Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовный процесс. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
НОВЫЕ НОРМЫ ИНСТИТУТА ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА
В.В. ГОНЧАР, М.В. МЕШКОВ
Эффективное противодействие преступности и роль органов расследования в решении этой задачи неизменно являются предметом пристального внимания общества и государства. В связи с этим нельзя не обратить внимание на организацию деятельности органов расследования на начальном этапе уголовного судопроизводства (т.е. в стадии возбуждения уголовного дела).
Результаты деятельности органов расследования в этой стадии уголовного процесса в значительной мере предопределяют дальнейший успех или неудачу в расследовании преступлений и существенно затрагивают права и законные интересы лиц, пострадавших от преступных проявлений, заподозренных в их совершении, а также интересы общества и государства.
Между тем, как следует из информации Генеральной прокуратуры РФ, положение дел в этой сфере деятельности органов расследования вызывает серьезные нарекания надзорного ведомства, поскольку "системное укрывательство преступлений" стало причиной того, что "в уголовно-правовую статистику больше никто не верит", во всех регионах страны выявлены факты "откровенного манипулирования данными статистики", в 2010 г. по сравнению с 2009 г. "почти на 15% выросло количество нарушений закона при приеме сообщений о преступлениях" <1>.
--------------------------------
<1> Буторина Е. Преступная статистика // Московские новости. 2011. 22 апреля.
Устранение отмеченных недостатков требует комплексного подхода и предполагает не только соблюдение законов в деятельности правоохранительных органов, но и совершенствование норм закона, регулирующих эту сферу деятельности, в том числе и надлежащую регламентацию в законе поводов к возбуждению уголовного дела.
Следует отметить, что законодатель предпринимает определенные шаги в направлении изменения и дополнения норм закона, касающихся поводов к возбуждению уголовного дела (п. 4 ч. 1 и ч. 1.1 ст. 140 УПК).
Анализируя нововведения, необходимо указать, что они не носят системного характера, юридически некорректны и в определенном смысле представляют собой попытку усовершенствования закона, предпринятую с негодными средствами.
Так, ФЗ от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ в ч. 1 ст. 140 УПК введен п. 4 следующего содержания: "4) постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании".
Таким образом, законодатель предписывает правоприменителю, прежде всего дознавателю, органу дознания, следователю и руководителю следственного органа, считать указанное "постановление прокурора" одним из поводов к возбуждению уголовного дела.
Однако это предписание закона с теоретической точки зрения весьма сомнительно и не вполне понятно. Например, не ясно, почему постановление прокурора по вопросу об "уголовном преследовании" предлагается считать поводом для "возбуждения уголовного дела"? Правомерно ли давать такое предписание, если в соответствии с законом "возбуждение уголовного дела" и "уголовное преследование" в понятийном, процедурном, содержательном и юридическом смыслах - не тождественные явления, а принципиально разные процессуально-правовые категории?
Не совсем ясно, почему новая норма по вопросу об "уголовном преследовании" включена в гл. 19 УПК "Поводы и основание для возбуждения уголовного дела", а не в гл. 3 "Уголовное преследование".
Поиски объяснения подобной ситуации приводят в плоскость нормотворческой несостоятельности разработчиков проекта указанной нормы и несовершенства законотворческого процесса.
Этот весьма неприятный вывод напрашивается еще и потому, что, если бы авторы проекта п. 4 ч. 1 ст. 140 УПК смогли избежать необоснованного отождествления "возбуждения уголовного дела" и "уголовного преследования", им не следовало бы рассматривать "постановление прокурора" в качестве одного из поводов к возбуждению уголовного дела. Дело в том, что любое постановление, в том числе и постановление прокурора, по сути всегда носит властно-распорядительный характер, что вступает в противоречие с сущностью повода к возбуждению уголовного дела как процессуально-правового явления и его основным предназначением в уголовном судопроизводстве.
В уголовном процессе России повод к возбуждению уголовного дела всегда традиционно рассматривался как установленный законом, официальный источник осведомленности дознавателя, органа дознания, следователя и других уполномоченных законом лиц о готовящемся, совершаемом или совершенном деянии, содержащем признаки преступления.
Этот источник информации никогда не обладал властно-распорядительными свойствами, потому что информация, содержащаяся в сообщении о совершенном деянии на этапе возбуждения уголовного дела, в силу объективных причин всегда носит вероятностный характер.
Разработчики рассматриваемой нормы (п. 4 ч. 1 ст. 140 УПК), а вслед за ними и законодатель, игнорируя эту объективную реальность и облекая первичную информацию о предполагаемом преступлении в форму постановления прокурора, вольно или невольно трансформируют первичный источник осведомленности о происшедшем во властно-распорядительный акт директивного характера, что полностью деформирует сущность и значение института возбуждения уголовного дела.
Помимо указанных недостатков, положения п. 4 ч. 1 ст. 140 УПК представляют собой далеко не лучший образец законодательной техники, поскольку не образуют системного единства с другими, сопряженными с ними нормами УПК.
Дело в том, что, коль скоро в п. 4 ч. 1 ст. 140 УПК речь идет о постановлении прокурора, отражающем процессуальные решения и имеющем новое специальное процессуально-правовое значение, эта норма должна отвечать требованию УПК, согласно которому любое процессуальное решение должно приниматься в порядке, предусмотренном УПК.
Однако указанное требование закона инициаторами новой нормы и законодателем оставлено без внимания, порядок принятия процессуального решения, зафиксированного в постановлении прокурора (п. 4 ч. 1 ст. 140 УПК), не разработан и в законе не определен.
Тем не менее при всех отмеченных недостатках именно указанному постановлению прокурора придается особое, более важное (в сравнении с другими поводами к возбуждению уголовного дела, предусмотренными п. п. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 140 УПК) процессуальное значение.
Это подтверждается содержанием ч. 1.1 ст. 148 УПК, согласно которой решение об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам рассмотрения постановления прокурора, предусмотренного п. 4 ч. 1 ст. 140 УПК, "может быть принято только с согласия руководителя следственного органа".
Здесь закономерно возникают вопросы: почему и на каком основании информации о предполагаемом преступлении, поступившей от прокурора, придается большее значение, чем информации, поступившей из иных источников? По каким причинам занимаемая должность источника информации (информатора) неожиданно стала мерилом процессуального значения фактических данных, фигурирующих в уголовном судопроизводстве? До сих пор в этом смысле главным мерилом, определяющим процессуальное значение соответствующей информации, были ее достоверность и достаточность. По нашему мнению, это основные, объективные критерии оценки информации, и любые иные подходы к этому вопросу вызывают сомнения.
Применительно к ч. 1.1 ст. 148 УПК возникают и иные вопросы, которые подтверждают юридическую ущербность нормы.
Первый вопрос: почему норма права, посвященная постановлению прокурора по вопросу об уголовном преследовании, оказалась в главе, посвященной вопросам возбуждения уголовного дела (гл. 20), а не в главе, посвященной уголовному преследованию (гл. 3)? Может быть, потому, что разработчики ч. 1.1 ст. 148 УПК и законодатели не усмотрели вполне очевидных различий между возбуждением уголовного дела и осуществлением уголовного преследования?
Второй вопрос: почему положения п. 4 ч. 1 ст. 140 УПК адресованы всем органам расследования, а прямо сопряженные с этой нормой предписания ч. 1.1 ст. 148 УПК - только органам предварительного следствия? В чем причина таких противоречий?
Третий вопрос: что следовало бы предпринять в целях устранения отмеченных недостатков? Здесь, как представляется, возможны различные варианты:
а) совершенствование понятийного аппарата, уточнение смысла и содержания положений п. 4 ч. 1 ст. 140 УПК и сопряженной с ним ч. 1.1 ст. 148 УПК с последующим внесением изменений в эти нормы закона;
б) признание указанных норм утратившими силу.
Последний вариант предпочтительнее по некоторым причинам:
- подобное решение прямо укажет на то, что сомнительные проекты законов не имеют законодательной перспективы;
- такое решение даст понять, что федеральный закон вообще и УПК в частности не следует воспринимать как объект непродуманных экспериментов;
- продемонстрирует готовность и способность законодателя выявлять и оперативно исправлять свои собственные недоработки.
Подобный вариант решения проблемы предпочтителен еще и потому, что не лишает прокурора права сообщать органам расследования о фактах выявления деяний, содержащих признаки преступления.
Для реализации указанного права прокурор, как и любое должностное лицо, вправе применить положения п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК, т.е. направить органу расследования сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, которое согласно закону является одним из поводов для возбуждения уголовного дела.
Заслуживает внимания процессуальная новелла, изложенная в ч. 1.1 ст. 140 УПК (введена ФЗ от 6 декабря 2011 г. N 407-ФЗ), из которой следует, что поводом к возбуждению уголовного дела о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 198 - 199.2 УК, служат только материалы, направленные налоговыми органами.
В связи с появлением этой нормы в юридических дискуссиях иногда высказывается мысль о том, что ч. 1.1 ст. 140 УПК вводит новый, ранее не закрепленный в законе повод к возбуждению уголовного дела. В действительности это не так. Положения ч. 1.1 ст. 140 УПК не предусматривают никаких новых поводов к возбуждению уголовного дела, они лишь ограничивают сферу применения поводов, уже закрепленных в ч. 1 ст. 140 УПК, исключая из сферы ее применения уголовные дела о налоговых преступлениях, предусмотренных ст. ст. 198 - 199.2 УК.
Иначе говоря, с момента вступления в силу ч. 1.1 ст. 140 УПК заявление о преступлении, явка с повинной и постановление прокурора (предусмотренное п. 4 ч. 1 ст. 140 УПК) по делам о налоговых преступлениях, предусмотренных ст. ст. 198 - 199.2 УК, не могут являться поводами к возбуждению уголовного дела.
Результаты оперативно-розыскной деятельности, которые ранее могли служить поводом (и основанием) к возбуждению уголовного дела (ФЗ от 12 августа 1995 г. "Об оперативно-розыскной деятельности"), тоже утратили такое значение по уголовным делам указанной категории. Таким образом, в какой-то мере теряет смысл работа подразделений некоторых правоохранительных органов, специализирующихся на выявлении и пресечении именно налоговых преступлений.
Автоматически утрачивают значение повода к возбуждению уголовного дела по делам рассматриваемой категории и материалы органов расследования, отражающие факт выявления налоговых преступлений в процессе расследования иных преступлений.
Что касается сообщения о совершенном или готовящемся преступлении (п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК), то оно по-прежнему является поводом к возбуждению уголовного дела по делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 198 - 199.2 УК, но только в том случае, если это сообщение поступает из налоговых органов.
Таким образом, дополнив ст. 140 УПК частью 1.1, законодатель, с одной стороны, существенно понизил степень процессуально-правового воздействия на криминальную среду в сфере налоговой деятельности, а с другой - создал дополнительные условия для повышения уровня коррупционного воздействия на организацию деятельности налоговых органов, получивших монопольное право инициировать рассмотрение вопроса о возбуждении уголовных дел о налоговых преступлениях.
В целом положения ч. 1.1 ст. 140 УПК не носят позитивного характера и не способствуют совершенствованию института возбуждения уголовного дела. Кроме того, вполне очевидно, что для либерализации ситуации в сфере налогов и сборов не было необходимости вносить в УПК процессуальные нормы, понижающие эффективность уголовного судопроизводства. Более целесообразно направить усилия (если либерализацию признать объективной необходимостью) на совершенствование налогового, финансового и уголовного законодательства, на повышение эффективности и качества работы налоговых органов.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовный процесс, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.