Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОГРАНИЧЕНИЕ ПО ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ: МЕСТО В СИСТЕМЕ ВИДОВ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ И ВОПРОСЫ НАЗНАЧЕНИЯ
В.В. СИВОВ
В установленном ст. 44 УК РФ перечне виды наказаний поименованы в порядке возрастающей строгости, образуя определенную систему. Эту точку зрения относительно содержания данной нормы в юридической литературе в целом можно считать устоявшейся <1>.
--------------------------------
<1> См., например: Наумов А.В. Российское уголовное право: Курс лекций. В 2 т. Т. 1. Общая часть. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2004. С. 351; Уголовное право. Общая часть: Учебник для бакалавров / Под ред. А.И. Чучаева. М., 2013. С. 275; Уголовное право России. Общая часть: Учебник / Под ред. Р.Д. Шарапова. Тюмень, 2013. С. 414; Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. В 2 т. Т. 1. Разделы I - VIII / Отв. ред. В.М. Лебедев. М.: Юрайт, 2017. С. 147.
Такое взаимное расположение видов наказаний, наряду с прочим, призвано обеспечить реализацию общих начал назначения наказания, определенных в ст. 60 УК РФ, способствуя эффективности в достижении установленных уголовным законом целей наказания.
Ограничение по военной службе представлено в системе наказаний шестым из тринадцати, располагаясь после исправительных работ и перед ограничением свободы.
Согласно ч. 2 ст. 51 УК РФ содержание ограничения по военной службе определяется следующими репрессивными составляющими: его продолжительность установлена в пределах от трех месяцев до двух лет; из денежного довольствия осужденного производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше двадцати процентов; осужденный во время отбывания наказания не может быть повышен в должности и в воинском звании; время отбывания наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.
Как полагала Т.В. Непомнящая <2>, фактически ограничение по военной службе - это исправительные работы для военнослужащих. Данное утверждение представляется во многом справедливым, поскольку общим для этих видов наказаний является наличие в их структуре удержания, производимого в доход государства, из соответствующего вознаграждения осужденного за его труд. Более того, на их схожесть непосредственно указывает установленное ч. 1 ст. 51 УК РФ правило о необходимости назначать осужденному военнослужащему ограничение по военной службе вместо исправительных работ.
--------------------------------
<2> Непомнящая Т.В. Назначение уголовного наказания. Теория, практика, перспективы. СПб., 2006. С. 646.
При этом очевидно, что ограничение по военной службе является более строгим видом наказания относительно исправительных работ не только в силу формального признака, определяемого местом в системе наказаний, но и фактически - ввиду большего объема правоограничений, составляющих его содержание.
В то же время ограничение по военной службе, безусловно, является менее строгим видом наказания относительно ограничения свободы, поскольку установленные ст. 51 УК РФ правоограничения не касаются свободы передвижения, затрагивая исключительно право осужденного военнослужащего на труд, реализуемое в силу ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", посредством прохождения военной службы.
Таким образом, закрепленное в уголовном законе место ограничения по военной службе в системе наказаний на текущий момент следует признать обоснованным.
Однако правовая регламентация назначения данного вида наказания не обеспечивает возможность реализации закрепленных в уголовном законе принципов и общих начал назначения наказания, на что в последнее время обоснованно обращают внимание отдельные авторы.
В частности, Е.В. Авдеева отмечает, что закрепленная в ч. 1 ст. 51 УК РФ норма, в соответствии с которой ограничение по военной службе назначается осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, вместо исправительных работ, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ, означает замену менее строгого наказания более строгим, в чем усматривается противоречие принципам гуманизма и справедливости, а также нарушение положений ч. 2 ст. 60 УК РФ <3>.
--------------------------------
<3> Авдеева Е.В. Основные направления повышения эффективности реализации уголовного наказания в контексте претворения принципов уголовного права и уголовного закона // Российский судья. 2022. N 5. С. 47.
Соглашаясь с данным мнением, следует добавить, что это правило назначения ограничения по военной службе, формирующее, наряду с прочим, сущность его применения, в еще большей мере не согласуется с закрепленным в ст. 19 Конституции РФ и в ст. 4 УК РФ принципом равенства граждан перед законом. Ведь этот принцип означает не только равную для всех обязанность предстать перед судом в случае совершения преступления, но и равенство оснований уголовной ответственности всех лиц, совершивших преступления, а также равенство критериев индивидуализации применяемых мер уголовно-правового характера <4>.
--------------------------------
<4> Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации... С. 37.
Так, например, определяя наказание лицу, не состоящему на военной службе и осужденному по ч. 2 ст. 159 УК РФ, суд вправе назначить ему исправительные работы, но решая при тех же обстоятельствах и схожих данных, характеризующих личность, вопрос о наказании осужденному военнослужащему (например, соучастнику в совершении этого же преступления), суд обязан вместо исправительных работ назначить ему ограничение по военной службе - более строгий вид наказания, которое не содержится в санкции упомянутой нормы. Как видится, в представленной ситуации гражданин-невоеннослужащий подвергается меньшей репрессии в сравнении с лицом, имеющим статус военнослужащего. Таким образом, налицо дискриминация по профессиональному признаку, свидетельствующая о несоответствии положений ч. 1 ст. 51 УК РФ принципам уголовного права.
Также рассматриваемое правило назначения ограничения по военной службе (за совершенное военнослужащим общеуголовное преступление вместо исправительных работ) явно не согласуется и с установленным ч. 1 ст. 60 УК РФ общим началом назначения наказания, в силу которого более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается только в случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания.
Обратившись для удобства уяснения проблемы к алгоритму деятельности суда по назначению наказания военнослужащему, признанному виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 159 УК РФ, на основе упомянутого выше примера, увидим, что суд оказывается в затруднительном положении. Следуя рассматриваемому общему началу, при невозможности обеспечить достижение целей наказания назначением менее строгого вида наказания суд вправе обсуждать возможность назначения не любого более строгого вида наказания, а лишь наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление, т.е. содержащихся в санкции ч. 2 ст. 159 УК РФ. Но ограничения по военной службе в данной санкции нет.
Таким образом, в этой ситуации суду в процессе интеллектуальной деятельности, лежащей в основе алгоритма назначения наказания, руководствуясь вышеупомянутым общим началом назначения наказания, следует оценивать возможность назначения военнослужащему именно исправительных работ. Однако итогом этого обсуждения станет назначение (уже без оценки такой возможности) другого, причем более строгого, наказания в виде ограничения по военной службе в порядке реализации предусмотренного ч. 1 ст. 51 УК РФ правила. То есть итоговое наказание осужденному военнослужащему будет назначено в обход установленного ч. 1 ст. 60 УК РФ общего начала назначения наказания, что представляется недопустимым.
На практике возможна и более вопиющая ситуация, когда, назначив наказание в виде ограничения по военной службе рассматриваемым способом за совершение преступления, предельная возможная ответственность за которое ограничена исправительными работами (например, ч. 1 ст. 123, ч. 1 ст. 138 УК РФ), суд одновременно поступит вопреки и другому общему началу назначения наказания, установленному ч. 2 ст. 60 УК РФ, согласно которому более строгое наказание, чем предусмотрено соответствующими статьями Особенной части уголовного закона за совершенное преступление, может быть назначено лишь по совокупности преступлений и по совокупности приговоров в соответствии со ст. 69 и 70 УК РФ.
Значимым следствием рассмотренных примеров рассогласованности непосредственно взаимодействующих норм Общей части УК РФ является крайне скудное число случаев применения ограничения по военной службе. Так, по сведениям Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации данный вид наказания в 2022 г. был назначен 253 (в 2021 г. - 204) осужденным военнослужащим, из них за совершение преступлений из числа содержащихся в гл. 33 УК РФ "Преступления против военной службы" - 239 (в 2021 г. - 188). То есть с применением правила, предусмотренного ч. 1 ст. 51 УК РФ, ограничение по военной службе вместо исправительных работ было назначено судами лишь в 14 (в 2021 г. - 16) единичных случаях. Для наглядности обратим внимание, что за этот же период исправительные работы в общей сложности назначались судами более чем 48 (в 2021 г. - 46) тысячам осужденных лиц <5>. Даже с учетом незначительной доли осужденных военнослужащих в общей структуре судимости в Российской Федерации эти данные говорят о том, что потенциал ограничения по военной службе в существенной мере остается невостребованным.
--------------------------------
<5> Сводные статистические сведения о состоянии судимости в России за 2022 год // Официальный сайт Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. URL: http://www.cdep.ru.
В то же время изложенная проблематика, влекущая ограниченное число случаев применения ограничения по военной службе, наряду с иными суждениями, позволяет отдельным уважаемым авторам высказывать сомнения относительно обоснованности присутствия воинских наказаний в системе видов наказаний <6>.
--------------------------------
<6> Лопашенко Н.А. Об уголовном наказании в России: заметки на полях Уголовного кодекса (от настоящего к будущему) // Закон. 2021. N 12. С. 36.
Сложившееся положение невозможно скорректировать либо хотя бы смягчить путем дачи разъяснений по рассматриваемым вопросам судебной практики. В частности, этого не произошло с принятием Пленумом Верховного Суда Российской Федерации Постановления от 18 мая 2023 г. N 11 "О практике рассмотрения судами уголовных дел о преступлениях против военной службы", в п. 114 которого относительно проблематики, анализируемой в настоящей статье, со ссылкой на содержание ч. 1 ст. 51 УК РФ лишь уточнен алгоритм назначения ограничения по военной службе - непосредственно вместо исправительных работ без необходимости их назначения с последующей заменой ограничением по военной службе <7>.
--------------------------------
<7> Российская газета. 2023. 18 мая.
Поэтому сами собой напрашиваются меры по совершенствованию правовой регламентации применения наказания в виде ограничения по военной службе путем внесения в уголовный закон соответствующих изменений. Достаточно санкции всех норм, содержащих наказание в виде исправительных работ, дополнить ограничением по военной службе, что не только сделает его непосредственной альтернативой исправительным работам в случае осуждения военнослужащего за совершение общеуголовного (не воинского) преступления, но и, как ни парадоксально прозвучит, позволит суду следовать общим началам назначения наказания.
Одновременно с этим потребуется корректировка содержания и других норм Общей части уголовного закона. В частности, становится ненужным обсуждаемое правило, содержащееся в ч. 1 ст. 51 УК РФ, о назначении ограничения по военной службе вместо исправительных работ, и данная норма подлежит изложению в новой редакции.
Как следствие, будет утрачена потребность в имеющейся в настоящее время формальной возможности назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, наказания в виде исправительных работ. Поэтому содержание ч. 5 ст. 50 УК РФ также следует изменить, указав в этой норме на недопустимость назначения исправительных работ лицам из состава любой категории военнослужащих, а не отдельным из них.
Реализация изложенных предложений упростит деятельность судов по назначению наказания ввиду сокращения числа подлежащих применению правил, а также будет способствовать расширению возможностей судов по дифференциации уголовной ответственности и индивидуализации наказания.
Литература
1. Авдеева Е.В. Основные направления повышения эффективности реализации уголовного наказания в контексте претворения принципов уголовного права и уголовного закона / Е.В. Авдеева // Российский судья. 2022. N 5. С. 45 - 49.
2. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. В 2 томах. Т 1. Разделы I - VIII / Ответственный редактор В.М. Лебедев. Москва: Юрайт, 2017. 666 с.
3. Лопашенко Н.А. Об уголовном наказании в России: заметки на полях Уголовного кодекса (от настоящего к будущему) / Н.А. Лопашенко // Закон. 2021. N 12. С. 33 - 48.
4. Наумов А.В. Российское уголовное право: Курс лекций. В 2 томах. Т. 1. Общая часть / А.В. Наумов. 3-е изд., перераб. и доп. Москва: Юридическая литература, 2004. 496 с.
5. Непомнящая Т.В. Назначение уголовного наказания. Теория, практика, перспективы / Т.В. Непомнящая. Санкт-Петербург: Юридический центр "Пресс", 2006. 781 с.
6. Уголовное право России. Общая часть: Учебник / Под редакцией Р.Д. Шарапова. Тюмень: Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, 2013. 583 с.
7. Уголовное право. Общая часть: Учебник для бакалавров / Под редакцией А.И. Чучаева. Москва: Проспект, 2013. 442 с.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.