Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовный процесс. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПОТЕРПЕВШИЙ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ
В.И. РОХЛИН, В.Г. КАЗАНЦЕВ
В важнейшем памятнике древнерусского права "Русской Правде" понятие "потерпевший" проистекало из понятия "обида", которое обозначало "правонарушение" <1>. Потерпевшим назывался "обиженный", обвиняемым (ответчиком) считался "обидчик".
--------------------------------
<1> Российское законодательство X - XX веков: В 9 т. М.: Юридическая литература, 1984. Т. I: Законодательство Древней Руси. С. 52 - 54.
В царской России согласно Уставу уголовного судопроизводства 1864 г. основанием объявления лица "потерпевшим от преступления или проступка" признавалась его жалоба (ст. 301) <2>. Во время следствия принесший жалобу имел право: представлять своих свидетелей, присутствовать при любых следственных действиях, задавать вопросы, приводить доказательства, требовать копии протоколов и постановлений (ст. 304).
--------------------------------
<2> Российское законодательство X - XX веков. М.: Юридическая литература, 1991. Т. 8: Судебная реформа. С. 150.
В уголовно-процессуальном праве советского периода главной задачей предполагалась защита государства и общественного строя. Так, Уголовно-процессуальный кодекс 1923 г. в принципе не содержал определения "потерпевший". В то время потерпевший обладал правами, фактически аналогичными правам свидетеля по делу. Правовое понятие "потерпевший" впервые появилось только в Уголовно-процессуальном кодексе РСФСР 1960 г. Однако знакомиться с материалами дела и принимать какое-то участие в процессе согласно этому Кодексу потерпевший мог только после окончания предварительного следствия.
С принятием Конституции РФ 1993 г. приоритетными были провозглашены общечеловеческие ценности и первоочередной задачей уголовного процесса стала защита прав и свобод личности от преступных посягательств. Конституция гарантирует каждому судебную защиту прав и свобод (ст. 46), а потерпевшим - доступ к правосудию и компенсацию вреда (ст. 52).
Согласно статьям 22 и 42 Уголовно-процессуального кодекса РФ потерпевший как самостоятельная фигура уголовного судопроизводства может участвовать в уголовном преследовании обвиняемого, выдвигать и поддерживать обвинение, знать о предъявленном обвинении, давать показания, предъявлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, проводимых по его ходатайству или ходатайству его представителя, знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и подавать на них замечания. К сожалению, все эти права возникают у потерпевшего только с момента, когда следователь, дознаватель или суд вынесут постановление о признании его потерпевшим. Однако наступление этого момента в настоящее время законодательно никак не определено, и потерпевший до вынесения постановления остается процессуально бесправным. На практике лицо признается потерпевшим обычно лишь на завершающей стадии уголовного судопроизводства. Из очень широкого перечня прав потерпевшего статьи 42 УПК РФ (22 пункта), которых он не имеет до вынесения постановления, имеется пункт 18 о праве подавать жалобы на действия (бездействие) дознавателя, следователя, прокурора и суда. Таким образом, законодатель наделил дознавателя, следователя, суд беспрецедентным правом решать, может или нет жаловаться на них человек, юридическое лицо, пострадавшее от преступления, чьи интересы они и должны отстаивать. Если это не нарушение демократических принципов, то уж судебная коллизия - точно.
В отличие от уголовно-процессуального законодательства Российской империи, которое не содержало в себе отдельного института признания пострадавшего от преступления лица в качестве потерпевшего, ныне действующее российское законодательство не предоставляет фактически пострадавшему от преступления лицу процессуального положения стороны дела до тех пор, пока оно не будет формально признано дознавателем, следователем, прокурором или судом в качестве потерпевшего. Иными словами, незаконно не признанные в качестве потерпевших фактически пострадавшие от преступления лица, вопреки требованиям статьи 52 Конституции РФ, законодательно, но неправомерно лишены доступа к правосудию, поскольку они не считаются самостоятельной стороной в уголовном судопроизводстве <3>.
--------------------------------
<3> Ибрагимов И.М. Понятие "потерпевший" в контексте уголовно-процессуального права // Представительная власть. XXI век. 2008. N 1. С. 27 - 33.
Аналогична ситуация и с признанием лица, понесшего материальный вред от преступления, гражданским истцом по статье 44 УПК РФ. Пока он не будет признан таковым постановлением, он не может представлять доказательства, знакомиться с материалами дела, жаловаться на действие (бездействие), решения дознавателя, следователя, прокурора, суда (всего 20 пунктов). Это позволяет, например, недобросовестному следователю ничего не делать по делу вообще и при этом человек, фактически понесший материальный ущерб от преступления, не будет ничего знать по делу и не сможет обжаловать бездействие, поскольку процессуально он никто. Такой стопроцентный субъективизм в решении проблем физических и юридических лиц в гражданском обществе правового государства просто недопустим. Постановление о признании лица пострадавшего от преступления потерпевшим и гражданским истцом должно производиться в обязательном порядке в момент возбуждения уголовного дела.
В настоящее время возникает необходимость и в некотором расширении самого понятия "потерпевший". В качестве потерпевшего должен признаваться не только тот человек, которому преступлением уже причинен какой-либо вред, но и тот, кому приготовлением или покушением на совершение преступления попытались нанести вред, но не смогли фактически это сделать по независящим от воли преступников обстоятельствам. Такими случаями, например, могут быть приготовление орудий преступления, неудачный выстрел из огнестрельного оружия в намеченную жертву.
Для беспрепятственного и конституционно гарантированного допуска потерпевших к правосудию необходимо понятие "потерпевший" в части 1 ст. 42 УПК РФ изложить следующим образом: "Потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен или мог быть причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения или возможности причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации. Решение о признании потерпевшим фактически пострадавшего от преступления лица или потенциального потерпевшего оформляется постановлением дознавателя, следователя или суда при возбуждении уголовного дела в форме отдельного постановления". Пострадавший (или жертва преступления) автоматически не "является" потерпевшим, а должен быть юридически признан дознавателем или следователем в качестве потерпевшего для получения определенного уголовно-правового положения со всеми вытекающими отсюда его правами и обязанностями. Потерпевшим должен быть признан не только человек (юридическое лицо), которому реально уже причинен вред, но также и человек (юридическое лицо), которому фактический вред еще не причинен, но который узнал и проинформировал правоохранительные органы о преступном и реальном приготовлении покушения на его жизнь, достоинство, честь, здоровье, деловую репутацию или имущество. Иначе все неудачные, но реально совершенные попытки противоправных и общественно опасных деяний не будут считаться преступлениями, а "везучие" их потенциальные жертвы - потерпевшими.
В современной российской следственно-судебной практике исходя из понятия "потерпевший", содержащегося в части 1 ст. 42 УПК РФ, обычно не признаются потерпевшими лица, которые заявили о попытке совершения против них преступления. Такое часто бывает при неудачных покушениях на убийство, причинении телесных повреждений различной тяжести и имущественных повреждений. Жертвы подобных преступлений остаются без юридического признания в качестве потерпевших из-за отсутствия реального вреда от попытки совершения данного преступления. Четкое, законодательно закрепленное определение понятия "потерпевший" может способствовать единообразному пониманию и точному исполнению действующего российского уголовно-процессуального законодательства со стороны дознавателей, следователей, прокуроров и судей независимо от их различного уровня правосознания, образовательно-правовой подготовки, общей культуры и опыта работы.
К особому разряду можно отнести потерпевших от блюстителей порядка, поскольку их необходимо защищать не от простых преступников, а от преступников, облеченных государственной властью, имеющих определенные привилегии или иммунитет от уголовного преследования.
Потерпевшие от сотрудников правоохранительных органов и судебного произвола являются наиболее бесправными жертвами, поскольку их должны защищать "свои от своих", что административно и психологически весьма проблематично. Например, лица, которые были незаконно, преступно или по ошибке привлечены к уголовной ответственности, арестованы, заключены под стражу, приговорены и осуждены на определенные сроки лишения свободы, редко на практике могут добиться своей реабилитации и получить моральную и материальную компенсацию за причиненный им вред. Это связано с тем, что действующее российское законодательство и современная правоохранительная практика обычно именуют подобные преступления, совершенные дознавателями, следователями, прокурорами и судьями, не иначе как дисциплинарными правонарушениями и судебно-процессуальными ошибками, за которые они фактически не несут серьезной юридической ответственности. Поэтому сотрудники правоохранительных органов идут на такие нарушения с очевидной легкостью, с одной стороны; с другой же - раскрыть эти преступления и наказать виновных представляется весьма затруднительным. Данное положение способствует проявлению вседозволенности, безнаказанности и зарождению касты "оборотней в погонах".
Законодателю, видимо, необходимо реализовать и несколько иной порядок уголовно-процессуального расследования преступлений, которые совершены работниками правоохранительных органов государства. Так, при расследовании преступных деяний должностных лиц, обладающих иногда определенным иммунитетом, было бы вполне правомерно и целесообразно после возбуждения уголовного дела безотлагательно и временно лишить их всех юридических и фактических привилегий, чтобы процессуально уравнять их с обиженными ими потерпевшими в уголовном судопроизводстве.
Уголовно-исполнительный кодекс РФ предусматривает, что из заработной платы и других доходов осужденных к лишению свободы удерживаются алименты на собственных детей, подоходный налог, отчисления в Пенсионный фонд и иные обязательные отчисления. Независимо от всех удержаний не менее 25% заработной платы, пенсий или иных доходов обязательно идет на лицевой счет осужденного. Для инвалидов I и II групп (старше 60 лет для мужчин и старше 55 лет для женщин), несовершеннолетних, беременных женщин, женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительного учреждения обязательные перечисления на личные счета составляют не менее 50%. Во вторую очередь вычитаются расходы по содержанию самих заключенных. Взыскания по другим исполнительным листам и документам производятся из оставшейся суммы.
В итоге, как показывает практика, на погашение ущерба потерпевшему чаще всего денег практически не остается. Об этом свидетельствуют многочисленные жалобы граждан и их иски в суд. По данным Федеральной службы исполнения наказаний, за 2009 г. осужденные выплатили на погашение ущерба потерпевшим всего 184 млн. руб., в то время как остаток задолженности составил 12,7 млрд. руб. (в 70 раз выше). И сумма эта постоянно растет <4>.
--------------------------------
<4> Права потерпевших защитят рублем // Новости Санкт-Петербурга - Фонтанка.Ру. 08.09.2009; http://www.fontanka.ru.
Потерпевшие потеряли здоровье, кормильца и им крайне нужны средства сейчас, а не через 10 - 20 лет, когда с ними рассчитается преступник, отбывающий наказание. В этой ситуации государство само должно выплачивать средства на компенсацию вреда потерпевшим с последующим удержанием этих средств с осужденного в регрессном порядке. Для скорейшего возмещения вреда потерпевшему необходимо шире практиковать наказание в виде штрафов вместо лишения свободы. Наказывать лишением свободы необходимо только лиц, представляющих угрозу обществу.
Согласно статье 151 Гражданского кодекса РФ и Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. N 10 "моральным вредом" называются страдания (нравственные или физические), которые нанесены на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловую репутацию, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну и др.), нарушающими его личные права, как имущественные, так и неимущественные (право на пользование своим именем, право авторства и т.п.).
Моральный вред может проявляться в нравственных страданиях и в связи с другими обстоятельствами. Например, с потерей близких людей, отсутствием возможности вести активный образ жизни, потерей квалификации, ограничением каких-либо возможностей и прав, раскрытием какой-либо тайны, распространением порочащих сведений, перенесением болезней и проч.
Величина компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Однако полное и равноценное возмещение потерпевшему морального вреда остается пока редкостью для российского уголовного судопроизводства. Вопросы определения величины морального вреда и тем более "денежной" оценки жизни человека не имеют законодательного описания и отдаются на усмотрение судьи, вынужденного при этом оперировать такими не совсем конкретными субъективными понятиями, как "разумность" и "справедливость" <5>. Размытые формулировки, которыми вынуждены пользоваться судьи, просто не выдерживают никакой критики. "Справедливость" по отношению к кому? К потерпевшему или преступнику? Учет "индивидуальных особенностей потерпевшего" вообще отдает узаконенной дискриминацией, поскольку под индивидуальными особенностями потерпевшего можно понимать все, что угодно, - образование, положение в обществе, пол, массу тела, толщину кошелька и т.д. Результатом такого положения вещей является то, что в основном иски на возмещение потерпевшему морального вреда удовлетворяются в лучшем случае в десятки раз меньше от заявляемых сумм. Поэтому настало, видимо, время разработать способы выявления размера морального вреда и "денежной" оценки жизни человека.
--------------------------------
<5> Лукин В.П. Проблемы защиты прав потерпевших от преступлений // Российская газета. 2008. N 4612.
Гражданский иск в уголовном процессе должен подготовить и подать потерпевший самостоятельно. Однако доказать размер ущерба, доказать причинно-следственную связь между уголовным преступлением и возникновением вреда потерпевшему без юридической помощи очень сложно. Поэтому для обеспечения равенства сторон в уголовном процессе должна быть предусмотрена возможность выделения потерпевшему бесплатного юриста.
Таким образом, в понятие "потерпевший" целесообразно внести следующие дополнительные моменты.
1. При возбуждении уголовного дела лицо, пострадавшее от преступления, в обязательном порядке признается потерпевшим, а в случае нанесения имущественного вреда - еще и гражданским истцом.
2. Потерпевшими (со всеми процессуальными правами статьи 42 УПК РФ) должны признаваться и те лица, кому приготовлением или покушением на совершение преступления безуспешно попытались нанести вред, но не смогли фактически этого сделать по независящим от воли преступников обстоятельствам (например, приготовление орудия преступления, неудачный выстрел в потенциальную жертву).
3. Для обеспечения равенства сторон в уголовном процессе должна быть предусмотрена возможность оказания потерпевшему бесплатной юридической помощи.
4. Выплаты в пользу потерпевшего должно производить государство с последующим взысканием этих средств с виновного в регрессном порядке.
5. Для скорейшего возмещения вреда потерпевшему необходимо шире практиковать наказание в виде штрафов вместо лишения свободы.
6. При расследовании преступных деяний должностных лиц после возбуждения уголовного дела безотлагательно и временно лишать их всех юридических и фактических привилегий, чтобы процессуально уравнять их с потерпевшими в уголовном судопроизводстве.
7. Разработать методику определения размера морального вреда и "денежной" оценки жизни человека взамен субъективных понятий "разумность", "справедливость", "индивидуальные особенности потерпевшего", которыми вынуждены пользоваться судьи при определении размера компенсации морального вреда.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовный процесс, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.