Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЦ, ПРИВЛЕКАЕМЫХ К УЧАСТИЮ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ
В.А. КОНОВАЛОВ
Федеральным законом от 24 июня 2023 г. N 270-ФЗ "Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции", который начал действовать с этой же даты, установлены основания освобождения от уголовной ответственности лиц, призванных на военную службу по мобилизации или в военное время в Вооруженные Силы РФ (ВС), заключающих (заключивших) контракт о прохождении военной службы в ВС либо проходящих военную службу в ВС в период мобилизации, в период военного положения или в военное время.
Фактически этот Федеральный закон расширяет перечень оснований освобождения от уголовной ответственности по реабилитирующему основанию, что порождает вопросы у правоприменителей.
Исходя из принципа законности, предусмотренного в ч. 1 ст. 3 УК РФ, преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только этим Кодексом.
Вместе с тем отечественный законодатель не предусмотрел перечня оснований освобождения от уголовной ответственности, а раскрыл некоторые из них в гл. 11 УК.
Анализ новелл Федерального закона N 270-ФЗ показывает, что предусматривается два основания освобождения от уголовной ответственности по субъектному составу: 1) освобождение от уголовной ответственности в связи с призывом лица на военную службу по мобилизации или в военное время либо заключением лицом в период мобилизации, в период военного положения или в военное время контракта о прохождении военной службы (ст. 3); 2) освобождение лица от уголовной ответственности в связи с прохождением военной службы в период мобилизации, в период военного положения или в военное время (ст. 4). Также отдельно нормы рассматриваемого Закона выделяют основания освобождения от наказания.
Поскольку указанные основания не связаны с отсутствием в действиях лиц состава преступления, то являются нереабилитирующими. Важно отметить, что, несмотря на условное доктринальное разделение оснований освобождения от уголовной ответственности на реабилитирующие и нереабилитирующие, по своей сути они могут быть исключительно реабилитирующими, поскольку освобождение от уголовной ответственности - это отказ государства от ее реализации в отношении лица, совершившего преступление (в частности, от осуждения и наказания такого лица), на что указано в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2013 г. N 19 "О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности".
Вместе с тем анализ разъяснений, содержащихся в этом Постановлении Пленума, показывает, что краеугольным камнем при каждом обсуждении вопроса об освобождении от уголовной ответственности (по каждому из ее видов, предусмотренных в гл. 11 УК) является существенное снижение степени общественной опасности преступления, что соответствует задачам и принципам уголовного законодательства.
В рассматриваемом случае законодатель вводит основания освобождения от уголовной ответственности иной правовой природы, которые больше схожи с основаниями освобождения от наказания, поскольку связаны исключительно со свойствами субъекта преступления. Таким образом, снижения правоприменителем степени общественной опасности преступления при освобождении от уголовной ответственности в соответствии с Федеральным законом N 270-ФЗ не требуется.
Существенное значение имеет лишь установление факта совершения преступления (в том числе его тяжести) и признаков субъекта, которые влекут его освобождение от уголовной ответственности.
В первом случае (ст. 3) законодатель предусмотрел возможность освобождения от уголовной ответственности лица, совершившего преступление небольшой или средней тяжести, уголовное дело (уголовное преследование) в отношении которого приостановлено по ходатайству командования воинской части (учреждения), призванного на военную службу по мобилизации или в военное время в ВС либо заключившего в период мобилизации, в период военного положения или в военное время контракт о прохождении военной службы в ВС, со дня награждения государственной наградой, полученной в период прохождения военной службы; со дня увольнения с военной службы по основанию, предусмотренному подп. "а", "в" или "о" п. 1 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Во втором случае (ст. 4) закреплена возможность освобождения от уголовной ответственности лица, проходящего военную службу в ВС в период мобилизации, в период военного положения или в военное время, уголовное дело (уголовное преследование) в отношении которого приостановлено по ходатайству командования воинской части (учреждения) в период прохождения военной службы с того же момента, как и в первом случае.
Законодатель определил категории лиц, в отношении которых осуществляется уголовное преследование и на которых положения рассматриваемого Федерального закона не распространяются.
Для правильного применения Федерального закона N 270-ФЗ необходимо определить правовую сущность содержащихся в нем оснований освобождения от уголовной ответственности.
Следует отметить, что отказ от уголовного преследования - право государства, однако коль скоро "закрепление в законе уголовно-правовых запретов и санкций за их нарушение не может быть произвольным" <1>, то и освобождение от уголовной ответственности должно иметь свое законодательное обоснование <2>.
--------------------------------
<1> Постановление Конституционного Суда РФ от 19 марта 2003 г. N 3-П "По делу о проверке конституционности положений Уголовного кодекса Российской Федерации, регламентирующих правовые последствия судимости лица, неоднократности и рецидива преступлений, а также пунктов 1 - 8 Постановления Государственной Думы от 26 мая 2000 года "Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" в связи с запросом Останкинского межмуниципального (районного) суда города Москвы и жалобами ряда граждан".
<2> См.: Понятовская Т.Г. Нужны ли условиям освобождения от уголовной ответственности формальные признаки? // Общество и право. 2015. N 4. С. 94.
Вместе с тем, поскольку Закон соответствующих причин не определяет, указанный вопрос является в науке дискуссионным. Некоторые ученые сходятся во мнении, что основой освобождения от уголовной ответственности является утрата или снижение степени общественной опасности преступления. Так, В. Сверчков указывает, что "основание освобождения от уголовной ответственности - это совокупность условий, свидетельствующая об утраченной или сниженной общественной опасности лица, совершившего предусмотренное уголовным законом деяние, и (или) самого деяния" <3>. Другие авторы считают, что отказ государства от уголовного преследования не связан во всех случаях с названным обстоятельством, и приводят в качестве примера возможность прекращения уголовного дела в связи с истечением сроков давности <4>. Иные исследователи указывают, что общественная опасность преступления не может оставаться неизменной и может по истечении времени снижаться <5>.
--------------------------------
<3> Общая часть уголовного права: состояние законодательства и научной мысли / Под ред. Н.А. Лопашенко. СПб., 2011. С. 687.
<4> См.: Кауфман М.А. К вопросу об основании освобождения от уголовной ответственности // Журнал российского права. 2021. N 1. С. 143 - 156.
<5> См.: Пудовочкин Ю.Е. Оценка судом общественной опасности преступления. М., 2019. С. 189.
Так, согласно пояснительной записке положения рассматриваемого Федерального закона направлены на законодательное закрепление правовых гарантий освобождения от уголовной ответственности лиц, заключающих (заключивших) контракт о прохождении военной службы в ВС в период военного положения или в военное время <6>. Таким образом, законодатель исходит из целесообразности отказа от уголовного преследования (а также применения наказания) в отношении определенной категории лиц, участвующих в специальной военной операции. А вопрос об уменьшении степени общественной опасности решается путем определения категорий преступлений, при совершении которых возможно освобождение от уголовной ответственности (небольшой или средней тяжести), и указания деяний, при совершении которых прекращение уголовного дела невозможно (исходя из степени их общественной опасности).
--------------------------------
<6> Пояснительная записка к проекту федерального закона "Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции" // https://sozd.duma.gov.ru/bill/378326-8.
В этом случае анализируемые новеллы об освобождении от уголовной ответственности близки по своей правовой природе к институту амнистии. Согласия потерпевшего на освобождение от уголовной ответственности правоприменителю не требуется.
Таким образом, положения Федерального закона N 270-ФЗ не направлены на длительное неоднократное применение, в этой ситуации изменение норм УК было нецелесообразным.
Вместе с тем суд не может руководствоваться в своих решениях исключительно Федеральным законом N 270-ФЗ и, как показывает судебная практика, вынужден применять его нормы в совокупности со ст. 80.1 УК, которая в качестве главного критерия прекращения уголовного преследования предусматривает изменение степени общественной опасности преступления, что создает правовую неопределенность относительно необходимости оценки общественной опасности преступления. По сути, правоприменитель должен оценить снижение степени общественной опасности преступления при том, что государство отказывается от уголовного преследования рассматриваемой категории лиц, уже заложив изменение степени общественной опасности преступления в сам закон, и не требует оценивать это обстоятельство при рассмотрении вопроса о прекращении уголовного дела.
Во избежание такой коллизии, исходя из положений ч. 1 ст. 3 УК, законодателю следовало бы закрепить в УК в качестве основания освобождения от уголовной ответственности возможность прекращения уголовного преследования в связи с принятием специального федерального закона, в качестве которого может рассматриваться и Федеральный закон N 270-ФЗ.
Пристатейный библиографический список
1. Кауфман М.А. К вопросу об основании освобождения от уголовной ответственности // Журнал российского права. 2021. N 1.
2. Общая часть уголовного права: состояние законодательства и научной мысли / Под ред. Н.А. Лопашенко. СПб., 2011.
3. Понятовская Т.Г. Нужны ли условиям освобождения от уголовной ответственности формальные признаки? // Общество и право. 2015. N 4.
4. Пудовочкин Ю.Е. Оценка судом общественной опасности преступления. М., 2019.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.