Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовный процесс. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ НЕПРОЦЕССУАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ С ОРГАНАМИ ДОЗНАНИЯ ПРИ РАСКРЫТИИ И РАССЛЕДОВАНИИ МАССОВЫХ БЕСПОРЯДКОВ
А.М. БАГМЕТ
Весь мир вообще и Россию в частности сотрясают массовые беспорядки. Несмотря на неоднозначность этих общественно опасных деяний, так как они возникают по различным причинам и при разных обстоятельствах, охватывают большие территории или ограничиваются одной улицей, заканчиваются многочисленными человеческими жертвами, или после их завершения остаются только разбитые коммерческие киоски и помятые автомашины, опасность их для общества очевидна.
К сожалению, нигде в мире, в том числе и в Российской Федерации, не научились предотвращать массовые беспорядки. Как правило, все сводится к последующему раскрытию и расследованию преступлений, составляющих это общественно опасное деяние.
В российском законодательстве предусмотрена уголовная ответственность за организацию и участие в массовых беспорядках, под которыми предполагается насилие, погромы, поджоги, уничтожение имущества, применение огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказание вооруженного сопротивления представителям власти (ч. ч. 1 и 2 ст. 212 УК РФ).
При этом следует акцентировать на особую сложность рассматриваемого вида преступлений, которая обусловлена следующими обстоятельствами:
- большой диапазон совершаемых в ходе массовых беспорядков преступных деяний;
- возможность охвата массовыми беспорядками огромных территорий;
- большое количество подозреваемых, потерпевших и свидетелей;
- возможность участия в массовых беспорядках иностранных граждан (как в качестве подозреваемых, так и потерпевших и свидетелей), не владеющих русским языком;
- применение огнестрельного оружия, а также совершение общеопасных деяний - поджогов и подрывов взрывчатых веществ и взрывных устройств;
- большое количество орудий преступления, обнаруженного на месте преступления после подавления беспорядков, а также в ходе обысков при расследовании уголовного дела;
- возможность причинения многим потерпевшим вреда здоровью различной степени тяжести;
- возможность причинения большего имущественного ущерба различным формам собственности;
- возможность организации массовых беспорядков, участия в них, призывов к ним лицами, в отношении которых установлен особый порядок уголовного судопроизводства, перечень которых дан в ч. 1 ст. 447 УПК РФ;
- возможность причинения вреда должностным лицам федеральных органов или военнослужащим;
- возможность вовлечения в совершение массовых беспорядков несовершеннолетних;
- возможная совокупность рассматриваемых общественно опасных деяний с преступлениями экстремистской и террористической направленности, а также с организованной преступной деятельностью;
- проведение большего объема специальных исследований при расследовании указанных преступлений.
Кроме того, производство предварительного следствия по уголовному делу, возбужденному по факту массовых беспорядков, ввиду его сложности и большого объема, как правило, поручается следственной группе, при этом создаются и следственно-оперативные группы (далее - СОГ), в состав которых могут входить следователи не только Следственного комитета РФ, но и органов внутренних дел и Федеральной службы безопасности, а также сотрудники органов дознания, в том числе наделенных полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности.
Поэтому можно с уверенностью сказать, что успешное раскрытие и расследование массовых беспорядков невозможно без взаимодействия, как процессуального, так и непроцессуального (организационного), следователей с органами дознания. При этом одной из форм непроцессуального взаимодействия является совместное планирование раскрытия и расследования рассматриваемых общественно опасных деяний. К тому же согласованность планирования следственных действий (далее - СД) и оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ) является одним из принципов взаимодействия правоохранительных органов при раскрытии и расследовании преступлений.
План согласованных СД и ОРМ по уголовному делу, возбужденному по факту организации массовых беспорядков или участия в них либо призывов к ним, должен выполнять основные функции:
- установление объема предстоящей следственной и оперативной работы;
- определение последовательности раскрытия и расследования массовых беспорядков;
- организация индивидуальной деятельности следователя и других участников СОГ, в особенности оперативных сотрудников;
- установление сроков раскрытия и расследования массовых беспорядков;
- организация контроля со стороны руководителя СОГ, руководства следственного органа и руководителей членов СОГ, а также надзирающего прокурора в процессе раскрытия и расследования рассматриваемых преступлений.
Согласованное планирование СД и ОРМ должно охватывать все этапы раскрытия и расследования массовых беспорядков.
Своевременное и умелое планирование позволяет:
- проработать основные направления раскрытия и расследования массовых беспорядков;
- определить тактику и последовательность производства СД, ОРМ и организационных мероприятий;
- эффективно использовать требующиеся силы, средства и время для выполнения определенного объема оперативной и следственной работы;
- обеспечить планируемые СД, ОРМ и организационные мероприятия соответствующей документацией.
При этом в процессе планирования раскрытия и расследования массовых беспорядков необходимо определить и проанализировать:
- исходную информацию;
- данные, подлежащие установлению для их проверки;
- задачи раскрытия и расследования и пути их решения;
- розыскные и следственные версии и ситуации;
- необходимые процессуальные и непроцессуальные действия;
- обстоятельства, подлежащие установлению оперативным путем;
- реальную возможность выполнения планируемых мероприятий;
- способы контроля за выполнением плана.
Согласованный план может изменяться и дополняться, при этом инициатива по его корректировке принадлежит как следователям, так и другим членам СОГ, в частности, сотрудникам оперативных подразделений.
Работа СОГ требует четкой организации, постоянного планирования деятельности в целом и каждого члена СОГ в отдельности, определения объема и направлений взаимного информирования участников.
При планировании работы СОГ по делам о массовых беспорядках должно быть предусмотрено составление планов:
- согласованных СД и ОРМ по уголовному делу, который содержит мероприятия по раскрытию и расследованию преступлений, составляющих массовые беспорядки, в целом;
- индивидуальной работы членов СОГ;
- отдельных СД и ОРМ или их комплексов с учетом характера собранных доказательств и обязанностей, выполняемых каждым следователем и членом СОГ.
Работа СОГ по раскрытию и расследованию преступлений, составляющих массовые беспорядки, должна осуществляться по следующим направлениям:
- отработка всех следственных версий;
- работа следователей, оперуполномоченных и других участников СОГ в соответствии с разовыми поручениями руководителя группы;
- работа по конкретным эпизодам преступной деятельности;
- производство отдельных СД или их комплексов;
- работа с конкретными фигурантами;
- сбор доказательств по конкретным преступлениям, составляющим массовые беспорядки (например, эпизоды умышленного причинения вреда здоровью, поджогов, применения оружия и др.).
При ознакомлении следователя с оперативными материалами рекомендуется составлять согласованный план СД и ОРМ, который на стадии возбуждения уголовного дела является организационной основой взаимодействия следователей и оперативных работников. Согласованный план должен предусматривать характер и последовательность мероприятий, осуществляемых следователем и оперуполномоченным, а именно:
- тактические приемы по реализации данных предварительной оперативной проверки и разработки;
- порядок возбуждения уголовного дела;
- перечень СД, которые необходимо провести до задержания разрабатываемых;
- перечень СД, которые необходимо провести сразу после их задержания;
- кто из разрабатываемых лиц, в какой последовательности и кем должен быть задержан;
- места производства и цель обысков и выемок;
- перечень предметов, документов и других носителей информации, подлежащих обнаружению и изъятию;
- порядок осмотра обнаруженных предметов, документов и их упаковки, обеспечивающей сохранность находящихся на них следов, которые могут быть использованы в процессе доказывания;
- поиск оружия и орудий преступления;
- поиск похищенного в ходе массовых беспорядков;
- определение ущерба, причиненного в ходе массовых беспорядков;
- очередность допросов подозреваемых, потерпевших и свидетелей, а также круг вопросов, подлежащих выяснению;
- размещение задержанных, с целью пресечения их общения между собой и возможности сговора;
- ОРМ, обеспечивающие быстроту раскрытия и качество расследования.
Подготовку материалов к реализации необходимо проводить в сжатые сроки для обеспечения внезапности действий следователей и оперативников.
При полной подготовке оперативных материалов к реализации должно быть проведено совместное их обсуждение с участием руководителей оперативного и следственного подразделений. Следователи и оперуполномоченные вносят предложения по реализации материалов, а именно требующиеся силы и средства, необходимые для успешного проведения реализации. В результате обсуждения составляется план реализации, предусматривающий следующие моменты:
- состав СОГ;
- состав сотрудников правоохранительных органов, привлекаемых к проведению реализации;
- обеспечение работы СОГ силами подразделений наружного наблюдения;
- обеспечение группы захвата сотрудниками специальных подразделений;
- обеспечение группы понятыми, переводчиками;
- расчет необходимых технических средств (связи, аудио- и видеозаписи, автотранспорта и т.п.);
- участие специалистов по профилю;
- задачи каждой группы - тактика, сроки и последовательность задержания подозреваемых;
- тактические приемы - применение розыскных собак, проведение осмотров местности, помещений, автотранспорта и т.д.;
- задержание в порядке ст. 91 УПК РФ;
- определение мест доставления задержанных, размещение задержанных или арестованных в ИВС;
- обеспечение дальнейшей разработки оставшихся на свободе организаторов и участников массовых беспорядков.
В согласованном плане рекомендуется предусмотреть СД:
- осмотр мест происшествия, как в комплексе, так и фрагментарно (например, подвергшегося погрому магазина);
- допросы потерпевших;
- освидетельствование потерпевших;
- выемка и осмотр одежды потерпевших;
- личный обыск подозреваемых;
- допрос подозреваемых;
- освидетельствование подозреваемых с целью обнаружения на руках и теле следов несгоревшего пороха, гари, частиц взрывчатых веществ, а также следов применения в отношении них специальных средств (например, палок резиновых), используемых при пресечении массовых беспорядков, и т.п.;
- выемка и осмотр одежды подозреваемых с целью обнаружения повреждений, биологических выделений, гари, частиц пороха и взрывчатых веществ и т.п.;
- получение образцов для сравнительного исследования (почерка, ногтевых срезов, волос, смывов и т.д.);
- обыски по местам жизнедеятельности подозреваемых (проживания, работы, досуга и т.п.), с целью обнаружения оружия и предметов, используемых в качестве оружия, а также документов, подтверждающих преступную деятельность (например, листовки, призывающие к массовым беспорядкам);
- предъявление для опознания, как людей, так и предметов (например, орудий преступления);
- допросы свидетелей;
- назначение судебных экспертиз.
Продуманная, четко определенная последовательность СД и ОРМ, несомненно, будет способствовать более эффективному противодействию массовым беспорядкам и преступлениям, совершаемым в ходе них.
Вместе с тем из-за неудовлетворительной организации взаимодействия следователя и органов дознания на основных этапах раскрытия и расследования преступлений вообще и составляющих массовые беспорядки, в частности, формального отношения к такой важной непроцессуальной форме взаимодействия, как совместное планирование раскрытия и расследования преступлений, имеют место факты необоснованного приостановления и даже прекращения уголовных дел и, как следствие, нарушений прав и свобод человека и гражданина.
Опыт планирования расследования преступлений вообще и массовых беспорядков в частности, накопленный за последние годы, свидетельствует о несомненной эффективности этого непроцессуального действия.
Таким образом, такое непроцессуальное действие, как планирование, обеспечивает достижение более высоких результатов в раскрытии и расследовании массовых беспорядков и преступлений, совершаемых в ходе них, так как все необходимые мероприятия по уголовному делу удается провести оперативно и более качественно.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовный процесс, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.