Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
КРИМИНАЛИЗАЦИЯ И УЖЕСТОЧЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ, ПРОТИВ МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В УСЛОВИЯХ ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ
М.Ю. МИРХАЙДАРОВА
События глобального масштаба для страны не могут остаться вне сферы правового регулирования, именно поэтому ведение специальной военной операции, а позже - введение частичных мобилизационных мероприятий потребовали от законодателя уточнения некоторых норм права, а также добавления новых. В рамках уголовного права это также означает криминализацию некоторых видов деяний.
Итак, Федеральным законом от 24 сентября 2022 г. N 365-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" <1> были введены следующие три группы нормативных преобразований:
1) Ужесточение ответственности за совершение ряда противоправных действий:
- дезертирство / самовольное оставление части или места службы;
- сопротивление непосредственному начальнику, в том числе неисполнение приказа, проявление насилия в отношении начальника;
- нарушение правил в ходе несения военной службы, которое может выражаться в рамках несения боевого дежурства, пограничной службы, караульной службы;
- противоправные действия, направленные против военного имущества: повреждение / полное уничтожение, утрата;
- любое иное уклонение от надлежащего исполнения обязанностей в рамках несения военной службы.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. N 365-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" // СЗ РФ. 2022. N 39. Ст. 6535.
Ужесточение ответственности коррелирует с конкретным квалифицирующим признаком - совершение деяния, ранее предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, в период мобилизации или военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий.
Причина ужесточения ответственности за совершение преступлений в указанный период, по мнению автора, состоит в том, что регулирование правоотношений во многом основывается на устаревших нормах права. Так, Законы о мобилизации и военном положении действуют с 1997 г. <2>, в них не предусматривается ведение специальной военной операции. Начало боевых действий выявило соответствующие пробелы, которые проявились в виде конкретных ситуаций в зоне ведения боевых действий и отсутствия эффективного с точки зрения тяжести последствий наказания.
--------------------------------
<2> Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ "О военном положении" (ред. от 01.07.2017) // СЗ РФ. 2002. N 5. Ст. 375; Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1997. N 9. Ст. 1014.
Сама по себе специальная военная операция - это новый ситуационный термин, который еще только осмысливается в рамках научного сообщества <3>. Является очевидным, что он отличается от условий обычного времени, но в то же время отличается от условий военного времени. Проведение специальной военной операции в смысловом отношении преступлений против военной службы означает подчеркнутое повышение общественной опасности. Так, уничтожение военного имущества в обычное время и в период проведения специальной военной операции, очевидно, имеет совершенно разные последствия. Аналогично можно сказать про дезертирство, нарушение правил в ходе несения военной службы, сопротивление начальнику и т.д.;
--------------------------------
<3> Некрасов Д.В. Специальная военная операция на Украине в контексте теории справедливой войны // Социально-гуманитарные знания. 2022. N 5. С. 164 - 166.
2) Установление некоторых правил, связанных непосредственно с особенностями мобилизационной ситуации.
Так, вне зависимости от последствий ответственность за неисполнение приказа, в том числе за отказ участвовать в боевых действиях, наступает для конкретного субъекта. Кроме этого, предусматривается ответственность для граждан за самовольное оставление части или места службы наравне с военнослужащими-контрактниками, что в условиях российского законодательства также является обусловленным объективными причинами новшеством;
3) Введение новых составов преступлений:
- добровольная сдача в плен (ст. 352.1 УК РФ);
- мародерство (ст. 356.1 УК РФ).
Данной группе нововведений стоит уделить особое внимание, так как с точки зрения юридической техники криминализация новых составов преступления означает наличие серьезного пробела в правовом регулировании конкретного вида отношений. Уголовный кодекс Российской Федерации, по заключению ученых, должен отличаться максимальной стабильностью; криминализация новых видов преступлений, так же как и исключение их из системы статей Уголовного кодекса Российской Федерации, должны быть фундаментально обусловлены сложившейся политической и социальной ситуацией <4>.
--------------------------------
<4> Полубинская С.В. Изменения и дополнения Уголовного кодекса Российской Федерации в оценках уголовно-правовой науки // Труды Института государства и права РАН. 2011. N 4. С. 234 - 250.
Термин "добровольная сдача в плен" в Уголовном кодексе Российской Федерации не раскрывается. Однако подразумевается, что уголовная ответственность за совершение преступления, предусмотренного ст. 352.1 УК РФ, может не наступить, если преступление совершено впервые и оно не содержит признаки государственной измены, характеристики которой предусмотрены ст. 275 УК РФ <5>.
--------------------------------
<5> Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (ред. от 21.11.2022) // СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.
На данный момент отсутствуют какие-либо пояснения и научные комментарии по поводу такого важного признака, как добровольность сдачи в плен. По этой причине возникает ряд вопросов: с какой ситуацией сопряжена подобная "добровольность"? Есть ли ситуации, которые будут являться смягчающими обстоятельствами при квалификации преступления (тяжелое ранение, контузия, отсутствие боеприпасов, неисправность оружия, т.е. фактически отсутствие возможности участвовать в боевых действиях)?
К сожалению, пока ни теория <6>, ни практика (как на национальном, так и на международном уровне) не дают точной формулировки условий добровольной сдачи в плен. При этом практика сдачи в плен исторически довольно давняя: в эпоху позднего Средневековья в Европе был внедрен институт почетной капитуляции, который был распространен на военных из высших сословий. В обмен на сохранение жизни в плену захватившим в плен полагался выкуп. В эпоху раннего Нового времени этот институт приобрел более общий характер: он стал распространяться на судьбу как простых солдат, так и элиты, сохранение жизни более не требовало предоставления денежной компенсации. Обращение с пленными при этом стало гораздо более гуманным, сформировавшись в военный обычай, что во многом стало в более поздние времена основой для Женевских конвенций <7>.
--------------------------------
<6> Землянко О.А. Проблемные аспекты квалификации деяний по статье о добровольной сдаче в плен // Вопросы российской юстиции. 2022. N 21. С. 457 - 464.
<7> Женевская конвенция от 12 августа 1949 г. об обращении с военнопленными // Официальный сайт ООН. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/geneva_prisoners_3.shtml (дата обращения: 01.12.2022).
Однако во всех военных обычаях и конвенционных документах не поясняется механизм добровольной сдачи в плен, акцент делается именно на правах военнопленного и обязанностях государства, берущего в плен. Поведение, а именно мотивация военнопленного, не берется во внимание, кроме очевидных преступных действий во время сдачи в плен (вроде ложной сдачи в плен).
К сожалению, на данный момент и российское законодательство, возводя в ранг преступлений соответствующее деяние, совершенно не вносит ясность относительно общественной опасности потенциально разного типа поведения военнослужащего. Так, не поясняется, какими мотивами руководствуется военнослужащий, необходимо ли при добровольной сдаче в плен рассматривать критерий острой нужды (тяжелое ранение, угрожающее жизни) или сама по себе сдача в плен является уголовным преступлением вне зависимости от ситуации.
Такой правовой пробел кажется нам чрезвычайно важным для устранения, так как может привести к необоснованно строгому наказанию в отношении военнослужащих. Считаем, что в срочном порядке в отношении ст. 352.1 УК РФ должны быть даны официальные комментарии, а на практике, в рамках судебного разбирательства, должны быть подробно изучены и квалифицированы все сопутствующие обстоятельства - состояние здоровья военнослужащего, состояние его боевого оснащения, взятие военнослужащего или военного подразделения в "кольцо" и т.д.
Автор, в свою очередь, предлагает оценить именно состояния "острой нужды", которые будут исключать уголовную ответственность за добровольную сдачу в плен. К таким состояниям можно отнести:
- тяжелое ранение / контузию / посттравматическое психическое расстройство, т.е. объективно существующую по состоянию здоровья неспособность далее продолжать боевые действия (беспомощное состояние) <8>;
- поломку или отсутствие надлежащего боевого оснащения, позволяющую противостоять силам противника;
- взятие военнослужащего или военного подразделения в "кольцо".
--------------------------------
<8> Агешин А.А. К вопросу о добровольной сдаче в плен военнослужащих // Вестник военного права. 2019. N 1. С. 46 - 50.
Мародерство, с точки зрения четкости понимания криминализированного деяния, значительно отличается от добровольной сдачи в плен хотя бы потому, что дефиниция дается в ст. 356.1 УК РФ:
1) деяние, совершенное с корыстной целью;
2) деяние, совершенное в период военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий;
3) деяние, не связанное с вынужденной необходимостью;
4) деяние, заключающееся в противоправном безвозмездном изъятии и (или) обращении в пользу виновного или других лиц чужого имущества (в том числе имущества, находящегося при убитых или раненых, имущества гражданского населения).
По мнению автора, общественная опасность в рамках данного деяния формируется из:
1) нанесения вреда воинской дисциплине и авторитету Вооруженных сил Российской Федерации;
2) оказания негативного влияния на других военнослужащих.
Данная правовая конструкция кажется автору понятной, однозначно обусловленной общественной опасностью деяния, а также строго необходимой для применения в условиях боевых действий. Практика применения данной статьи пока не сформирована, приговоров в открытом доступе по ст. 356.1 УК РФ не представлено, по этой причине говорить о первых результатах применения вновь введенной статьи не приходится. Автор предполагает, что в ближайшее время можно будет оценить общий подход правоприменителя относительно строгости наказания за подобное преступление, выявить количественные и статистические характеристики (в том числе срок назначаемого наказания в виде лишения свободы).
Таким образом, криминализация военных преступлений явилась ответом на соответствующий социально-политический вызов. При этом правоприменительная практика на данный момент находится в процессе своего формирования, что обусловливает дальнейшую актуальность в исследовании соответствующей темы.
Литература
1. Агешин А.А. К вопросу о добровольной сдаче в плен военнослужащих / А.А. Агешин // Вестник военного права. 2019. N 1. С. 46 - 50.
2. Землянко О.А. Проблемные аспекты квалификации деяний по статье о добровольной сдаче в плен / О.А. Землянко // Вопросы российской юстиции. 2022. N 21. С. 457 - 464.
3. Некрасов Д.В. Специальная военная операция на Украине в контексте теории справедливой войны / Д.В. Некрасов // Социально-гуманитарные знания. 2022. N 5. С. 164 - 166.
4. Полубинская С.В. Изменения и дополнения Уголовного кодекса Российской Федерации в оценках уголовно-правовой науки / С.В. Полубинская // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2011. N 4. С. 234 - 250.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.