Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовный процесс. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
К ВОПРОСУ О ЗАДАЧАХ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА
И.Е. АДАМЕНКО
Адаменко Игорь Евгеньевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса Краснодарского университета МВД России.
Мы не собираемся утверждать, что все существующие серьезные недостатки современного отечественного уголовного процесса (в том числе и составляющего его уголовного судопроизводства) порождены пробелами в законодательстве. Как раз, напротив, большая часть невзгод, с которыми приходится сталкиваться сегодня гражданам РФ, подвергнувшимся преступным посягательствам и обратившимся в поисках защиты, восстановления нарушенного преступлением права и возмещения причиненного ущерба в правоохранительные органы и почему-то усиленно отделяемые от них разнообразные суды, зачастую приходится разочаровываться в эффективности исполнения законов названными субъектами.
Есть еще два обстоятельства, на наш взгляд, теснейшим образом связанных со средой функционирования (СФ) правоохранительной и судебной деятельности. Это: (1) социально-психологическая атмосфера общества, в котором действуют полицейские, прокуроры, судьи и адвокаты; (2) социально-психологический климат в ОВД в целом, в отдельных их подразделениях, в прокуратуре, в судах, в разобщенной персонально, однако зачастую объединяемой совпадающими интересами адвокатуре.
Социально-психологическая атмосфера современного общества [1], точнее различных его страт, ибо единого общества в стране сегодня нет, нуждается в серьезном и непредвзятом анализе. Дело в том, что людская общность в Российской Федерации расслоена до такой степени, что ее подчас и называть общностью язык как-то не поворачивается. Оно общество ныне разобщено по следующим, и это, пожалуй, не все, параметрам: 1) по имущественному положению и по способам получения в собственность или владение миллионов или даже миллиардов, иной собственности; 2) по идеологии; 3) по возрасту и степени доверия ТВ, Интернету; 4) по положению во властной вертикали, должностному и социальному положению; 5) по вероисповеданию и принадлежности к церкви, действительным или - по разным соображения - демонстрируемым; 6) по этническим и языковым различиям; 7) по месту проживания и семейным традициям, наконец, 8) по отношению к закону - законопослушные и криминально зависимые граждане, привычные законоослушники, проще говоря.
Надобно, видимо, еще раз вернуться к словам и цифрам по многим своим должностям, в том числе и последней, надежного и хорошо осведомленного информатора, к сведениям, сообщенным В. Васильевым депутатам ГД. "У 63% попавшихся сумма взятки составляла от 500 до 10 тысяч рублей" [2]. В то же время средний размер взятки в нашем отечестве сейчас составляет 400 тыс. Тех ли вылавливает уголовная юстиция? "Подлинных коррупционеров на скамье подсудимых мало!.." - сообщил председатель думского комитета по безопасности [3]. Свое выступление в ГД В. Васильев закончил словами о "нашумевшей переаттестации в МВД": "Говорят, что она несовершенна, но то, как она проходила, уже беспрецедентный случай. Проходила открыто, начали, как говорят на Руси, с головы [4]". К утверждению, что переаттестация началась с головы, есть и иллюстрации. Так, в сентябре 2011 г. года Российская газета сообщила, что в производстве Никулинского суда Москвы находится уголовное дело в отношении главного экс-борца с организованной преступностью на территории стран СНГ генерал-лейтенанта милиции Александра Бокова, руководителя бюро СНГ [5]. Вместе с ним к суду привлекаются Михаил Креймер, гендиректор Международного фонда развития казачества, и директор фирмы "Стройбетон", в прошлом хоккеист. Хоккейные его заслуги автор не припоминает [6].
Очевидно, что ни один из трех названных лиц в силу принципа презумпции невиновности не может быть назван лицом, совершившим преступление. Презумпция невиновности обвиняемого в УПК РФ 2001 г. (ст. 14) провозглашена принципом уголовного судопроизводства уже текстуально [7].
Мой научный редактор и раньше занимал особую позицию по вопросу о том, является ли презумпция невиновности обвиняемого принципом уголовного процесса. Он и сейчас пишет следующим образом: "Размещение презумпции невиновности внутри уголовного процесса - это же и доктринальная позиция большого числа отечественных процессуалистов [8]. Однако наука - не государство, а ее потребители - не электорат: истина в ней постигается не голосованием, и критерий - истины не большинство проголосовавших за! Как любителю парадоксов, мне приходит на ум парадоксальное процедурное правило об умной процедуре голосования в суде католической инквизиции. Если все члены трибунала единогласно признавали подсудимого виновным в ереси, церковный суд констатировал невиновность обвиняемого, оправдывал его и с почтением отпускал: вдруг он пророк, и его никто не понимает.
То же с презумпцией невиновности? Во всяком случае, по нашему мнению, это - "повод подождать с бросанием камней в инквизиционный уголовный процесс" [9].
Впрочем, сейчас попробую обратить внимание коллег на нечто другое. Вот что пишет В.Т. Томин: "Представляется, что место презумпции невиновности в механизме гарантирования личности от стеснений со стороны государства, в том числе от неосновательного привлечения к уголовной ответственности, равно как и от излишнего, не вызываемого необходимостью применения мер принуждения, пресечения, существенно иное. По моему, уже достаточно давно отстаиваемому мною мнению, в числе первых его не поняли В.М. Савицкий и Т.Н. Добровольская, следующее убеждение: презумпция невиновности в совершении уголовного преступления - значимый элемент общеправового статуса гражданина. Она - гарантия против неосновательного привлечения к уголовной ответственности совсем не только заподозренного в совершении злочинства или обвиняемого в его совершении, она - гарантия каждому гражданину государства. В том числе и каждому из нас с вами, коллеги".
Подумаем. Когда лицо превратится в обвиняемого или подозреваемого, у него появятся специальные, выработанные более чем тремя веками существования уголовного процесса в его сегодняшнем понимании гарантии от неосновательного обвинения (подозрения), от "любых излишне суровых мер, не являющихся необходимыми" (формулировка из первого известного юристам правового документа, провозглашавшего презумпцию невиновности, - принятой в 1789 г. Национальным собранием Франции Декларации прав человека и гражданина).
Подчеркну, по моему совершенно твердому убеждению, единственный способ опровержения презумпции невиновности в отношении совершения преступления - уголовное судопроизводство. Таким образом, по моему мнению, эта презумпция детерминирует уголовный процесс извне, а не является одним из его (уголовного судопроизводства) составных элементов (на данном этапе развития - принципов) [11].
Материалы о проступках генеральских чинов стали столь популярными в отечественных СМИ, что побудили нас использовать следующий подзаголовок: "Неужели генералы МВД - резервуар коррупции?" к такому вот тексту: "Хорев Андрей Викторович. Родился 2 июля 1972 года в Свердловске. Имеет два высших образования, кандидат экономических наук. В 1990-х годах работал в Гуманитарной академии вооруженных сил и в управлении кадров департамента налоговой полиции России. С 1996 года возглавлял первое управление главного оперативного управления Федеральной службы налоговой полиции. В 2003 г. стал заместителем начальника московского управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков. 26 сентября 2007 г. назначен первым заместителем начальника департамента экономической безопасности (ДЭБ) МВД. Начиная с июня 2010 г. в различных СМИ стали появляться материалы, обвинявшие Хорева в коррупции. В начале 2011 года несколько коррупционных скандалов произошло в оперативно-розыскном бюро N 7 ДЭБа, работу которого курировал Андрей Хорев. В июне 2011 года зампред комитета Госдумы по обороне Михаил Бабич обвинил его в незаконном получении статуса ветерана боевых действий. 7 июля господин Хорев был снят с должности, Генпрокуратура потребовала от главы МВД лишить его ветеранского статуса. Тогда же сообщалось, что генерал-майор Хорев не прошел переаттестацию".
Вместе со своим научным консультантом мы далеки от мысли приветствовать происшедшее переименование милиции в полицию. Нам как раз больше чрезмерно частых и скорых изменений, в частности, уголовных и материальных и процессуальных законов, импонирует такая практика, например, что в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии до сих пор действует закон, принятый еще в XIII в.
Заметим, страта (социальная группа) упоминавшихся чуть ранее криминально-зависимых личностей весьма своеобразна. Во всяком случае в условиях РФ она не очень стабильна, вхождение в нее отдельных личностей и выход их из нее, а также их самооценки в этом отношении весьма подвижны, пожалуй, можно даже сказать, весьма прыгучи. Кроме того, между индивидами, составляющими сию группу, может и не существовать никаких личных связей между собой. Впрочем, могут и существовать, и весьма тесные. Впрочем, в связи с принадлежностью к разным группировкам, могут оказаться и враждебными. Может быть, подвергнув состав криминальной страты более глубокому анализу, обнаружим, что эта социальная группа не только разнопрофильна, но и разноречива, что характер и степень тяги различных ее индивидов к совершению преступлений определенной направленности, характер и сила сдерживающего воздействия на них профилактических мероприятий различного генезиса и содержания, так же, как и провоцирующего, зовущего к подражанию другим членам этой страты, различны, подчас диаметрально противоположны.
Мы выше назвали восемь параметров, по которым возможно реальное разбиение человеческой общности на страты. Впрочем, это далеко не все возможные параметры разобщения.
Надо ли из констатированной (частично, возможно, предполагаемой, не безусловно истинной) раздробленности человеческой общности на многочисленные людские страты делать вывод не только о неизбежной людской отчужденности, но даже и враждебности между стратами, тем более что целый ряд событий в социальной жизни страны, например, столкновения на Манежной площади в Москве, могут подвинуть мышление именно в этом направлении? Естественно, нет. Мы хотим подчеркнуть сказанным лишь следующее: возможно, в условиях, сложившихся сегодня в стране, социально-психологическую атмосферу функционирования уголовно-процессуальной системы с учетом дробности сильно расслоившегося общества следует изучать, учитывая социальные, психологические и многие иные особенности страт.
Мы хотим обратить внимание еще на один параметр разобщения советских народов. Тот самый параметр, который оказался совершенно разрушительным для КПСС и, вследствие этого, советского государства. Этот параметр, по нашему мнению, - накопившаяся за 60-е и последующие годы инфекционная разобщенность между коммунистами и партийным аппаратом. Сложившаяся за эти годы устойчивая практика назначения на большинство руководящих должностей в большинстве своем членов партии привела по крайней мере к двум отрицательным последствиям.
Первое отрицательное последствие заключалось в том, что в партию ринулись чуть ли не строем карьеристы. Видимо, их продвижению способствовали и партийные чиновники. Ведь карьеристами сподручнее управлять. И в этом второе, не менее отрицательное, чем первое, последствие накопившихся за последние десятилетия 20-го века причин разобщения, даже отчуждения партийных чиновников от коммунистов.
Мы подчеркиваем это обстоятельство, кроме всего прочего для того, чтобы высказать свой скепсис в отношении суждений тех авторов, которые утверждают, что в нашей стране уже сформировалась столь страстно пропагандируемое ими гражданское общество. Мы присоединяемся к проф. В.Т. Томину, который полагает, что в РФ сегодня единого гражданского общества (ГО) нет. С гораздо большим основанием можно утверждать, что активное и жизнеспособное ГО, сформировавшееся на базе большинства населения, имело место в СССР в годы пятилеток, в годы Великой Отечественной войны советского народа и первые послевоенные годы. Собственно единого ГО, охватывающего все население, по нашему мнению, не может сформироваться ни в одной стране. Даже в Люксембурге или Сан-Марино.
Во многих самых разнообразных источниках сегодня можно прочитать примерно следующего типа суждения: "Защита прав и законных интересов личности стала приоритетной задачей уголовного судопроизводства, определяющей его предназначение...". Такое утверждение искажает не только позицию современного законодателя, но и от веков существующие осознаваемые, а иногда не осознаваемые социальные, государственные и просто человеческие цели (задачи) создания и функционирования уголовного процесса и примыкающих к нему других отраслей государственной охранительной деятельности.
Современный законодатель, как нетрудно установить простым прочтением ч. 1 ст. 6 УПК РФ, формулирует для уголовного судопроизводства (уголовного процесса) двойственную задачу: "1. Судопроизводство имеет своим назначением: 1) защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений; 2) защиту личности от незаконного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод".
Лаконичность в формулировках, конечно, хороша. Однако в данном случае неизбежно встает несколько требующих уточнения вопросов, ответы на которые не нашли отражения в формулировке статьи, в своем наименовании, декларирующей, что в ней охарактеризованы все стороны назначения уголовного процесса (уголовного судопроизводства).
Названная второй из них (сторон назначения) в тексте ч. 1 ст. 6 УПК РФ 2001 г., на наш взгляд, в современных исторических условиях действительно рассматривается рядом авторов как одна из главных, более того, многими из них декларируется и декламируется в этом качестве. Имея в виду актуальность проблемной ситуации, мы хотели бы, в связи с этим, призвать читателя, коллег в первую очередь порассуждать с нами вместе о дельности этих утверждений.
А что, установление лица, совершившего преступление (деяние, предусмотренное материальным уголовным законом) и возложение на него ответственности за причинение зла гражданам, организациям, обществу и государству, не является назначением уголовного процесса? Для чего в таком случае существует такое уважаемое явление, как материальное уголовное право?
Литература
1 Чинкова Е. Четверть россиян хотя бы раз в год дают взятку // КП. 27.03.2011. С. 3.
2. Там же.
3. Там же.
4. Там же.
5. Егоров И. Больно сидеть. Начало судебных слушаний по уголовному делу генерала МВД вновь перенесено // РГ. 27.09.2011. С. 6.
6. Там же.
7. Заметим, УПК РФ 2001 г. не первый отечественный законодательный акт, в котором появилась очень популярная и в то же время совсем не однозначная в определениях и уже поэтому не бесспорная идея "принципа невиновности". Ему предшествовали Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1989 г. У этих союзных Основ тяжелая судьба.
8. Зинченко И.А. Презумпция невиновности и вопросы совершенствования уголовно-процессуального законодательства // Принцип презумпции невиновности и его значение на современном этапе: Сб. науч. трудов. Калининград: Изд. КГУ, 2001. С. 17 - 20; Волчецкая Т.С. Субъекты реализации принципа презумпции невиности ("невиности" - так в источнике. И.А.) / Принцип презумпции невиновности и его значение на современном этапе: Сб. науч. трудов. Калининград: Изд. КГУ, 2001. С. 17 - 20.
9. Томин В.Т. Уголовный процесс: актуальные проблемы теории и практики. М.: Юрайт, 2009. С. 279.
10. Подробнее см.: Томин В.Т., Безлепкин Б.Т. Презумпция невиновности и советский уголовный процесс // Развитие науки и практики уголовного судопроизводства в свете требований Конституции СССР. М., 1978. С. 64; см. также: Гуляев А.П. Социально-политический аспект презумпции невиновности // Сов. гос. и право. 1988. N 4. С. 85 - 86.
11. Ампенов С.С. Обстоятельства, исключающие участие в уголовном судопроизводстве: Дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень: ДМ 203.034.01. С. 3. Причина, по которой указанный автор заменил содержащийся в ст. 6 УПК РФ 2001 г. термин "назначение уголовного судопроизводства" термином "предназначение", нам неизвестна. Во всяком случае из окружающего текста очевидно, что здесь он понимает эти два слова как синонимы.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовный процесс, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.