Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЦИФРОВОГО ФИНАНСОВОГО РЫНКА
А.С. ГАРДАЛОЕВ
Понятие "цифровизация" является относительно новым явлением при его рассмотрении в правовой плоскости. Раскрывая сущность и содержание указанного понятия в качестве "процесса", следует отметить, что он охватил почти все сферы жизнедеятельности человека, ввиду чего не все специалисты в области права дают однозначно положительную оценку данному явлению и признают его пользу в сфере безопасности.
В целях недопущения введения читателя в заблуждение и определения границ предмета исследования видится необходимым уточнить, в какой проблемной плоскости будет рассмотрен данный процесс.
Общепринято, что финансовые инструменты условно подразделяют на традиционные и инновационные, к которым относятся цифровые финансы, анализ положения которых будет проведен в данной статье.
Исходя из вышеизложенного, рынок таких активов находится на первоначальном этапе своего развития, он значительно уступает рынку традиционных финансовых инструментов, на что также обращает внимание и Банк России <1>. В силу вышесказанного актуализируется необходимость рассмотрения причин и условий, не только препятствующих его развитию, но и тех, которые бы смогли позитивно повлиять на развитие таковых.
--------------------------------
<1> Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2023 г. и период 2024 и 2025 гг. URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/143773/onfr_2023-2025.pdf (дата обращения: 04.08.2023).
Итак, в настоящее время правовые условия для оборота инновационных активов на финансовом рынке (утилитарные цифровые права - УЦП и цифровые финансовые активы - ЦФА) урегулированы Федеральным законом N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <2> (далее - Закон о ЦФА) и Федеральным законом N 259-ФЗ "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <3> (далее - Закон о краудфандинге).
--------------------------------
<2> Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 259-ФЗ N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
<3> Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 259-ФЗ N 259-ФЗ "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
Также следует отметить, что были внесены поправки в налоговое законодательство и создан реестр операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск ЦФА (в настоящее время их 10).
Вышеуказанные факторы поспособствовали вхождению первых участников рынка цифровых прав в "легальное поле" - состоялись первые выпуски ЦФА.
Тем не менее нельзя не отметить необходимость в осуществлении большой законотворческой работы по:
а) уточнению правил налогообложения цифровых прав;
б) обеспечению возможности обращения инновационных продуктов на традиционных инфраструктурах финансового рынка;
в) установлению соотношения традиционных финансовых инструментов и цифровых прав;
г) уточнению нормативных требований законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, конвергенции с правилами обращения цифровых прав за рубежом, регулированием смарт-контрактов.
Важно заметить, что ЦФА и УЦП не следует рассматривать как средство платежа. Они ценны исключительно как инвестиционный актив. ЦФА могут быть облечены практически в любую "правовую оболочку". В России пока состоялся выпуск ЦФА в виде денежных требований, что отчасти напоминает процедуру выплаты по "классическим" облигациям. Но в отличие от облигаций ЦФА могут быть оформлены практически любым гражданско-правовым договором.
Например, в октябре 2022 г. на информационной платформе "Атомайз" компания, специализирующаяся на драгоценных металлах, выпустила ЦФА под право требования золота, серебра, платины <4>.
--------------------------------
<4> Красцветмет. Официальный сайт. Новости. URL: https://www.krastsvetmet.ru/ (дата обращения: 06.08.2023).
Следует обратить фокус внимания и на тенденции развития рассматриваемых явлений.
Так, например, ярким событием для мира науки в области права, а не только экономики стало введение в легальный оборот с августа 2023 г. цифрового рубля, который подлежит рассмотрению в качестве средства платежа.
О перспективах развития цифрового рубля первый заместитель председателя Банка России О. Скоробогатова сказала, что регулятор рассматривает цифровой рубль как платежный инструмент, которым можно будет рассчитываться в торговых точках подобно банковским картам с использованием СБП.
В планах ЦБ разработать технологию, позволяющую рассчитываться цифровым рублем там, где нет Интернета, и обеспечить защиту цифрового рубля банковской тайной <5>. Но с августа 2023 г. операции с цифровым рублем смогут проводить только участники пилотного проекта (13 банков, 30 торговых точек в 11 городах), проводимого Центробанком. Из преимуществ работы с цифровым рублем регулятор определил пока только сниженный процент для торгующих организаций при расчетах. Так, например, если эквайринг в среднем составляет 1,5 - 3%, то установленная комиссия в 0,3% будет импульсом для бизнеса переходить на цифровой рубль. Для конечного потребителя пока никаких стимулов не предусмотрено.
--------------------------------
<5> Беляков Е. "Цифровой рубль - это новые возможности для человека и бизнеса": плюсы, минусы и перспективы новой формы российской валюты". Интервью О. Скоробогатовой // Банк России. Новости. 2023. 1 августа. URL: https://cbr.ru/press/event/?id=16976 (дата обращения: 04.08.2023).
Нельзя не отметить в противовес тот факт, что мировые финансовые аналитики с большой осторожностью относятся к цифровым валютам центральных банков.
Так, Институт CFA, международная профессиональная ассоциация, предоставляющая сертификаты и обучение финансовых аналитиков, провел опрос среди своих членов.
Только 42% поддержали выпуск национальной цифровой валюты, 24% не имеют мнения по данному вопросу. Наибольшую поддержку высказали в Китае (70%) и Индии (66%), наименьшую - в США (31%). В качестве причин поддержки были названы ускорение в платежах и переводах, а также центральная роль государства в развитии цифровых активов <6>.
--------------------------------
<6> CFA Institute Community. URL: https://cfasociety.org/home (дата обращения: 06.08.2023).
В настоящее время в мировой практике регулирования цифрового финансового рынка сложились три подхода:
- регулирование традиционных и инновационных финансовых инструментов осуществляется по одному правовому режиму;
- адаптация существующего нормативного регулирования под особенности цифровых технологий;
- введение новых специально разработанных нормативных актов.
Банк России указал, что наша страна выбрала третий путь, выделив отдельный объект регулирования с особым правовым статусом и не предполагая квалификации цифровых активов в качестве цифрового представления традиционных финансовых инструментов <7>.
--------------------------------
<7> Развитие рынка цифровых активов в Российской Федерации. Доклад для общественных консультаций. URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/141991/Consultation_Paper_07112022.pdf (дата обращения: 03.08.2023).
Представляется, что искать или прогнозировать уголовно-правовые риски на цифровом финансовом рынке, в том числе и в обороте цифрового рубля, еще преждевременно.
Видится допустимым придерживаться позиции, в соответствии с которой уголовное право призвано охранять общественные отношения, а установление правил поведения участников тех или иных правоотношений - задача регулятивного законодательства.
Таким образом, как только будет создана "зона правового регулирования" - можно ставить вопрос о пределах уголовно-правовой охраны сложившихся правоотношений.
Пока законотворческий процесс движется довольно медленно. Так, еще в декабре 2022 г. председатель Комитета по финансовому рынку Государственной Думы РФ А. Аксаков на форуме РБК Крипто "Криптовалюты, майнинг и цифровые активы" заявил, что режим "производства" цифровой валюты будет установлен, но не для использования внутри страны, а для оплаты параллельного импорта. Законопроект, о котором говорил председатель комитета, был представлен на обсуждение в Государственную Думу в ноябре 2022 г. <8>, работа над ним продолжается.
--------------------------------
<8> Паспорт законопроекта N 237585-8. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/237585-8 (дата обращения: 03.08.2023).
В пояснительной записке сказано: "Принятие законопроекта позволит сформировать правоприменительную практику, которая в том числе будет способствовать обеспечению дальнейшего комплексного регулирования вопросов, связанных с выпуском и оборотом цифровых валют" <9>. Правовое управление представило ряд существенных замечаний, касающихся как противоречий внутри закона о цифровой валюте <10>, так и противоречий с положениями Налогового кодекса Российской Федерации.
--------------------------------
<9> Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Законопроект N 237585-8. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/237585-8 (дата обращения: 03.08.2023).
<10> Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2020. N 31 (ч. I). Ст. 5018.
Примечательно, что поправки, касающиеся майнинга, в закон о цифровой валюте еще не приняты, а председатель Комитета по финансовым рынкам Государственной Думы на Российском форуме финансового рынка заявил о подготовленном законопроекте об уголовной ответственности за незаконную организацию криптобирж и злостное уклонение от предоставления отчетов об операциях с цифровой валютой, а также административной ответственности за незаконный майнинг <11>.
--------------------------------
<11> Об ответственности за незаконный оборот криптовалюты // Платформа ШАРД. 2023. 12 апреля. URL: https://shard.ru/article/legalization_of_cryptocurrencies_in_russia (дата обращения: 03.08.2023).
Есть основание полагать, что вопрос об установлении уголовной ответственности за определенные деяния, где предметом преступления будет выступать ЦФА и УЦП, еще крайне преждевременен. Видится, что все будет зависеть от установленных регуляторных правил.
Стоит отметить, что нет единого мнения относительно создания криптобирж или иных площадок для легального обмена криптовалюты. Отдельные ЦФА и УПЦ обладают признаками, сходными с традиционными финансовыми инструментами. Например, ЦФА, включающие денежные требования, могут иметь размер обязательства, эквивалентом которого является какой-либо конкретный базовый актив (ценные бумаги, драгоценные металлы и т.п.). УЦП также могут обладать характеристиками, предоставляющими право требовать передачи вещи, исключительных прав или прав на использование результатов интеллектуальной деятельности. Однако синхронизация регулирования цифровых активов и традиционных финансовых инструментов невозможна, так как даже на те цифровые активы, которые имеют сходные характеристики с традиционными финансовыми инструментами, распространяются самостоятельные регуляторные нормы. В этой связи и уголовно-правовые риски также будут разными.
Видится, что предметные рассуждения о режиме уголовно-правовой охраны цифрового финансового рынка на данном этапе будут преждевременными. В настоящее время криптопреступность (как явление) изучается в таких секторах, как незаконная продажа запрещенных товаров и услуг (наркотики, порнография и т.д.), отмывание преступных доходов и хищения криптовалюты <12>. Но здесь речь идет не о нелегальной деятельности профессиональных участников на финансовом рынке. Актуализируется замечание, сделанное М.И. Номовой: "...попытка осмысления возможности применения Уголовного кодекса к преступным посягательствам, совершаемым посредством или в отношении криптовалют, - это попытка помещения динамично развивающихся экономических отношений в прокрустово ложе консервативного по своей сути уголовного закона" <13>.
--------------------------------
<12> См., напр.: Иванцов С.В. Преступления, связанные с использованием криптовалюты: основные криминологические тенденции / С.В. Иванцов, Э.Л. Сидоренко, Б.А. Спасенников [и др.] // Всероссийский криминологический журнал. 2019. Т. 13. N 1. С. 85 - 93; Русскевич Е.А., Малыгин И.И. Преступления, связанные с обращением криптовалют: особенности квалификации // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2021. N 3. С. 106 - 125; Московченко А.В. Преступления, совершаемые при помощи криптовалюты: современное состояние и проблемы противодействия // Следственная деятельность: проблемы, их решение, перспективы развития: материалы III Всероссийской молодежной научно-практической конференции: сб. науч. ст. М.: Московская академия Следственного комитета Российской Федерации, 2020. С. 789 - 792; Петрова А.А., Трусова А.Ю. Проблематика расследования преступлений, связанных с криптовалютой // Неделя науки Санкт-Петербургского государственного морского технического университета. 2021. N 1 - 3.
<13> Немова М.И. Уголовный закон и криптовалюта: вызовы и перспективы // Уголовное право: стратегия развития в XXI веке: материалы XV Международной конференции: сб. науч. ст. / члены редакционной коллегии: Ю.В. Грачева, Э.Н. Жевлаков, И.Э. Звечаровский [и др.]; отв. ред. А.А. Бимбинов, В.Н. Воронин. М.: РГ-Пресс, 2018. С. 585 - 587.
Даже гипотетические рассуждения о возможных уголовно-правовых рисках в сфере цифрового финансового рынка преждевременны по следующим причинам:
1) законодательная и нормативно-правовая база рынка цифровых прав находится на этапе формирования;
2) не определены концептуальные направления развития цифрового финансового рынка в части вопроса об исключительно самостоятельном развитии, т.е. параллельно с традиционным финансовым рынком, либо возможности "пересечения" некоторых аспектов (по видам участников, механизму производства и реализации, возможности дробления ЦФА, порядку допуска эмитента ЦФА, объему требований к профессиональным участникам, обеспечению прав неквалифицированных участников, механизму залога и обеспечения ЦФА и УЦП, критериям ЦФА для участия институциональных инвесторов и т.д., с учетом ряда "частных" вопросов);
3) не урегулированы вопросы качества программного кода и, как следствие, ошибок в нем, невозможно восстановление доступа при утрате пароля;
4) относительно маленький объем инвестиций в ЦФА, который составляет около 6% участников финансового рынка.
Следует отметить, что и об эффективной уголовно-правовой охране традиционного финансового рынка говорить сложно, в этой части уголовное законодательство находится на стадии формирования, что подтверждается рядом норм, введенных в уголовный закон за последние годы, целью которых является охрана непрофессиональных участников финансового рынка от посягательств, могущих причинить (или причинивших) существенный ущерб. Выработка научно обоснованных рекомендаций по эффективной уголовно-правовой охране интересов участников традиционного финансового рынка может стать в перспективе "рабочей формулой" для формирования уголовно-правовых запретов в сфере цифрового финансового рынка в ситуациях, где будет "пересечение" традиционных и инновационных секторов финансового рынка. Там, где цифровой финансовый рынок будет развиваться по самостоятельному пути, с неизбежностью будут складываться иные (отличные от традиционных) уголовно-правовые риски. Какие будут эти риски - зависит от выбранного регуляторного пути. Иными словами, следует придерживаться принципа, выдвинутого Банком России относительно инновационного и традиционного финансового рынка: "одинаковое содержание и риски - одинаковое регулирование".
Литература
1. Иванцов С.В. Преступления, связанные с использованием криптовалюты: основные криминологические тенденции / С.В. Иванцов, Э.Л. Сидоренко, Б.А. Спасенников [и др.] // Всероссийский криминологический журнал. 2019. Т. 13. N 1. С. 85 - 93.
2. Московченко А.В. Преступления, совершаемые при помощи криптовалюты: современное состояние и проблемы противодействия / А.В. Московченко // Следственная деятельность: проблемы, их решение, перспективы развития: материалы III Всероссийской молодежной научно-практической конференции (г. Москва, 25 ноября 2019 г.): сборник научных статей. Москва: Московская академия Следственного комитета Российской Федерации, 2020. С. 789 - 792.
3. Немова М.И. Уголовный закон и криптовалюта: вызовы и перспективы / М.И. Немова // Уголовное право: стратегия развития в XXI веке: материалы XV Международной конференции (г. Москва, 25 - 26 января 2018 г.): сборник научных статей / члены редакционной коллегии: Ю.В. Грачева, Э.Н. Жевлаков, И.Э. Звечаровский [и др.]; ответственные редакторы А.А. Бимбинов, В.Н. Воронин. Москва: РГ-Пресс, 2018. С. 585 - 587.
4. Петрова А.А. Проблематика расследования преступлений, связанных с криптовалютой / А.А. Петрова, А.Ю. Трусова // Неделя науки Санкт-Петербургского государственного морского технического университета. 2021. N 1 - 3.
5. Русскевич Е.А. Преступления, связанные с обращением криптовалют: особенности квалификации / Е.А. Русскевич, И.И. Малыгин // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2021. N 3. С. 106 - 125.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.