Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовный процесс. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПСИХОЛОГО-КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО
В.В. ПРОСТЯКОВ
В России динамику и структуру преступности наряду с традиционными причинами и условиями продолжают определять негативные обстоятельства, вытекающие из трудностей сегодняшнего социального и экономического развития. Материальные потребности стали главными в жизни современного общества, а материально-экономические ценности, в том числе образованность, культура, оказались отодвинутыми на задний план. За последние годы стал виден все углубляющийся разрыв между людьми бедными и "новыми русскими" - очень состоятельными людьми. Рост социальной напряженности и углубление кризиса в обществе в первую очередь затронули детей. Будущее общества, его дети, как никто более, находятся сейчас в самом бедственном положении. Атмосфера насилия, дефицит нравственности, низкая культура порождают ответную реакцию детей: равнодушие, грубость и жестокость и зачастую преступления. Прирост преступности среди подростков и юношей значительно опережает рост подростково-юношеской популяции: преступность среди несовершеннолетних за 10 лет выросла приблизительно в два раза, а подростково-юношеское население уменьшилось на 10 - 15%.
Преступность несовершеннолетних, будучи составной частью преступности вообще, в то же время имеет свои специфические особенности, что позволяет рассматривать ее в качестве самостоятельного объекта изучения. Необходимость такого выделения главным образом обусловливается особенностями соматического, психического и нравственного развития несовершеннолетних, а также их социальной незрелостью. В подростковом, юношеском возрасте в момент нравственного формирования личности происходит накопление опыта, в том числе отрицательного, который может внешне не обнаруживаться или проявиться со значительным запозданием.
Преступность несовершеннолетних представляет собой одну из относительно самостоятельных сторон такого многосложного явления, как общая преступность. Эта относительная самостоятельность проявляется в своеобразии некоторых причин преступности несовершеннолетних, в специфической характеристике динамики преступности несовершеннолетних, в особенностях личности несовершеннолетних.
Особенности личностного аспекта преступности несовершеннолетних обусловлены в первую очередь своеобразием проявления и развития некоторых черт психики, характерных для данного возраста (14 - 17 лет), а также спецификой взаимодействия формирующейся личности и окружающей ее среды.
Анализ структуры девиантного поведения несовершеннолетних показывает, что ей свойствен групповой характер, он является специфической чертой преступления. Более 65% преступлений несовершеннолетних совершены в группе. Реальную опасность представляет участие подростков в совершении преступления совместно со взрослыми. Групповые преступления несовершеннолетних занимают и в мировой преступности ведущее место. Сам характер преступлений имеет повышенную общественную опасность. Изменились качественные характеристики преступлений несовершеннолетних, выросла степень их общественной опасности.
Среди факторов, влияющих на рост преступности несовершеннолетних, следует выделить существенное увеличение числа несовершеннолетних, оказавшихся без надлежащего родительского попечения или бытового окружения, обострение вопросов, связанных с общественно полезной занятостью несовершеннолетних, недоступность для них многих форм досуга, резкое сокращение количества клубов, спортивных секций, оздоровительных лагерей, снижение роли воспитания подрастающего поколения, значительное превознесение культа насилия по ТВ, видео, радиотрансляциях, в литературе, безнаказанность подростков, совершающих правонарушения, и в том числе преступления, недостатки, просчеты в деятельности ОВД и других служб по предупреждению (профилактике) преступности несовершеннолетних. В современный период крушения старых и становления новых идеалов более уязвимой является психика подростков. Подростки судят о реформе не по ее итогам, а по реальным последствиям, которые они видят и ощущают на себе сегодня.
Изложенное свидетельствует, что преступность несовершеннолетних в современной России стала угрозой национальной безопасности, еще одним ее "пороговым уровнем" и справедливо расценивается общественным мнением как одна из острейших проблем в жизни общества. Все это обусловливает актуальность деятельного анализа факторов и обстоятельств, оказывающих первостепенное влияние на формирование противоправного поведения у несовершеннолетних в современных условиях.
В решении задач предупреждения преступлений и правонарушений несовершеннолетних принимают участие различные государственные органы, общественные организации, отдельные граждане. Несмотря на множество субъектов предупредительной деятельности, можно утверждать, что наибольшая нагрузка лежит на органах внутренних дел, от успешной работы которых во многом зависит как сокращение подростковой преступности, так и приостановка преступности в целом. Как известно, под профилактикой преступлений понимается особый вид социального управления, призванный обеспечить безопасность, правоохраняемость ценностей и заключающийся в осуществлении системы целенаправленных мер по выявлению и установлению причин преступлений, условий, способствующих их совершению, а также оказанию предупредительного воздействия на лиц, склонных к противоправному поведению. Характеризуя понятие профилактики в общем плане, можно сказать так: под профилактикой подразумевается целесообразное предупредительное воздействие на отдельных граждан, ведущих антиобщественный образ жизни, как в их собственных интересах, так и в интересах общества. Предупреждение преступности несовершеннолетних имеет две главные особенности - большую роль общесоциальной системы профилактики и раннего предупреждения правонарушений. По признаку целеполагания (или уровню) принято выделять общесоциальное и специальное предупреждение преступности несовершеннолетних. Как уже отмечалось выше, в последние годы наметились весьма неблагоприятные тенденции развития преступности несовершеннолетних. Поэтому чем активнее и плодотворнее начинается профилактическая работа сейчас, тем более вероятным будет возможность управлять ситуацией борьбы с преступностью подростков и не допустить ее значительного роста. МВД России, многие ГУВД, УВД предпринимали неоднократные попытки коренным образом улучшить организацию профилактической работы милиции. Однако всякий раз при принятии новых организационных решений по этому вопросу указывалось на сохранение этого несоответствия, а порой и его обострение.
Система мер борьбы с преступностью несовершеннолетних базируется на мероприятиях общесоциального характера, призванных обеспечить надлежащий уровень жизни, благосостояния, культуры, воспитания и образования граждан. Полагаем, что в случае выявления несовершеннолетних, нарушающих нормы правопорядка, необходимо своевременно информировать родителей (лиц, из заменяющих) несовершеннолетних, а также администрации учебных (трудовых) коллективов, в которых учатся (работают) подростки. Бесспорно, что на раннем этапе профилактики педагогические коллективы школ, других учебно-воспитательных учреждений, трудовые коллективы объективно обладают большим воспитательным потенциалом, чем милиция. Общесоциальный уровень профилактики преступности и преступлений несовершеннолетних, в том числе и групповых насильственных, можно определить как комплекс таких общегосударственных мероприятий, улучшающих возможности семейного, школьного, трудового воспитания несовершеннолетних, их досуга (в том числе в рамках определенного контингента, территории и т.д.), в целеполагании которых выделяется ориентация на смягчение, нейтрализацию, устранение тех недостатков и пробелов в общей системе социального воспитания, условиях жизни несовершеннолетних, которые наиболее часто продуцируют преступления в среде подрастающего поколения или способствуют им. На общесоциальном уровне большое значение в профилактике насильственных преступлений, совершенных группами несовершеннолетних, имеет прекращение средствами массовой информации пропаганды культа насилия. Огромное значение имеет прекращение коммерциализации молодежного досуга и спорта, которые стали недоступными для большей части подростков, в результате чего они выброшены на улицу, где нередко попадают под влияние профессиональных преступников.
Главный смысл ранней профилактической деятельности заключается в том, чтобы прервать начавшуюся деформацию личности подростков, от которых, судя по обнаружившимся отклонениям в поведении, можно ожидать перехода на путь преступлений. Для этого необходимо устранять появившиеся в них отрицательные качества, блокировать воздействие на подростков криминогенных факторов микросреды, в первую очередь взрослых лиц с криминальным опытом, еще до того, как они обусловят совершение преступлений, вовлекут их в преступную деятельность. Важно не допустить перехода трудновоспитуемых подростков от менее к более опасным формам антиобщественного поведения, сформировать у них правовую социальную ориентацию, активную жизненную позицию. Раннее вмешательство в процесс дальнейшего формирования характера направленности группы подростков и ее переориентация в социально полезном направлении необходимы тогда, когда в группе станут проявляться антиобщественные настроения либо к ней примкнут лица, совершающие правонарушения, хотя и отрицательное влияние еще не стало преобладающим. На основании изложенного считаем, что ранняя профилактика должна охватывать и тех подростков, чье поведение нарушает правовые нормы, но еще не стало преступным. Это несовершеннолетние, которые систематически нарушают дисциплину и правила внутреннего распорядка, 50% несовершеннолетних нигде не работают и не учатся, бродяжничают, употребляют спиртные напитки и наркотические вещества, играют в азартные игры, поддерживают связи с антиобщественными элементами из числа сверстников или взрослых лиц.
Если же антиобщественные позиции группы подростков уже сформировались и лидерство в ней заняли те, кто склонен к совершению преступлений, то следует проводить непосредственное воспитательно-профилактическое воздействие в отношении как всей группы, так и каждого ее участника, вплоть до принятия административно-правовых мер, т.е. с этого момента наступает вторая форма предупредительного воздействия - непосредственная. Как было показано, правонарушения, в том числе и преступления, совершаются не вдруг, им предшествует чаще всего длительное антиобщественное поведение. Речь идет о двух формах поведения: предпреступном и преступном. Возникает, следовательно, необходимость осуществления профилактики как в одном случае, так и в другом, хотя здесь должно быть обеспечено единство. Ученые в этом смысле выделяют два направления (иногда именуемых формами) профилактики: непосредственная, когда имеется в виду предупреждение преступлений, и ранняя, когда речь идет о профилактике относительно предпреступного поведения. Применительно к несовершеннолетним этот подход наиболее приемлем. Основным критерием разделения профилактики на раннюю и непосредственную являются, во-первых, время, "отдаляющее" лицо от момента возможного совершения преступления, во-вторых, степень "социальной испорченности" личности. В профилактической деятельности с конкретным человеком важно не упустить именно время.
Непосредственная профилактика преступлений несовершеннолетних, совершенных с насилием, играет свою важную роль. Анализ практики показывает, что данная форма предупреждения преступлений ориентирована конкретно на выявление и устранение причин и условий преступного поведения, на выявление лиц, от которых можно ожидать совершения насильственных преступлений в группе.
Общая профилактика преступлений несовершеннолетних протекает в четырех главных сферах: в семье, школе, трудовом коллективе и по месту жительства.
Профилактические меры, проводимые во всех этих сферах, должны быть взаимосвязаны, носить комплексный характер. Общая профилактика преступлений - это деятельность органов внутренних дел, направленная на выявление причин и условий, способствующих их совершению, а также разработку и осуществление мер, направленных на устранение (блокирование) выявления причин и условий. Среди мер ранней профилактики, направленных на борьбу с групповыми насильственными преступлениями несовершеннолетних, можно назвать такие, как выявление и нейтрализация отрицательного влияния неблагополучных семей; оказание соответствующей помощи различным категориям подростков, нуждающихся в ней (установление опеки или попечительства, направление в детский дом, школу-интернат, устройство на учебу и на работу); устранение недостатков в деятельности учебно-воспитательных учреждений; разумная организация досуга подростков; контроль за соблюдением законодательства о несовершеннолетних; разобщение неформальных групп несовершеннолетних, предрасположенных к антиобщественным формам поведения; оказание воздействия на лиц, пагубно влияющих на подростков; совершенствование правового воспитания и т.п. Чем успешней осуществляется профилактика, тем больше появится возможности для проведения эффективной индивидуальной профилактики и предотвращения конкретно замышляемых, подготавливаемых отдельных преступлений, тем активнее будут устраняться из сознания несовершеннолетних насильственные установки и ценности. Исходя из этого, сложность борьбы с групповой насильственной преступностью несовершеннолетних требует наличия стройной, внутренне-согласованной системы государственных органов и общественных организаций, предполагающей их целенаправленную профилактическую деятельность. Так, целенаправленные усилия сотрудников правоохранительных органов и специализированных общественных формирований по организации в каникулярное время досуга трудных подростков с насильственной ориентацией, состоящих на учете в милиции, могут рассчитывать на успех лишь в условиях, когда общество, государство, его образовательно-воспитательные структуры уделяют необходимое внимание вопросам жизнеобеспечения, развития и социализации подрастающего поколения (т.е. на это выделяются необходимые средства, проводится продуманная социальная политика по охране интересов и улучшению положения детей и т.п.).
Система субъектов предупредительной деятельности является управляющей. Несмотря на множество субъектов профилактики, главную роль в предупреждении групповой насильственной преступности несовершеннолетних, как отмечалось ранее, играют органы внутренних дел. Можно без преувеличения сказать, что из всех правоохранительных органов они вносят больший вклад в решение профилактики данного вида преступлений. В органах внутренних дел среди различных служб ведущее место по предупреждению насильственной преступности несовершеннолетних принадлежит подразделениям по профилактике преступлений несовершеннолетних.
Профилактический аспект современных мероприятий по совершенствованию деятельности учебно-воспитательных учреждений во многом связан с предложениями по восстановлению роли школы в жизни детей и подростков на основе педагогики диалога и сотрудничества. По совместной деятельности с семьей, качественному повышению квалификаций, культурного и нравственного уровня и созданию для них материальных условий и психической атмосферы, которые стимулировали бы их закрепление в школе и полную реализацию воспитательного потенциала. Мероприятия по совершенствованию школьного воспитания включают четкую ориентацию педагогических коллективов, родительских и ученических объединений относительно роли, возможностей, методов, пределов их участия в целенаправленной профилактике, включая информационный обмен с правоохранительными органами. В качестве частных, но очень важных направлений совершенствования профилактической деятельности этих учреждений надо указать на комплексные меры, предупреждающие развитие жестокости у детей и подростков или устранение ее первых же проявлений.
В системе ценностей ориентации несовершеннолетних традиционное место занимает досуговое общение. Подросткам очень нравится самостоятельность, они часто играют социальные роли самостоятельных взрослых, поэтому одним из важных элементов организации привлекающего их досуга является самостоятельность. Молодежные и подростковые группы, особенно у правонарушителей, становятся главной референтной группой для сверстников, однако принцип организации досуга на началах самоуправления может стать мощным противовесом влиянию на подростков групп и группировок антиобщественной насильственной направленности. Никто из взрослых, ни одна ими рожденная организация не сможет сформировать общественное мнение среди подростков так, как это удается организации самоуправления несовершеннолетних. В данной структуре самоуправления должны находиться активные, энергичные, пользующиеся авторитетом и уважением подростки, которые смогли бы объединить своих сверстников по интересам и мировоззрению. Такие очаги самоуправления могут в принципе изменить соотношение положительной и отрицательной социальной направленности большей части трудных подростков. Эти структуры при взаимодействии всех субъектов профилактики насильственной преступности несовершеннолетних целесообразно организовать в масштабе школы либо в микрорайонах по месту жительства.
Большое значение для профилактики насильственных преступлений несовершеннолетних имеет проведение, особенно в вечернее время, рейдов, специальных операций милиции. К таким мероприятиям привлекаются большие силы милиции: инспекторы по предупреждению правонарушений и преступлений несовершеннолетних, участковые инспекторы, инспекторы УР по делам несовершеннолетних, патрульно-постовые службы, общественность. В ходе систематически обследуются расположенные на обслуживаемой территории вокзалы, рынки, парки, скверы, другие места массового отдыха, культурно-зрелищных мероприятий и учреждений, дискотеки, предприятия общественного питания, дворы, подъезды, чердаки заброшенных домов, территория школ, детских садов, яслей. Чаще всего различные криминогенные ситуации возникают именно в этих местах.
Огромное влияние на несовершеннолетних оказывает проводимая правовоспитательная работа, нацеленная на предупреждение правонарушений подростков, на приобщение их к общечеловеческим нравственным ценностям, к уважению личности и исключению всякого насилия из межличностного общения. Она проводится с подростками в школах, ПТУ, техникумах, по месту жительства. В этих целях используются различные формы и методы правового обучения, просвещения и воспитания: вечера вопросов и ответов с участием работников правоохранительных органов, конкурсы юридических знаний, лекции и беседы на правовые темы, олимпиады, выставки юридической литературы, обсуждение телепередач, кинофильмов на правовые темы и т.д.
Предотвращение неблагополучного формирования личности несовершеннолетнего, организация процесса его воспитания, приобщение подростка к общественной культуре - материальной, интеллектуальной и нравственной, корректировка его отклоняющегося поведения - вот некоторые основные задачи сотрудников правоохранительных органов по предупреждению преступности несовершеннолетних. Также следует отметить, что эффективность работы органов внутренних дел по предупреждению преступных деяний, совершаемых несовершеннолетними, во многом зависит и от психологического обеспечения деятельности по профилактике и преодолению асоциального поведения подростков.
При этом необходимо учитывать, что возрастные особенности подростков требуют не только разработки специальных методов и форм работы с ними, но и определенной профессиональной компетентности тех людей, которые работают с ними. Проведенный анализ деятельности сотрудников органов внутренних дел в данной области свидетельствует, что именно несовершеннолетние представляют наиболее сложный объект работы для них в силу не только правовых, но и психологических трудностей.
Учет особенностей организаций нервной системы несовершеннолетних правонарушителей позволяет найти ключ к особенностям субъективной стороны совершаемых ими противоправных деяний, объяснить специфику тех или иных видов их противоправной деятельности, наконец, дать наиболее полную характеристику личности несовершеннолетнего правонарушителя.
Известно, что нервная система несовершеннолетнего находится еще в стадии формирования. В этом возрасте наблюдается некоторое непостоянство в выработке тормозных реакций, ослаблен контроль коры головного мозга над подкоркой (по сравнению со взрослыми), не в полной мере развито осознание значимости словесных раздражителей (второй сигнальной системы) и др. Эти особенности физического развития существенно влияют на некоторые личные особенности и впоследствии на поведение несовершеннолетнего.
Так, непостоянство процесса выработки тормозных реакций, несомненно, влияет на мотивационную сторону деятельности, на специфику умысла и способ совершения деяния. Несовершеннолетний способен совершить противоправное деяние, не задумываясь о его последствиях, под влиянием внезапно возникшего и быстро проходящего влечения к тому или иному предмету притязания.
Повышенная эмоциональность несовершеннолетнего, преобладание возбуждения над торможением играют весьма важную роль в формировании и реализации противоправного умысла.
Проблема правонарушений и преступности несовершеннолетних и мер по их предупреждению, в частности социально-психологические аспекты этой проблемы, разрабатывалась долгое время недостаточно. Действующие социальные и правовые институты не способны полностью защитить несовершеннолетних от преступного влияния, поэтому необходимы разработка и внедрение новых подходов профилактической работы с подростками на основе изучения их возрастных особенностей, вызванных психофизической перестройкой организма, нормальное течение которой нарушилось и осложнилось неблагоприятными условиями жизни, действующими нередко с момента рождения.
Правовое воспитание несовершеннолетних, формирование их правосознания, предупреждение на этой основе правонарушений входит в число главных задач нашего общества.
В заключение выделим следующие основные задачи, которые стоят перед человеком, изучающим и работающим с подростками с отклоняющимся поведением: 1) понять и учитывать основные особенности формирования личности в юношеском возрасте; 2) выявить отрицательные особенности личности подростка, которые необходимо исправить; 3) выявить положительные задатки или особенности, на которые можно опереться и которые необходимо развить в процессе учебно-воспитательной и индивидуально-профилактической работы; 4) выявить причины аномального поведения; 5) выявить условия возникновения отрицательных особенностей, чтобы ликвидировать их. В связи с этим необходимо знать: 1) индивидуально-психологические особенности подростка, влияющие на его поведение; 2) состояние педагогической и социальной запущенности; 3) состояние психического и физического здоровья; 4) среду, окружающую подростка в настоящее время, и ту, в которой он рос, развивался, воспитывался в прошлом.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовный процесс, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.