Свяжитесь с нами:
ICQ: 197839245
e-mail: justicemaker@yandex.ru
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ МЕДИАЦИИ
Н.И. МИНКИНА
Введение. Современное развитие российской юридической мысли наглядно демонстрирует множество неисследованных аспектов медиации, что придает особую актуальность изучению этой процедуры в условиях ее достаточно поверхностного правового регулирования в Федеральном законе от 27.07.2010 N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" (далее - Закон о медиации) [9] и отсутствия специальной регламентации во многих кодифицированных актах. Спустя 6 лет с момента вступления в силу Закона о медиации наблюдается весьма низкая ее востребованность в урегулировании споров. Между тем высокий потенциал этой процедуры позволяет эффективно использовать ее на благо общества в различных областях жизнедеятельности человека.
Одним из таких слабо изученных и разработанных является применение медиации в уголовно-исполнительной сфере (по мнению коллег, возможность использования медиации в этой сфере находится в стадии обсуждения [1, с. 23 - 25]). Надо заметить, это не просто новая и в силу этого модная теоретическая концепция. Актуальность медиации в среде осужденных вполне объяснима прежде всего потребностью в снижении конфликтности. Однако действующая редакция Уголовно-исполнительного кодекса РФ не содержит даже упоминания о медиации, что следует рассматривать в качестве серьезного упущения. Более того, в настоящее время отсутствует конкретный механизм реализации новой реформы уголовно-исполнительной системы (далее - УИС). Между тем реформа отечественной УИС является составной частью государственной социальной политики. В целом она направлена на декриминализацию общества, сокращение числа граждан, содержащихся в местах лишения свободы, и улучшение условий их содержания. Без учета требований международных стандартов и правил эта реформа невозможна.
Анализ Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (далее - Концепция) [7] позволяет выделить главное стратегическое направление современной государственной политики в этой сфере - эффективность работы УИС, выраженную прежде всего в изменениях социальной и психологической работы с осужденными.
В связи с принятием Концепции ученые стали активно обсуждать проблему гармонизации уголовно-исполнительной политики. Так, по мнению П.В. Тепляшина, необходимо согласование отечественных норм уголовно-исполнительного законодательства со стандартами и правилами международного пенитенциарного права [14, с. 61]. Однако связанные между собой принципы демократизма и гуманизма исполнения наказания предполагают наличие развитого уровня экономики страны. Следует согласиться с мнением Л.Б. Смирнова о том, что многие проекты и нововведения, направленные на гуманизацию исполнения наказания, требуют соответствующего финансирования [13, с. 36]. Возможно, по этой причине большинство положений Концепции изложено с определенной осторожностью и в общем контексте, свойственном подобного рода документу. Провозглашенные в ней положения нуждаются в уточнении и конкретизации. Эта особенность Концепции, в свою очередь, породила дискуссию о том, насколько можно считать удачной попытку нашего законодателя заложить в ней применение институтов гражданского общества в УИС, в том числе в процессе исправления осужденных. Причем взаимодействие УИС с институтами гражданского общества не исчерпывается участием объединений в осуществлении общественного контроля за обеспечением прав человека в исправительных учреждениях (ст. 23 УИК РФ).
Согласно концепции развития принципа справедливости в рамках модернизации пенитенциарной системы России, предложенной А.А. Юнусовым и С.А. Юнусовым, необходимо полностью отказаться от стереотипных подходов к обращению с осужденными и перейти к реальному гуманному отношению к ним, тем самым осуществив переход к "очеловечиванию права" в уголовно-исполнительных отношениях и созданию оптимальных условий для духовно-нравственного оздоровления осужденных [16, с. 49]. По мнению автора этой работы, одним из проявлений обновленных принципов гуманизма, демократизма и справедливости в уголовно-исполнительном праве является включение в него института медиации.
Европейские пенитенциарные правила закрепляют, что "там, где это возможно, администрация пенитенциарного учреждения должна использовать механизмы восстановительного правосудия и медиации для урегулирования споров с заключенными и между ними" (п. 56.2) [11]. Данное правило стало основой для внесения изменений и дополнений в раздел Концепции, именуемый "Социальная и психологическая работа с осужденными, воспитание и образование осужденных", касающихся внедрения методов медиации в отношении осужденных.
Как известно, осужденные в их конфликтном взаимодействии могут стать источником повышенной опасности. В этом случае возникает необходимость защиты иных осужденных, сотрудников УИС, в целом общества и государства. Однако система мероприятий, предложенная в Концепции, по справедливым оценкам специалистов, преимущественно охватывает лишь техническую сторону безопасности. Это обстоятельство сохраняет актуальной проблему совершенствования охраны и безопасности в органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания [4, с. 37]. При этом мероприятия по безопасности не исчерпываются только кадровым обеспечением УИС и уровнем подготовки работников. Представляется, что работа по модернизации существующей системы безопасности в учреждениях и на объектах УИС отчасти может быть связана с реализацией института медиации. Основная задача медиации сводится к урегулированию споров (ст. 2 Закона о медиации) и, как уже неоднократно указывалось в юридической литературе, конфликтов. Тем самым введение медиации в среде осужденных представляется обоснованным с криминологических позиций.
Согласно специальным исследованиям во взаимоотношениях осужденных в местах лишения свободы под влиянием соответствующей субкультуры происходят негативные процессы, углубляются противоречия, дестабилизирующие процесс отбывания наказания [2, с. 5]. При этом наличие пенитенциарной субкультуры со всеми ее специфическими особенностями не является препятствием для реализации медиации в этой среде.
В Российской Федерации начинают складываться разные практики применения медиативных технологий в исследуемой сфере [12, с. 76 - 80]. Анализируя контент специальных интернет-ресурсов и юридическую литературу, можно выделить две основные модели использования медиации в системе УИС.
Одна из них базируется на том, что сотрудники УИС, включая психологов, в рамках существующей воспитательной работы с осужденными применяют отдельные медиативные приемы и технологии (по сути, имеющие психологическую природу). Отмечается, что ежегодно с участием психологов разрешается более 7 тыс. конфликтов. Однако для повышения эффективности работы УИС требуется доведение численности психологов и социальных работников в местах лишения свободы до 5 тыс., что в 5 раз больше действующего состава кадров [10, с. 118]. Временные и финансовые трудности для удовлетворения этой потребности в кадрах очевидны.
Вторая модель представляет собой полноценное применение процедуры медиации как правового механизма, предусмотренного Законом о медиации и отчасти им урегулированного. Принимая во внимание сложность рассматриваемых конфликтов в среде осужденных и их нередко латентный характер, эффективную помощь спорящим субъектам сможет оказать только профессиональный медиатор. Причем, выходя за установленные в ст. 15 Закона о медиации требования, медиатор также должен обладать высокими профессиональными компетенциями в области психологии, конфликтологии, уголовно-исполнительного права и законодательства, а также знаниями о криминальной субкультуре и практическими навыками проведения медиационных сессий. В то же время требуется соответствующая подготовка кадров УИС: в рамках повышения квалификации ее сотрудники должны получить уверенное представление о значении и порядке осуществления процедуры медиации.
При применении процедуры медиации конфликтующим осужденным будут переданы полномочия по регулированию разногласий цивилизованным образом - с помощью профессионального медиатора. Важно при этом, что медиатор будет восприниматься в конфликте в качестве нейтрального третьего лица, к тому же не являющегося сотрудником УИС, что, в свою очередь, заложит основу доверия к этому новому субъекту. Тем самым фактически повышается ответственность конфликтующих субъектов за принятое ими решение и его добровольное исполнение, а главное - в скрытой форме ведется воспитательная работа с осужденными: подвергаются изменению их сознание и мировоззрение, что может позитивно и решающим образом сказаться на всем последующем их поведении после освобождения из исправительного учреждения. Ведь, как известно, образ жизни, поведение и личностные установки предопределяют дальнейший жизненный путь человека, в том числе и склонности к совершению преступления [2, с. 25].
Таким образом, медиация представляет собой новейшую психологическую методику воздействия на поведение граждан, находящихся в условиях изоляции от общества, при этом исходящую от профессионала - медиатора. Поиск компромисса в регулировании конфликта среди осужденных с помощью медиатора представляется наиболее удачным проектом по сравнению с осуществлением данной функции сотрудником УИС, в том числе психологом.
Очевидно, что медиация в уголовно-исполнительной сфере имеет свои особенности, отличающие ее от процедуры, применяемой для урегулирования иных споров, вытекающих из правоотношений, предусмотренных ч. 2 ст. 1 Закона о медиации. Поэтому при регулировании данного вопроса в нормах УИК РФ необходимо учесть следующее.
1. Значение института медиации прослеживается одновременно по ряду важных направлений. Во-первых, провозглашенное в Европейских пенитенциарных правилах право на использование медиации для регулирования споров дополняет действующие нормы национального законодательства о правовом статусе осужденного. Во-вторых, использование медиации направлено на обеспечение режима и безопасности в исправительных учреждениях. В-третьих, использование медиации находит свое выражение в оптимизации социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными. Данная форма работы способна благоприятно повлиять на процесс социальной адаптации, формирование у лиц, отбывших наказание, уважительного отношения к человеку и обществу, а также минимизировать негативные социальные последствия, связанные с изоляцией осужденных от общества [8, с. 2196 - 2200]. Однако нужно понимать, что медиация способна вариативно моделировать поведение людей и их взаимоотношения.
2. Сферой применения медиации в исправительных учреждениях нужно считать конфликты между осужденными. Разногласия между сотрудником УИС (как носителем публичной власти) и осужденным не должны подлежать урегулированию с помощью медиатора (ч. 5 ст. 1 Закона о медиации).
3. Предлагаемый вид медиации следует рассматривать как внесудебную примирительную процедуру.
4. Механизм регулирования конфликтов в исправительных учреждениях с помощью медиации нуждается в обоснованных ограничениях, пожалуй, как ни в какой другой известной области применения медиации. Свобода осужденных в принятии решения для урегулирования конфликта должна ограничиваться федеральным законом исходя из интересов безопасности личности, общества и государства.
5. Принципы медиации в рассматриваемой сфере не могут быть исчерпаны только теми, которые установлены в Законе о медиации. Кроме того, на наш взгляд, ограничиваться классификацией принципов медиации на собственно правовые и внеправовые, доктринальные и нормативно-определенные, как это делает К.А. Шумова, недостаточно [15, с. 13 - 14]. Особенности процедуры медиации, применяемой в местах лишения свободы, следует закрепить в специальных принципах [3, с. 94 - 97]. Это станет существенным дополнением общих начал, установленных в ст. 3 Закона о медиации, в проведении процедуры вне зависимости от сферы применения медиации. В то же время принципы реализации медиации в УИС должны корреспондировать с общими принципами пенитенциарного законодательства и строго им соответствовать.
6. В поддержке и развитии нуждаются не методы медиации и не отдельные медиативные технологии в их применении в местах лишения свободы, а законодательно предусмотренная процедура медиации.
7. Участие в урегулировании конфликтов между осужденными профессионального медиатора обоснованно и оправданно. При этом сотрудники УИС должны быть хорошо информированы о процедуре медиации, в том числе и для проведения соответствующей разъяснительной работы.
Выводы. Множество не решенных законодателем вопросов применения медиации сдерживает как общее, так и специальное ее развитие в некоторых сферах жизни общества, в том числе в системе УИС. В этой связи в рамках единичных пока проектов субъектов Российской Федерации (Республика Адыгея, Архангельская и Вологодская области [5, с. 60 - 63]) предпринимаются попытки практического воплощения процедуры медиации как в целом среди осужденных, так и в отдельных группах (среди несовершеннолетних и лиц женского пола). Эти попытки представляют определенный интерес, поскольку дают конкретный практический результат, подкрепляя тем самым некоторые доктринальные разработки.
Думается, экспериментальное внедрение медиации в исправительных учреждениях нужно продолжать и расширять. Итоги мониторинга реализации этой процедуры следует рассматривать в качестве основного критерия определения состоятельности института медиации в урегулировании конфликтов осужденных, снижении уровня напряженности в местах лишения свободы. Не вызывает сомнений, что это приведет к необходимости совершенствования УИК РФ. Зарубежная практика применения медиации показывает, что ее эффективность резко повышается (пусть даже и не сразу) в тех странах, где она законодательно закреплена [6, с. 25]. При этом нужно понимать, что не исключены издержки нововведения, своеобразные приспособления к нему со стороны осужденных. Невозможно точно прогнозировать, какой по отношению к этой процедуре сложится стереотип поведения в среде осужденных и каким будет личностное отношение к новому явлению. Главным фактором при этом должна стать эффективность применения медиации для достижения целей и задач уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.
Список литературы
1. Антипов А.Н., Антипов В.А. История возникновения и развития медиации // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2013. N 4. С. 23 - 25.
2. Афиногенов В.А. Субкультура осужденных и ее влияние на их поведение в условиях изоляции: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2016. С. 5, 25.
3. Громов В.Г., Минкина Н.И. Принципы медиации в исправительных учреждениях // Алтайский юридический вестник. 2016. N 2 (14). С. 94 - 97.
4. Заборовская Ю.М. Отдельные аспекты соотношения понятий "безопасность", "угроза безопасности" и "источник повышенной опасности" (на примере уголовно-исполнительной системы) // Вестник Кузбасского института. 2015. N 4. С. 36 - 43.
5. Зауторова Э.В. Использование медиации в воспитательном процессе исправительных учреждений // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. N 3 (62). С. 60 - 63.
6. Зорин Р.Г. Тенденции и перспективы совершенствования механизма правового регулирования процедуры медиации в уголовном процессе Республики Беларусь и Российской Федерации // Евразийская адвокатура. 2014. N 2 (9). С. 22 - 30.
7. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 14.10.2010 N 1772-р // СПС "КонсультантПлюс".
8. Минкина Н.И. Медиация и необходимость совершенствования уголовно-исполнительного законодательства // Концепт. 2016. Т. 15. С. 2196 - 2200.
9. Федеральная закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" // Собрание законодательства РФ. 2010. N 31. Ст. 4162.
10. Огородников В.И., Летунов В.Н. Кадры уголовно-исполнительной системы России на современном этапе // Уголовно-исполнительное право. 2015. N 3. С. 116 - 121.
11. Рекомендация Комитета министров Совета Европы Rec (2006)2 государствам - членам Совета Европы о Европейских пенитенциарных правилах, принята 11.01.2006 // СПС "КонсультантПлюс".
12. Садовникова М.Н. Медиация и медиативные технологии в профессиональной деятельности сотрудников субъектов системы профилактики преступности несовершеннолетних // Сибирский юридический вестник. 2013. N 3 (62). С. 76 - 80.
13. Смирнов Л.Б. Концепция нового Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан в контексте трансформации уголовной и уголовно-исполнительной политики // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2013. N 2 (29). С. 35 - 38.
14. Тепляшин П.В. Проблемы гармонизации отечественного уголовно-исполнительного законодательства в свете концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года // Правовые проблемы укрепления российской государственности: Сб. статей. Томск, 2011. С. 60 - 62.
15. Шумова К.А. Принципы медиации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2015. С. 13 - 14.
16. Юнусов А.А., Юнусов С.А. Принцип справедливости в уголовно-исполнительном праве России как основной фактор обеспечения прав человека в процессе исполнения уголовных наказаний // Уголовно-исполнительное право. 2015. N 3. С. 45 - 49.
References
1. Antipov A.N., Antipov V.A. Istoriia vozniknoveniia i razvitiia mediatsii // Ugolovno-ispolnitel'naia sistema: pravo, ekonomika, upravlenie. 2013. N 4. S. 23 - 25.
2. Afinogenov V.A. Subkul'tura osuzhdennykh i ee vliianie na ikh povedenie v usloviiakh izoliatsii: Avtoref. dis. ... kand. iurid. nauk. Saratov, 2016. S. 5, 25.
3. Gromov V.G., Minkina N.I. Printsipy mediatsii v ispravitel'nykh uchrezhdeniiakh // Altaiskii iuridicheskii vestnik. 2016. N 2 (14). S. 94 - 97.
4. Zaborovskaia Iu.M. Otdel'nye aspekty sootnosheniia poniatii "bezopasnost'", "ugroza bezopasnosti" i "istochnik povyshennoi opasnosti" (na primere ugolovno-ispolnitel'noi sistemy) // Vestnik Kuzbasskogo instituta. 2015. N 4. S. 36 - 43.
5. Zautorova E.V. Ispol'zovanie mediatsii v vospitatel'nom protsesse ispravitel'nykh uchrezhdenii // Psikhopedagogika v pravookhranitel'nykh organakh. 2015. N 3 (62). S. 60 - 63.
6. Zorin R.G. Tendentsii i perspektivy sovershenstvovaniia mekhanizma pravovogo regulirovaniia protsedury mediatsii v ugolovnom protsesse Respubliki Belarus' i Rossiiskoi Federatsii // Evraziiskaia advokatura. 2014. N 2 (9). S. 22 - 30.
7. Kontseptsiia razvitiia ugolovno-ispolnitel'noi sistemy Rossiiskoi Federatsii do 2020 goda: utv. rasporiazheniem Pravitel'stva RF ot 14.10.2010 N 1772r // SPS "Konsul'tantPlius".
8. Minkina N.I. Mediatsiia i neobkhodimost' sovershenstvovaniia ugolovno-ispolnitel'nogo zakonodatel'stva // Kontsept. 2016. T. 15. S. 2196 - 2200.
9. Feder. zakon ot 27.07.2010 N 193-FZ "Ob al'ternativnoi protsedure uregulirovaniia sporov s uchastiem posrednika (protsedure mediatsii)" // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2010. N 31. St. 4162.
10. Ogorodnikov V.I., Letunov V.N. Kadry ugolovno-ispolnitel'noi sistemy Rossii na sovremennom etape // Ugolovno-ispolnitel'noe pravo. 2015. N 3. S. 116 - 121.
11. Rekomendatsiia Komiteta ministrov Soveta Evropy Rec (2006)2 gosudarstvam - chlenam Soveta Evropy o Evropeiskikh penitentsiarnykh pravilakh: priniata 10.01.2006 // SPS "Konsul'tantPlius".
12. Sadovnikova M.N. Mediatsiia i mediativnye tekhnologii v professional'noi deiatel'nosti sotrudnikov sub'ektov sistemy profilaktiki prestupnosti nesovershennoletnikh // Sibirskii iuridicheskii vestnik. 2013. N 3 (62). S. 76 - 80.
13. Smirnov L.B. Kontseptsiia novogo Ugolovno-ispolnitel'nogo kodeksa Respubliki Kazakhstan v kontekste transformatsii ugolovnoi i ugolovno-ispolnitel'noi politiki // Kriminologiia: vchera, segodnia, zavtra. 2013. N 2 (29). S. 35 - 38.
14. Tepliashin P.V. Problemy garmonizatsii otechestvennogo ugolovno-ispolnitel'nogo zakonodatel'stva v svete kontseptsii razvitiia ugolovno-ispolnitel'noi sistemy Rossiiskoi Federatsii do 2020 goda // Pravovye problemy ukrepleniia rossiiskoi gosudarstvennosti: Sb. statei. Tomsk, 2011. S. 60 - 62.
15. Shumova K.A. Printsipy mediatsii: Avtoref. dis. ... kand. iurid. nauk. Saratov, 2015. S. 13 - 14.
16. Iunusov A.A., Iunusov S.A. Printsip spravedlivosti v ugolovno-ispolnitel'nom prave Rossii kak osnovnoi faktor obespecheniia prav cheloveka v protsesse ispolneniia ugolovnykh nakazanii // Ugolovno-ispolnitel'noe pravo. 2015. N 3. S. 45 - 49.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных