Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовный процесс. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОБРАЗОВАНИЕ ПРЕСТУПНОГО НАВЫКА КАК ЗАКОНОМЕРНОСТЬ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ОДНИМ ЛИЦОМ
С.А. АЛЕКСЕЕВ
Установление лица, совершившего преступление, занимает весьма существенное место в деятельности следователей, оперативных работников по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений. С этой целью проводится комплекс следственных действий, организационных, оперативно-розыскных и поисковых мероприятий по сбору, оценке, исследованию и использованию информации о лицах, совершивших преступления, и других лицах, оказавшихся в сфере события преступления.
Успех этой деятельности во многом зависит от знания следователями, оперативными работниками информативных свойств личности совершивших преступления; особенностей отображения свойств личности в результате ее взаимодействия с другими объектами как при совершении преступления, так и до и после него; системы следов, возникающих при совершении преступления, а также иных источников, содержащих личностную информацию.
В криминалистической практике чаще других для установления личности преступника используются физические и анатомические особенности человеческого тела (морфологическое строение рельефа кожного покрова, черты внешности и др.), обладающие выраженной индивидуальностью и неизменяемостью. Но наряду с указанными свойствами каждый преступник отличается суммой и направленностью полученных знаний и умений, приобретенных жизненным, профессиональным опытом.
В связи с особенностями условий жизнедеятельности у человека вырабатываются разнообразные навыки. Навыковые особенности проявляются при ходьбе, беге, изготовлении каких-либо предметов, в поведении, манере речи и т.д. Переход некоторых действий на уровень навыков происходит у человека постоянно и неизбежно, иногда даже помимо его воли, что обусловлено закономерностями высшей нервной деятельности. Поэтому многие аспекты поведения людей и человеческой деятельности, в том числе противоправной, определяются сформировавшимися навыками, которые нередко выступают в качестве обстоятельств, подлежащих выяснению в процессе расследования преступлений.
Существенное место среди навыковых свойств личности преступника занимают навыки, приобретаемые им в процессе противоправной деятельности. Их ученые-криминалисты определяют по-разному: как "повторяемость способов и приемов совершения преступлений" <1>, "преступный прием" <2>, "поведение человека", совершающего преступление <3>, "навыки осуществления преступных действий" <4>, "преступные навыки" <5>. В следственной практике нередко и не без оснований такой стереотип действий преступника на месте преступления именуют "преступным почерком".
--------------------------------
<1> Терзиев Н.В. Обзорные лекции по криминалистике. М.: ВЮЗИ, 1945. С. 18.
<2> Якимов И.Н. Криминалистика: Учебник. М.: Юриздат, 1938. С. 112 - 113.
<3> Колмаков В.П. Сущность и задачи идентификации личности в криминалистике // Ученые записки Харьковского государственного университета. Харьков, 1955. Вып. 6. С. 102.
<4> Самойлов Г.А. Основы криминалистического учения о навыках. М., 1968. С. 105 - 118.
<5> Чулахов В.Н. Криминалистическое учение о навыках и привычках человека. М., 2007. С. 288.
Образование преступных навыков у лица при совершении им однородных повторяющихся преступлений получило научное обоснование.
Механизм образования преступного навыка схож с механизмом образования простого навыка. Навыки формируются в повторяющихся видах деятельности, даже независимо от желания и воли человека, что обусловлено приспособительной функцией организма.
Многократное совершение однородных преступлений или специальная тренировка перед совершением одного из них приводят к тому, что в организме преступника происходят такие же психические и физиологические процессы, как и при образовании простого навыка. У преступника при длительном занятии преступной деятельностью в условиях постоянного воздействия однородных раздражителей образуется динамический стереотип, который позволяет заученным действиям проявляться вновь в уже изменившихся условиях при возникновении благоприятной ситуации.
Разница заключается в том, что преступные навыки в отличие от других навыков вырабатываются и предназначаются для единственной цели - осуществления преступного замысла и используются для совершения преступлений <6>.
--------------------------------
<6> Чулахов В.Н. Указ. раб. С. 78 - 80, 145.
Следует отметить, что образование преступных навыков и их проявление возникают не по всем преступлениям. Их образование характерно для однородных повторяющихся преступлений, т.е. долго не раскрывающихся (например, кражи, грабежи, разбои, серийные убийства, мошенничества), что дает преступнику возможность вырабатывать и совершенствовать свой навык.
Отдельные виды преступлений, такие, как карманные кражи, карточное мошенничество, мошенничество с помощью денежной или вещевой "куклы", размена денег и некоторые другие, вообще не могут быть совершены без использования специальных приемов, требующих не только "теоретических" знаний, но и практических навыков, причем отработанных до автоматизма. Помимо этого преступникам приходится также усваивать систему условных сигналов, которые подаются жестами, движением головы, мимикой. С их помощью они опознают друг друга (если незнакомы), указывают места хранения денег, сообщают об удобном для совершения кражи моменте, подмене карты или "куклы", подают сигналы опасности и т.п.
Подготовка преступника, с одной стороны, опирается на уже имеющийся криминальный опыт этой категории уголовных элементов, с другой - совершенствуется методом "проб и ошибок" применительно к современным социальным условиям, формам борьбы правоохранительных органов с этим видом преступлений. Следовательно, преступные знания и навыки под воздействием некоторых факторов (например, усиление, новые формы борьбы с преступностью, внедрение сигнализации), сохраняя свою основу, изменяются, дополняются и совершенствуются <7>.
--------------------------------
<7> Гуров А. Профессиональная преступность. М., 2007. С. 63.
Преступные навыки оказывают влияние на формирование особенностей способа осуществления преступных действий. Способ совершения преступления слагается из комплексов специфических действий преступника, наличие и взаимосвязь которых составляют как бы модель преступного деяния. В нем находят отражение два вида навыков: общего значения, возникшие вне связи с совершением преступлений, и преступные, сформированные в процессе противоправной деятельности. Элементами способа являются действия, операции и движения, относимость которых к событию преступления определяется на основе познания соотношения целей деятельности. Так, способ совершения кражи из магазина можно разбить на несколько отдельных этапов, объединенных одной общей целью (завладение определенной суммой денег): отключение сигнализации, проникновение в помещение магазина, взлом металлического хранилища, сокрытие следов преступления и т.д. По сути, эти этапы - относительно самостоятельные действия со своими самостоятельными целями, без которых невозможен этот вид преступной деятельности и к выполнению которых преступник вынужден преднамеренно готовиться. Подготовка включает в себя подбор орудий и средств, планирование и предварительную тренировку предстоящих действий, что является первоначальным этапом формирования навыка. В результате совершения нескольких однородных преступлений операции по выполнению таких самостоятельных действий все более совершенствуются, превращаясь в навык, что дает возможность преступнику экономить время, совершенствовать способ преступления и переключать внимание на более важные моменты преступной деятельности.
К числу таких преступных навыков можно отнести следующие: навык подделки преступником своего почерка под почерк другого лица (по памяти, рисовкой и др.); навыки взлома различных преград, препятствующих проникновению к объекту преступного посягательства, взлома и отпирания замков (отжим ригеля, подделка и подбор ключей и т.п.); навыки похищения ценностей (действия вора-карманника, мошенника и т.д.); навыки изготовления различных предметов и приспособлений, с помощью которых в дальнейшем осуществляются преступные действия; навыки сокрытия следов преступлений, подделки оттисков печатей, штампов; навыки снятия охраняемого объекта с сигнализации, изготовления поддельных денежных знаков, наркотических средств; навыки совершения насильственных действий при убийстве, изнасиловании.
Закономерному проявлению преступных навыков в способе совершения преступления способствует сама обстановка на месте происшествия. В состоянии волнения, которое в большей или меньшей степени охватывает каждого преступника и связано с неотвратимостью наказания и возможным изобличением, у человека снижается контроль за своими действиями. Они совершаются привычно, автоматически, т.е. так, как это лицо привыкло их совершать.
В структуре преступных навыков помимо простых могут образовываться и сложные. Последние образуются в тех случаях, когда успех преступления в полной мере зависит от умения и согласованности действий преступника (преступников) на месте происшествия. Такие преступления, как правило, тщательно спланированы и подготовлены. Образование сложного преступного навыка наблюдается при совершении таких преступлений, как кражи, мошенничества, разбойные нападения, грабежи. При подготовке и совершении этих преступлений, сокрытии их следов также обнаруживается достаточно четкое разделение функций преступников.
Таким образом, превращение некоторых самостоятельных действий способа в навык и переход на уровень автоматизированных, подсознательных актов преступной деятельности - одна из закономерностей формирования способа неоднократно совершаемых однородных преступлений. Существованием этой закономерности с учетом свойств сложившихся навыковых действий отчасти объясняется причина совершения одним и тем же лицом однородных преступлений повторяющимися способами. Обладая относительной устойчивостью и склонностью к повторному воспроизведению, навыки предопределяют стереотипное воспроизведение преступных действий. Одновременно навыки индивидуализируют их, придавая характер особенностей, неповторимых у другого лица. И наконец, способностью навыков к отображению обусловливается повторение в способе совершения преступления определенного комплекса признаков, индивидуализирующих преступника. Признание аналогичности способов при условии совпадения индивидуальной совокупности таких признаков в двух или более преступлениях - основание для предположения о совершении преступлений одним и тем же лицом.
Поэтому следователям и дознавателям необходимо всегда обращать внимание на источники криминалистически значимой информации о выработанных и привычных действиях преступника на месте происшествия, а также принимать меры по установлению преступных навыков лица, совершившего преступление.
Знания о преступных навыках, их установление и использование данных о них в процессе расследования позволят правильно построить следственные версии, быстро и объективно проверить их, получить необходимые достоверные доказательства, успешно решить задачи, связанные с установлением лица, совершившего преступление, и розыском преступников.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовный процесс, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.