Свяжитесь с нами:
ICQ: 197839245
e-mail: justicemaker@yandex.ru
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТРУКТУРЫ ОБЪЕКТА МОШЕННИЧЕСТВА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ПЛАТЕЖА ПО УГОЛОВНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
В.А. ЛЮТОВ
Объект преступления является одним из элементов состава преступления и определяет пределы негативного воздействия общественно опасного посягательства на отношения, признанные предметом уголовно-правовой охраны. Объект преступления нельзя назвать чисто теоретическим понятием, поскольку сложившаяся в России и Китае правовая традиция использует его при конструировании уголовного закона. В этой связи исследование структуры объекта мошенничества с использованием электронных средств платежа имеет определенную актуальность, поскольку по его результатам могут быть получены новые знания о природе общественных отношений, подвергающихся противоправному изменению.
В правовой доктрине России и Китая общепринятыми являются "вертикальная" и "горизонтальная" классификации объекта преступления <1>. Как известно, первая из них включает определение общего, родового, видового и непосредственного объектов, а вторая - основного, дополнительного и факультативного. Руководствуясь разработанными классификациями, исследуем особенности объекта мошенничества с использованием электронных средств платежа. В этих целях проведем сопоставительный анализ законодательства России и Китая <2>.
--------------------------------
<1> Уголовное право: В 2 т. Т. 1: Общая часть / Отв. ред. А.В. Наумов, А.Г. Кибальник. М.: Юрайт, 2018. С. 77 - 79.
<2> Enze, Liu. A Historical Review of the Control of Corruption on Economic Crime in China // Journal of Financial Crime. 2016. Vol. 23. N 1. P. 4 - 21.
В российском законодательстве и отечественной правовой доктрине общий объект преступления определяется с учетом перечня задач уголовного закона, перечисленных в ст. 2 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ), поскольку они отражают всю структуру общественных отношений, принятых под уголовно-правовую охрану. Поскольку общественные отношения "всегда нужно рассматривать как результат определенной социальной деятельности" <3>, роль экономической составляющей в структуре общего объекта мошенничества с использованием электронных средств платежа представляется значительной. Необходимо отметить и то, что в ст. 2 УК КНР общий объект отражен родственным образом. Более того, в ее положениях сделан значительно больший акцент на защите уголовно-правовыми средствами экономических отношений.
--------------------------------
<3> Мазур С.Ф. Объект и виды преступлений в сфере экономической деятельности // Уголовное право. 2003. N 2. С. 49 - 52.
Родовой объект преступления определяется во взаимосвязи с расположением уголовно-правовой нормы в соответствующем разделе Особенной части уголовного закона <4>. В Уголовном кодексе РФ норма, устанавливающая уголовную ответственность за мошенничество с использованием электронных средств платежа, размещена в разделе "Преступления в сфере экономики". Для сравнения, УК КНР в качестве разделов выделяет Общую и Особенную части, но внутри последней разграничивает главы и параграфы. Глава 3 Особенной части УК КНР носит название "Преступления, связанные с нарушением экономического порядка социалистического рынка". Эти формулировки представляются тождественными.
--------------------------------
<4> Попов А.Н., Аистова Л.С. Объект преступления. СПб.: СПб ЮИ (ф) Академии Генеральной прокуратуры РФ, 2014. С. 11.
При определении родового объекта преступлений в сфере экономики в отечественной правовой доктрине сформировались следующие позиции. Во-первых, в качестве такового признается система общественных отношений, складывающихся в сфере экономической деятельности в обществе, ориентированном на развитие рыночной экономики <5>. Во-вторых, в этом качестве рассматриваются интересы государства и отдельных субъектов экономических отношений <6>. Приведенные точки зрения объединяет отражение принципов функционирования рыночной экономики, основанной на свободной конкуренции, подверженной государственному регулированию и контролю в той части, которая связана с риском причинения вреда добросовестным участникам экономических отношений. Исходя из них родовым объектом мошенничества с использованием электронных средств платежа являются общественные отношения, возникающие при заключении сделок и иной деятельности юридических и физических лиц, связанной с возмездным отчуждением материальных благ.
--------------------------------
<5> Волженкин Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности. СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. С. 53.
<6> Лопашенко Н.А., Третьяк М.И., Наумов А.В. Преступления в сфере экономики. М.: Проспект, 2018. С. 11.
При определении родового объекта преступлений, связанных с нарушением экономического порядка социалистического рынка, в китайской правовой доктрине сложился единообразный подход. В соответствии с ним таковым признается совокупность имущественных отношений, возникающих в результате экономической активности граждан и организаций, направленной на производство и потребление материальных благ <7>. Таким образом, можно заключить, что родовым объектом мошенничества с использованием электронных средств платежа выступает нормальный порядок экономических отношений, связанных с заключением возмездных сделок в коммерческих и потребительских целях.
--------------------------------
<7> Feng Ye. China: The Crime of Embezzlement and Bribery - Weapons against Money Launderers // Journal of Money Laundering Control. 1997. Vol. 1. N 2. P. 171 - 177.
Применительно к определению видового объекта в российской правовой доктрине выявлена связь с главами УК РФ, в которых защищаются тождественные по видовой структуре общественные отношения <8>. Тогда как китайские правоведы в этих целях учитывают соответствующие параграфы Особенной части УК КНР <9>. Соответственно, видовым объектом мошенничества с использованием электронных средств платежа по УК РФ выступают отношения собственности, а по УК КНР - установленный порядок осуществления финансовых операций (§ 5 гл. 4 Особенной части УК КНР носит название "Преступления, связанные с мошенничеством при осуществлении валютных операций", но его нормы направлены в целом на охрану финансовых операций вообще: в сфере страхования, кредитования, расчетов).
--------------------------------
<8> Филаненко А.Ю. Хищение чужого имущества: уголовно-правовой и криминологический аспекты: Дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.08. М., 2010. С. 11.
<9> Bush N., Fang J. Financial Crime in China: Overview // Practical Law. URL: https://uk.practicallaw.thomsonreuters.com/w-0093846?transitionType=Default&contextData=(sc.Default)&firstPage=true&comp=pluk&bhcp=1#kh_relatedContentOffset (дата обращения: 08.04.2019).
Поскольку видовой объект является производным от родового, между ними существует структурная взаимосвязь. В уголовно-правовой доктрине отношения собственности в этой связи охарактеризованы как самостоятельный сегмент экономики и как правовая ценность <10>. С учетом специфики экономики КНР финансовые операции можно признать ее компонентом, находящимся под наиболее строгим контролем со стороны государства. "Социалистический рынок" представляет собой особую модель рыночной экономики, не подразумевающую широкого спектра экономических свобод. В этой связи повышенное внимание законодателя к охране уголовно-правовыми средствами финансовой сферы представляется логичным.
--------------------------------
<10> Гаухман Л.Д., Максимов С.В. Ответственность за преступления против собственности. М.: Центр ЮрИнфоР, 2002. С. 18.
Непосредственным объектом преступления признается конкретное общественное отношение, претерпевающее ущерб в результате совершения преступления <11>. Исходя из особенностей структуры уголовно-правового запрета, можно заключить, что основным непосредственным объектом мошенничества, совершенного с использованием электронных средств платежа, в уголовном законодательстве России и Китая является установленный порядок оборота электронных средств платежа, включающий выпуск их в обращение, правила конвертации из безналичной в наличную форму, перечень операций, совершаемых с их применением.
--------------------------------
<11> Хилюта В.В. Онтология экономической преступности: от определения к выявлению сущностных признаков // Lex russica. 2013. N 5. С. 528 - 541.
Необходимо также рассмотреть общественные отношения, образующие дополнительный и факультативный объекты данного преступления. Дополнительный объект представляет собой общественное отношение, которому причиняется или может быть причинен ущерб, но посягательство на которое не было основной целью виновного <12>. Поскольку мошенничество, совершенное с использованием электронных средств платежа, - это преступление корыстной направленности, при совершении которого цель виновного состоит в незаконном обогащении, его дополнительный объект может быть определен с учетом избранного способа обогащения. При совершении рассматриваемого преступления нарушается установленный порядок применения электронных средств платежа при осуществлении расчетов с участием граждан и юридических лиц (в частности, правила верификации принадлежности электронных средств платежа конкретному субъекту, правила зачисления их на индивидуальный счет или электронный кошелек, нормальная деятельность кредитных и иных организаций, сопряженная с использованием электронных средств платежа).
--------------------------------
<12> Попов А.Н., Аистова Л.С. Указ. соч. С. 15.
В свою очередь, факультативный объект - это те общественные отношения, которым может быть причинен вред в результате совершения преступления <13>. В отличие от основного и дополнительного объектов, таким образом, факультативный может и не претерпевать негативных изменений. В составе мошенничества, совершенного с использованием электронных средств платежа, факультативным объектом можно признать, например, права и законные интересы организаций, связанные с оформлением договорных гражданско-правовых отношений. Как известно, не любая сделка предполагает заключение письменного или иного договора; не все расчетные операции сопровождаются выдачей чека или иного документа, удостоверяющего факт производства платежа. В частности, в современный период в Российской Федерации установлено правило, в соответствии с которым безналичные расчеты с участием граждан (например, оплата покупок) на сумму до 1 тыс. руб. не требуют верификации банковской карты (введения ПИН-кода). Кроме того, данный вид мошеннических действий не подразумевает контактного взаимодействия виновного и потерпевшего, и доступ к имуществу последнего осуществляется без его ведома.
--------------------------------
<13> Верина Г.В. Об истоках современных концепций объекта преступления // Актуальные вопросы борьбы с преступлениями. 2016. N 1. С. 4 - 7.
Для сравнения, поскольку в УК КНР ответственность за специальные виды мошенничества закреплена в иной главе кодекса, чем за общий, можно заключить, что по законодательству данного государства дополнительным объектом мошенничества, совершенного с использованием электронных средств платежа, выступают имущественные отношения, а факультативным - правовой механизм приобретения права на заключение сделок. Об этом можно заключить, исходя из следующего.
В целях противодействия правонарушениям, совершаемым с использованием электронных средств платежа, в КНР был принят Закон "Об электронной коммерции" <14>, вступивший в силу с 1 января 2019 г. Право заключать сделки с использованием электронных средств платежа возникает после обязательной регистрации предпринимательской деятельности. Это правило распространяется и на субъектов, занимающихся продажей товаров и услуг в социальных сетях. Микробизнес должен быть зарегистрирован на территории КНР, а его владелец - встать на учет в качестве налогоплательщика. Площадки для электронной коммерции обязаны следить за тем, чтобы такие лица размещали в открытом доступе информацию о себе, а при необходимости - сведения о получении лицензии. Для граждан КНР порядок доступа к заключению сделок на электронных площадках упрощен: они могут получить специальное разрешение на занятие предпринимательской деятельностью с использованием сети Интернет, зарегистрировав индивидуальное предприятие (в этом случае не требуется аренда офиса, но запрещается ведение деятельности офлайн). При этом регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя не обязаны лица, которые занимаются продажей товаров собственного изготовления или нерегулярно оказывают платные услуги небольшой стоимости, не требующие лицензирования. Иностранные граждане получают право заключать сделки на электронных площадках после создания компании с ограниченной ответственностью, что сопряжено с арендой офиса, бухгалтерским сопровождением бизнеса. В соответствии с Законом "Об электронной коммерции" обеспечивается и защита прав потребителей: предприниматели обязаны направлять каждому клиенту электронные счета (инвойсы), служащие подтверждением оплаты товаров и услуг, а владельцы электронных площадок - следить за соблюдением прав потребителей. Крупнейшие электронные площадки Китая (Taobao, JD) работают по таким правилам уже более пяти лет, но эти правила утверждались не законом, а ведомственным нормативным правовым актом - приказом Министерства коммерции КНР. По сути, владельцы электронных площадок могут быть уподоблены саморегулируемым организациям, практика учреждения которых сложилась в различных областях российской бизнес-среды (строительство, оценочная деятельность и др.).
--------------------------------
<14> Закон КНР "Об электронной коммерции": новые правила бизнеса в Интернете // Законодательство КНР. URL: https://cnlegal.ru/china_economic_law/china_ecommerce.
Для сравнения, в России в порядке эксперимента внедряется регистрация "самозанятых" - лиц, занимающихся возмездным оказанием услуг без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей. В этих целях принят специальный закон <15>, а также производится экспериментальное взимание налога на доходы таких лиц в четырех регионах. Плательщики этого налога осуществляют предпринимательскую деятельность без регистрации, не имеют работодателя и не привлекают наемных работников. В том числе они могут вести клиентскую базу или рекламировать реализуемые товары, работы, услуги с использованием сети Интернет, осуществлять расчетные операции с использованием электронных средств платежа. Однако, в отличие от приведенных выше положений закона КНР, имеющих профилактическое значение, в России такой нормативный правовой акт принят главным образом для повышения налоговой дисциплины и обеспечения исполнения такими гражданами обязанности уплачивать налоги и сборы с полученных доходов.
--------------------------------
<15> О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также Республике Татарстан (Татарстан): Федеральный закон от 27 ноября 2018 г. (принят Гос. Думой 15.11.2018) // Российская газета. 2018. 30 ноября.
Таким образом, структура общественных отношений, образующих объект мошенничества, совершенного с использованием электронных средств платежа, по законодательству Российской Федерации и Китая имеет признаки тождества, а существующие различия обусловлены различной степенью государственного регулирования в экономике.
Литература
1. Верина Г.В. Об истоках современных концепций объекта преступления / Г.В. Верина // Актуальные вопросы борьбы с преступлениями. 2016. N 1. С. 4 - 7.
2. Волженкин Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности / Б.В. Волженкин. Санкт-Петербург: Юридический центр Пресс, 2002. 763 с.
3. Гаухман Л.Д. Ответственность за преступления против собственности / Л.Д. Гаухман, С.В. Максимов. Москва: Центр ЮрИнфоР, 2002. 310 с.
4. Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономики / Н.А. Лопашенко, М.И. Третьяк, А.В. Наумов. Москва: Проспект, 2018. 123 с.
5. Мазур С.Ф. Объект и виды преступлений в сфере экономической деятельности / С.Ф. Мазур // Уголовное право. 2003. N 2. С. 49 - 52.
6. Уголовное право: В 2 томах. Т. 1: Общая часть / Ответственный редактор А.В. Наумов, А.Г. Кибальник. Москва: Юрайт, 2018. 410 с.
7. Филаненко А.Ю. Хищение чужого имущества: уголовно-правовой и криминологический аспекты: Диссертация ... доктора юридических наук / А.Ю. Филаненко. Москва, 2010. 451 с.
8. Хилюта В.В. Онтология экономической преступности: от определения к выявлению сущностных признаков / В.В. Хилюта // Lex russica. 2013. N 5. С. 528 - 541.
9. Bush, N. Financial Crime in China: Overview / N. Bush, J. Fang // Practical Law. URL: https://uk.practicallaw.thomsonreuters.com/w-009-3846?transitionType=Default&contextData=%28sc.Default%29 (дата обращения: 08.04.2019).
10. Enze L. A Historical Review of the Control of Corruption on Economic Crime in China / L. Enze // Journal of Financial Crime. 2016. Vol. 23. Iss. 1. P. 4 - 21.
11. Feng Y. China: The Crime of Embezzlement and Bribery - Weapons against Money Launderers / Ye Feng // Journal of Money Laundering Control. 1997. Vol. 1. Iss. 2. P. 171 - 177.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных