Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ЛИЧНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПРЕСТУПНИКА
Е.В. МИЩЕНКО, Е.О. ФИЛИППОВА
Несовершеннолетний преступник - это человек, который еще не достиг физиологической и психологической зрелости. Воспитание и социализация таких лиц еще не закончены, что делает их более уязвимыми к влиянию негативной социальной среды. Кроме того, несовершеннолетние преступники, как правило, обладают плохо сформированным критическим мышлением, нет опыта принятия сложных решений, а также ярко проявляют эмоциональность и поверхностность в отношениях с окружающими.
Они обладают рядом характеристик, которые отличают их от взрослых преступников:
1. Несформированность моральных и этических ценностей: из-за молодого возраста несовершеннолетние преступники часто не обладают ясным пониманием правил и норм общества. Они могут не осознавать последствий своих действий и иметь неправильное представление о морали и этике.
2. Низкая социальная ответственность: часто несовершеннолетние преступники имеют недостаточное понимание своей ответственности перед обществом. Они могут вести себя эгоистично и беззаботно, не отдавая себе отчета в возможных последствиях своих противозаконных действий.
3. Низкий уровень самоконтроля: несовершеннолетние еще не полностью развили мозговые структуры, отвечающие за самоконтроль и управление импульсами. Это может приводить к тому, что несовершеннолетние преступники легче поддаются влиянию окружающей среды и совершают необдуманные действия.
4. Влияние окружающей среды: часто несовершеннолетние преступники находятся в группе сверстников, которая поощряет и поддерживает противозаконное поведение. Это может усиливать их склонность к совершению преступлений и затруднять их последующую реабилитацию.
5. Повышенная реактивность на стресс: несовершеннолетние часто характеризуются повышенной эмоциональной реактивностью и менее эффективно справляются со стрессом. Это может приводить к повышенной склонности к агрессивному поведению и преступлениям.
Важно отметить, что не все несовершеннолетние преступники обладают вышеуказанными характеристиками. Каждый случай является индивидуальным, и мотивация и характер каждого несовершеннолетнего преступника могут отличаться.
Формирование личности несовершеннолетнего преступника является сложным и многогранным процессом, который подразумевает воздействие различных факторов. Важными факторами, влияющими на формирование личности несовершеннолетнего преступника, являются:
1. Семья: семейная среда играет существенную роль в формировании личности подростка. Неблагоприятные условия, такие как насилие, конфликты, недостаток внимания и заботы со стороны родителей, могут повлиять на негативное развитие личности подростка и способствовать преступной деятельности.
2. Образование и досуг: качество образования и вовлеченность в полезные досуговые и развивающие занятия также играют важную роль в формировании личности подростка. Несовершеннолетние, имеющие доступ к образовательным ресурсам и участвующие в различных полезных занятиях, чаще всего имеют меньшие шансы вовлечься в преступную деятельность.
3. Общественное окружение: окружение, в котором живет и действует несовершеннолетний, также оказывает сильное влияние на формирование его личности. Если подросток находится в окружении преступников, наркоманов или других негативных элементов общества, то это может способствовать его преступному поведению.
4. Психологические факторы: некоторые подростки имеют психологические особенности или расстройства, которые могут быть связаны с развитием преступной деятельности. Такие факторы, как низкая эмпатия, агрессивное поведение, низкая самооценка или неустойчивость эмоциональной сферы, могут влиять на формирование преступной личности.
В целом, формирование личности несовершеннолетнего преступника является комплексным процессом, на который влияет множество различных факторов. Для предотвращения такого формирования и разрешения проблемы подростковой преступности необходимы социальные и правовые меры, такие как предоставление доступа к образованию, организация социальных программ и поддержка семей.
В связи с этим подростки, совершившие преступления, нуждаются в специальном подходе. Строгость и жестокость в отношении них нередко только ухудшают ситуацию. Важно понимать, что каждый случай уникален, и подростков сложно относить к одному типу личности. Каждый из них имеет свою историю, образ жизни, причины попадания в трудную жизненную ситуацию и, несомненно, особый набор психологических черт и качеств.
Изучение личности несовершеннолетнего преступника представляет повышенный интерес еще и потому, что в ходе анализа особенностей его личности выявляются механизмы совершения преступления, причины, толкающие несовершеннолетнего на преступление в этом возрасте, и его социальное положение.
Личность несовершеннолетнего преступника представляет интерес еще и потому, что физическое и эмоциональное развитие подростка на момент совершения преступления еще не завершено. Личность полностью не сформирована, и психически несовершеннолетний не полностью развит <1>. Вид совершенного подростком преступления отражает криминологическую характеристику его личности. Так, если подросток растет в неблагополучной семье в атмосфере насилия над взрослыми или даже над собой, то высока вероятность совершения преступления против жизни и здоровья.
--------------------------------
<1> Плема Н.С. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника // Деятельность правоохранительных органов на современном этапе: наука, образование, практика: сборник статей по итогам VII Международного научно-практического семинара (Минск, 25 февраля 2022 г.) / Академия управления при Президенте Республики Беларусь. Минск: [б. и.], 2022. С. 160 - 163.
Говоря о формировании антиобщественной направленности личности несовершеннолетнего, необходимо обратить внимание на непосредственные предпосылки его противоправного поведения <2>.
--------------------------------
<2> Иванова Е.Д. Факторы риска преступности несовершеннолетних // Криминологический журнал. 2022. N 2. С. 16 - 18.
Таким образом, среди негативных факторов, непосредственно влияющих на совершение несовершеннолетними преступлений, можно назвать общую семейную атмосферу, поскольку в первую очередь она оказывает деструктивное воздействие на психику ребенка. Такая атмосфера проявляется в противоправном поведении взрослых, отсутствии духовных семейных ценностей, нездоровом психологическом климате в семье.
Неблагополучие в семье характеризуется рядом условий, которые влияют на формирование личности несовершеннолетнего преступника. К ним следует отнести проживание несовершеннолетнего в антисанитарных условиях; отсутствие достаточной жилой площади для учебы и быта; недостаточные доходы семьи, негативно сказывающиеся на месте несовершеннолетнего среди сверстников; примеры негативного поведения взрослых членов семьи (правонарушения, алкоголизм, наркомания); неправильные взаимоотношения между родителями и ребенком; применение насилия к несовершеннолетним в качестве воспитательной меры <3>.
--------------------------------
<3> Гриненко А.В. Влияние неблагополучной семьи на формирование личности несовершеннолетнего преступника / А.В. Гриненко, В.Д. Потапов, Е.В. Цветкова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия: Право. 2023. Т. 14. N 1. С. 266 - 279.
Совершение несовершеннолетними преступных деяний говорит о формировании у таких лиц стойкой противоправной установки, формируемой еще в юном возрасте. Позиция российских психологов на рассматриваемый аспект заключается в разнице пристрастий и потребностей несовершеннолетних в зависимости от возрастных особенностей.
Изучение личности с позиции уголовно-правовой необходимо суду, рассматривающему материалы уголовного производства, при назначении наказания или освобождении, также данный аспект учитывается при разработке методов профилактики делинквентности подростков. Отсутствие ответственности за ряд преступлений позволяет несовершеннолетним чувствовать свою безнаказанность и не позволяет в должной мере оценить последствия совершенного преступления. Правильная криминологическая оценка личности несовершеннолетнего преступника помогает применить наиболее целесообразные и эффективные меры профилактики и исправления, а также надлежащим образом скорректировать поведение и особенности личности несовершеннолетнего.
Характеризуя криминологический портрет несовершеннолетнего, как правило, для исследования берутся данные из многих областей знаний: уголовного права, социологии, психологии. Действия несовершеннолетнего по планированию и в сам момент совершения преступления определяются набором психологических особенностей, которые присущи подростковому возрасту. Так, учитываются личные черты, обусловленные уровнем жизни, социальным положением семьи, наличием/отсутствием необходимых характеристик для гармоничного и полноценного развития ребенка.
Анализ личности несовершеннолетнего преступника с позиции социально-криминологической характеристики позволил выделить наиболее общие поведенческие склонности - систематическое употребление алкоголя, наркотических средств, склонность к азартным играм, половая распущенность, проявление насилия к другим, ниже среднего уровень интеллектуального развития, явное отрицание общечеловеческих ценностей, правовая неграмотность, культурное искажение и ярко выраженные антиобщественные взгляды <4>.
--------------------------------
<4> Чумакова А.Д. Личность несовершеннолетнего преступника // Современные достижения научно-технического прогресса. 2022. N 1 (1). С. 42 - 44.
Как указывает В.Я. Рыбальская, "...занятия с воспитанниками ВК подтверждают эту гипотезу. Эти подростки охотно и с увлечением говорили о совершенном преступлении, справедливости приговора, возможной амнистии, но с трудом письменно формулировали свое мнение о ценности человеческой жизни, понятиях чести, достоинства, добра и зла..." <5>.
--------------------------------
<5> Рыбальская В.Я. Проблемы борьбы с преступностью несовершеннолетних. Иркутск: Изд-во Иркутского гос. ун-та, 1994. 263 с.
Личность несовершеннолетнего преступника формируется рядом факторов, важнейшими из которых являются: среда обитания несовершеннолетнего (семья, компания друзей) и психологический климат в ней, неравнодушие к другим людям, заинтересованность в личностном развитии, употребление алкоголя и запрещенных веществ. Такие особенности, как внушаемость и заниженная самооценка, способствуют подверженности подростка влиянию со стороны взрослых правонарушителей.
Криминологами установлено, что наиболее криминогенной средой среди подростковой группы населения являются лица, не занятые общественно полезными делами (учеба, творчество, спорт, работа). По мнению Р.Б. Бжиева, "негативное отношение к учебе связано не столько с умственным развитием таких детей, сколько с отсутствием соответствующего воспитания в духе должного отношения к знаниям. Вследствие чего, по мере укоренения утраты интереса к учебе как черты личности этот фактор начинает оказывать все большее влияние по принципу обратной связи на избирательность и характер действий несовершеннолетнего" <6>.
--------------------------------
<6> Бжиев Р.Б. Корыстно-насильственные преступления, совершаемые несовершеннолетними: криминологическая характеристика и их предупреждение: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2007. 25 с.
Типовыми признаками несовершеннолетних правонарушителей является крайне низкий показатель социального престижа (ограниченность и неразвитость общественных связей, форм деятельности, отчуждение от учебного коллектива, авторитетность лиц с антисоциальной направленностью и др.).
В современном обществе нельзя не говорить о роли сети Интернет, социальных сетей на формирование личности несовершеннолетних. Криминологические исследования показывают, что несовершеннолетние могут имитировать поведение, независимо от того, где они это увидели: в сети Интернет, видеоиграх или просто в фильмах.
Некорректно было бы говорить о полном отсутствии законодательной регламентации этого вопроса, однако справедливо следует констатировать отсутствие на сегодняшний день действенного механизма ограждения несовершеннолетних от негативного воздействия "интернет-паутины".
По мере того как продолжается или завершается обучение в школе, колледже, юноша или девушка начинают понимать свою роль в обществе, получают все больший опыт межличностных отношений, все лучше ориентируются в социальных нормах и правилах поведения. В этой связи у подростков должны сформироваться самостоятельность принятия решений, способность контролировать свои поступки, владеть собой и критически оценивать собственное поведение. К сожалению, так происходит не всегда <7>.
--------------------------------
<7> Лифанова М.В. Преступность несовершеннолетних и ее предупреждение // Современные вызовы и пути решения проблем в сфере защиты прав детей: реализация принципов Конвенции о правах ребенка: сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции (Екатеринбург, 17 ноября 2022 г.). Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2022. С. 48 - 51.
В этой связи следует заметить, что такой вывод представляется не вполне справедливым. Как нами уже отмечалось ранее, самые важные и фундаментальные аспекты развития личности несовершеннолетнего закладываются прежде всего в семье. Однако не стоит недооценивать и роль в этом процессе дошкольных учреждений, школы и высших учебных заведений. Не случайно последние годы отмечены воспитательными ориентирами в государственной политике, касающейся сферы образования. Воспитательный потенциал вуза, безусловно, был и остается высок. Важность усиления этого направления работы отмечается как учеными, так и законодательными нововведениями. Так, в Федеральный закон от 31 июля 2020 г. "Об образовании в Российской Федерации" были внесены изменения по вопросам воспитания обучающихся <8>. В соответствии с п. 9 ст. 2 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в структуру образовательной программы включены: рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы образовательной организации.
--------------------------------
<8> Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
В 2021 году Министерство науки и образования Российской Федерации в помощь вузам в организации этой работы предложило методические рекомендации по разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы образовательной организации высшего образования <9>. Указанные методические рекомендации призваны внести разъяснения по подготовке названных документов и выстраиванию системы национальных ценностей на всех уровнях образования. Речь идет о создании воспитывающей среды для психосоциального и социокультурного развития личности подростка, обучающегося в образовательной организации. Не вызывает сомнений, что такая воспитательная работа является важной составляющей в предупреждении совершения противоправных деяний несовершеннолетними.
--------------------------------
<9> Методические рекомендации по разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы образовательной организации высшего образования. URL: https://minobrnauki.gov.ru/ (дата обращения: 03.06.2023).
В заключение отметим, что формирование гармонично развитой личности - это сложный процесс, требующий оптимальных условий для гармоничного развития в современном обществе. Воздействие криминогенных факторов повышает вероятность деформации сознания личности несовершеннолетних.
Основная цель работы с несовершеннолетними преступниками - дать им возможность исправить свои ошибки, выйти из трудной жизненной ситуации и вернуться в общество, которое, в свою очередь, должно дать несовершеннолетним преступникам шанс начать новую жизнь и стать благополучными гражданами. Для этого необходимы обучение, психологическая помощь, воспитание и социальная адаптация. Важно помочь подростку осознать свою вину и научиться принимать ответственность за свои поступки.
Профилактическая работа с несовершеннолетними преступниками предусматривает ряд мер и программ, направленных на предотвращение рецидива преступности и реабилитацию молодых правонарушителей. Основные направления этой работы:
1. Индивидуальная работа с подростками включает в себя консультации, психологическую помощь и поддержку для молодых правонарушителей. Цель - выявление причин и мотивов совершения преступления, а также разработка плана действий по предотвращению рецидива и переориентации на легальные пути.
2. Групповая работа: проведение специальных групповых занятий, таких как тренинги навыков социализации, тренинги по личностному росту и развитию. Эти занятия позволяют молодым преступникам осознать негативные последствия своих действий, а также развить положительные навыки и качества, которые помогут им в повседневной жизни.
3. Сотрудничество с семьей: работа с родителями и близкими родственниками несовершеннолетних правонарушителей, включающая консультации, тренинги и обучение правильным воспитательным методикам. Целью такой работы является создание поддерживающей и благоприятной среды для ребенка, что поможет предотвратить повторное совершение преступлений.
4. Сотрудничество с образовательными учреждениями: оказание помощи в преодолении проблем в учебе, включая индивидуальную поддержку, консультирование и помощь в выборе профессии. Цель этой работы - предотвращение отчислений и создание условий для дальнейшего образования и развития молодых лиц.
Профилактическая работа с несовершеннолетними преступниками требует комплексного и системного подхода, включая координацию деятельности различных организаций и специалистов. Важно помнить, что целью такой работы является не только наказание, но и помощь молодым людям в изменении их жизни и предотвращении повторных правонарушений.
Междисциплинарный, комплексный подход к разрешению этой проблемы позволит создать условия, которые исключат негативные факторы в развитии несовершеннолетних.
Литература
1. Бжиев Р.Б. Корыстно-насильственные преступления, совершаемые несовершеннолетними: криминологическая характеристика и их предупреждение: автореферат диссертации кандидата юридических наук / Р.Б. Бжиев. Краснодар, 2007. 25 с.
2. Блясова И.Ю. Проблема семейного воспитания как фактора предупреждения подростковой преступности / И.Ю. Блясова // Человек: преступление и наказание. 2012. N 2 (77). С. 60 - 64.
3. Иванова Е.Д. Факторы риска преступности несовершеннолетних / Е.Д. Иванова // Криминологический журнал. 2022. N 2. С. 16 - 18.
4. Лифанова М.В. Преступность несовершеннолетних и ее предупреждение / М.В. Лифанова // Современные вызовы и пути решения проблем в сфере защиты прав детей: реализация принципов Конвенции о правах ребенка: материалы II Всероссийской научно-практической конференции (г. Екатеринбург, 17 ноября 2022 г.) / редакторы: С.Г. Гончарова [и др.]; научные редакторы: В.В. Дубицкий, И.Р. Мороков. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2022. С. 48 - 51.
5. Плема Н.С. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника / Н.С. Плема // Деятельность правоохранительных органов на современном этапе: наука, образование, практика: материалы по итогам VII Международного научно-практического семинара (г. Минск, 25 февраля 2022 г.) / редакторы: А.М. Клим, М.А. Городецкая; ответственный редактор Т.А. Савчук. Минск: [б. и.], 2022. С. 160 - 163.
6. Рыбальская В.Я. Проблемы борьбы с преступностью несовершеннолетних / В.Я. Рыбальская. Иркутск: Издательство Иркутского государственного университета, 1994. 263 с.
7. Чумакова А.Д. Личность несовершеннолетнего преступника / А.Д. Чумакова // Современные достижения научно-технического прогресса. 2022. N 1 (1). С. 42 - 44.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.