Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ МОНИТОРИНГА В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КИБЕРПРЕСТУПНОСТИ (МЕЖДУНАРОДНЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ)
О.В. МАКАРОВА
Борьба с киберпреступностью представляет собой одну из наиболее значимых задач организаций и государств в современном технологичном мире. С развитием технологий и распространением цифровой среды возникает все больше угроз, связанных с нарушением информационной безопасности и незаконным доступом к компьютерным системам. Для эффективного противодействия киберпреступности важно использовать разнообразные инструменты, среди которых ключевую роль играет мониторинг существующих политик. Данная статья направлена на изучение международного и зарубежного опыта в использовании инструментов мониторинга различных политик противодействия киберпреступности.
В зарубежной литературе киберпреступления определяются как преступления, совершенные с использованием электронных средств и методов, направленные против физических или юридических лиц <1>. Такие преступления могут включать в себя компьютерное мошенничество, кибершпионаж, кибернападения, кибертерроризм, распространение вредоносного программного обеспечения, нарушение авторских прав и многие другие формы незаконной деятельности.
--------------------------------
<1> Al-Khater W.A., Al-Maadeed S., Ahmed A.A., Sadiq A.S., and Khan M.K. Comprehensive review of cybercrime detection techniques // IEEE Access. 2020. Vol. 8. P. 137293 - 137311, doi: 10.1109/ACCESS.2020.3011259.
В 2017 г. затраты на борьбу с киберпреступностью в США достигли около 600 миллиардов долларов. Однако уже к 2019 г. эти затраты увеличились на 118%, подчеркивая растущую сложность и масштаб проблемы.
Аналогичные тенденции можно наблюдать и в Канаде. По результатам одного из недавних исследований, проведенного в 2017 г. на репрезентативной выборке из 10 000 предприятий, было обнаружено, что компании потратили сумму в размере 14 миллиардов канадских долларов за год на защиту своих систем от различных форм вредоносной активности в интернете. Более одной пятой этих компаний также пострадали от инцидента кибербезопасности, показывая уязвимость и реальность угрозы <2>.
--------------------------------
<2> Bilodeau H., Lari M., and Uhrbach M. Cyber Security and Cybercrime Challenges of Canadian Businesses, 2017. Ottawa: Statistics Canada, 2019.
В свете таких статистических данных становится очевидным, что противодействие киберпреступности и обеспечение кибербезопасности являются важными задачами как для организаций, так и для государств.
Также важно отметить, что киберпреступления имеют международный и трансграничный характер. Преступники могут находиться в одной стране, а их жертвы и данные, которые они атакуют, - в другой. Это создает сложности в обнаружении, преследовании и наказании преступников, а также в обеспечении сотрудничества между правоохранительными органами различных стран.
В борьбе с киберпреступностью международное сотрудничество и обмен информацией играют важную роль. Различные страны и международные организации разрабатывают соглашения и механизмы для обмена информацией о киберугрозах, сотрудничества в расследованиях и экстрадиции преступников. Примерами таких соглашений являются Будапештская конвенция о киберпреступности и соглашения о взаимной юридической помощи.
Несмотря на значительные инвестиции в политику предотвращения киберпреступлений и кибербезопасности, действенных инструментов, которые могут помочь политикам и общественности определить эффективность государственных мер по борьбе с преступлениями, в интернете все еще недостаточно. В зарубежной литературе рассматривается потенциал инструментов мониторинга для восполнения этого пробела. Мониторинг политики кибербезопасности основывается на систематическом сборе данных о разработке и реализации различных способов борьбы с киберпреступностью <3>. Платформы мониторинга политик кибербезопасности способствуют созданию более надежной базы знаний об инициативах по предотвращению киберпреступности, разрабатываемых по всему миру, чтобы содействовать распространению эффективных политик и препятствовать принятию контрпродуктивных мер.
--------------------------------
<3> Dupont B. Enhancing the effectiveness of cybercrime prevention through policy monitoring // Journal of Crime and Justice. 2019. Vol. 42. P. 500 - 515, doi: 10.1080/0735648X.2019.1691855.
В международном сообществе было разработано несколько инициатив, направленных на консолидацию информации и обмен опытом в области кибербезопасности. Эти инициативы играют важную роль в обеспечении сотрудничества и координации усилий по борьбе с киберугрозами.
Индекс киберготовности (CRI - Cyber Readiness Index), разработанный в 2013 г., рассматривает уровень зрелости, который демонстрируют страны в своих усилиях по развитию потенциала кибербезопасности, и направлен на измерение оперативного потенциала страны по семи измерениям: соответствие национальной стратегии, уровень реагирования на инциденты, электронная преступность и правоприменение, обмен информацией, инвестиции в исследования и разработки, дипломатия и торговля, оборона и кризисное реагирование <4>. Для оценки каждого аспекта используются три уровня готовности: недостаточное количество данных (данные отсутствуют или недоступны), частичное функционирование (результаты наблюдаются, но их функциональность трудно измерить) и полное функционирование (функционирование можно наблюдать и измерить). По состоянию на май 2023 г. было выпущено 11 углубленных страновых профилей для Франции, Германии, Индии, Италии, Японии, Марокко, Нидерландов, Саудовской Аравии, Словакии, Великобритании и Соединенных Штатов Америки.
--------------------------------
<4> Hathaway M., Demchak C., Kerben J., McArdle J., and Spidalieri F. Cyber Readiness Index 2.0 - A Plan for Cyber Readiness: A Baseline and an Index. Washington DC: Potomac Institute for Policy Studies, 2015.
Панели кибербезопасности ЕС и Азиатско-Тихоокеанского региона (The EU and Asia-Pacific Cybersecurity Dashboards) нацелены на оценку политик кибербезопасности в 28 европейских и 10 азиатских странах. Каждая страна оценивается по 25 критериям, объединенным в пять тем: правовые основы, операционная деятельность, государственно-частное партнерство, отраслевые планы по кибербезопасности и образование. Каждый критерий оценивается как выполненный, частично выполненный или отсутствующий.
Следующим важным инструментом мониторинга в области кибербезопасности является Глобальный индекс кибербезопасности (Global Cybersecurity Index), который оценивает потенциал кибербезопасности 194 стран по пяти основным параметрам: правовые меры, технические меры, организационные меры, наращивание потенциала и сотрудничество. Этот индекс предоставляет систематическую оценку и сравнение уровня кибербезопасности различных стран, позволяя определить их сильные и слабые стороны в этой области.
База данных Международного обзора киберразработок (International Cyber Developments Review - INCYDER), поддерживаемая Центром НАТО по сотрудничеству в сфере киберобороны, также служит важным источником информации. Она содержит перечень правовых и политических документов, принятых различными международными и региональными организациями, такими как Организация Объединенных Наций (ООН), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Большая семерка (G7), Европейский союз (ЕС) и др. Эти документы являются основой для разработки политик и стратегий в области кибербезопасности и отражают совокупный опыт и знания международного сообщества.
Использование платформ мониторинга, рассмотренных ранее, позволяет оценить и анализировать состояние и развитие политик и мер в области кибербезопасности на международном уровне. Это помогает странам и организациям лучше понимать текущие вызовы и требования в области кибербезопасности, а также разрабатывать эффективные стратегии и политики для содействия безопасному и устойчивому киберпространству.
В целом изучение зарубежного опыта в области противодействия киберпреступности позволяет понять различные аспекты этой проблемы, эффективные стратегии и инструменты мониторинга, которые применяются для защиты от киберугроз и преследования преступников. Это знание может быть ценным для разработки соответствующих правовых и технических механизмов в России с целью эффективного противодействия киберпреступности и обеспечения информационной безопасности.
References
1. Al-Khater W.A. Comprehensive review of cybercrime detection techniques / W.A. Al-Khater, S. Al-Maadeed, A.A. Ahmed, A.S. Sadiq, M.K. Khan // IEEE Access. 2020. Vol. 8. P. 137293 - 137311, doi: 10.1109/ACCESS.2020.3011259.
2. Bilodeau H. Cyber Security and Cybercrime Challenges of Canadian Businesses, 2017 / H. Bilodeau, M. Lari, M. Uhrbach. Ottawa: Statistics Canada, 2019.
3. Dupont B. Enhancing the effectiveness of cybercrime prevention through policy monitoring / B. Dupont // Journal of Crime and Justice. 2019. Vol. 42. P. 500 - 515, doi: 10.1080/0735648X.2019.1691855.
4. Hathaway M. Cyber Readiness Index 2.0 - A Plan for Cyber Readiness: A Baseline and an Index / M. Hathaway, C. Demchak, J. Kerben, J. McArdle, F. Spidalieri. Washington DC: Potomac Institute for Policy Studies, 2015.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.