавшие им, предшествовавшие расследованию. Такая же зависимость существует и между доказательствами, которые получают в результате проведения следственных действий, и информацией, которую получают до возбуждения уголовного дела в результате проведения проверочных действий, предусмотренных в законе. Причем, вопрос здесь не сводится только к тому, имело или не имело место преступление, он гораздо шире и предполагает также и то, насколько достоверной информацией о совершенном преступлении в последующем может располагать следователь. Данный прогностический аспект позволяет следователю еще до возбуждения расследования предпринимать меры, которые могут гарантировать последующее качество проводимого расследования.
Конечно же, отрицательный ответ на негативные перспективы расследования вовсе не предполагает отказа в возбуждении уголовного дела, он предполагает лишь то, что следователем должны быть предприняты меры, обеспечивающие следствие качественной информацией о совершенном преступлении, и созданы условия, благоприятствующие расследованию. То есть благодаря действиям, которые являются предпосылками расследования, появляется возможность создать благоприятные условия для деятельности следователя после возбуждения уголовного дела. Следовательно, одной из функций предпосылок расследования является прогностическая функция, состоящая в том, что они позволяют предвидеть возможные сложности в предстоящем расследовании и еще до возбуждения уголовного дела предпринять действия по созданию условий их упреждения. Поэтому предпосылки необходимо рассматривать как важный элемент всякой частной методики расследования отдельных видов преступлений.
Как было сказано выше, предпосылкой расследования являются не только действия, ему предшествующие и его обусловливающие, но и информация, которая является основой последующего расследования. Данную информацию можно условно разделить, во-первых, на информацию, которая является основанием возбуждения уголовного дела и, во-вторых, на информацию, которая принимается во внимание для повышения эффективности расследования. На информацию, которая является основанием для возбуждения уголовного дела, прямо указано в действующем уголовно-процессуальном законе. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 140 УПК РФ "основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления". То есть речь идет только о той информации (данных), которая указывает на признаки вполне конкретного преступления. Бесспорно, что наличие такой информации является не только основанием возбуждения уголовного дела, но отображается на эффективности последующего расследования, если уголовное дело будет возбуждено. Это обусловлено тем, что такая информация используется в последующем следователем при планировании и проведении следственных действий, получения доказательств. В частности, благодаря такой информации следователь, к примеру, знает, кого ему в ходе расследования следует допрашивать, чтобы получить доказательства по делу. Таким образом, он имеет возможность определять, какие действия ему следует выполнять в первую очередь, а какие во вторую, для того чтобы расследование было эффективным.
Однако следует заметить, что не только информация о конкретном преступлении имеет значение для успеха расследования. Не меньшее значение имеет и другая информация. Это информация более общего характера, но оттого не менее значимая для расследования. К ней следует относить криминалистическую характеристику соответствующего вида преступления и иную информацию, которая может быть использована при расследовании соответствующего вида преступлений. Перечень такой информации не может быть исчерпывающим, т.к. он полностью зависит от особенностей соответствующего вида преступлений. К примеру, при расследовании преступлений экстремистской направленности немаловажной является информация об особенностях группировок, которые совершают эти преступления. При расследовании молодежной организованной преступности важной является информация как о самих группировках, так и об особенностях субкультуры этих группировок. Подобная информация необходима потому, что позволяет, основываясь на особенностях совершенного преступления, выявить те особенности предстоящего расследования, которые могут его существенно оптимизировать.
Помимо названной информации, важной является информация, которую следователь может почерпнуть, к примеру, из криминологии, юридической психологии и других наук. Во многом это также зависит от особенностей расследуемого преступления.
К подобного рода информации, которую следует рассматривать в качестве предпосылки расследования, относится методика расследования конкретного вида преступлений. Это обусловлено тем, что отсутствие методики расследования осложняет расследование, в то время как ее наличие способно оптимизировать его. Сама же методика представляет собой определенную совокупность обобщенных сведений, использование которых повышает эффективность расследования конкретных видов преступлений. При этом методика - это не просто определенная информационная система, а также еще и определенный информационный каркас, использование которого гарантирует получение недостающей информации. Благодаря ей выполняются действия, которые обеспечивают получение недостающей информации о совершенном преступлении. Наличие методики тем самым предопределяет будущую эффективность проводимого расследования, и именно поэтому ее наличие следует рассматривать как предпосылку расследования. Ведь наличие методики ориентирует следователя на совершение вполне определенных действий еще до начала расследования, ее знание предопределяет план расследования. Наличие методики предопределяет качество расследования, поскольку уже само следование ей буквально с первых шагов расследования гарантирует от совершения ошибок. Все это свидетельствует о том, что наличие методики - это одна из важнейших предпосылок расследования конкретного преступления.
Отмечая значение методики, как предпосылки расследования, следует принимать во внимание и то, обладает ли знанием этой методики сам следователь. Это важно потому, что случается еще и такая ситуация, когда, несмотря на наличие разработанной методики, следователь ее не знает, что самым неблагоприятным образом отображается на последующем расследовании. В связи с этим данный субъективный момент, т.е. то, насколько конкретный следователь обладает необходимыми знаниями, отображается на качестве последующего расследования. Ведь вполне очевидно, что в случае отсутствия необходимых знаний не будут предприняты и соответствующие действия, которые могут обеспечить последующее эффективное расследование преступлений.
Исходя из изложенного вполне очевидно, что при расследовании преступлений необходимо обращать внимание на его предпосылки, к которым следует относить действия и информацию, обеспечивающие эффективность действий следователя, следующих после возбуждения уголовного дела. Кроме того, данные предпосылки следует рассматривать в качестве одного из элементов частных методик расследования преступлений. Это способно серьезно повысить эффективность расследования преступлений различных видов. При этом следует исходить из того, что сами методики являются предпосылкой эффективного расследования. Владение следователем этими методиками является залогом успеха в расследовании преступлений.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовный процесс, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.