Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПУБЛИЧНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ, НАПРАВЛЕННЫМИ НА ФОРМИРОВАНИЕ НЕГАТИВНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ О ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАЧ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПОЛНОМОЧИЙ ВООРУЖЕННЫМИ СИЛАМИ И ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА ЕЕ ПРЕДЕЛАМИ
Е.В. ГОРЕЛОВ
Преступления, связанные с публичными действиями, направленными на формирование негативного общественного мнения о выполнении задач и осуществлении полномочий Вооруженными Силами и государственными органами Российской Федерации за ее пределами, появились относительно недавно. Так, в начале марта 2022 г. Уголовный кодекс РФ (далее - УК РФ) был дополнен ст. 207.3, которая установила ответственность за распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации <1>, а уже в конце того же месяца в уголовном законе появилась ст. 280.3, предусматривающая ответственность за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности или исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий в указанных целях <2>.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 4 марта 2022 г. N 32-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" // Российская газета. 2022. 9 марта.
<2> Федеральный закон от 25 марта 2022 г. N 63-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" // Российская газета. 2022. 28 марта.
Общественная опасность рассматриваемых деяний выражается в том, что дискредитация использования Вооруженных Сил Российской Федерации и органов государственной власти в целях защиты интересов Российской Федерации создает не только негативное общественное мнение о выполнении задач и осуществлении полномочий Вооруженными Силами и государственными органами Российской Федерации за ее пределами, но и прежде всего подрывает основы конституционного строя и безопасности государства. Параллельно с этим формируется отрицательное отношение к военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации и государственным гражданским служащим, выполняющим свой профессиональных долг по защите интересов Российской Федерации и ее граждан, а также поддержания международного мира и безопасности.
Как справедливо заметил А.В. Бриллиантов, "заведомо ложная или, как теперь принято говорить, фейковая информация имеет перед собой цель исказить образ государства, его вооруженных сил, их целей и задач, средств и достижений, что в результате беспрепятственно позволяет создать в глазах и сознании людей образ врага, демонизировать страну и ее население" <3>. Ведь действительно, указанные действия приводят к обоснованию мер, которые направлены на изоляцию государства во внешней политике, ослабление экономики государства, росту напряженности в социальной сфере общества.
--------------------------------
<3> Бриллиантов А.В. Ответственность за распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации // Российское правосудие. 2023. N 1. С. 22.
При этом социальная обусловленность уголовно-правовой нормы, предусматривающей ответственность за публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации, исполнении государственными органами Российской Федерации своих полномочий, прежде всего предопределено целью повышенной защиты интересов общественной безопасности и конституционного строя Российской Федерации, интересов общества и граждан от различных негативных явлений современной цифровой и информационной жизни <4>.
--------------------------------
<4> Горелов Е.В. Социальная обусловленность криминализации публичного распространения заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации, исполнении государственными органами Российской Федерации своих полномочий // Теория и практика современной науки, посвященная 85-летию Дальневосточного государственного университета путей сообщения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции Сахалинского института железнодорожного транспорта - филиала Дальневосточного государственного университета путей сообщения: Сборник научных статей. М.: Спутник +, 2023. С. 214.
Так, публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации, содержащей недостоверные данные об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации в ходе специальной военной операции, создает негативное отношение у мирового сообщества и населения нашей страны относительно характера проводимых действий, неправильного освещения целей и задач.
Вышесказанное подтверждается реальным случаем из судебной практики, в котором по приговору Мещанского районного суда г. Москвы был осужден депутат муниципального округа Горинов по ч. 2 ст. 207.3 УК за публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации, содержащей данные о Вооруженных Силах, с использованием служебного положения группой лиц. Как было установлено судом, Горинов во время заседания совета депутатов Красносельского округа г. Москвы назвал специальную военную операцию неправильно, помимо этого, без ссылки на официальные источники озвучил недостоверную информацию о числе погибших и предложил почтить их память минутой молчания. При этом осужденный Горинов знал, что видео впоследствии будет выложено на YouTube-канале <5>.
--------------------------------
<5> Московский муниципальный депутат получил 7 лет за дискредитацию армии // Сайт публикации судебных решений. URL: https://xn--90afdbaav0bd1afy6eub5d.xn--p1ai/68359035?ysclid=lnjt8ev2tp949532804 (дата обращения: 05.02.2023).
Криминалистическая характеристика преступлений, связанных с публичными действиями, направленными на формирование негативного общественного мнения о выполнении задач и осуществлении полномочий Вооруженными Силами и государственными органами Российской Федерации за ее пределами, является базой для определения направлений в профессиональной деятельности сотрудников правоприменительных органов при выявлении, расследовании и раскрытии преступлений данной группы. В то же время указанная категория по ходу раскрытия и расследования преступлений дополняется и развивается, т.е. является динамичной.
В юридической литературе криминалистическая характеристика рассматривается с различных научных подходов. Так, по мнению К.И. Сотникова, "криминалистическая характеристика преступлений представляет собой абстрактное научное понятие, результат научного анализа определенного вида преступной деятельности (вида или рода преступлений), обобщенное описание наиболее значимых типичных признаков и особенностей" <6>.
Таким образом, содержание криминалистической характеристики образуют первоначальная информация о преступлении, особенности механизма, орудия и способов совершения преступления, типичные следы преступной деятельности и механизма следообразования. Кроме того, в теории криминалистики в содержание криминалистической характеристики включают сведения о личности вероятного преступника.
--------------------------------
<6> Криминалистика: Учебник. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2020. С. 224.
И.А. Фомин справедливо отмечает, что в традиционном понимании криминалистическая характеристика, являясь результатом обобщения и научного анализа судебно-следственной практики, рассматривается как обобщенная упорядоченная система описаний криминалистически значимых и закономерно связанных типичных признаков изучаемой категории преступлений в целях формирования научно обоснованных рекомендаций для наилучшей организации расследования <7>. В связи с этим определенную сложность в теории криминалистики применительно к криминалистической характеристике преступлений, связанных с публичными действиями, направленными на формирование негативного общественного мнения о выполнении задач и осуществлении полномочий Вооруженными Силами и государственными органами Российской Федерации за ее пределами, в ближайшее время будет создавать относительно небольшое количество раскрытых и расследованных уголовных дел по данной категории.
--------------------------------
<7> Фомин И.А. Криминалистическая характеристика незаконной рубки лесных насаждений: понятие и структурные элементы // Сибирский юридический вестник. 2010. N 2(49). С. 174.
Так, по официальным данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в 2022 г. было зарегистрировано 187 преступлений по ст. 207.3 УК РФ за распространение антироссийской пропаганды и заведомо ложной информации об участии Вооруженных Сил Российской Федерации в ходе специальной военной операции на Украине <8>.
--------------------------------
<8> Егоров И. Генпрокурор Краснов: С марта 2022 года возбуждено и расследуется 187 уголовных дел о фейках про СВО // Российская газета. 2023. 23 января.
Полагаем, что в перечень обстоятельств, подлежащих доказыванию при расследовании преступлений, связанных с публичными действиями, направленными на формирование негативного общественного мнения о выполнении задач и осуществлении полномочий Вооруженными Силами и государственными органами Российской Федерации за ее пределами, входит следующее:
1) событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения деяний, связанных с публичными действиями, направленными на формирование негативного общественного мнения о выполнении задач и осуществлении полномочий Вооруженными Силами и государственными органами Российской Федерации за ее пределами);
2) виновность лица в совершении преступления;
3) характер и размер причиненного ущерба;
4) обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности обвиняемого;
5) обстоятельства, способствующие совершению данной группы преступлений.
По уголовным делам о преступлениях, связанных с публичными действиями, направленными на формирование негативного общественного мнения о выполнении задач и осуществлении полномочий Вооруженными Силами и государственными органами Российской Федерации за ее пределами, следует в первую очередь определить сам факт публичной дискредитации Вооруженных Сил и государственных органов Российской Федерации за ее пределами. При этом выяснению подлежат факт публичности распространения фейковой информации о Вооруженных Силах Российской Федерации и государственных органов Российской Федерации, личность лица, совершившего распространение фейковой информации, а также заведомости для виновного ложной информации о действиях Вооруженных Сил Российской Федерации и государственных органов Российской Федерации.
Криминалистическая характеристика действий, связанных с публичными действиями, направленными на формирование негативного общественного мнения о выполнении задач и осуществлении полномочий Вооруженными Силами и государственными органами Российской Федерации за ее пределами, должна содержать сведения о механизме следообразования и характерных следах, отражающихся и отражаемых в объектах.
Учитывая вышеизложенное, можно заключить, что к непосредственным элементам криминалистической характеристики преступлений рассматриваемой группы будут относиться:
1) предмет преступного посягательства и обстановка совершения деяний, связанных с публичными действиями, направленными на формирование негативного общественного мнения о выполнении задач и осуществлении полномочий Вооруженными Силами и государственными органами Российской Федерации за ее пределами;
2) следы преступления, связанного с распространением недостоверной информации о Вооруженных Силах и государственных органов Российской Федерации;
3) способы совершения преступления и механизм преступного посягательства;
4) личность преступника и мотивация преступного поведения.
Литература
1. Бриллиантов А.В. Ответственность за распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации / А.В. Бриллиантов // Российское правосудие. 2023. N 1. С. 21 - 28.
2. Горелов Е.В. Социальная обусловленность криминализации публичного распространения заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации, исполнении государственными органами Российской Федерации своих полномочий / Е.В. Горелов // Теория и практика современной науки, посвященная 85-летию Дальневосточного государственного университета путей сообщения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции Сахалинского института железнодорожного транспорта - филиала Дальневосточного государственного университета путей сообщения в г. Южно-Сахалинске (г. Южно-Сахалинск, 21 декабря 2022 г.): Сборник научных статей. Москва: Спутник +, 2023. С. 214.
3. Егоров И. Генпрокурор Краснов: С марта 2022 года возбуждено и расследуется 187 уголовных дел о фейках про СВО / И. Егоров // Российская газета. 2023. 23 января.
4. Криминалистика: Учебник / О.С. Лейнова, К.И. Сотников, Э.В. Лантух [и др.]; Под общей редакцией К.И. Сотникова. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2020. 283 с.
5. Фомин И.А. Криминалистическая характеристика незаконной рубки лесных насаждений: понятие и структурные элементы // Сибирский юридический вестник. 2010. N 2(49). С. 173 - 177.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.