Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовный процесс. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
НЕЗАКОННЫЕ СВИДАНИЯ АДВОКАТОВ С ПОДОЗРЕВАЕМЫМИ И ОБВИНЯЕМЫМИ ПО ПОДЛОЖНОМУ ОРДЕРУ: УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
Б.А. ПОЛИКАРПОВ
Поликарпов Борис Артурович, старший оперуполномоченный по особо важным делам УФСИН России по Республике Бурятия.
Противодействие уголовному преследованию со стороны лиц, содержащихся в следственных изоляторах, и других заинтересованных лиц имеет характер опасного социально-правового явления, которое оказывает существенное влияние на борьбу с преступностью. Вместе с тем данной проблеме уделяется недостаточно внимания, практически отсутствует судебная практика по противодействию уголовному преследованию в условиях следственного изолятора. На наш взгляд, данные факторы связаны с некоторой сложностью работы в данном направлении со стороны следственных органов (в условиях специфики закрытого учреждения) и недостаточной профессиональной квалификацией отдельных оперативных сотрудников следственных изоляторов.
Одним из важных направлений рассматриваемой проблемы является преодоление противодействия со стороны недобросовестных адвокатов, которые осуществляют противоправные действия в рамках во многом фиктивной защиты прав и интересов подозреваемых и обвиняемых. При этом факты привлечения к уголовной ответственности за оказание противодействия уголовному преследованию единичны. Данные обстоятельства особенно остро проявляются при содержании конкретного лица в следственном изоляторе, в условиях которого недобросовестные адвокаты имеют возможность осуществлять противодействие уголовному преследованию. По результатам исследований, проведенных Э.У. Бабаевой, недобросовестные адвокаты, как считают 79% следователей, являются активными субъектами противодействия <1>. Вместе с тем было бы неправильным утверждать, что все адвокаты-защитники по уголовному делу нарушают законодательство Российской Федерации, наоборот, мы глубоко убеждены, что большинство адвокатов являются честными и порядочными людьми, осознающими нравственную ответственность перед обществом при осуществлении профессиональной деятельности.
--------------------------------
<1> Бабаева Э.У. Проблемы теории и практики преодоления противодействия уголовному преследованию. М.: Юрлитинформ, 2010. С. 92.
В соответствии с положениями ст. 18 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемым и обвиняемым предоставляются свидания с защитником наедине, конфиденциально, без ограничения их числа и продолжительности, по предъявлении удостоверения адвоката и ордера. При этом истребование у адвоката иных документов запрещается <2>.
--------------------------------
<2> Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". URL: http://consultant-plus.ru (дата обращения: 11.10.2012).
Исходя из данного порядка допуска защитника к свиданию с подозреваемым или обвиняемым, недобросовестные адвокаты, пользуясь возможностью самостоятельного внесения сведений в ордер, могут его выписать на любое лицо, содержащееся в следственном изоляторе. Таким образом, сложившаяся на сегодняшний день практика допуска адвокатов (защитников) по представлению лишь удостоверения и ордера на защиту интересов конкретного лица, предоставляет недобросовестным адвокатам возможность влиять на эффективность избранной меры пресечения в виде заключения под стражу. Такого рода противодействие влечет разглашение данных предварительного расследования, нарушение прав других обвиняемых и иных участников уголовного судопроизводства в случае допуска к ним адвоката, оказывающего юридические услуги лицам с противоположными интересами. Пользуясь возможностью незаконных встреч с обвиняемыми (подозреваемыми), недобросовестные защитники могут склонить этих лиц к отказу от признания вины, изменению правдивых показаний на ложные в отношении соучастников <3>. Обозначенные действия недобросовестных адвокатов являются преступными и могут быть квалифицированы по ст. ст. 294, 310 УК РФ.
--------------------------------
<3> Бабаева Э.У. Указ. соч. С. 97.
Отметим, что вплоть до конца 2001 г. в практической деятельности нормы, регулирующие предоставление свидания адвокату (защитнику) с подозреваемыми и обвиняемыми, реализовывались в различных направлениях: одни правоприменители в лице администрации следственных изоляторов требовали при обращении адвокатов подтверждать статус защитника документально; другие правоприменители не требовали с адвокатов предоставления иных документов (кроме ордера и удостоверения). В связи с этим Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении N 14-П указал на неконституционность п. 15 части второй ст. 16 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", допускающего регулирование конституционного права на помощь адвоката (защитника) ведомственными нормативными актами, поскольку это положение - по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, - служит основанием неправомерных ограничений данного права, ставя реализацию возможности свиданий обвиняемого (подозреваемого) с адвокатом (защитником) в зависимость от наличия специального разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело <4>.
--------------------------------
<4> Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 25.10.2001 N 14-П "По делу о проверке конституционности положений, содержащихся в ст. ст. 47 и 51 УПК РСФСР и п. 15 ч. 2 ст. 16 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", в связи с жалобами граждан А.М. Голомизова, В.Г. Кислицына, И.В. Москвичева". URL: http://consultant-plus.ru (дата обращения: 01.11.2012).
В настоящее время законодательно установленных мер, направленных на пресечение действий адвокатов, неправомерно проникающих в следственные изоляторы для свиданий с содержащимися там лицами, не существует. Есть ли выход из сложившейся ситуации и возможно ли адекватно реагировать на противоправные действия отдельных недобросовестных адвокатов? На наш взгляд, эффективным средством борьбы с обозначенными преступлениями лиц, осуществляющих профессиональную защиту подозреваемых, обвиняемых, было бы увеличение практики привлечения защитников к уголовной ответственности при наличии в их действиях признаков состава преступления. Как справедливо отмечает Ю.П. Гармаев, значение выявления, раскрытия и расследования преступлений, совершенных недобросовестными адвокатами, имеет особое значение для борьбы с любыми проявлениями незаконных средств и методов профессиональной защиты <5>.
--------------------------------
<5> Гармаев Ю.П. Незаконная деятельность адвокатов в уголовном судопроизводстве. Средства предупреждения и нейтрализации. М.: Юрлитинформ, 2010. С. 111.
Действующим законодательством предусмотрена уголовная ответственность за некоторые способы противодействия уголовному преследованию, что само по себе является неким сдерживающим фактором для отдельных лиц, стремящихся помешать следствию, в т.ч. недобросовестных адвокатов. В связи с этим особый интерес представляет ст. 327 УК РФ, которая устанавливает ответственность за подделку, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков.
Непосредственный объект данного преступления - общественные отношения по поводу изготовления и использования документов. Предметом преступления по ст. 327 УК РФ является удостоверение или иной официальный документ, удостоверяющий (подтверждающий) личность, ее статус, юридический факт, предоставляющий определенные права либо освобождающий от обязанностей. В УК РФ используемое понятие "официальный документ, предоставляющий права либо освобождающий от обязанностей" не раскрывается, в связи с этим нет единой позиции о том, какими признаками должен обладать документ для того, чтобы иметь статус официального.
По мнению ряда авторов <6>, необходимо руководствоваться определением, содержащимся в ст. 5 ФЗ от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов", в соответствии с которым под официальными документами понимаются документы, принятые органами законодательной, исполнительной и судебной власти, носящие обязательный, рекомендательный или информационный характер. Тем не менее судебная и следственная практика в большинстве случаев применяет более широкое толкование понятия официального документа. К ним суды причисляют документы, находящиеся в обороте государственных (муниципальных) органов, учреждений, организаций и предприятий и отвечающие определенным требованиям <7>.
--------------------------------
<6> Галахова А.В. Глава 32. Преступления против порядка управления // Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. 3-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред. В.М. Лебедев. М., 2004. С. 813; Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. Л.Л. Кругликов. М., 2005. С. 918.
<7> Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. М., 2000. С. 801.
На основании существующих определений официального документа и правоприменительной практики в науке уголовного права сформулированы различные понятия, имеющие схожие признаки <8>. Из них следует, что официальный документ - это материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, исходящей от любых органов и лиц, предусматривающий определенные реквизиты, предоставляющий права или освобождающий от обязанностей.
--------------------------------
<8> См. например: Федин А. Некоторые особенности квалификации преступления, предусмотренного частью 3 статьи 327 Уголовного кодекса Российской Федерации // Уголовное право. 2008. N 3. С. 58; Гричанин И., Щиголев Ю. Квалификация подделки и использования подложных документов // Российская юстиция. 1997. N 11. С. 37.
Исходя из такого рода рассуждений выписываемый ордер на защиту конкретного лица, имеющий вышеуказанные признаки официального документа, является предметом преступления.
Объективная сторона преступления состоит в подделке официального документа (ордера), предоставляющего право на свидание. При этом подделка официального документа (ордера) недобросовестным адвокатом является интеллектуальной и выражается в составлении ложного по содержанию, но подлинного по форме документа: составление ордера на обвиняемого (подозреваемого), не являющегося его подзащитным (по назначению или соглашению). Состав преступления формальный, преступление окончено с момента составления подложного документа. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и осознанием виновным подложности документа. Субъект преступления - общий.
Необходимо отметить, что ответственность за подделку документов, штампов, печатей или бланков предусмотрена нормами не только уголовного, но и административного законодательства. Отнесение совершенного деяния к преступлению или административному правонарушению проводится на основании критерия общественной опасности. Кроме того, в отличие от ст. 327 УК РФ, в ст. 19.23 КоАП РФ нет указания на цель подделки - использование или сбыт. Таким образом, правоприменитель решает по своему усмотрению вопрос о привлечении лица либо к административной, либо к уголовной ответственности. В нашем случае общественная опасность при использовании адвокатом заведомо подложного ордера проявляется в значительной степени, т.к. характеризуется причинением (угрозой причинения) вреда общественным или личным интересам. При этом тяжесть последствий как объективный фактор общественной опасности может быть настолько существенной, что лица, действительно совершившие преступления, не будут привлечены к уголовной ответственности из-за противоправных действий недобросовестных адвокатов (например, разглашение данных предварительного расследования, организация неправомерной договоренности (сговора) и позиций каждого из соучастников по уголовному делу и т.д.).
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовный процесс, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.