Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ КОРРУПЦИОННОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ И ПРЕСТУПЛЕНИЯ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
И.В. МАТВЕЕВ
В юридической литературе преступления, которые посягают на функции государственной власти или коммерческие управленческие отношения, обозначаются по-разному. Традиционное понятие "должностные преступления" сохранилось еще со времен Уголовного кодекса РСФСР 1960 г. В науке уголовного права такие преступления относили к служебным, объединяя тем самым функции государства и коммерческого сектора под общим обозначением сферы управления. В связи с развитием законодательной базы противодействия коррупции в юридической науке встал вопрос об обособлении коррупционных преступлений, их специфических черт и разновидностей.
В уголовно-правовой доктрине сложились два подхода к определению понятия коррупционного преступления. Согласно первому подходу - узкому (Н.Ф. Кузнецова, Н.А. Лопашенко и др.) - основными признаками коррупционного преступления выступают подкуп и взяточничество <1>. Представители широкого подхода (В.В. Лунеев, Б.В. Волженкин, С.В. Максимов, С.Н. Братановский, М.Ф. Зеленов и др.) полагают, что коррупционные деяния не сводятся только к взяточничеству, они включают в себя и иные противоправные, уголовно наказуемые деяния, совершаемые из личной заинтересованности <2>.
--------------------------------
<1> Кузнецова Н.Ф. Коррупция в системе уголовных преступлений // Вестник Московского университета. Сер. 11: Право. 1993. N 1. С. 25; Лопашенко Н.А. Противодействие российской коррупции: обоснованность и достаточность уголовно-правовых мер // Проблемы борьбы с проявлениями криминального рынка. Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 2005. С. 22.
<2> Братановский С.Н., Зеленов М.Ф. Административно-правовые аспекты борьбы с коррупцией в системе исполнительной власти в РФ: моногр. М.: Проспект, 2016. С. 170 - 172.
С.В. Максимов дает следующее определение: "Коррупционное преступление - предусмотренное в Уголовном кодексе Российской Федерации общественно опасное деяние, которое непосредственно посягает на авторитет и законные интересы службы и выражается в противоправном получении государственным, муниципальным и иным публичным служащим либо служащим коммерческой или иной организации (в том числе международной) каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот) либо в предоставлении последним таких преимуществ" <3>. И.А. Савенко, исходя из предложенного С.В. Максимовым определения, выделяет следующие признаки коррупционных преступлений:
направлены на подрыв авторитета государственной власти как в целом, так и отдельных ее структурных подразделений, включая органы местного самоуправления, а также службы в коммерческих и иных организациях;
связаны с получением вознаграждения либо иных нематериальных благ и преимуществ, которое носит противоправный характер;
направлены на использование должностного или служебного положения как механизма достижения корыстной или некорыстной цели и обеспечения групповых или узкогрупповых интересов;
характеризуются наличием прямого умысла;
их субъектом является лицо, обладающее признаками представителя власти, должностного лица либо лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, наделенное на законном основании властными полномочиями, организационно-управленческими или административно-хозяйственными функциями <4>.
--------------------------------
<3> Максимов С.В. Коррупция. Закон. Ответственность. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮрИнфоР, 2000. С. 9.
<4> Савенко И.А. Уголовно-правовые и криминологические проблемы борьбы с коррупционной преступностью: науч.-практ. пособие. Краснодар: Краснодар. ун-т МВД России, 2016. С. 25 - 26.
Данное понятие объединяет преступления, предусмотренные гл. 23 и 30 Уголовного кодекса РФ. Действительно, коррупционное поведение характерно для государственной сферы, но и в сфере частных управленческих отношений коррупционных проявлений не меньше.
По мнению В.В. Поповой, под коррупционным преступлением следует понимать виновно совершенное общественно опасное деяние, непосредственно посягающее на авторитет или охраняемые законом интересы государственной власти, местного самоуправления, государственной и негосударственной службы, выражающееся в незаконном получении лицом, имеющим статус должностного лица или служащего в государственном, муниципальном образовании, либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, каких-либо благ в корпоративных, узкокорпоративных или личных интересах, если имеет место использование должностного, служебного положения как составной части механизма преступления <5>.
--------------------------------
<5> Попова В.В. К вопросу о понятиях "коррупция" и "преступления коррупционной направленности" // Вестник Воронежского института МВД России. 2011. N 3. С. 56.
С криминологической точки зрения коррупционное преступление является частью коррупционной преступности как системно-структурного явления. И.Н. Клюковская считает, что коррупционная преступность представляет собой систему преступлений, в которых специальным субъектом выступает должностное лицо, использующее свое служебное положение и действующее из корыстных побуждений или иной личной заинтересованности как в своих интересах, так и в интересах третьих лиц <6>. Учитывая, что свойства преступности проявляются в каждом единичном преступлении, можно утверждать, что свойства коррупционной преступности проявляются в отдельном совершенном коррупционном преступлении.
--------------------------------
<6> Клюковская И.Н. Теоретические основы криминологического исследования антикоррупционной политики: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2004. С. 12.
Анализируя приведенные выше авторские определения, можно сделать вывод, что ключевым признаком, который характеризует коррупционное преступление, является использование должностным лицом (или лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческих и иных организациях) своего служебного положения. Деяние, которое предполагает использование служебного положения в качестве отягчающего или конструктивного признака состава преступления, но отсутствует в гл. 23 или 30 УК РФ, может относиться к коррупционным преступлениям.
Некоторые исследователи в качестве одного из признаков коррупционного преступления выделяют предшествующий ему конфликт интересов. Законодательное определение понятия "конфликт интересов" дано в ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и в ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции". Согласно этим Законам под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая либо косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). По словам А.В. Быкова, "определяющим признаком при выделении группы коррупционных преступлений должен быть конфликт интересов на службе, который должен быть разрешен противоправным путем" <7>. Исходя из этого, автор формулирует следующее определение: коррупционное преступление - это умышленное деяние служащего государственного или муниципального органа, разрешающего возникший конфликт интересов на службе противоправным путем, при условии соответствия такого деяния признакам конкретного преступления, предусмотренного в Особенной части УК РФ (наличие последствий, особого предмета преступлений и т.д.) <8>.
--------------------------------
<7> Квалификация коррупционных преступлений в сфере экономики: курс лекций / под ред. А.М. Багмета. М.: Юнити-Дана, 2015. С. 20 (автор лекции - А.В. Быков).
<8> Там же. С. 24.
Данное определение, на наш взгляд, необоснованно ограничивает круг субъектов коррупционного преступления, называя в их числе только служащего государственного и муниципального органа. Конфликт интересов может возникать в коммерческих организациях, и интересы коммерческой службы тоже могут быть нарушены коррупционным поведением.
Отсутствие определения коррупционного преступления, а также повышенная общественная опасность объекта правового регулирования стали причинами разработки единого перечня коррупционных преступлений <9>. Законопроект N 292869-6 депутата И.А. Яровой предполагал внесение в УК РФ статьи 14.1, где под коррупционным преступлением понимается "...совершенное с прямым умыслом из корыстных побуждений лицом, подпадающим под признаки, предусмотренные частью первой примечания к статье 201 или частями первой - четвертой примечания к статье 285 настоящего Кодекса, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания общественно опасное деяние, предусмотренное частью второй и третьей настоящей статьи" <10>. Из приведенного определения вытекает, что признаками преступного коррупционного деяния являются: 1) прямой умысел; 2) корыстные побуждения; 3) специальный субъект - лицо, подпадающее под признаки, предусмотренные п. 1 примечаний к ст. 201 или п. п. 1 - 4 примечаний к ст. 285 УК РФ.
--------------------------------
<9> Пояснительная записка к законопроекту N 292869-6. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/292869-6 (дата обращения: 08.03.2021).
<10> URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/292869-6 (дата обращения: 08.03.2021).
Законопроект получил критическую оценку в юридической литературе. По словам Л.А. Андреевой, "введение в юридический оборот понятия "коррупционного преступления" не решит проблемы использования предлагаемых норм на практике, вместе с тем позволит при наличии пробелов в законодательстве: двух определений преступления, виновности, прямого умысла и корыстных побуждений, исключить уголовную ответственность коррупционеров" <11>. Прежде всего обращает на себя внимание отсутствие в законопроекте ключевого признака объективной стороны коррупционного преступления - использование служебного положения. Видимо, пробельность и недостаточно проработанный правовой механизм идентификации коррупционного преступления послужили причинами отзыва законопроекта самим автором.
--------------------------------
<11> Андреева Л.А. Коррупционное преступление: понятие и сущность // Вопросы современной юриспруденции. 2013. N 26. С. 97.
О конфликте интересов как предшествующем факторе совершения коррупционного преступления говорит и Н.И. Верченко. Она отмечает, что "в случае получения взятки, коммерческого подкупа, злоупотребления или превышения должностных полномочий, незаконного участия в предпринимательской деятельности субъект стремится извлечь личную / узкогрупповую выгоду из служебной деятельности, используя свои должностные полномочия и/или авторитет службы, но прежде чем принять такое решение и преступить грань законного, он стоит перед выбором, который и понимается как конфликт интересов (курсив мой. - И.М.). От этого выбора, а значит разрешения ситуации конфликта интересов, зависит правомерность его дальнейших действий, а значит и решение субъекта совершить коррупционное преступление" <12>.
--------------------------------
<12> Верченко Н.И. К вопросу определения признаков коррупционного преступления // Вестник НГУЭУ. 2014. N 2. С. 369.
Стоит согласиться с тем, что конфликт интересов выступает основанием возникновения коррупционного поведения. Из приведенной цитаты следует, что перед принятием противозаконного решения возникает вопрос выбора, который и выступает основой конфликта интересов. Но признаком коррупционного преступления назвать такую ситуацию нельзя. Конфликт интересов является "катализатором" незаконных действий должностного лица, но не свойством самого деяния. Таким образом, конфликт интересов - предпосылка, необходимое условие совершения коррупционного преступления, которое играет важную роль в механизме преступного поведения.
Уголовное законодательство не содержит определения понятия коррупционного преступления или преступления коррупционной направленности. Упоминание коррупционного преступления встречается в Федеральном законе "О противодействии коррупции". Например, в ч. 1 ст. 4 одной из целей сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в сфере противодействия коррупции названо установление лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении коррупционных преступлений, их местонахождения, а также местонахождения других лиц, причастных к коррупционным преступлениям. Используя данное понятие, Закон не раскрывает его признаки и не дает перечень преступлений, которые относятся к коррупционным.
Понятие "коррупционное преступление" также встречается в актах толкования Верховного Суда РФ. В преамбуле Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24 "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях" (в ред. от 24 декабря 2019 г.) упоминаются взяточничество (ст. ст. 290, 291, 291.1, 291.2 УК РФ) и иные коррупционные преступления (в частности, предусмотренные ст. ст. 159, 160, 184, 200.5, 204, 204.1, 204.2, 292, 304 УК РФ). Суд указывает на коррупционные преступления как родовое понятие по отношению к названным деяниям, перечень которых не является исчерпывающим. Однако далее в тексте акта судебного толкования понятие коррупционных преступлений не раскрывается. В п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 июня 2018 г. N 17 "О некоторых вопросах, связанных с применением конфискации имущества в уголовном судопроизводстве" коррупционными преступлениями признаются деяния, квалифицируемые по ст. ст. 291, 291.2, 204, 204.2 УК РФ.
В последние годы при формировании статистической отчетности прокуратуры используется понятие "преступления коррупционной направленности". В соответствии с Указанием Генеральной прокуратуры России N 35/11, МВД России N 1 от 24 января 2020 г. "О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности" (ред. от 13 июля 2020 г.) к преступлениям коррупционной направленности относятся деяния, имеющие следующие признаки:
наличие надлежащих субъектов уголовно наказуемого деяния, к которым относятся должностные лица, указанные в примечаниях к ст. 285 УК РФ, лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, действующие от имени юридического лица, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, указанные в примечаниях к ст. 201 УК РФ;
связь деяния со служебным положением субъекта, отступлением от его прямых прав и обязанностей;
обязательное наличие у субъекта корыстного мотива (деяние связано с получением им имущественных прав и выгод для себя или для третьих лиц);
совершение преступления только с прямым умыслом.
Ключевым признаком преступления коррупционной направленности признается корыстный мотив. Если он отсутствует, то деяние, даже относящееся к преступлениям против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, не будет признано преступлением коррупционной направленности. Например, к таким преступлениям не будет относиться злоупотребление должностными полномочиями, совершенное из иной личной заинтересованности (ст. 285 УК РФ).
На наш взгляд, в уголовном законодательстве и подзаконных актах, в том числе актах, формирующих статистическую отчетность, должно использоваться только понятие "коррупционное преступление".
Во-первых, согласно учению о вине направленность действий лица характеризует субъективную сторону состава преступления. Направленность является показателем прямого умысла лица и имеет квалифицирующее значение. По словам А.И. Рарога, "под направленностью умысла понимается мобилизация интеллектуально-волевых усилий виновного на совершение деяния, посягающего на определенный объект, совершаемого определенным способом, причиняющего конкретные последствия, характеризующегося наличием конкретных смягчающих и отягчающих обстоятельств" <13>. Направленность деяния определяет конкретное содержание прямого умысла лица. При совершении коррупционных преступлений корыстная мотивация не является единственно возможной мотивацией и, соответственно, не может выступать абсолютным признаком, характеризующим коррупционное преступление.
--------------------------------
<13> Рарог А.И. Проблемы квалификации преступлений по субъективным признакам: моногр. М.: Проспект, 2019. С. 71.
Во-вторых, исходя из сказанного, о преступлении коррупционной направленности можно вести речь только при наличии уникального мотива. Это подтверждается обращением к иным группам преступлений, которые объединены общей направленностью умысла. В уголовном законодательстве существует понятие "преступления экстремистской направленности". Согласно п. 2 примечаний к ст. 282.1 УК РФ под преступлениями экстремистской направленности понимаются преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, предусмотренные соответствующими статьями Особенной части УК РФ и п. "е" ч. 1 ст. 63 УК РФ. Здесь законодатель выделил ключевой признак данной группы преступлений - мотив политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо мотив ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. Аналогично трактуется понятие "преступления террористической направленности"; для них характерна такая цель, как дестабилизация деятельности органов власти и оказание воздействия на принятие решения. Иными словами, мотив или цель выступают определяющими признаками направленности преступного деяния.
Корыстный мотив не является обязательным признаком коррупционного преступления, позволяющим отграничить его от других групп преступлений, например от преступлений против собственности или преступлений в сфере экономической деятельности. Корыстный мотив не определяет и не выделяет коррупционные деяния в обособленную группу.
На наш взгляд, понятие коррупционного преступления должно включать в себя следующие признаки:
1. Наличие специального субъекта преступления - должностного лица либо лица, выполняющего управленческие функции в коммерческих и иных организациях;
2. Использование служебного положения субъектом преступления или связь субъекта и его служебного положения;
3. Умышленный характер деяния.
Однако мотивация коррупционного поведения может стать критерием классификации коррупционных преступлений. На наш взгляд, в зависимости от преступного мотива выделяются следующие виды коррупционных преступлений:
1. Корыстные коррупционные преступления - преступления, основанные на использовании служебного положения с корыстным мотивом, т.е. в целях извлечения имущественной выгоды для виновного или других лиц либо избавления от материальных затрат. С таким мотивом могут совершаться преступления, предусмотренные ст. 290 "Получение взятки", ст. 291 "Дача взятки", ст. 291.1 "Посредничество во взяточничестве", ст. 291.2 "Мелкое взяточничество", ст. 285 "Злоупотребление должностными полномочиями", ч. 3 ст. 159 "Мошенничество, совершенное лицом с использованием служебного положения" УК РФ и др.
2. Некорыстные коррупционные преступления - деяния, состоящие в извлечении личной выгоды, не связанной с корыстным мотивом, т.е. выгоды неимущественного характера: карьеризм, протекционизм, желание приукрасить действительное положение дел и др. Такая мотивация характерна для злоупотребления должностными полномочиями, превышения должностных полномочий, воспрепятствования законной предпринимательской деятельности, получения взятки, дачи взятки и др.
Подобная дифференциация коррупционных преступлений позволит учесть ситуации, когда преступления совершаются лицом с использованием служебного положения, но при отсутствии корыстного мотива.
Таким образом, в антикоррупционном законодательстве, которое является основой уголовно-правовой борьбы с коррупцией, необходимо закрепить определение понятия коррупционного преступления. В связи с этим ст. 1 Федерального закона "О противодействии коррупции" следует дополнить пунктом 5 следующего содержания: "коррупционное преступление - это виновно совершенное общественно-опасное деяние, посягающее на интересы государственной власти, основы государственной службы или службы в органах местного самоуправления либо на законные интересы коммерческих или некоммерческих организаций, совершенное лицом с использованием своего служебного положения".
Список литературы
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных