Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ
О.В. ЖУРКИНА, Е.О. ФИЛИППОВА
Несмотря на регулярное совершенствование антикоррупционного законодательства, правоприменительная практика меняется медленно. Так, в 2021 г. количество зарегистрированных коррупционных преступлений увеличилось всего лишь на 1,6% - до 30,9 тыс. (прирост произошел в 45 субъектах РФ, их удельный вес - 1,5%, а уровень - 21 преступление на 100 тыс. населения), за совершение которых к ответственности привлекли 15,7 тыс. человек. При этом почти на 11% стало больше фактов взяточничества (до 13,8 тыс.), и то за счет мелких - 5,4 тыс.
Особое место в рамках осуществления уголовной антикоррупционной политики отведено противодействию указанному социально-негативному явлению в органах государственной власти и органах местного самоуправления в связи с многогранностью решаемых ими вопросов государственного и местного значения.
Важным признаком коррупционной преступности в органах местного самоуправления является ее высокая латентность, что обусловлено возможностью муниципальных служащих в связи с наличием у них определенных полномочий скрыть совершение преступного посягательства <1>.
--------------------------------
<1> Егоров И. Взятка в особом размере // Российская газета. 2020. 30 марта.
Коррупция на местах является причиной многочисленных и регулярных нарушений прав и свобод граждан - жителей муниципальных образований, интересов хозяйствующих субъектов, осуществляющих экономическую деятельность на территории муниципального образования, а также служит криминогенной основой для распространения коррупции в иных органах государственной власти различного уровня.
Бесспорно, что коррупция в органах местного самоуправления свидетельствует не только о наличии разнообразных проблем в реализации антикоррупционной политики, но и о недостаточности выработанных мер по борьбе с таким негативным социальным явлением. Это, в свою очередь, порождает рост недоверия граждан к представителям муниципального управления.
Уголовно-правовые средства имеют важное значение в борьбе с коррупцией, ибо выявление, раскрытие и расследование коррупционных преступлений может быть основано в первую очередь на нормах материального права, которые определяют, с одной стороны, пределы уголовно-правового воздействия, с другой стороны, возможности принятия конкретных мер процессуального характера с учетом категории совершенного посягательства, и с третьей - размер соответствующего наказания, а также применения иных мер уголовно-правового характера. Кроме того, в плоскости уголовного права лежит и минимизация последствий коррупционных правонарушений и преступлений.
Создавая надежный и эффективный механизм уголовно-правового регулирования, включающий ко всему прочему возможность применения к виновным лицам мер компенсационного и восстановительного характера, можно максимально минимизировать последствия коррупционных действий.
Возвращаясь к вопросу предупреждения коррупции мерами уголовно-правового воздействия, уместно сказать о существующей проблеме, прежде всего понятийного характера. В УК РФ отсутствует понятие коррупционных преступлений, о которых упомянуто в п. 1 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (ред. от 01.04.2022) <2> (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ). Используемый же на практике подход к определению того, является ли совершенное деяние коррупционным, основан на положениях так называемого Перечня N 23, которым определены преступления коррупционной направленности. Преступления, указанные в этом Перечне, заметно отличаются от закрепленных в ст. 1 Федерального закона N 273-ФЗ проявлений коррупции.
--------------------------------
<2> Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (ред. от 01.04.2022) // СЗ РФ. 2008. N 52. Ст. 6228.
Устранить указанную проблему можно путем закрепления в уголовном законе понятия коррупционного преступления по типу определения воинских преступлений (ст. 331 УК РФ).
Как мы уже отмечали ранее, в современных условиях преступления коррупционной направленности стали одной из самых острых проблем, подрывающих авторитет власти, разрушающих государственность, ослабляющих экономику. Эти проявления обусловлены как недостаточной эффективностью государственного управления и несовершенством гражданских институтов, так и особенностями менталитета граждан.
Имея тенденцию к росту и ярко выраженную корыстную направленность, коррупционные проявления в бюджетной сфере наносят существенный вред и оказывают крайне негативное воздействие авторитету государственной власти. Тем более это негативное психологическое воздействие усиливается при очередном появлении информации о задержании самих представителей государственной власти.
Важно отметить, что средняя сумма по фактам получения взяток (ст. 290 УК РФ) возросла почти в 1,5 раза при ее максимальном размере в сумме 2,6 млн рублей, по фактам посредничества во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ) <3> этот показатель вырос в 18 раз. При этом материальный ущерб по оконченным расследованием уголовным делам коррупционной направленности составил 1,2 млрд рублей. Как показывает анализ судебно-следственной практики, структура преступности в бюджетной сфере включает в себя три основные категории:
1. Преступления, совершаемые должностными лицами органов власти и управления, в том числе злоупотребление и превышение должностных полномочий, взяточничество, халатность и служебный подлог.
2. Преступления, совершаемые по предварительному сговору должностных лиц с руководителями коммерческих организаций, направленные на хищение бюджетных средств с обоюдной выгодой.
Отдельную проблему представляют собой коррупционные правонарушения и преступления при закупке товаров и услуг для государственных нужд.
К сожалению, нередки случаи, когда условия размещаемого контракта изменяются под конкретного исполнителя, наполняются дополнительными и уточняющими требованиями, способствуя победе в конкурсе аффилированному предприятию. Также с целью увеличения получаемой личной выгоды заключаются контракты по необоснованно завышенным ценам.
Как правило, результатом данных действий является процветание системы "откатов", получения денежных вознаграждений в виде процентов от стоимости государственного контракта.
Следует также отметить, что по-прежнему типичным способом совершения преступлений коррупционной направленности является необоснованное получение целевых денежных средств областного и муниципального бюджета за якобы выполненные работы. В то же время зачастую данные работы фактически либо вовсе не выполняются, либо выполняются не в полном объеме.
3. Мошеннические действия руководства коммерческих структур, направленные на хищение бюджетных средств путем обмана и злоупотребления доверием. В данном направлении особую тревогу вызывают циничные способы хищения денег, предназначенных на строительство детских садов, жилья для детей-сирот, граждан, проживающих в ветхом жилье.
--------------------------------
<3> Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (по сост. на 29 декабря 2022 г.) // Российская газета. 2021. 9 апреля.
Хотелось бы отметить, что эффективная борьба с коррупцией, в том числе и в бюджетной сфере, возможна лишь при наличии комплексной системы действий всех правоохранительных, следственных, судебных, иных органов и организаций. И работа в этом направлении ведется. В частности, совершенствуется работа по организации взаимодействия различных подразделений правоохранительных органов на всех этапах расследования коррупционных преступлений.
Так, во исполнение указов Президента РФ, требований приказов МВД России, а также с целью повышения эффективности борьбы с коррупцией на постоянной основе проводятся рабочие встречи руководителей Следственного управления СК России, МВД России, УФСБ, Прокуратуры и Правительства регионов.
Однако рассчитывать на успех в борьбе с этим явлением можно лишь тогда, когда произойдет коренной перелом в общественном сознании, будет выработана нетерпимость к любым коррупционным проявлениям.
Законодатель вынужден реагировать на новые угрозы посредством криминализации тех или иных видов и способов коррупционных действий. Как следствие, число составов, входящих в главу 30 УК РФ за время действия Кодекса, увеличилось с 9 до 17, семь из которых относятся к различным видам должностных злоупотреблений.
Однако установленные уголовным законом запреты оказались в целом нивелированы правоприменительной практикой ввиду наличия в уголовно-правовых нормах целого ряда недостатков и системных противоречий.
Важным и довольно эффективным средством уголовно-правового характера в противодействии преступлений коррупционной направленности является конфискация имущества. Однако данная уголовно-правовая мера применяется довольно редко: в 2019 г. к ней суды прибегли всего лишь к 3,6% осужденных коррупционеров, в 2020 г. - 4,1% (291 человек). За получение взятки (ст. 290 УК РФ) к конфискации в 2021 г. суды прибегли лишь в 1 из 10 случаев (она была применена только в отношении 96 из 891 осужденных) <4>.
--------------------------------
<4> Алтухов С.А. Противодействие коррупции мерами уголовно-правового характера: состояние и пути совершенствования // Реализация в Южном федеральном округе государственной политики в сфере противодействия коррупции. Сборник научных трудов по материалам научно-практической конференции / под общ. ред. Б.М. Магомедова, А.А. Никитиной, Е.В. Бушманова. Ростов н/Д, 2020. С. 158 - 163.
Не менее значимой является проблема в оценке предметов коррупционных деяний, которые запрещены или изъяты из гражданского оборота. Например, это касается наркотиков, оружия либо услуг сексуального характера.
Юридическая неопределенность в их установлении вытекает из п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24 "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях" <5>. В нем отмечено, что "предмет взятки должен получить стоимостную оценку", но сделать это с вышеуказанными предметами невозможно по причине их запрещенности.
--------------------------------
<5> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24 "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях" // СПС "КонсультантПлюс".
Полагаем, что такие действия, в зависимости от их характера, в рамках оценки посягательства на интересы государственной власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления должны быть квалифицированы либо по ст. 285, либо ст. 286 УК РФ.
Существует отраслевая коллизия и при определении признаков вымогательства взятки. Так, в п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24 к обязательным признакам такого рода преступного поведения, кроме установления самого факта незаконного требования со стороны должностного лица какого-либо вознаграждения, относится и "заведомое создание условий, при которых лицо вынуждено передать указанные предметы с целью предотвращения вредных последствий для своих правоохраняемых интересов". Подчеркнем, что эта позиция противоречит признакам родового деяния, закрепленного в ст. 163 УК РФ.
В п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 декабря 2015 г. N 56 "О судебной практике по делам о вымогательстве" отмечено, что такого рода деяние окончено с момента предъявления требований, которые доведены до сведения потерпевшего. Полагаем, что это более эффективный и превентивный уголовно-правовой механизм противодействия вымогательству. Именно он и должен быть применим в борьбе с фактами вымогательства взятки.
Интересной видится целая система проблем противодействия коррупции, возникшая после включения в УК РФ ст. 291.1 "Посредничество во взяточничестве".
Во-первых, спорным видится тот факт, что согласие в посредничестве (ч. 5 ст. 291.1 УК РФ - тяжкое преступление) наказывается жестче, чем сам реальный факт посредничества (ч. 1 ст. 291.1 УК РФ - преступление средней тяжести).
Во-вторых, в этой связи методологически необоснованным является сам факт криминализации согласия в посредничестве как формы подготовительных действий к самому посредничеству во взяточничестве.
В-третьих, оспоримым остается и вопрос доказывания реальности умысла при даче согласия на посредничество.
Сконструировав данный состав как формальный по отношению к самому посредничеству, представляется возможным полагать, что момент его окончания отнесен на стадию приготовления к преступлению, т.е. не к самому факту передачи предмета незаконного вознаграждения, а выражается лишь в сговоре на совершение деяния.
Имеются проблемы и в правовой оценке мелкого взяточничества (ст. 291.2 УК РФ). В первую очередь это касается оценки действий мелкого взяточника, совершающего деяние с отягчающими признаками, указанными в ч. 3 и 5 ст. 290 УК РФ и ч. 3 и 4 ст. 291 УК РФ (незаконные действия, вымогательство, соучастие).
В п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24 "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях" указано, что в независимости от наличия или отсутствия вышеуказанных отягчающих признаков действия виновного должны быть квалифицированы только по ст. 291.2 УК РФ, обосновывая свою позицию правилом квалификации общей и специальной нормы.
Не ставя под сомнение позицию высшей судебной инстанции, отметим, что такой прием порождает искусственную латентность коррупционных деяний и несоответствие мелкого взяточничества, совершенного с указанными выше отягчающими признаками, реальному уровню его общественной опасности. Решение этой проблемы видится в дополнении ст. 291.2 УК РФ соответствующими квалифицирующими признаками.
С точки зрения законодательной техники статьи, регламентирующие ответственность за взяточничество (ст. 290 - 291.1 УК РФ), имеют слишком громоздкую конструкцию. По нашему мнению, не стоит в каждой части статьи подробно описывать субъект получения взятки, а оговорить в примечании к ст. 290 УК РФ, что в него входят иностранное должностное лицо и должностное лицо публичной международной организации (кроме ч. 4 ст. 290 УК РФ).
Вызывает недоумение слишком небольшая разница между размерами штрафа за взяточничество как основного вида наказания и как дополнительного. Возьмем для примера санкцию ч. 4 ст. 291 УК РФ. За дачу взятки в крупном размере в ней предлагается судье выбор из назначения либо штрафа в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки, либо лишения свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до шестидесятикратной суммы взятки. Таким образом, разница между минимальным и максимальным размером наказания в этой санкции составляет двенадцать лет лишения свободы. Очевидно, что недопустимо делать рамки судейского усмотрения столь широкими.
Сложно представить, чтобы в рамках одного и того же преступления существовала возможность такого существенного колебания общественной опасности деяния и личности преступника.
В ст. 291.1 УК РФ, предусматривающей ответственность за посредничество во взяточничестве, установлена ответственность в ч. 5 за обещание или предложение посредничества во взяточничестве. Поскольку преступление - это деяние, очевидно, что слова, намерения, обещания не могут быть преступлением. В связи с этим не является уголовно наказуемой и стадия обнаружения умысла. Таким образом, ч. 5 ст. 291.1 УК РФ противоречит ст. 30 УК РФ. Кроме того, представляется практически невозможным доказать сам факт таких обещаний и предложений, а также степень серьезности намерений виновного и реальности их воплощения в жизнь.
Представляется возможным рассмотреть закрепление в законе нормы, согласно которой лица, привлеченные к уголовной ответственности за взяточничество и другие коррупционные преступления, пожизненно не имели бы права занимать государственно-властные должности. Материалы о лицах, привлеченных к уголовной ответственности, необходимо освещать в средствах массовой информации в качестве наглядного примера неотвратимости наказания.
Литература
1. Алтухов С.А. Противодействие коррупции мерами уголовно-правового характера: состояние и пути совершенствования / С.А. Алтухов // Реализация в Южном федеральном округе государственной политики в сфере противодействия коррупции. Сборник научных трудов по материалам научно-практической конференции (г. Ростов-на-Дону, 9 декабря 2020 г.): сборник научных статей / под общей редакцией Б.М. Магомедова, А.А. Никитиной, Р.В. Бушманова. Ростов-на-Дону: Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), 2020. С. 158 - 163.
2. Егоров И. Взятка в особом размере / И. Егоров // Российская газета. 2020. 30 марта.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.