Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовный процесс. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
СОСТАВЛЕНИЕ СПИСКОВ ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ
М.Т. ТАЩИЛИН, Т.В. КОСТЫЛЕВА
Статус присяжного заседателя, закрепленный в п. 30 ст. 5 УПК РФ, как лица, привлеченного в установленном уголовно-процессуальным законом порядке для участия в судебном заседании, явно принижен и не отвечает его сути. С данным определением статуса присяжного заседателя трудно согласиться. Присяжные заседатели являются не просто участниками судебного разбирательства уголовного дела, а его основной составляющей. Именно к ним обращено внимание всех участников судопроизводства, на них ориентируются стороны при исследовании представленных доказательств, к ним обращается с напутственным словом председательствующий судья.
Присяжный заседатель в составе коллегии равных в значительной степени определяет результаты рассмотрения уголовного дела и параметры судейского усмотрения в назначении уголовного наказания. Конституция Российской Федерации (ч. 5 ст. 32) видит в присяжном заседателе не лицо, привлеченное для участия в судебном заседании, а гражданина, участвующего в отправлении правосудия.
Предлагаем п. 30 ст. 5 УПК РФ изложить в следующей редакции: "Присяжный заседатель - это лицо, в установленном законом порядке и под присягой участвующее в отправлении правосудия", чем заметно повышается и закрепляется статус присяжного заседателя как одного из основных участников уголовного судопроизводства.
Общеизвестно, что качественный состав судей и присяжных заседателей является залогом справедливого разрешения уголовного дела. Однако если в отношении судей существует серьезный отбор их кандидатов и допуск к отправлению правосудия, то действующий порядок отбора присяжных заседателей не только неудачен, но изначально обрекает суд, как правило, на некачественное разрешение уголовного дела.
Проблемы начинают возникать с момента составления списков кандидатов в присяжные заседатели (далее - списков). Они составляются на основе банка персональных данных об избирателях, входящих в информационные ресурсы Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы", сформированного на основе возрастных, социальных, статусных и иных особенностей, определенных пассивным избирательным правом граждан Российской Федерации, и совершенно не учитывает законодательного запрета на участие некоторых избирателей в отправлении правосудия.
Кроме этого, граждане при составлении списков кандидатов в присяжные заседатели участия не принимают, а чиновники районных (городских) органов муниципальной власти, на которых возложена обязанность по составлению списков, ответственности за итоги своей работы не несут.
В результате списки составляются настолько случайно, что они включают в себя значительное количество граждан, умерших, осужденных, не проживающих на соответствующей территории, а также не подлежащих включению в списки в соответствии с требованиями закона. Реально в списках, направленных в суды, остается менее половины граждан, которые в принципе могут принимать участие в отправлении правосудия.
Если учесть высокий уровень латентной преступности и большой удельный вес граждан, привлекаемых к административной ответственности, то следует задуматься, кому мы поручаем вершить справедливое правосудие в качестве присяжных заседателей и можем ли мы (а, может быть, вправе ли) ожидать от них справедливого разрешения уголовного дела.
Предлагаем принять новый федеральный закон "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации", которым принципиально изменить существующий порядок составления списков кандидатов в присяжные заседатели.
В новом законе следует предусмотреть то, что списки должны составляться и утверждаться комиссией, созданной законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации.
Практическое формирование списков проводит муниципальная комиссия, которая должна быть наделена полномочиями по реальной проверке данных о личности граждан, подлежащих внесению в списки кандидатов в присяжные заседатели, включать в состав одного из руководителей муниципального органа власти, психологов, представителей правоохранительных органов, общественных и партийных организаций и т.п.
На первом этапе муниципальная комиссия на основе информационных ресурсов Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" должна сформировать предварительный список граждан, которые по закону могут быть присяжными заседателями, и тем самым сформировать банк данных ГАС РФ "Правосудие". При этом в список не должны включаться граждане, которые по закону не могут осуществлять правосудие в качестве присяжного заседателя.
Такой круг лиц должен быть четко определен законом. В список не могут включаться лица:
1) не имеющие гражданства Российской Федерации;
2) не достигшие 25-летнего возраста или достигшие возраста 70 лет;
3) являющиеся инвалидами второй или первой группы;
4) имеющие не снятую или не погашенную судимость;
5) признанные судом недееспособными или ограниченными в дееспособности;
6) состоящие на учете за незаконное употребление наркотических средств и психотропных веществ;
7) являющиеся священнослужителями;
8) работающие судьями, прокурорами, следователями, дознавателями, адвокатами, нотариусами, судебными приставами, частными детективами, имеющие специальные звания сотрудников Федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, органов внешней разведки, органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, а также по истечении пяти лет после прекращения профессиональной деятельности;
9) занимающие государственные или выборные должности в органах местного самоуправления.
На основе предварительного списка муниципальная комиссия направляет предложения в трудовые коллективы, партийные и иные общественные организации и объединения, по месту жительства граждан провести на альтернативной основе избрание на своих собраниях кандидата в присяжные заседатели.
На собраниях по выборам кандидата в присяжные заседатели из числа лиц, включенных в ГАС "Правосудие", коллектив на альтернативной основе избирает кандидата в присяжные заседатели в муниципальный список. При этом собрание исключает из списка лиц: имеющих заранее сформировавшееся предубеждение о деятельности правоохранительных органов; обвиняемых и подозреваемых; не владеющих или недостаточно владеющих языком, на котором ведется судопроизводство; для которых исполнение обязанностей присяжного заседателя сопряжено с крайними финансовыми трудностями; с психическими и физическими недостатками, подтвержденными медицинским заключением, затрудняющими качественное участие в отправлении правосудия (глухота, слепота и т.п.); с невозможностью замены по основному месту работы: врачей, учителей, пожарных, осуществляющих уход за престарелыми и больными, родителей, имеющих детей дошкольного возраста; состоявших друг с другом в родстве и т.п.
Законом необходимо предусмотреть, чтобы избранный кандидат в присяжные заседатели приносил присягу коллективу о добросовестном исполнении обязанностей присяжного заседателя и был подотчетен ему.
Протокол избрания кандидата в присяжные заседатели должен направляться в муниципальную комиссию, которая формирует муниципальный список и направляет его созданной комиссии органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Окончательный список кандидатов в присяжные заседатели составляется комиссией органа государственной власти субъекта Российской Федерации на основе муниципальных списков, при этом количественный состав кандидатов в присяжные заседатели, составляющий общий и запасной списки, должен соответствовать решению высшего органа судебной власти субъекта Российской Федерации.
Списки кандидатов в присяжные заседатели должны публиковаться в ГАС "Правосудие" без указания сведений о месте жительства и контактного телефона, а в суд направляются списки, содержащие дополнительные сведения о месте жительства и работы, контактных телефонах и адресе электронной почты.
Предложенный порядок составления общего и запасного списков, ранее известный нашим гражданам, гарантирует более качественное отправление правосудия.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовный процесс, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.