Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовный процесс. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ЛЕЧЕНИЯ
Ю.Д. СЕРГЕЕВ, С.В. КОЗЛОВ
При подозрении на совершение противоправных действий в процессе осуществления медицинской деятельности и наступлении неблагоприятных последствий для пациента особое значение приобретает заключение комиссионной судебно-медицинской экспертизы.
Расследование подобной категории дел является весьма сложным. Это обусловлено прежде всего непростой оценкой субъективной стороны правонарушения, так как профессиональная деятельность в отечественной медицине регулируется не только (а порой и не столько) нормативными актами, инструкциями, стандартами, а общепринятыми правилами, канонами, имеющими рекомендательный характер. С другой стороны, объективную сторону медицинского происшествия бывает непросто оценить ввиду изменчивости реакций организма конкретного больного на одни и те же повреждающие агенты (например, из-за высокой частоты осложнений, обусловленных индивидуальными особенностями течения заболевания у конкретного больного, вариантами его поведения и отношения к лечебно-диагностическому процессу и т.п.).
Поэтому судебно-медицинская экспертиза в подобных случаях не только является важнейшим источником доказательств, но и относится к категории особо сложных, ответственных и строго регламентированных [11].
Качество оказания медицинской помощи, охрана прав и свобод человека при ее оказании и тесно связанная с этим проблема ответственности медицинских работников за неблагоприятные последствия лечения всегда были и остаются крайне актуальными в обществе и медицине [8]. Экспертиза качества медицинской помощи в силу определенной специфики проблемы затрагивает интересы многих государственных, общественных, частных и прочих организаций и учреждений, а также отдельных граждан [2]. Изменения нормативной, организационной, технологической и экономической базы здравоохранения, произошедшие в последнее десятилетие, обусловили особую актуальность проблемы неблагоприятных исходов оказания медицинской помощи, их судебно-медицинской экспертизы и ответственности медицинского персонала [3]. В то же время работа в судебно-медицинских комиссиях демонстрирует судебным медикам и врачам-клиницистам, что уровень медико-правовых знаний медицинского персонала крайне низок, а правовая подготовка специалистов как важнейшая часть общей профессиональной подготовки врача находится в неудовлетворительном состоянии [10]. Федеральный закон "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" N 73-ФЗ, новые Уголовный кодекс, Гражданский кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс РФ внесли ряд принципиально новых положений в организацию и производство судебно-медицинских экспертиз как по уголовным, так и по гражданским делам. Введение в действие указанных актов, направленных на соблюдение гарантированных Конституцией РФ прав и свобод граждан, правовых основ государственной экспертной деятельности, независимости эксперта, объективности, всесторонности и полноты исследований, обусловило необходимость приведения в соответствие с требованиями законодательства ведомственных нормативных документов, регламентирующих порядок организации и оформления всех видов судебно-медицинских экспертиз [5].
В последние годы в специальной литературе развернулась широкая дискуссия по вопросам организации производства судебно-медицинских экспертиз, связанных как с качеством оказания медицинской помощи, так и с неблагоприятными последствиями лечения.
Так, А.В. Капустин и А.И. Исаев [5], анализируя компетентность судебно-медицинского эксперта при производстве им экспертизы по профессиональным правонарушениям медицинских работников, указывают, что согласно ст. 16 Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности" эксперт не может дать заключение, если поставленные вопросы выходят за пределы его специальных знаний. Программы специальной подготовки судебно-медицинских экспертов не содержат в себе обучение по клиническим дисциплинам, и, таким образом, профессиональная компетенция судебно-медицинского эксперта в данных вопросах ставится под сомнение [5].
С данной точкой зрения не согласны О.М. Зороастров и М.Г. Лоттер (2009). Ссылаясь на ст. 9 Федерального закона, авторы отмечают, что судебную экспертизу назначают по вопросам, для разрешения которых требуются специальные знания в областях науки, техники, искусства или ремесла. Исходя из этого, когда требуются специальные знания в области медицинской науки, назначают судебно-медицинскую экспертизу, а судебно-медицинский эксперт при производстве экспертизы не выполняет обязанности хирурга, терапевта и пр., требующие специальной подготовки и получения соответствующего сертификата. Используя свои профессиональные медицинские знания, а также знания специальные, судебно-медицинские, он может совместно со специалистами, включенными в соответствии с требованиями закона в комиссию экспертов, анализировать предоставленную информацию [4].
Как видно из вышеизложенного, существуют два абсолютно противоположных мнения на одну и ту же проблему. Причем оба этих мнения достаточно аргументированны и имеют равные права на существование. А истина располагается как раз посредине. Статья 23 Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" сформулирована следующим образом: "При производстве комиссионной судебной экспертизы экспертами разных специальностей (комплексная экспертиза) каждый проводит исследование в пределах своих специальных знаний. В заключении экспертов, участвующих в производстве комплексной экспертизы, указывается, какие исследования и в каком объеме провел каждый эксперт, какие факты он установил и к каким выводам пришел. Каждый эксперт, участвующий в производстве комплексной экспертизы, прописывает ту часть заключения, которая содержит описание проведенных им исследований, и несет за нее ответственность. Общий вывод делают эксперты, компетентные в оценке полученных результатов и формулировании данного вывода. Если основанием общего вывода являются факты, установленные одним или несколькими экспертами, это должно быть указано в заключении. В случае возникновения разногласий между экспертами результаты исследований оформляются в соответствии с ч. 2 ст. 22 настоящего Закона, т.е. эксперт, который не согласен с другими, дает отдельное заключение" [9]. Таким образом, для устранения процессуальных и организационных разногласий экспертизы, связанные с оценкой профессиональной деятельности медицинских работников, необходимо производить в рамках ст. 23 Федерального закона, т.е. как комплексные судебно-медицинские экспертизы.
Итак, если компетентность судебно-медицинского эксперта и врачей-клиницистов, привлекаемых в качестве консультантов при производстве судебно-медицинских экспертиз по так называемым "врачебным" делам, в целом ясна, то одним из непростых, на наш взгляд, вопросов остается вопрос оценки качества оказания медицинской помощи. Качество оказания медицинской помощи - это вопрос организации лечебного процесса в ЛПУ, назначения лекарственных препаратов, дополнительных исследований, своевременность и последовательность процедур и т.д. [2]. Однако ответ на этот вопрос не входит в компетенцию судебно-медицинских экспертов. Согласно п. 10.5 Приказа Министерства здравоохранения РФ от 29 апреля 1998 г. N 142 "О перечне видов медицинской деятельности, подлежащих лицензированию" и Постановления Правительства Российской Федерации N 499 от 4 июля 2002 г. экспертиза (контроль) качества медицинской помощи выделена в самостоятельный вид экспертной деятельности [6, 7]. Учитывая положения данного приказа, в состав экспертной комиссии при производстве данного вида судебно-медицинских экспертиз должен быть включен врач эксперт-организатор, имеющий базовую подготовку по специальности "общественное здоровье и здравоохранение" и тематическое усовершенствование по программе "Экспертиза качества медицинской помощи". В компетенцию данного специалиста будут входить ответы на вопросы, связанные с организацией оказания лечебно-диагностической помощи на всех этапах пребывания больного в лечебном учреждении, а также оценка в целом качества проведенных медицинских манипуляций. Тогда с точки зрения действующего законодательства и нормативных актов экспертизы будут выполняться без каких-либо нареканий со стороны участников процесса.
Поскольку в региональных Бюро судебно-медицинской экспертизы проводится большое количество подобных экспертиз, считаем целесообразным не привлекать данного врача эксперта-организатора как внештатного консультанта, а подготовить из числа сотрудников Бюро СМЭ, имеющих первичную подготовку по специальности "общественное здоровье и здравоохранение". Таким сотрудником может быть заместитель начальника бюро по экспертной работе, заведующий организационно-методическим отделом, заведующий отделом сложных экспертиз. Нам представляется, введение в состав экспертной комиссии данного специалиста поднимет на более высокий уровень доказательную ценность и качество проводимых экспертиз в случаях наступления неблагоприятных последствий лечения и проведения диагностических мероприятий.
Литература
1. Александрова О.Ю., Григорьев И.Ю., Тимошенкова Т.В. Правовая основа по оказанию качественной медицинской помощи // Здравоохранение: журнал для руководителя и главного бухгалтера. 2006. N 10. С. 117 - 126.
2. Дьяченко В.Г. Качество в современной медицине. Хабаровск: Издательство ГОУ ВПО ДВГМУ, 2007. 490 с.
3. Ерофеев С.В., Новоселов В.П. Неблагоприятный исход медицинской помощи: изучение проблемы в судебно-медицинской практике // Судебно-медицинская экспертиза. 2008. N 1. С. 35 - 38.
4. Зороастров О.М., Лоттер М.Г. К оценке компетенции судебно-медицинского эксперта при проведении судебно-медицинской экспертизы по "врачебному делу" // Судебно-медицинская экспертиза. 2009. N 1. С. 55 - 56.
5. Капустин А.В., Исаев А.И. Некоторые актуальные вопросы организации производства судебно-медицинских экспертиз // Судебно-медицинская экспертиза. 2004. N 1. С. 7 - 10.
6. О лицензировании отдельных видов деятельности: Постановление Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2002 г. N 135 // Собрание законодательства РФ. 2002. N 9. Ст. 928.
7. Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности: Постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2002 г. N 499 // Собрание законодательства РФ. 2002. N 27. Ст. 2710.
8. Пашинян Г.А., Ившин И.В. Профессиональные преступления медицинских работников против жизни и здоровья. М.: Медицинская книга, 2006. 196 с.
9. Россинская Е.Р. Комментарий к Федеральному закону "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации". М.: Право и закон; Юрайт-Издат, 2002. 384 с.
10. Сергеев Ю.Д., Ерофеев С.В. Ятрогенная патология - актуальная судебно-медицинская проблема // Судебно-медицинская экспертиза. 1998. N 6. С. 3 - 8.
11. Сергеев Ю.Д. Медицинское право: Учебный комплекс: В 3 т. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. 777 с.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовный процесс, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.