Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОМ ФУНКЦИОНИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПОД/ФТ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А.В. ПОПОВА, А.Ю. ВОЛКОВ
Сегодня почти все государства мира, за исключением Корейской Народно-Демократической Республики (КНДР) и Исламской Республики Иран (Иран), а также частично Республики Союз Мьянма (Мьянмы) <1>, признали отмывание денежных средств опасностью для национальной безопасности страны. Конечной целью любого преступления в сфере экономики является получение материальной выгоды, которая, как известно, заключается в получении денежных средств или иного имущества, имеющего денежный эквивалент, с целью их использования в дальнейшем для удовлетворения своих потребностей или реализации своих бизнес-интересов.
--------------------------------
<1> ФАТФ актуализировала списки стран, имеющих стратегические недостатки в национальных "антиотмывочных" системах. URL: https://minfin.gov.by/upload/add/prev_inc_leg/actual_info/fatf.pdf (дата обращения: 03.04.2023).
Проблемы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) являются актуальными в контексте борьбы с преступностью <2>, при этом структура преступных операций для отмывания денежных средств постоянно усложняется <3>. Криминальные элементы используют любые лазейки в национальных и международных финансовых системах для встраивания преступных доходов в легальные финансовые операции для отмывания. Главным отличием преступлений в сфере отмывания преступных доходов от других преступлений в сфере экономики является то, что они носят вспомогательный характер. Таким образом, данные преступления являются фундаментом, обеспечивающим поддержку всей преступной деятельности.
--------------------------------
<2> Хабриева Т.Я. Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в условиях цифровизации экономики: стратегические задачи и правовые решения // Всероссийский криминологический журнал. 2018. Т. 12. N 4. С. 461. DOI: 10.17150/2500-4255.2018.12(4).459-467.
<3> Риски ОД/ФТ, связанные с COVID-19. URL: https://amlclub.ru/baza-znaniy/riski-od-ft-svjazannye-s-covid-19/ (дата обращения: 03.04.2023).
В связи с тем что легализация доходов, добытых преступным путем, обеспечивает дальнейшее функционирование всей преступной деятельности, она является наиболее уязвимым звеном в преступном производстве, и эффективная борьба с ней позволяет добиться успехов в борьбе с организационной преступностью в целом. Сегодня легализация преступных доходов является, по сути, международным преступлением <4>, в связи с чем ей уделено особое, пристальное внимание в международных конвенциях, принимаемых с 1980-х гг., например в Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20 декабря 1988 г. <5>, Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности <6>.
--------------------------------
<4> Понятие и сущность легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем. URL: https://omsk.sledcom.ru/folder/876919/item/1335367 (дата обращения: 03.04.2023).
<5> Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20 декабря 1988 г. // Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. 1994. N XLVII. 133 с.
<6> Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (г. Страсбург, 8 ноября 1990 г.) // СЗ РФ. 2003. N 3. Ст. 203.
Если даже преступление было совершено в пределах только одного государства и касалось экономических отношений в его территориальных границах, оно затрагивает и другие государства, так как может причинить им ущерб. Это связано с тем, что из-за развития информационных технологий государства стали более взаимосвязанными между собой. Кроме того, транснациональные корпорации еще сильнее связали страны между собой экономическими и даже социокультурными связями. Например, одним из примеров международного характера легализации преступных доходов является подкуп должностного лица одной из стран денежными средствами, которые получены преступным путей в другой стране и отмыты на территории третьей страны.
Международное законодательство в сфере противодействия отмыванию средств, добытых преступным путем, начало складываться на волне борьбы против наркоторговли и полученных с ее помощью капиталов. Однако позднее Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (1990) установила, что легализация преступных доходов как явление не ограничивается только доходами от наркотиков. Это явление гораздо шире и распространяется на весь спектр незаконных, преступных действий. Почти сразу ведущие страны мира признали наднациональный характер отмывания средств, добытых преступным путем. Эффективность международной системы ПОД/ФТ <7> зависит от надежности национальных систем ПОД/ФТ всех стран, участвующих в формировании данной международной системы. Ведь именно в борьбе с отмыванием преступных доходов выявился, как подчеркивалось раньше, транснациональный характер этого преступного явления. Более того, в борьбе с ним выявилось, что безопасность одного государства в сфере ПОД/ФТ зависит от надежности систем ПОД/ФТ в другом государстве <8>.
--------------------------------
<7> Применение рекомендаций ФАТФ в борьбе с коррупцией. URL: https://eurasiangroup.org/files/uploads/files/FATF_documents/Best_practicies/Luchshie_praktiki_ispolzovaniya_Rekomendatcij_v_borbe_s_korruptciej_2013.pdf (дата обращения: 04.04.2023).
<8> См. подробнее: Садомовская М.Е. Эволюция правовых основ Европейского союза в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: современные тенденции и перспективы // Актуальные проблемы российского права. 2020. Т. 15. N 2. С. 166 - 174. DOI: 10.17803/1994-1471.2020.111.2.166-174.
Вместе с тем при функционировании российской системы ПОД/ФТ наблюдается ряд проблем. Одна из таких проблем нам видится в том, что в сфере законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ отсутствуют четкие критерии и сроки включения информации о физических лицах и организациях в перечни организаций и физических лиц, связанных с террористической деятельностью и экстремизмом. Сегодня указанный перечень ведет Федеральная служба по финансовому мониторингу (далее - Росфинмониторинг), вместе с тем он не является мгновенно пополняемым, так как указанные сведения заносятся в него с задержкой по времени <9>. Все это снижает эффективность процедуры идентификации клиентов при мониторинге операций со стороны банков. Ведь банк не может получить своевременную и качественную информацию о лице, которое подлежит идентификации в банке согласно Федеральному закону от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" <10> (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ), например в связи с принятием такого клиента на обслуживание в данном банке.
--------------------------------
<9> Федеральная служба по финансовому мониторингу. URL: https://www.fedsfm.ru/special/documents/government/1714 (дата обращения: 10.05.2023).
<10> Федеральный закон от 7 августа 2001 г. (ред. 28.04.2023) "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" // СЗ РФ. 2001. N 33. Часть I. Ст. 3418.
Так, иностранные государства и международные организации формируют свои собственные списки лиц и организаций, которые причастны к экстремизму и терроризму. Данная информация не всегда может быть отражена в российском перечне организаций и лиц, причастных к данным преступлениям. Так, согласно подп. 6 п. 2.1 ст. 6 Федерального закона N 115-ФЗ основаниями для включения организаций или физических лиц в указанный перечень, который ведет Росфинмониторинг, могут быть перечни, которые составляют международные организации, ведущие борьбу с терроризмом и признанные Российской Федерацией в данном статусе. Именно признание их Российской Федерацией является основанием для включения информации из указанных перечней в перечень Росфинмониторинга.
Кроме того, согласно подп. 7 п. 2.1 ст. 6 Федерального закона N 115-ФЗ основанием для включения являются также приговоры или решения судов и решения иных компетентных органов иностранных государств в отношении организаций или физических лиц, осуществляющих террористическую деятельность. Вместе с тем, как и в подп. 6 п. 2.1 ст. 6 ФЗ N 115-ФЗ, здесь речь идет именно о том, что данные решения и (или) приговоры должны быть признаны в России либо на основании федерального закона, либо на основании международного договора. Без их признания указанная в них информация не может быть включена в перечень Росфинмониторинга. Таким образом, информация об организациях и физических лицах, которые размещены в зарубежных списках, не всегда находит отражение в российском перечне из-за отсутствия двусторонних отношений между странами и действенного механизма формирования таких баз данных.
Учитывая, что террористическая деятельность имеет международный характер и финансируется из-за рубежа, без борьбы на уровне каждой страны в рамках ПОД/ФТ борьба в рамках одной страны с данным явлением будет не так эффективна. Ведь финансирование террористической деятельности подчиняется "эффекту воздушного шара", определение которого ввел Т. Уэйнрайт, который в своих работах указывал на необходимость проведения международной реформы исполнительной власти и слияния воедино всех уровней полицейской системы для борьбы с деструктивными процессами глобализации, носящими противоправный характер <11>. В нашем случае этот эффект заключается в том, что "стоит сжать его в одном месте, он тут же надуется в другом" <12>.
--------------------------------
<11> Уэйнрайт Т. Narconomics: Преступный синдикат как успешная бизнес-модель / пер. Г.Ю. Михайлов; ред. А. Парфенова. СПб.: Пальмира, 2019. С. 200.
<12> Там же.
Таким образом, даже если законодательство о ПОД/ФТ в одной отдельно взятой стране достаточно жесткое, национальная система ПОД/ФТ работает для противостояния данной угрозе эффективно, то террористические организации или структуры, их финансирующие, перемещаются в другие страны, где законодательство о ПОД/ФТ недостаточно эффективно, а национальная система ПОД/ФТ работает не так эффективно. Таким образом, механизм борьбы с финансированием террористических организаций необходимо развивать на международном уровне. Только международная система противодействия финансированию терроризма позволит минимизировать это явление. Из-за того, что в международной практике до сегодняшнего дня не создано ни одной наднациональной организации, которая бы боролась с финансированием терроризма, при этом имея реальные эффективные полномочия в данной сфере, борьба с данным явлением, на наш взгляд, должна строиться, во-первых, на укреплении каждой национальной системы ПОД/ФТ в данной области, а во-вторых - на совместных усилиях по минимизации деятельности данных структур в любой точке земного шара.
Нам видится целесообразным для реализации данных задач в этой области организациям (в том числе и банкам), осуществляющим операции с денежными средствами и с иным имуществом своих клиентов, проверять сведения об операциях и своих клиентах, основываясь на международном унифицированном перечне организаций и физических лиц, причастных к терроризму и (или) экстремизму. Данный перечень должен быть оперативно пополняемым. Осуществлять ведение данного перечня должны международная организация или орган. Ориентироваться на данный перечень должны все национальные организации, которые осуществляют операции с денежными средствами или иным имуществом при идентификации своих клиентов.
Такой перечень мог бы стать решением многих проблем, связанных с несогласованностью сведений, содержащихся в перечнях лиц, причастных к экстремизму и терроризму, разных стран. Однако на данный период времени создание данного международного унифицированного перечня практически нереализуемо по ряду объективных причин. Одной из самых существенных из них является то, что у многих стран свое видение, какие организация или физическое лицо причастны к экстремизму и терроризму, так как, к сожалению, разные страны по-разному классифицируют признаки деятельности, которую должны вести организации или физические лица для того, чтобы они были причислены к экстремистским или террористическим организациям.
Примером такого подхода является деятельность организации "Хезболла", которая рядом стран признается как террористическая, и, следовательно, она включается в создаваемые такими странами перечни террористических организаций. Другие страны не согласны с классификацией данной организации как террористической или экстремистской, так как считают (по крайней мере ее политическое крыло) ее политической организацией, партией, так как ее представители имеют места в Парламенте Ливана <13>. Таким образом, мы видим, что сложности с формированием и ведением данных перечней, куда включаются сведения о лицах и организациях, причастных к терроризму и экстремизму, приводят к сложностям по применению к этим лицам норм законодательства о ПОД/ФТ.
--------------------------------
<13> Хезболла. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B5%D0%B7%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B0 (дата обращения: 02.04.2022).
Кроме того, учитывая сложившуюся сложную международную обстановку, а также приостановление членства Российской Федерации в Группе разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) в 2023 г., несмотря на членство России в данной организации с 2002 г., создание международного унифицированного перечня организаций и физических лиц, причастных к терроризму и (или) экстремизму, на наш взгляд, невозможно в данный период времени, хотя его создание помогло бы улучшить систему международной борьбы с финансированием терроризма и (или) экстремизма <14>.
--------------------------------
<14> FATF приостановила членство России в организации. URL: https://www.forbes.ru/finansy/485357-fatf-priostanovila-clenstvo-rossii-v-organizacii (дата обращения: 04.05.2023).
Вместе с тем эффективной альтернативой данному перечню до урегулирования внешнеполитического кризиса в мире мог бы стать перечень организаций и физических лиц, причастных к терроризму и (или) экстремизму, созданный на базе Евразийского экономического союза. Основой создания данного перечня мог бы стать План мероприятий по гармонизации законодательства государств - членов Евразийского экономического союза в сфере финансового рынка, утвержденный распоряжением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 27 <15>. Так, в п. 26 Раздела I Плана мероприятий указана в качестве мероприятия в том числе гармонизация требований к осуществлению банками (кредитными организациями) процедур, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
--------------------------------
<15> Распоряжение Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 27 "О плане мероприятий по гармонизации законодательства государств - членов Евразийского экономического союза в сфере финансового рынка". URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 03.05.2023).
Для чего может быть создан унифицированный перечень организаций и физических лиц, причастных к терроризму и (или) экстремизму, который был бы пополняем за счет предоставляемой странами - членами ЕАЭС информации? Информация, содержащаяся в данном перечне, была бы обязательна для государств - членов ЕАЭС. Создание данного перечня даже на уровне государств - членов ЕАЭС внесло бы неоценимый вклад в противодействие финансированию терроризма и (или) экстремизма. Данный перечень должен быть оперативно пополняемым. Осуществлять ведение данного перечня должен наднациональный орган, созданный и создаваемый в рамках ЕАЭС. Ориентироваться на данный перечень должны все национальные организации ЕАЭС, которые осуществляют операции с денежными средствами или иным имуществом при идентификации своих клиентов. Нам видится, что данный перечень мог бы стать решением многих проблем, связанных с несогласованностью сведений, содержащихся в перечнях лиц, причастных к экстремизму и терроризму, разных стран, входящих в ЕАЭС, так как именно от совместных усилий государств по борьбе с финансированием терроризма и (или) экстремизма зависит национальная безопасность каждой страны мира.
Литература
1. Золотарев Е.В. Совершенствование системы противодействия легализации преступных доходов и механизмов контроля в кредитных организациях: диссертация ... кандидата экономических наук / Е.В. Золотарев. Москва, 2014. 193 с.
2. Каратаев М. Контроль операций клиентов: как обеспечить юридически корректную реализацию нового Закона N 208-ФЗ / М. Каратаев // Юридическая работа в кредитной организации. 2020. N 4. С. 6 - 17.
3. Ковалев С.Е. Роль банков в противодействии легализации теневых доходов / С.Е. Ковалев // Финансовый журнал. 2012. N 2. С. 142 - 150.
4. Садомовская М.Е. Эволюция правовых основ Европейского Союза в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: современные тенденции и перспективы / М.Е. Садомовская // Актуальные проблемы российского права. 2020. Т. 15. N 2. С. 166 - 174. DOI: 10.17803/1994-1471.2020.111.2.166-174.
5. Уэйнрайт Т. Narconomics: Преступный синдикат как успешная бизнес-модель / Т. Уэйнрайт; перевод Г.Ю. Михайлов; редактор А. Парфенова. Санкт-Петербург: Пальмира, 2019. 271 с.
6. Хабриева Т.Я. Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в условиях цифровизации экономики: стратегические задачи и правовые решения / Т.Я. Хабриева // Всероссийский криминологический журнал. 2018. Т. 12. N 4. С. 459 - 467. DOI: 10.17150/2500-4255.2018.12(4).459-467.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.