Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВНЕШНЕЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ
М.Ф. КОСТЮК, Е.В. КУНЦ
Несмотря на солидную современную отечественную нормативно правовую базу правового регулирования внешней трудовой миграции, а это федеральное и региональное законодательство, ведомственные нормативные акты, международные правовые акты, отмечается в определенных сферах отсутствие надлежащего правового регулирования некоторых аспектов ее проявления.
Для современной Российской Федерации характерны некоторые тревожные тенденции, которые выражаются в активизации мигрантов-нелегалов в финансировании теневого и криминального бизнеса, наносящего существенный ущерб экономике, и распространении каналов перевода денежных потоков мигрантов на финансирование международной террористической деятельности и экстремизма.
Денежные потоки, образующиеся вследствие незаконной внешней трудовой миграции, являются одним из факторов, способствующих созданию благоприятных условий для финансирования организованной и экономической преступности, международного терроризма. Нерегулируемая нелегальная трудовая миграция приводит в некоторых регионах к обострению социальных и хозяйственно-бытовых проблем.
Понимание процессов внешней трудовой миграции претерпело множество изменений не только в правовых рамках одного государства, но и даже в рамках одной правовой системы.
В научной литературе существует множество подходов к пониманию процессов внешней трудовой миграции, некоторые подверглись изменениям, но в то же время применяются в настоящее время, некоторые из концепций показали себя как несостоятельные, неспособные объяснить такое сложное явление, как миграция.
При исследовании криминологических и социальных проблем внешней трудовой миграции в современной России используется междисциплинарный подход, поскольку необходимо подвергнуть анализу внешнюю трудовую миграцию с позиций социального и правового явления.
Многие исследователи связывают такой подход с позиции неравномерности развития, высоких рисков возникновения социально-экономического неравенства и той роли, которую занимает государство и модели в стимулировании либо сдерживании внешних миграционных процессов.
Криминолого-социологический характер данного исследования опирается на методы, сложившиеся и активно использующиеся в гуманитарных и общественных науках, включая криминологию, социологию, правоведение. Благодаря сравнительно-историческому методу удалось проследить процессы динамики внешних миграционных процессов в сфере труда на территории различных субъектов Российской Федерации, например Тюменской области, их отражения в статистических, плановых и программных документах, а также процессы изменения содержания нормативных правовых актов, регулирующих деятельность государственных и муниципальных органов власти в области внешней трудовой миграции. На основании полученной в результате этого научной базе в дальнейшем появляются возможности научного исследования и дальнейшего использования приобретенного научного опыта, с целью формулирования позитивных и негативных моментов внешней трудовой миграции.
Мигранты всегда были и остаются востребованными в России, но отмечается теснейшая связь с коррупцией, где на внешних трудовых мигрантах зарабатывают огромные денежные средства.
Противодействие нелегальной трудовой миграции, наряду с непрерывным и непредсказуемым реформированием миграционного законодательства России, привело к тому, что внешние трудовые мигранты потеряли доверие к властям. Между тем следует отметить, что подавляющее большинство трудовых мигрантов пересекают границу легально, как граждане стран, имеющих безвизовый въезд в Россию. Мигранты приобретают статус "нелегалов" во многом из-за сложностей с легализацией их трудоустройства и выполнением трудовых функций.
Необходимо активнее исследовать причины и условия низкого уровня социальной адаптации в нормальную жизнь внешних трудовых мигрантов в России, выявлять эффективные инструменты миграционной политики, использование которых позволит повысить степень социальной адаптации внешних трудовых мигрантов, находящихся на территории России.
При проведении профилактики преступного поведения как со стороны трудовых мигрантов, так и в отношении них необходимо выявлять среди потоков прибывающих трудовых мигрантов, используя криминалистические, криминологические и оперативно-разыскные методы, представителей преступных организаций, которые дискредитируют и формируют обманчивое негативное представление об остальных мигрантах, большинство из которых это порядочные люди, на которых граждане России нередко переносят негативные чувства.
Целесообразно создавать в регионах России специализированные центры по социально-правовой поддержке и психолого-консультативной помощи трудящимся-мигрантам с квалифицированным функционалом и компетенциями и с необходимой инфраструктурой для успешной социализации трудящихся-мигрантов.
Согласно статистике Министерства внутренних дел Российской Федерации за период с января по март 2022 г. на миграционный учет поставлено более 3,7 млн иностранцев; 2,7 млн человек прибыли для того, чтобы работать. Для сравнения, в тот же период 2021 г. в Российскую Федерацию приехало менее 2 млн человек из других стран.
Чаще всего в Россию прибывают граждане стран ближнего зарубежья: Таджикистана (более 1 млн человек), Узбекистана (более 1,4 млн человек). На миграционный учет встало большое количество уроженцев Киргизии, Беларуси, Казахстана.
Определенное влияние на состояние криминальной обстановки оказывают миграционные процессы в регионах Российской Федерации.
Так, в Тюменской области отмечается рост на 23,5% числа преступлений, совершенных иностранными гражданами (с 383 до 473), из них 17,3% - кражи (82), 16,5% - незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ (78), 8,7% - мошенничество (41). Отмечается увеличение преступлений, совершенных мигрантами, что объясняется увеличением числа иностранцев на территории региона. За нарушения миграционного законодательства за пределы Российской Федерации выдворено 150 иностранцев. В Тюменской области в 2022 г. встало на учет 38 730 мигрантов, 26 474 человека из общего числа приехали в регион работать; более 3 000 иностранцев будут получать образование в России; у 6 000 мигрантов частная цель въезда на территорию страны <1>. Следует признать, что значительная часть преступлений, связанных с трафиком наркотических средств и психотропных веществ, контрабанда, иные преступления совершаются именно приезжающими в регион иностранцами.
--------------------------------
<1> Тюменцы боятся увеличения числа мигрантов в регионе. URL: https://yandex.ru/turbo/nashgorod.ru/s/article/general/21-06-2022/tyumentsy-boyatsya-uvelicheniya-chisla-migrantov-v-regione (дата обращения: 24.10.2022).
Показательным в связи с этим будет следующий пример.
В городе Сургуте мигранты стали чаще попадаться на торговле наркотических средств и психотропных веществ, выросло и общее число преступлений, совершаемых иностранцами <2>.
--------------------------------
<2> В ХМАО все больше мигрантов попадается на торговле наркотиками. URL: https://ura.news/news/1052554156 (дата обращения: 25.10.2022).
Работодатели должны больше и внимательнее контролировать граждан, которых привлекают из других стран, они несут ответственность за поведение иностранных работников на территории Российской Федерации. Необходимо обеспечить нормальной работой всех россиян, а только потом привлекать граждан других стран. Именно из-за этого и возникают определенные волнения среди местного населения.
Из-за нарушений мигрантами российского законодательства принимаются решения о нежелательности нахождения этих иностранных граждан в России. Их обязывают покинуть территорию страны. Но у многих из них здесь остаются семьи <3>.
--------------------------------
<3> Тюменцы боятся увеличения числа мигрантов в регионе. URL: https://yandex.ru/turbo/nashgorod.ru/s/article/general/21-06-2022/tyumentsy-boyatsya-uvelicheniya-chisla-migrantov-v-regione (дата обращения: 24.10.2022).
С 29 декабря 2021 года вступил в силу Федеральный закон, в соответствии с которым обязательной дактилоскопии подлежат иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в поисках работы, а также все остальные категории иностранцев, прибывшие в Россию на срок более 90 дней <4>. Этим Законом предусмотрено осуществление федерального государственного контроля за соблюдением обязательных требований к проведению экзамена по русскому языку, истории России и основам законодательства Российской Федерации, а также выдаче иностранным гражданам соответствующего сертификата. Кроме того, планируется введение единого документа для иностранных граждан с электронным носителем информации, внедрение которого позволит обеспечить стопроцентную идентификацию иностранцев.
--------------------------------
<4> О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и Федеральный закон "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации": Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 274-ФЗ. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/46997 (дата обращения: 25.10.2022).
Следует объективно признать, что в настоящее время в Российской Федерации исследованиям влияния внешних трудовых миграционных процессов на криминальную ситуацию и безопасность государства уделяется недостаточное внимание, главным образом в части особенностей криминогенных процессов в сфере внешней трудовой миграции и специфики противодействия их угрозам.
Представителями МВД России подготовлены поправки в ст. 333.28 Налогового кодекса Российской Федерации, которые изменяют размеры государственных пошлин за выдачу некоторых документов иностранным гражданам. Законопроект предлагает освободить от уплаты государственной пошлины за предоставление данных государственных услуг иностранных граждан, имеющих статус участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Также государственную пошлину предлагается не уплачивать за предоставление права на долгосрочное пребывание в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему государства, готового его принять <5>.
--------------------------------
<5> Для иностранных работников предлагается ввести новые пошлины. URL: https://rg.ru/2022/10/23/truditsia-po-zakonu.html (дата обращения: 25.10.2022).
Российская миграционная политика и практика в основном представлена как система поддержания территориальных границ, преследующая цель исключения мигрантов и характеризующаяся отсутствием последовательных механизмов, работающих на их интеграцию.
Можно выделить несколько проблем в существующей миграционной политике России, которые необходимо устранить в ближайшее время, что, в свою очередь, положительно отразится на профилактике нелегальной внешней трудовой миграции.
Одной из проблем является отсутствие последовательности в миграционной политике. Необходима четкая цель миграционной политики и тщательное соблюдение на каждом из этапов разработки миграционных законов.
Во-вторых, следует указать на отсутствие четкого дифференцированного отбора мигрантов. Помимо недостаточной программы по привлечению квалифицированного персонала, отсутствует возможность для привлечения квалифицированного персонала, обладающего компетенциями, которые так востребованы на российском рынке труда.
В-третьих, это отсутствие интеграционной политики в России, начиная с концептуальной основы и заканчивая очень ограниченным количеством интеграционных институтов. Отказ от такой политики в обозримом будущем будет выступать благоприятной почвой для возникновения потенциальных межнациональных и религиозных конфликтов.
Для устранения недостатков в правовом регулировании внешней трудовой миграции и оздоровления обстановки среди мигрантов и населения необходимо дифференцировать требования к гражданам разных государств, вне зависимости от того, относятся эти государства к европейским или к азиатским. Создать исчерпывающие благоприятные условия для натурализации мигрантов на территории России, что указывает не на гражданство мигранта, а на его культурную принадлежность.
Литература
1. Международно-правовые основы борьбы с незаконной миграцией и торговлей людьми: сборник документов / составитель В.С. Овчинский. Москва: ИНФРА-М, 2004. 300 с.
2. Поладова (Гайдарова) Л.Т. Незаконная миграция в Россию: тенденции, последствия: автореферат диссертации кандидата экономических наук / Л.Т. Поладова (Гайдарова). Москва, 2012. 23 с.
3. Golubovskii V. The current state of transnational organized crime / V. Golubovskii, M. Kostyuk, E. Kunts // International Journal of Criminology and Sociology. 2020. Vol. 9. P. 797 - 802.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.