Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ ОЦЕНКИ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НЕОСТОРОЖНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, СОВЕРШЕННЫХ ПРИ НЕНАДЛЕЖАЩЕМ ИСПОЛНЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ
Е.Г. БЫКОВА, Е.З. СИДОРОВА
Защита интересов детей является одним из приоритетных направлений деятельности Следственного комитета Российской Федерации <1> и Министерства внутренних дел России <2>. В указанных ведомствах уделяется пристальное внимание расследованию уголовных дел о преступлениях, совершенных в отношении несовершеннолетних, а также их предупреждению. Эти аспекты находят отражение в научной литературе <3>.
--------------------------------
<1> Бастрыкин А.И. Следственный комитет Российской Федерации на страже детства // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. 2019. N 1 (23). С. 9 - 14.
<2> Расширенное заседание коллегии МВД России 20 марта 2023 г. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transciipts/70744 (дата обращения: 06.04.2023).
<3> См., напр.: Багаутдинов Ш.Ф. Педагог или психолог? // Российский следователь. 2022. N 10. С. 12 - 16; Долгова С.И. Тактика предупреждения, выявления и устранения признаков агрессивного поведения сотрудниками полиции среди обучающихся образовательных организаций, в том числе насилия со стороны сверстников // Вопросы ювенальной юстиции. 2022. N 3. С. 16 - 20.
В соответствии с п. 2 ч. 6, ч. 7 ст. 28, п. 8, 9 ч. 1 ст. 41, ч. 4 ст. 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <4> сотрудники образовательной организации несут ответственность за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы. В этой связи по каждому случаю травмирования ребенка в образовательной организации следователи проводят проверку. При наличии оснований виновные привлекаются к ответственности, вносятся представления об устранении обстоятельств, способствовавших совершению преступления. Несмотря на это, случаются трагедии, которые требуют правовой оценки <5>.
--------------------------------
<4> Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) "Об образовании в Российской Федерации" // Российская газета. 2012. 31 декабря.
<5> См.: Следственными органами СКР России по Новосибирской области возбуждено уголовное дело об утоплении малолетней девочки в бассейне одной из школ города Новосибирска. URL: https://nsk.sledcom.ru/news/item/1740596; В Екатеринбурге следствием СКР возбуждено уголовное дело по факту смерти малолетней, получившей травму в детском саду. URL: https://sverdlovsk.sledcom.ru/news/item/1762400/ (дата обращения: 06.03.2023).
Анализ судебной практики свидетельствует, что за неосторожное причинение тяжкого вреда здоровью или смерти ребенка сотрудников образовательных организаций привлекают к ответственности по ч. 2 ст. 118, ч. 2 ст. 109 УК РФ <6>, руководителей - по ч. 2 ст. 293 УК РФ <7>.
--------------------------------
<6> См., напр.: Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 6 августа 2020 г. N 77-1400/2020; Апелляционное постановление Челябинского областного суда от 30 июля 2019 г. N 10-3904/2019 // СПС "КонсультантПлюс".
<7> Ввиду ограниченного объема в настоящей публикации проблемы квалификации преступления, предусмотренного ст. 293 УК РФ, не рассматриваются. См. об этом: Расследование преступлений, связанных с причинением по неосторожности вреда жизни и здоровью несовершеннолетних: учебное пособие / В.Н. Карагодин, Е.Г. Быкова, Н.Б. Вахмянина, С.А. Яшков; под общей редакцией В.Н. Карагодина. М.: Юрайт, 2019. С. 24 - 37.
Чтобы не допустить ошибку в субъекте и правильно применить уголовный закон, нужно учитывать ряд обстоятельств.
Так, обязательными условиями квалификации по ч. 2 ст. 118 и ч. 2 ст. 109 УК РФ являются, в частности, установление правовых предписаний, регламентирующих поведение лица в профессиональной сфере, а также наличие причинно-следственной связи между несовершением необходимого действия либо совершением запрещаемого действия и наступившими последствиями в виде тяжкого вреда здоровью или смерти <8>.
--------------------------------
<8> Пункт 1 Обзора судебной практики (Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации) N 3 (2015), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25 ноября 2015 г. (ред. от 28.03.2018) // СПС "КонсультантПлюс".
К примеру, по приговору суда, оставленному без изменения апелляционной инстанцией, тренер-преподаватель Б. осужден по ч. 2 ст. 109 УК РФ. В нарушение своей должностной инструкции он не обеспечил охрану жизни и здоровья малолетнего воспитанника во время образовательного процесса. Б. дал задание группе детей, связанное с отработкой техники дыхания и прямолинейного положения тела в воде. Не дождавшись, пока все обучающиеся выполнят первое упражнение, стал инструктировать тех, кто закончил, по поводу выполнения второго. В этот момент один из обучающихся, выполняя первое упражнение, погрузился под воду и находился там до тех пор, пока его не извлекли из-под воды посетители бассейна. Тренер отсутствия ребенка не замечал, пока ему не сообщили о происшествии <9>.
--------------------------------
<9> Апелляционное постановление Свердловского областного суда от 23 октября 2018 г. N 22-7796/2018 // СПС "КонсультантПлюс".
При квалификации следует учитывать, что отсутствие соответствующей правовой нормы (правил поведения) свидетельствует и об отсутствии самого общественно опасного деяния, поскольку в таком случае нельзя установить отношение лица к тем или иным правовым предписаниям (профессиональным обязанностям) <10>.
--------------------------------
<10> См., напр.: п. 1 Обзора судебной практики (судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации) N 3 (2015), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25 ноября 2015 г. (ред. от 28.03.2018); Определение Верховного Суда РФ от 8 сентября 2016 г. N 50-УД16-17 // СПС "КонсультантПлюс".
К примеру, по приговору суда, оставленному без изменения апелляционной <11> и кассационной инстанцией <12>, учитель физкультуры школы-интерната О. привлекалась к ответственности по ч. 2 ст. 109 УК РФ. По версии следствия, О. ненадлежаще исполнила свои профессиональные обязанности. Она после завершения урока, проходившего за пределами образовательной организации, не обеспечила дополнительного сопровождения обучающихся к месту учебы, не проконтролировала их нахождение на безопасном маршруте. Ученик без разрешения О. стал качаться на неисправных качелях за пределами установленного маршрута, вследствие чего получил смертельную травму. Суды посчитали недоказанной виновность О. в совершении преступления. Локальными нормативными актами школы-интерната не предусматривалось дополнительное сопровождение для детей при данных обстоятельствах. Маршрут к месту проведения занятий, лыжная трасса были безопасными. С обучающимися перед каждым занятием проводился инструктаж по технике безопасности. О том, что качели не отвечают требованиям безопасности, О. известно не было. В ее должностные обязанности не входила проверка технического состояния качелей, находящихся вне маршрута проведения занятий по лыжной подготовке.
--------------------------------
<11> Апелляционное постановление Иркутского областного суда от 30 октября 2019 г. N 22-3361/2019 // СПС "КонсультантПлюс".
<12> Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 10 ноября 2020 г. N 77-2735/2020 // СПС "КонсультантПлюс".
Помимо уголовно-правовой характеристики исследуемых преступлений, целесообразно затронуть вопрос об их отдельных криминологически значимых признаках, которые могут учитываться при изучении личности и выборе тактики взаимодействия с лицом, привлекаемым к ответственности по ч. 2 ст. 109 УК РФ и ч. 2 ст. 118 УК РФ, а также выявлении причин и условий их совершения.
По результатам обобщения показателей судимости по ч. 2 ст. 109 УК РФ и ч. 2 ст. 118 УК РФ можно выявить определенные закономерности. Во-первых, число лиц, осуждаемых за совершение этих деяний, снижается. Во-вторых, в большей степени к ответственности привлекаются лица, выполняющие те или иные профессиональные функции, за неосторожное причинение смерти. В-третьих, в 2021 г. (в сравнении с предыдущими периодами) наблюдался некоторый рост числа лиц, осужденных за перечисленные выше противоправные деяния. Подробные статистические данные приведены в таблице 1 <13>.
--------------------------------
<13> Сводные статистические сведения о состоянии судимости в России за 2018 - 2021 гг. // Официальный сайт Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79 (дата обращения: 06.02.2023).
Таблица 1
Количество лиц, осужденных за совершение отдельных видов неосторожных преступлений, в РФ за 2018 - 2021 гг.
год |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
Количество лиц, осужденных по ч. 2 ст. 109 УК РФ |
151 |
143 |
114 |
122 |
темп прироста, % |
- |
-5,3 |
-20,3 |
+7,0 |
доля в числе осужденных неосторожных преступников, % |
1,2 |
1,2 |
1,1 |
1,1 |
Количество лиц, осужденных по ч. 2 ст. 118 УК РФ |
62 |
48 |
30 |
31 |
темп прироста, % |
- |
-22,6 |
-37,5 |
+3,3 |
доля в числе осужденных неосторожных преступников, % |
0,5 |
0,4 |
0,3 |
0,3 |
Представленные данные позволяют выявить общую тенденцию в области неосторожной преступности при выполнении профессиональных функций, но не учитывают ее специфику применительно к сфере образования. Поэтому данные официальной статистики не могут в полной мере отражать личностную характеристику неосторожных делинквентов в этой сфере. Данный аспект может быть раскрыт с учетом обобщения правоприменительной практики.
Анализ судебных актов показывает, что в большинстве случаев неосторожные делинквенты-педагоги являются женщинами (более 50%). Средний возраст составляет 30 - 49 лет, однако встречаются иные возрастные категории <14>.
--------------------------------
<14> Например, 58-летний бывший учитель, по вине которого в Тотемском районе школьник получил на уроке труда тяжелую травму, предстал перед судом. URL: https://vop.ru/news/2017/12/19/uchitel-truda-po-vine-kotorogo-poluchil-travmu-shkolnik-predstal-pered-sudom?ysclid=le3mp4ytn311042866 (дата обращения: 15.03.2023).
Криминологи отмечают, что педагог, совершивший неосторожное профессиональное преступление, занимает одновременно множество социальных позиций <15>. В семье этот человек выступает, как правило, в качестве родителя, в образовательной организации - действующего работника, который характеризуется в коллективе положительно, имеет определенный педагогический стаж и т.п. Чаще всего за неосторожные преступления осуждают воспитателей детских садов <16>, учителей общеобразовательных школ <17>, воспитателей детских домов, работников дополнительного образования (например, инструкторов-тренеров по плаванию, воспитателей детских оздоровительных лагерей) и др.
--------------------------------
<15> Криминология: учебник / под ред. А.И. Долговой. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2005; Н. Новгород: ГИПП Нижполиграф. С. 340 - 342.
<16> В Котласе воспитатель детского сада предстанет перед судом по обвинению в причинении тяжкого вреда здоровью малолетнему воспитаннику. URL: https://arh.sledcom.ru/news/item/1764433/ (дата обращения: 06.03.2023).
<17> Приговор Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 декабря 2021 г. N 1-1427/2021. URL: http://surggor.hmao.sudrf.ru/modules.php?name=press_dep&op=1&did=1217 (дата обращения: 06.03.2023).
Изучение судебной практики свидетельствует, что педагогические работники с нравственной точки зрения, как правило, характеризуются положительно. Несмотря на наличие у некоторых педагогов-делинквентов вредных привычек (например, зависимости от курения), в целом педагоги, ставшие неосторожными преступниками, отличаются нравственной устойчивостью, обладают определенным уровнем терпимости к окружающим и, как правило, уважительно относятся к нормам морали, нравственности и закона. Совершение педагогами неосторожных преступлений в состоянии алкогольного опьянения не встретилось при обобщении правоприменительной практики. Свободное от работы время осужденные, как правило, посвящают своей семье, своим культурно-досуговым и семейно-бытовым интересам (в отличие, например, от обучающихся, которые, согласно исследованиям, свое свободное время предпочитают проводить в компании друзей при совместном употреблении алкоголя, курении, бесцельном нахождении в подъездах и на улице) <18>.
--------------------------------
<18> Сидорова Е.З. Обеспечение криминологической безопасности в организациях общего и среднего профессионального образования: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. М.: Рос. акад. адвокатуры и нотариата, 2018. С. 91.
Работники образования, как и все другие люди, могут ошибиться в своих расчетах и принять неверное решение в той или иной ситуации. Самонадеянно рассчитывая на свои силы, преступник тем самым способствует наступлению негативных общественно опасных последствий в виде смерти, тяжкого вреда здоровью и др. При этом в научной литературе справедливо отмечается, что типичным для неосторожных преступлений является контраст между личностью преступника и тяжестью наступивших последствий <19>.
--------------------------------
<19> Воронин Ю.А. Неосторожная преступность: современные тенденции и проблемы предупреждения // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2019. Т. 19. N 1. С. 10.
С учетом основных характеристик личности неосторожных делинквентов-педагогов могут быть сформулированы особенности предупреждения исследуемых видов преступлений.
Представляется, что к объективным мерам профилактики неосторожной преступности педагогов можно отнести следующее:
1) улучшение уровня жизни как всего населения в целом, так и педагогических работников в частности. Повышение заработной платы, максимальное обеспечение социальных гарантий, иная существенная финансовая и материальная помощь работникам образования может способствовать тому, что заниматься педагогической работой будут более ответственные и благонадежные кандидаты. Для такой деятельности основной фактор - призвание. Но достойная материальная составляющая данной профессии является немаловажным аспектом формирования добросовестного поведения субъекта;
2) техническое улучшение рабочих мест педагогических работников, мест их отдыха, оснащение и обновление материальной базы образовательных организаций и т.п. Безопасные условия труда - это составляющая превентивной деятельности, поскольку от них напрямую зависит реализация безопасной образовательной среды в образовательной организации.
Субъективные меры предупреждения такой преступности должны строиться с учетом психических процессов личности и учитывать особенности изменения функций внимания, зрения, слуха, памяти и т.д. К числу таких мер можно отнести:
1) соблюдение установленных нормативов и требований по охране труда. Зачастую неосторожная преступность становится следствием усталости, невнимательности и т.п. В этой связи следует помнить о существующих нормативах трудовой деятельности и закрепленных в них ограничительных мерах, например лимитировании численности воспитанников в группах детских садов. Они не случайны. Если количество детей превышено, то педагог в силу физиологических особенностей просто не способен уделить им всем должное внимание. Иными словами, отдых необходим представителю любой профессии, в том числе педагогу, поскольку от его внимательности и бдительности зачастую зависят здоровье и жизнь воспитанников или обучающихся;
2) поднятие уровня правового просвещения педагогических работников, которые должны не только быть осведомлены о своих правах, обязанностях и ответственности в профессиональной сфере, но и стремиться к их соблюдению. Речь идет о том, что педагоги по собственному желанию должны верить в справедливость и верховенство закона, а также в то, что установленные законодателем положения, в том числе нормативы и требования в сфере безопасности и охраны труда, следует соблюдать неукоснительно и на постоянной основе.
В заключение следует констатировать, что в настоящее время в правоприменительной практике достаточно случаев совершения педагогическими работниками неосторожных преступлений. Тенденцию к снижению показателей данного вида преступности, несомненно, нужно признать положительной. Однако дальнейшая превентивная деятельность соответствующих субъектов профилактики должна продолжаться, поскольку за каждым неосторожным преступлением следуют различного рода негативные последствия, которые, как правило, невозможно устранить в дальнейшем. Если не удалось предотвратить такие последствия, то правоприменителям важно объективно разобраться в сложившейся ситуации и привлечь виновных лиц к уголовной ответственности. При этом важно учитывать особенности квалификации неосторожных преступлений, совершенных педагогическими работниками.
Литература
1. Багаутдинов Ш.Ф. Педагог или психолог? / Ш.Ф. Багаутдинов // Российский следователь. 2022. N 10. С. 12 - 16.
2. Бастрыкин А.И. Следственный комитет Российской Федерации на страже детства / А.И. Бастрыкин // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. 2019. N 1 (23). С. 9 - 14.
3. Воронин Ю.А. Неосторожная преступность: современные тенденции и проблемы предупреждения / Ю.А. Воронин // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2019. Т. 19. N 1. С. 10 - 20.
4. Долгова С.И. Тактика предупреждения, выявления и устранения признаков агрессивного поведения сотрудниками полиции среди обучающихся образовательных организаций, в том числе насилия со стороны сверстников / С.И. Долгова // Вопросы ювенальной юстиции. 2022. N 3. С. 16 - 20.
5. Криминология: учебник / под редакцией А.И. Долговой. 3-е изд., перераб. и доп. Москва: Норма; Н. Новгород: ГИПП Нижполиграф, 2005. 899 с.
6. Расследование преступлений, связанных с причинением по неосторожности вреда жизни и здоровью несовершеннолетних: учебное пособие / В.Н. Карагодин, Е.Г. Быкова, Н.Б. Вахмянина, С.А. Яшков; под общей редакцией В.Н. Карагодина. Москва: Юрайт, 2019. 280 с.
7. Сидорова Е.З. Обеспечение криминологической безопасности в организациях общего и среднего профессионального образования: диссертация ... кандидата юридических наук / Е.З. Сидорова. Москва, 2018. 226 с.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.