Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовный процесс. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
УЧАСТИЕ ОМБУДСМЕНА В ПЕРЕСМОТРЕ СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ В ПОРЯДКЕ НАДЗОРА
И.С. ДИКАРЕВ
Принятый 26 февраля 1997 г. Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" <1> предоставил российскому омбудсмену широкие полномочия, обеспечивающие возможность эффективно добиваться восстановления нарушенных прав граждан. Этот Закон стал одним из источников уголовно-процессуального права, поскольку наделил Уполномоченного по правам человека в РФ правами, реализуемыми в сфере судопроизводства.
--------------------------------
<1> См.: Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1997. N 9. Ст. 1011.
Учитывая приоритетное значение правосудия для обеспечения прав и свобод человека и гражданина (ст. 18 Конституции РФ), законодатель организовал деятельность Уполномоченного таким образом, чтобы, во-первых, исключить какое-либо вмешательство с его стороны в осуществление правосудия, во-вторых, не допустить параллельного выполнения (дублирования) Уполномоченным тех функций, осуществление которых возложено на органы правосудия.
В ст. 3 Закона специально оговорено, что деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. В соответствии с этим положением сформулирована норма ч. 1 ст. 16 Закона, согласно которой Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.
Исходя из этого, в тех случаях, когда в жалобах лиц, обратившихся к Уполномоченному, ставится вопрос о нарушении прав и свобод вынесенными судами приговорами, определениями или постановлениями, омбудсмен может реализовать свои полномочия не ранее завершения производства по уголовному делу и вступления судебного решения в законную силу.
На основании п. 6 ч. 1 ст. 23 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" при проведении проверки по жалобе Уполномоченный вправе знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел. В соответствии с пп. 3 и 4 ч. 1 ст. 29 Закона Уполномоченный может обратиться в суд с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора.
Принятие Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" повлекло за собой внесение изменений и дополнений в УПК РСФСР. Федеральным законом от 17 марта 1997 г. N 51-ФЗ "О внесении дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР" <2> в УПК РСФСР была включена ст. 375.1, в которой было закреплено право Уполномоченного знакомиться с уголовным делом, приговор по которому вступил в законную силу, либо с делом, производство по которому прекращено, а также с материалами об отказе в возбуждении уголовного дела.
--------------------------------
<2> См.: Собрание законодательства РФ. 1997. N 12. Ст. 1374.
Одновременно в законе появилась обязанность должностных лиц, наделенных правом принесения протеста на вступившие в законную силу приговор, определение или постановление суда либо постановление судьи, истребовать по ходатайству Уполномоченного уголовное дело для разрешения вопроса о принесении протеста. Усмотрев, что приговор, определение или постановление суда по истребованному делу является незаконным или необоснованным, соответствующее должностное лицо приносило протест и направляло дело в соответствующую надзорную инстанцию.
В ходе разработки УПК РФ законодатель существенно реформировал стадию производства в суде надзорной инстанции. Однако наряду с положительными новшествами, в законе появились и существенные недостатки, один из которых - отсутствие правовых норм, регулирующих деятельность Уполномоченного по правам человека в РФ, связанную с инициированием пересмотра вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда в порядке надзора, а также его участием в заседании суда надзорной инстанции.
Ученые, занимающиеся проблемами производства в суде надзорной инстанции, как правило, предлагают закрепить в действующем уголовно-процессуальном законе полномочия, в целом аналогичные тем, которыми Уполномоченный пользовался по УПК РСФСР.
Так, например, Н.Г. Муратова высказала следующие предложения: 1) дополнить ст. 402 УПК РФ частью третьей следующего содержания: "Надзорное ходатайство вправе принести Уполномоченный по правам человека в РФ"; 2) ввести в УПК РФ новую ст. 406.1 "Право Уполномоченного по правам человека в РФ на ознакомление с материалами уголовного дела, производства и материалами", указав в ней следующее: "Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации вправе знакомиться с уголовным делом, приговор по которому вступил в законную силу, либо с уголовным делом, производство по которому прекращено или приостановлено, с материалами об отказе в возбуждении уголовного дела, с судебными производствами по ограничению прав граждан и обжалованию действий и решений в досудебном производстве по уголовному делу, если имеется жалоба заявителя о нарушении его прав и законных интересов в уголовном судопроизводстве", а также внести в УПК РФ некоторые другие изменения <3>.
--------------------------------
<3> См.: Муратова Н.Г. Система судебного контроля в уголовном судопроизводстве: вопросы теории, законодательного регулирования и практики. Казань, 2004. С. 257 - 258.
Рабочий аппарат Уполномоченного по правам человека в РФ также подготовил проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", цель которого - привести уголовно-процессуальное законодательство в соответствие с Федеральным конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" <4>. Законопроектом предусматривается: 1) дополнение ст. 402 УПК РФ частью второй следующего содержания: "В целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина по результатам рассмотрения жалобы участников, указанных в части первой настоящей статьи, знакомиться с уголовным делом, приговор, определение, постановление суда по которому вступило в законную силу, и ходатайствовать об их пересмотре в порядке, установленном настоящей главой, вправе Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации в пределах соответствующей территории"; 2) дополнение ч. 2 ст. 407 УПК РФ новым предложением следующего содержания: "В судебном заседании вправе присутствовать Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации либо их представитель" и т.д.
--------------------------------
<4> См.: Приложение 3 к Докладу о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2003 году. [Электронный ресурс]. URL: http://ombudsman.gov.ru/doc/ezdoc/04d.shtml (дата обращения: 12 июля 2009 г.).
Предложенные дополнения в уголовно-процессуальный закон следует поддержать. Реализация Уполномоченным по правам человека в РФ полномочия обращаться в суд надзорной инстанции с ходатайством о пересмотре вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда, открывает дополнительные возможности для обнаружения и устранения нарушений прав и законных интересов граждан, а участие Уполномоченного в заседании суда надзорной инстанции будет способствовать правильному разрешению уголовных дел в данной стадии уголовного процесса.
Вместе с тем отсутствие в настоящее время соответствующей регламентации в уголовно-процессуальном законе не лишает Уполномоченного по правам человека в РФ полномочий на обжалование судебных решений в порядке надзора и участие в заседаниях судов надзорной инстанции, поскольку данные полномочия закреплены непосредственно в нормативном акте, обладающем большей юридической силой - Федеральном конституционном законе "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации". Как разъяснил Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29 июня 2004 г. N 13-П, положения ч. ч. 1 и 2 ст. 7 УПК РФ, закрепляющие приоритет УПК РФ при разрешении возможных коллизий между ним и какими бы то ни было федеральными законами, не затрагивают определенную Конституцией РФ иерархию нормативных актов в российской правовой системе. Поэтому если в ходе производства по уголовному делу будет установлено несоответствие между федеральным конституционным законом (либо международным договором Российской Федерации) и УПК РФ (являющимся обычным федеральным законом), применению - согласно ч. 4 ст. 15 и ч. 3 ст. 76 Конституции РФ - подлежит именно федеральный конституционный закон или международный договор Российской Федерации как обладающие большей юридической силой по отношению к обычному федеральному закону <5>.
--------------------------------
<5> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 29 июня 2004 г. N 13-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 7, 15, 107, 234 и 450 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы" // Собрание законодательства РФ. 2004. N 27. Ст. 2804.
После принятия Конституционным Судом РФ указанного Постановления Уполномоченный по правам человека в РФ В.П. Лукин обратился к Председателю Верховного Суда РФ В.М. Лебедеву с Предложением о доведении правовой позиции Конституционного Суда РФ в отношении ходатайств Уполномоченного по правам человека о проверке вступивших в законную силу приговоров до всех судов надзорных инстанций Российской Федерации <6>. В этом документе отмечается, что органы правосудия оставляли без рассмотрения ходатайства Уполномоченного по правам человека в РФ о проверке в порядке надзора вступивших в законную силу приговоров судов по уголовным делам на том основании, что положения ст. 7 УПК РФ не позволяют им применять противоречащий Кодексу Федеральный конституционный закон "Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации". В связи с принятием Конституционным Судом РФ Постановления от 29 июня 2004 г. N 13-П Уполномоченный выразил уверенность в том, что направляемые им в целях защиты прав всех участников уголовного и гражданского судопроизводства документы будут рассматриваться в дальнейшем судами надзорной инстанции в соответствии с требованиями, установленным Федеральным конституционным законом.
--------------------------------
<6> См.: Приложение 3 к Докладу о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2003 году. [Электронный ресурс]. URL: http://ombudsman.gov.ru/doc/ezdoc/04d.shtml (дата обращения: 12 июля 2009 г.).
В связи с обращением Уполномоченного по правам человека в РФ в Верховный Суд РФ до сведения судей была доведена следующая информация.
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" Уполномоченный по правам человека в РФ вправе выступать в качестве самостоятельного субъекта обжалования вступивших в законную силу судебных актов судов общей юрисдикции.
Ходатайство Уполномоченного по правам человека в РФ о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта подлежит рассмотрению в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации <7>.
--------------------------------
<7> См.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 2009. N 9. С. 36.
Статьей 5 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" предусмотрено учреждение в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации должности Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ. Региональные омбудсмены также, по нашему мнению, должны быть наделены полномочиями на принесение надзорных ходатайств и участие в заседаниях судов надзорной инстанции, ведь территориальные границы их деятельности значительно меньше, чем у Уполномоченного по правам человека в РФ, а значит, их помощь гражданам в деле защиты прав и свобод более оперативна и доступна населению. По информации Уполномоченного по правам человека в РФ В.П. Лукина в настоящее время региональные уполномоченные действуют в 51 субъекте Российской Федерации <8>. Очевидно, что отказываться от использования такого потенциала было бы весьма нерационально.
--------------------------------
<8> См.: Dura Lex. 26 декабря 2009 г. URL: http://echo.msk.ru/programs/lex/643315-echo (дата обращения: 18 апреля 2010 г.).
Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" не содержит перечня полномочий региональных омбудсменов. В нормативных актах субъектов Российской Федерации, которыми учреждаются должности региональных уполномоченных, нормы, регулирующие порядок их участия в уголовном судопроизводстве, содержаться не могут, поскольку уголовно-процессуальное законодательство находится в ведении Российской Федерации (п. "о" ст. 71 Конституции РФ). Следовательно, положения, регулирующие участие в уголовном судопроизводстве Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ, необходимо закрепить в УПК РФ.
Указом от 1 сентября 2009 г. N 986 Президент РФ учредил должность Уполномоченного по правам ребенка в РФ <9>. В данном нормативном акте не раскрыты цели учреждения должности детского омбудсмена, однако очевидно, что они не отличаются от целей, стоящих перед Уполномоченным по правам человека в РФ, - обеспечить гарантии государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Разница состоит лишь в том, что Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка уделяет приоритетное внимание защите прав и свобод несовершеннолетних граждан.
--------------------------------
<9> См.: Указ Президента РФ от 1 сентября 2009 г. N 986 "Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка" // Собрание законодательства РФ. 2009. N 36. Ст. 4312.
Единство целей предполагает общие полномочия, в связи с чем детский омбудсмен должен обладать теми же полномочиями, которыми пользуется Уполномоченный по правам человека в РФ. В частности, следует наделить его комплексом процессуальных прав, обеспечивающих возможность обжалования в порядке надзора вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений.
В настоящее время уполномоченные по правам ребенка действуют во многих российских регионах и в ближайшие годы следует ждать увеличения их числа, поскольку в Указе Президента РФ от 1 сентября 2009 г. N 986 органам государственной власти субъектов Российской Федерации была дана специальная рекомендация учреждать такие должности в своих регионах. Было бы целесообразным предоставить и этим должностным лицам право надзорного обжалования судебных решений, вступивших в законную силу. Такой подход в максимальной степени соответствовал бы принципу повышенной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве <10>.
--------------------------------
<10> См.: Принцип повышенной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних // Российская юстиция. 2007. N 5. С. 37 - 39.
При этом заметим, что расширение круга субъектов надзорного обжалования не должно рассматриваться как угроза стабильности судебных решений, вступивших в законную силу, поскольку вопрос о возбуждении надзорного производства будет решаться по общим правилам, т.е. судьей суда надзорной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 406 УПК РФ.
С учетом сказанного предлагаем дополнить ст. 402 УПК РФ нормой следующего содержания: "Правом обжалования вступивших в законную силу приговора, определения, постановления суда пользуются также Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации и Уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации". Одновременно в уголовно-процессуальном законе следует предусмотреть полномочия омбудсменов: во-первых, знакомиться с материалами уголовных дел, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу; во-вторых, принимать участие в рассмотрении уголовных дел судами надзорной инстанции <11>.
--------------------------------
<11> Аналогичными полномочиями, как представляется, омбудсмены должны пользоваться также в гражданском, арбитражном процессах и при производстве по делам об административных правонарушениях.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовный процесс, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.