Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРОБЛЕМА ПРЕСТУПНОСТИ СРЕДИ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН В УСЛОВИЯХ ТЫЛА НА ЗАВЕРШАЮЩЕМ ЭТАПЕ ВОЙНЫ (1944 - 1945 ГГ.)
В.А. ГУСАК
В военный период наиболее актуальными в условиях тыла были проблемы социально-экономического положения населения, а также тесно связанные с ними проблемы обеспечения общественного порядка и борьбы с преступностью. Рост числа преступлений, объяснявшийся сложными условиями военного времени, требовал комплексных организационно-правовых изменений уголовно-правовой политики государства как на уровне законодательства, так и в области реализации необходимых мероприятий, направленных на борьбу с преступностью и охрану общественного порядка.
В качестве примера может быть рассмотрен совместный Приказ прокурора СССР и наркома юстиции СССР от 25 января 1944 г. "Об усилении борьбы с бандитизмом, разбоем, грабежами, хулиганством и кражами". Наряду с прямым указанием органам прокуратуры на необходимость усиления надзора и ужесточения карательных санкций по отношению к лицам, совершившим преступления, на судебные органы была возложена обязанность рассматривать уголовные дела, в том числе о хулиганстве, в пятидневный срок. Кроме того, отдельные и наиболее показательные дела необходимо было рассматривать с обязательным участием прокурора в качестве государственного обвинителя в открытых судебных процессах, в клубах и на предприятиях, с тем чтобы каждый приговор становился широко известным населению. Прокурорам республик, краев и областей совместно с начальниками управлений НКЮ и милиции предлагалось внести в местные советские и партийные органы предложения, направленные на обеспечение общественного порядка в городах, рабочих поселках и ликвидацию случаев бандитизма, грабежей, хулиганства и краж <1>.
--------------------------------
<1> Объединенный государственный архив Челябинской области (ОГАЧО). Ф. Р-916. Оп. 22. Д. 20. Л. 5 - 6.
Целью проведения государственной уголовно-правовой политики являлось полное искоренение преступности. В частности, именно так был сформулирован вопрос для обсуждения на бюро Челябинского обкома партии в мае 1944 г. "Об искоренении преступности в г. Челябинске" <2>. Эта цель не могла быть достигнута только благодаря деятельности правоохранительных органов по пресечению преступлений. Уголовная политика государства могла принести ожидаемые результаты только в комплексе с социально-экономической политикой, направленной на улучшение материально-бытовых условий жизни людей и устранение причин роста преступности.
--------------------------------
<2> ОГАЧО. Ф. П-288. Оп. 9. Д. 52. Л. 13.
Отчеты о деятельности правоохранительных органов и судов в военный период содержали статистические сведения о преступности среди различных групп населения: рабочих, служащих, военнослужащих, инвалидов Отечественной войны, учащихся, иждивенцев рабочих, служащих и членов семей фронтовиков, дезертиров и уклоняющихся от службы в РККА, дезертиров оборонной промышленности, бежавших из мест заключения, лиц без определенных занятий и местожительства. Такой подход обеспечивал возможность отслеживать изменения в составе лиц, совершавших преступления. К примеру, анализ динамики преступности в Поволжье показал резкий рост в 1944 г. числа привлеченных к уголовной ответственности молодых рабочих (до 40% от общего числа задержанных). Так, возрастной состав привлеченных только за грабежи в I-м квартале 1944 г. составил: до 16 лет - 5 человек, до 20 лет - 9 человек, свыше 20 лет - 23 человека <3>. Кроме того, изучение контингента лиц, совершивших преступления, показало следующее: в I-м квартале 1944 г. было привлечено к ответственности за уголовные преступления 38 членов ВЛКСМ и 15 студентов. Значительное место среди лиц, совершавших преступления, занимали иждивенцы рабочих и служащих, а также семей фронтовиков - 27%. Серьезное внимание обращал на себя рост числа преступлений среди инвалидов Отечественной войны, значительная часть которых нигде не работала. По-прежнему значительным оставалось число преступлений, совершенных лицами, не имеющими определенных занятий и местожительства, которые в общем количестве привлеченных к ответственности составили 11%. Таким образом, в 1944 г. в социальном составе осужденных преобладали рабочие - 60,3%, служащие - 10,3%, колхозники - 5,4% и нетрудящиеся элементы - 24% <4>.
--------------------------------
<3> ЦГАИПД РТ. Ф. 15. Оп. 5. Д. 1238. Л. 81.
<4> ЦГАИПД РТ. Ф. 15. Оп. 6. Д. 765. Л. 31.
Эта информация способствовала, наряду с активизацией работы органов милиции, решению вопроса об усилении политико-воспитательной работы среди молодого состава рабочих кадров, помощи семьям фронтовиков и инвалидам Отечественной войны, в том числе в вопросах трудоустройства.
Если основной причиной роста преступности среди молодежи являлись сложные социально-бытовые условия, преступность среди инвалидов войны имела более глубокие психологические причины, связанные с утратой здоровья, привычных связей, потерей родных, негативным опытом участия в военных действиях. Эти факторы на фоне серьезных материальных лишений и проявлений равнодушия и непонимания со стороны окружающих приводили к антиобщественному поведению, которое можно рассматривать как попытку выместить накопившуюся обиду, привлечь внимание к своим проблемам, своеобразную психологическую защиту в непривычных общественных условиях.
В целом для завершающего этапа войны была характерна тенденция роста нарушений общественного порядка в тылу. В Курганской области, к примеру, во втором квартале 1945 г. судами было рассмотрено 258 дел о хулиганстве, в третьем квартале - 287 дел, в Челябинской области за это же время количество дел возросло с 358 до 515 <5>. Причем если в 1942 - 1943 гг. хулиганские действия совершались в основном молодежью, рабочими, проживавшими в общежитиях в тяжелых материально-бытовых условиях, то в 1944 г. большинство фактов хулиганства было связано с действиями инвалидов войны, фронтовиков, комиссованных в тыл в связи с ранениями.
--------------------------------
<5> Лончинская Л.Я. Нарушения общественного порядка в тылу как проявление отклоняющегося поведения // Урал в 1941 - 1945 годах: экономика и культура военного времени (к 60-летию Победы СССР в Великой Отечественной войне): Материалы регионального научного семинара (10 апреля 2005 г.) Челябинск, 2005. С. 119.
Противоправные действия заключались обычно в оскорблениях граждан, завязывании драк и нанесении побоев, в нарушении порядка в очередях. Имели место и более тяжкие преступления: до 5% разбоев и 3% грабежей в 1943 г. по стране <6>. Так, во втором полугодии 1944 г. в Челябинской области было совершено 2 убийства, 5 разбоев и грабежей, 30 квалифицированных и 35 простых краж, 11 краж скота и 14 мошенничеств. В общем количестве уголовных преступлений по обозначенным категориям удельный вес инвалидов войны составил 2,46% <7>.
--------------------------------
<6> Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 9415. Оп. 3. Д. 12а. Л. 28.
<7> ОГАЧО. Ф. П-288. Оп. 8. Д. 227. Л. 36 - 37.
В Свердловской области об антиобщественном поведении инвалидов войны начальник областного управления милиции информировал секретаря обкома ВКП(б) уже в 1942 г. В спецзаписке сообщалось, что часть инвалидов войны, не занятая общественно полезным трудом, не просто нарушает общественный порядок, но и совершает связанные с этим уголовные преступления. В качестве одной из причин негативного влияния на состояние правонарушений и преступности среди инвалидов войны было названо то обстоятельство, что отдельные работники прокуратуры отказывали милиции в санкции на их арест, мотивируя отказ причинами имеющейся инвалидности у задержанных и давая тем самым им возможность оставаться безнаказанными <8>.
--------------------------------
<8> Центр I документации общественных организаций Свердловской области (ЦДООСО). Ф. 161. Оп. 6. Д. 1474. Л. 49.
В целях усиления борьбы с уголовной преступностью среди инвалидов Отечественной войны руководством Свердловского областного управления милиции предлагались следующие мероприятия:
- обязать органы соцобеспечения провести полный учет инвалидов Отечественной войны, проживающих в общежитиях и на частных квартирах, и принять меры к их трудоустройству;
- дополнительно организовать школы, мастерские по обучению инвалидов и повышению их трудовой квалификации;
- усилить культурно-массовую работу среди инвалидов и особенно среди проживающих в домах инвалидов и в общежитиях;
- органам суда и прокуратуры применять жесткие меры репрессии к инвалидам войны, совершившим дерзкие уголовные преступления, и особенно к их подстрекателям и организаторам;
- имеющийся в Свердловске дом инвалидов вывезти в один из районов области и установить в местах скопления инвалидов общественный контроль <9>.
--------------------------------
<9> ЦДООСО. Ф. 161. Оп. 6. Д. 1474. Л. 51.
Мероприятия по трудоустройству инвалидов проводились во многих тыловых областях. Как отмечает И.А. Коробецкий, работа по трудоустройству населения являлась приоритетным направлением деятельности органов государственной власти тыловых областей, "что позволяло улучшить материально-бытовое положение граждан, повысить эффективность экономики региона, создать условия для социально-психологической реабилитации инвалидов войны" <10>. Так, в Челябинской области к концу октября 1943 г. из общего числа инвалидов III-й группы, составлявшего 7310 человек, 92,3% были направлены на работу. Инвалиды II-й группы в количестве 1975 человек также были трудоустроены, а 372 человека посланы на учебу. Значительная часть инвалидов была занята на руководящей работе, особенно в сельской местности: председателями сельсоветов работали 60 человек, председателями колхозов - 98 и бригадирами полеводческих бригад - свыше 200 человек <11>.
--------------------------------
<10> Коробецкий И.А. Деятельность местных органов государственной власти Южного Урала в социальной сфере в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Самара, 2004. С. 10.
<11> ОГАЧО. Ф. П-288. Оп. 7. Д. 66. Л. 144.
Наряду с этим проверка Челябинского обкома ВКП(б) установила серьезные недостатки в использовании инвалидов войны на предприятиях и создании им нормальных производственных и бытовых условий. В частности, при приеме на работу отделы кадров на заводах не учитывали прежней производственной квалификации инвалидов, устраивая их чернорабочими. В результате из общего числа инвалидов, занятых в промышленности, по своей прежней специальности работали только 3%.
Отмечалась и слабая организация обучения инвалидов новым профессиям, исключительно малая их занятость в отраслях местной и легкой промышленности, в системе кооперации. Так, во всех областных кооперативных артелях в октябре 1943 г. работали только 265 инвалидов, или 3,3% к общему числу трудоустроенных. Организацией их надомного труда никто не занимался. Кроме того, на многих предприятиях и в производственных артелях нарушалось Постановление СНК СССР от 20 января 1943 г., запрещающее привлекать инвалидов Отечественной войны к сверхурочным работам и обязывающее предоставлять им отпуск <12>.
--------------------------------
<12> ОГАЧО. Ф. П-288. Оп. 7. Д. 66. Л. 144.
В марте 1944 г. государственные и партийные органы вновь обратили внимание на эту проблему, обязав отдел социального обеспечения Челябинского горисполкома принять немедленные меры к трудоустройству инвалидов Отечественной войны, не занимающихся общественно полезным трудом <13>. С учетом социального положения и личных заслуг инвалидов в защите Отечества, их трудоустройством в Челябинской области руководила особая постоянная комиссия при облисполкоме, созданная в июне 1942 г. Однако в итоге положение с трудовым обучением и устройством инвалидов так и оставалось неблагополучным. В январе 1945 г. уполномоченный Комитета партийного контроля при ЦК ВКП(б) по Челябинской области отмечал, что данная комиссия распалась и в 1944 г. никакой работы не вела. Более того, в городах Челябинске, Магнитогорске и Златоусте комиссии вообще отсутствовали, в Троицке и Копейске - бездействовали. Во всех проверенных городских и районных отделах социального обеспечения отсутствовала информация, сколько ими трудоустроено инвалидов войны. Было установлено, что большинство из них устраивались сами, при этом основная масса занималась малоквалифицированной и низкооплачиваемой работой <14>.
--------------------------------
<13> ОГАЧО. Ф. 92. Оп. 5. Д. 183. Л. 194.
<14> См.: Неизвестная война 1941 - 1945: Сб. документов. Челябинск, 2000. С. 143.
В Свердловской области, по сведениям областного управления милиции, трудоустройство инвалидов войны также сопровождалось серьезными проблемами. В октябре 1942 г. из учтенных органами социального обеспечения Ленинского, Молотовского и Орджоникидзевского районов города из 778 инвалидов были трудоустроены только 423, остальные 265 человек, из которых абсолютное большинство составляли инвалиды войны II-й и III-й группы, нигде не работали. При этом многие общежития, где проживали инвалиды, были необорудованными. К примеру, в одном из проверенных общежитий, размещавшемся по ул. К. Либкнехта, в комнатах отсутствовали стулья, табуреты и тумбочки, одежда жильцов была разбросана на полу, было грязно и т.д. <15>.
--------------------------------
<15> ЦДООСО. Ф. 161. Оп. 6. Д. 1474. Л. 50 - 50 об.
Несмотря на деятельность органов государственной власти по усилению борьбы с преступностью, задача ее ликвидации не была достигнута даже в отношении отдельных видов преступлений или отдельных категорий лиц. В частности, по нарушениям общественного порядка, фактам хулиганства, где доминировали инвалиды войны и молодежь, рост преступлений в 1945 г. составил 46788 раскрытых случаев, увеличение по сравнению с 1944 г. произошло на 167% <16>.
--------------------------------
<16> См.: Ковалева Е.М. Организационно-правовые основы деятельности советской милиции по борьбе с преступностью в послевоенный период восстановления народного хозяйства и либерализации политического режима, социально-экономических реформ (1945 - 1960 гг.): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 149.
Проведение уголовно-правовой политики в отрыве от социальной можно сравнить с лечением симптомов болезни, а не ее причин. Эта закономерность особенно отчетливо прослеживается на примере борьбы с антисоциальным поведением представителей отдельных социальных групп, в том числе лиц - участников военных действий, комиссованных в тыл в связи с ранениями, на завершающем этапе войны. Ситуация с решением социально-экономических проблем, вопросов трудоустройства в отношении инвалидов Отечественной войны в условиях тыла являлась одной из наиболее характерных, раскрывающих весь объем накопившихся проблем, связанных с социальным неблагополучием и его уголовно-правовыми последствиями.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.