Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовный процесс. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ОТДЕЛЬНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ПО МАТЕРИАЛАМ И УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ, ПОСТУПИВШИМ ИЗ ДРУГИХ ГОСУДАРСТВ
Ч.С. ТАБАЛДИЕВА
Разрыв единого правового пространства, существовавшего в рамках СССР, негативно сказался на эффективности усилий правоохранительных органов во всех бывших союзных республиках. Вместе с тем в результате крупномасштабных экономических и политических реформ Кыргызская Республика наряду с другими странами СНГ стала полноценным участником всех процессов, происходящих в мире. Однако, как известно, это явление породило не только положительные, но и отрицательные тенденции. Одна из них выражается в значительном увеличении числа случаев, когда лица, совершившие преступление на территории Кыргызстана, скрываются от законного и обоснованного уголовного преследования и правосудия за пределами Кыргызстана и, наоборот, лица, совершившие преступление за рубежом, скрываются на территории Кыргызстана.
Соответственно, в таких условиях обеспечивать принцип неотвратимости наказания, справедливого восстановления нарушенных прав и интересов стало гораздо труднее. Процедура расследования преступлений, совершенных иностранными гражданами, скрывающимися от следствия и суда на территории другого государства, объявления их в международный розыск, применения к ним мер пресечения имеет свою специфику и требует особого правового регулирования. Необходим не только принципиально новый правовой арсенал по этим вопросам, но также знание и умение им пользоваться.
Кыргызская Республика и Российская Федерация являются стратегическими партнерами во всех сферах общественных отношений, в том числе и в области борьбы с преступностью. Между Кыргызстаном и Россией заключены договоры общего и специального характера, позволяющие вести целенаправленную, скоординированную и эффективную работу по раскрытию и расследованию преступлений, совершенных на территории обоих государств, а также в случаях, когда участники уголовного процесса или доказательства по уголовному делу находятся на территории иностранного государства.
Важнейшим таким двусторонним межправительственным актом общего характера является Договор между Российской Федерацией и Республикой Кыргызстан о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 14 сентября 1992 г. <1>.
--------------------------------
<1> См.: Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 5. Ст. 156; Сборник законодательных актов Жогорку Кенеша. 1995. N 2.
Не стоит на месте и национальное законодательство. Так, В УПК Киргизской ССР была единственная статья "Порядок сношения судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими учреждениями иностранных государств", носящая общий характер. В 2001 г., в связи с принятием нового Уголовно-процессуального кодекса Кыргызской Республики (далее - УПК КР), в нем впервые появилась часть, регламентирующая международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства, состоящая из трех разделов, включающих 17 статей. При этом вопросам передачи материалов и уголовного дела для осуществления уголовного преследования в УПК КР посвящено всего две статьи (ст. ст. 429 и 430). Аналогичные нормы имеются также в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (далее - УПК РФ).
Закрепление основных положений, регламентирующих вопросы передачи материалов и уголовного дела для производства уголовного преследования на территории другого государства, в рамках национального уголовно-процессуального законодательства, является важным аспектом правового регулирования данного института и нормального функционирования всей системы нормативных актов в данной области.
Вместе с тем, несмотря на сформированную международную и национальную правовые базы, многие вопросы международного сотрудничества по-прежнему остаются не решенными. Правоохранительные органы как Российской Федерации, так и Кыргызской Республики испытывают затруднения при рассмотрении поступающих из иностранных государств запросов об осуществлении уголовного преследования или о возбуждении уголовного дела на своей территории и принятии по ним законных решений.
Производство отдельных следственных и иных процессуальных действий по материалам и уголовном делам, поступившим из других государств, имеет ряд особенностей. Они состоят в том, что порой возникает необходимость:
а) вызова свидетеля, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, а также экспертов, находящихся за пределами государства Кыргызской Республики (Российской Федерации);
б) направления ходатайства о производстве следственных или иных процессуальных действий в государстве, которое передало материалы или уголовное дело для осуществления уголовного преследования;
в) использования видеосвязи;
г) выезда в государство, которое передало материалы или уголовное дело.
Необходимым условием для проведения следственных действий на территории другого государства является ходатайство о производстве следственного действия. Под ходатайством о производстве следственных действий понимается оформленный в соответствии с международным договором Кыргызской Республики (Российской Федерации) и ст. 426 УПК Кыргызской Республики (ст. 454 УПК Российской Федерацией) документ, направляемый в соответствующий орган или должностному лицу другого государства с просьбой осуществить необходимые следственные действия по уголовному делу.
Международными договорами и ст. 454 УПК Российской Федерации, ст. 426 УПК Кыргызской Республики регламентировано содержание и форма ходатайства, которое должно составляться в письменном виде по возбужденному уголовному делу. Содержание такого ходатайства включает:
- название процессуального акта, его номер, дату и место составления;
- наименование компетентного органа государства, от которого исходит ходатайство;
- наименование и место нахождения компетентного органа другого государства, в которое направляется ходатайство;
- номера статей международного договора, на основании которых направляется ходатайство об оказании правовой помощи;
- номер и наименование уголовного дела, по которому необходимо провести следственные и иные процессуальные действия;
- текст статьи Уголовного кодекса либо выписку из статьи из указанного Кодекса, по которой квалифицировано деяние;
- характер ходатайства, т.е. перечисление всех следственных и иных процессуальных действий, которые необходимо исполнить на территории другого государства - исполнителя ходатайства. Перечисление последовательности производства следственных действий (изложение подлежащих выяснению обстоятельств, перечень документов, предметов, подлежащих изъятию с указанием, в отношении каких лиц и по каким конкретно вопросам их следует произвести) по УПК исполнителя ходатайства или по УПК своего государства, если такая возможность предусматривается.
Компетентные органы другого государства, в свою очередь, берут на себя обязательство по выполнению указанных действий, если это не будет противоречить их собственному законодательству <2>;
--------------------------------
<2> В соответствии со многими международными договорами, в частности с Кишиневской конвенцией; Минской конвенцией, а также Европейской конвенцией о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г., договаривающиеся государства при исполнении ходатайств об оказании правовой помощи руководствуются своим внутренним законодательством, а при необходимости могут применить по просьбе ходатайствующей стороны законодательство этого ходатайствующего государства, если оно не будет противоречить внутреннему законодательству, которое выполняет ходатайство.
- данные о свидетелях, потерпевших, гражданских истцах, гражданских ответчиках, экспертах, в отношении которых направляется ходатайство с указанием конкретных следственных и иных процессуальных действий, необходимых по данному уголовному делу.
При этом следует учитывать, что в некоторых многосторонних и двусторонних международных договорах о правовой помощи содержатся дополнительные требования к содержанию и форме ходатайства. Например, в Договоре между Российской Федерацией и Республикой Индией о взаимной правовой помощи по уголовным делам <3> предусматривается включение в запрос цели, с которой он внесен, а при необходимости - подробностей любого отдельного процессуального действия или требований, соблюдение которых было бы желательно запрашивающей стороне, с указанием соответствующих причин (ст. 13).
--------------------------------
<3> См.: СЗ РФ. 1998. N 3. Ст. 344.
Необходимость соблюдения таких требований в каждом конкретном случае продиктована тем, что их невыполнение может повлечь за собой отказ в оказании правовой помощи. Это в значительной степени негативно будет влиять на осуществление следственных действий в связи с расследуемым уголовным делом (нельзя забывать, что речь идет именно о расследовании уголовных дел, поступивших из другого государства).
В контексте досудебного доказывания по уголовным делам, поступившим из другого государства единственным, пожалуй, правомерным способом собирания и проверки доказательств вне правовой системы государства, на территории которого производится расследование уголовного дела. Ходатайства о производстве следственных и иных процессуальных действий исполняются (а значит, и доказательства собираются) в соответствии с законом того государства, куда было передано ходатайство, что закреплено в многосторонних и двусторонних договорах, участницей которых является как Российская Федерация, так и Кыргызская Республика.
Тем не менее практически этими же договорами предусмотрено и иное правило, пусть с условием, что при наличии просьбы ходатайствующего государства при оказании правовой помощи могут быть применены процессуальные нормы его законодательства, если они не противоречат законодательству государства-исполнителя (например, ст. 8 Минской и Кишиневской конвенций). Применение уголовно-процессуального права другого государства на территории государства-исполнителя продиктовано взаимными международными обязательствами (в государстве-исполнителе закон другого государства действует, а в ходатайствующей - применяется в соответствии с международным договором), для того чтобы получить вне государственной юрисдикции доказательства по уголовному делу, которое ведется в ходатайствующем государстве.
В этой связи более подробного рассмотрения требует вопрос, возникающий по поводу собирания, проверки и оценки доказательств, полученных на территории другого государства и применения его в пределах юрисдикции того государства, в котором находится расследуемое уголовное дело.
Исходя из нормы, указанной в ч. 1 ст. 75 УПК Российской Федерации, в ч. 3 ст. 81 УПК Кыргызской Республики, "доказательства, полученные с нарушением требований... являются недопустимыми...". С точки зрения доказывания проблема состоит в применении ходатайствующим государством оценки доказательств, полученных на территории другого государства в ходе проведения следственных и иных процессуальных действий. Как мы уже говорили выше, ч. 2 ст. 430 УПК Кыргызской Республики и ст. 455 УПК Российской Федерации определяют порядок использования доказательств, полученных на территории другого государства. По своему содержанию данный порядок как будто бы не ставит под сомнение достоверность доказательств, полученных на территории другого государства. Однако доказательства, полученные на территории другого государства, могут отличаться кардинально от требований к доказательствам, предъявляемым к ним законодательством того государства, которое инициировало ходатайство о производстве следственных действий в порядке собирания доказательств, что может повлечь признание доказательств недопустимыми в кыргызском (российском) уголовно-процессуальном праве по определению.
Поэтому в государстве, которое исполняет это ходатайство, должны существовать реальные правовые возможности его выполнения в соответствующей форме. В связи с этим важно учитывать, что законодательством государства, которое взяло на себя обязанность по выполнению ходатайства, могут быть предусмотрены иные условия обеспечения правдивости свидетельских показаний.
В связи с этим в ходатайстве, на наш взгляд, следует четко оговорить, что в случаях, когда производство следственных и иных процессуальных действий на территории другого государства требуется в рамках досудебного производства по материалам уголовных дел, поступившим из другого государства, то оно должно включать специфику применения законодательства ходатайствующего государства при исполнении данного ходатайства другим государством. Это вызвано тем, что расследуемое уголовное дело производится в отношении собственного гражданина, а значит - по собственному законодательству. В письменном ходатайстве о производстве следственных и иных процессуальных действий на территории другого государства в содержании следует ясно и прямо выразить желательность применения своего национального законодательства в государстве, которое будет исполнять данное ходатайство, подкрепляя ссылками на международный договор, где говорится о возможности применения законодательства ходатайствующего государства, или принципом взаимности.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовный процесс, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.