Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
"АМНИСТИЯ КАПИТАЛОВ" КАК ОСОБЫЙ ВИД ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО ДЕЛАМ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Ч. 3 СТ. 76.1 УК РФ)
В.В. ВЛАСЕНКО
15 июня 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 8 июня 2015 г. N 140-ФЗ "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <1> (далее - Закон), основополагающей целью которого в условиях западных санкций и острого финансового дефицита является легализация активов, направленная на возвращение перемещенных активов обратно в Россию и "торможение" их выведения из страны. Данный Закон предоставляет лицам, легализовавшим свои активы, гарантии, связанные с освобождением их от уголовной, административной и налоговой ответственности. Этим же Законом (ст. 9) ст. 76.1 УК РФ дополнена ч. 3, в которой содержатся условия освобождения от уголовной ответственности в рамках "амнистии капиталов".
--------------------------------
<1> См.: СЗ РФ. 2015. N 24. Ст. 3367.
В ч. 3 ст. 76.1 УК РФ законодателем употребляется категорическая формулировка: "Лицо освобождается от уголовной ответственности...", поэтому приведенную норму следует отнести к обязательному (императивному) виду освобождения от уголовной ответственности. Представляется, что исходя из своей политико-правовой специфики приведенная норма не может иметь иного характера, кроме как обязательного.
Освобождению от уголовной ответственности подлежит декларант либо лицо, информация о котором содержится в специальной декларации, поданной в соответствии с Законом. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона, декларант - это физическое лицо, представившее специальную декларацию (далее декларация) в соответствии с Законом и являющееся гражданином РФ, иностранным гражданином или лицом без гражданства. Понятие "лицо, информация о котором содержится в декларации" в Законе прямо не раскрыто, но исходя из его содержания под ним следует понимать: а) номинального владельца бумаг, т.е. лицо, осуществляющее права собственника имущества в интересах и (или) по поручению физического лица на основании договора номинального владения имуществом (п. 3 ч. 1 ст. 2 Закона). Договор номинального владения имуществом - договор, который заключен в соответствии с законодательством иностранного государства и на основании которого права собственника, принадлежащие физическому лицу, передаются иному лицу, осуществляющему эти права в интересах и (или) по поручению данного физического лица (п. 2 ч. 1 ст. 2 Закона); б) лицо, которое согласно указанным в декларации сведениям принимало участие в процессе приобретения, использования либо распоряжения имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями и (или) открытия и (или) зачисления денежных средств на счета (вклады). При участии в данных действиях юридического лица освобождению от уголовной ответственности подлежит должностное лицо, которое в соответствии с распорядительными документами этого юридического лица выполняло организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции (ч. 2 ст. 4 Закона). Иными словами, от уголовной ответственности освобождаются не только лица, представившие декларацию, в действиях которых содержатся признаки составов определенных преступлений в сфере экономической деятельности, но и лица, являющиеся соучастниками этих преступлений, при условии наличия сведений о них в декларации.
Необходимым условием освобождения от ответственности выступает выявление факта совершения декларантом или лицом, информация о котором содержится в декларации, деяний, содержащих признаки составов определенных преступлений в сфере экономической деятельности. Причем выявленные деяния должны быть совершены до 1 января 2015 г., т.е. совершение лицом соответствующих преступлений после указанной даты исключает применение ч. 3 ст. 76.1 УК РФ, однако в такой ситуации возможно применение ч. 1, 2 данной статьи, если лицом будут выполнены предусмотренные в этих частях условия.
К указанным преступлениям в сфере экономической деятельности относятся преступления, предусмотренные ст. 193 "Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте и валюте РФ", ч. 1 и 2 ст. 194 "Уклонение от неуплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица", ст. 198 "Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица", ст. 199 "Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации", ст. 199.1 "Неисполнение обязанностей налогового агента" и ст. 199.2 "Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов" УК РФ. Четыре из перечисленных преступлений являются налоговыми, а два связаны с перемещением денежных средств или имущества из России. В приведенный перечень не вошли преступления, предусмотренные ч. 3 и 4 ст. 194 УК РФ. Можно предположить, это связано с тем, что данные деяния могут быть сопряжены с коррупцией, с применением насилия или связаны с организованной преступностью. Даже в условиях "амнистии капиталов" освобождение от ответственности за подобные преступные деяния вряд ли было правильным.
В рассматриваемый перечень также не попали деяния, которые признаются правонарушениями по классификации FATF (Financial Action Task Force) <2> (к примеру, преступления, предусмотренные ст. 174 - 175 УК РФ). Еще при разработке законопроекта министр финансов РФ А. Силуанов отмечал, что перечень деяний, предусмотренных УК РФ, подпадающих под амнистию, будет определен после консультаций с ФАТФ <3>.
--------------------------------
<2> Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег - межправительственная организация, вырабатывающая мировые стандарты в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма.
<3> См.: "Вернись, я все прощу", или На каких условиях может пройти амнистия капиталов // Сайт ГАРАНТ.РУ [Электронный ресурс] URL: http://www.garant.ru/article/619777/#ixzz3jMJzFoYk (дата обращения: 20.08.2015).
Представляется, что использование законодателем формулировки "выявление факта совершения деяния, содержащего признаки составов преступлений" не совсем корректно, так как содержание в деянии определенных признаков состава преступления еще не свидетельствует о преступности этого деяния. Общепринятым в теории является постулат, согласно которому освободить лицо от уголовной ответственности возможно только при констатации факта совершения им преступления. В связи с чем более верной видится формулировка, используемая законодателем в ч. 1, 2 ст. 76.1 УК РФ, "лицо, совершившее преступление".
Следующим условием освобождения от ответственности является то обстоятельство, что совершенные преступления должны быть связаны: а) с приобретением (формированием источников приобретения) имущества - земельные участки, другие объекты недвижимости, ценные бумаги, в том числе акции, а также доли участия и паи в уставных (складочных) капиталах российских и (или) иностранных организаций (п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона); б) с использованием либо распоряжением имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями, в отношении которых декларант на дату представления декларации является контролирующим лицом <4> (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона); в) с открытием и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады) (открытые физическим лицом на дату представления декларации о счетах (вкладах) в банках, расположенных за пределами РФ, об открытии и изменении реквизитов которых физические лица обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета в соответствии с Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле"; счета (вклады) в банках, если в отношении владельца счета (вклада) декларант на дату представления декларации признается бенефициарным владельцем в соответствии с Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и описание оснований для признания этого физического лица бенефициарным владельцем (пп. 3, 4 ч. 1 ст. 3 Закона). Информация о перечисленных действиях, а также имуществе и (или) счетах (вкладах), а также контролируемых иностранных компаниях должна содержаться в декларации.
--------------------------------
<4> В случае если основания для признания иностранной организации или иностранной структуры без образования юридического лица контролируемой иностранной компанией не связаны с прямым участием физического лица в капитале путем владения акциями, долями и (или) паями в уставных (складочных) капиталах таких компаний (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона).
В исследуемой норме содержится устраняющее возможную конкуренцию между ч. 3 и ч. 1, 2 правило, согласно которому в случае выявления соответствующих преступлений в результате представления декларации возмещение ущерба, перечисление в федеральный бюджет денежного возмещения и полученного дохода не требуется.
Весьма любопытно, что условия освобождения от уголовной ответственности не исчерпываются исключительно ч. 3 ст. 76.1 УК РФ. Значительное количество условий содержится в тексте приведенного выше Закона, однако об этом не упомянуто в УК. Такое положение можно с полной уверенностью назвать "скрытой бланкетностью" <5>.
--------------------------------
<5> См.: Наумов А.В. Российское уголовное право. Курс лекций. В 3 т. Т. 1: Общая часть. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2011. С. 221.
Так, право на освобождение от уголовной ответственности возникает с момента представления декларации (ч. 11 ст. 4 Закона). Декларация должна быть представлена в период с 1 июля по 31 декабря 2015 г. (ст. 5 Закона). В случае нарушения срока представления декларации положения ч. 3 ст. 76.1 УК РФ не применяются, однако и привлечь к уголовной ответственности декларанта не получится, в связи с тем что факт предоставления декларации и документов, прилагаемых к декларации, не может быть использован в качестве основания для возбуждения уголовного дела (ч. 3 ст. 4 Закона) и доказательства в рамках уголовного дела (ч. 4 ст. 4 Закона).
Декларация предоставляется однократно. Повторное предоставление декларации либо предоставление уточненной декларации не допускается, кроме случаев предоставления декларации после получения письменного отказа в приеме ранее представленной декларации (ч. 8 ст. 3 Закона).
Освобождение от уголовной ответственности осуществляется независимо от того, предоставлены ли декларантом все сведения об имуществе, счетах (вкладах), контролируемых иностранных компаниях или только их часть (ч. 9 ст. 4 Закона). Получается, что размер ущерба, причиненного соответствующим преступлением, определяется исходя из сведений, указанных в декларации. В случае выявления фактов совершения лицом преступлений, не связанных с имуществом, счетами (вкладами), контролируемыми иностранными компаниями, указанными в декларации, положения ч. 3 ст. 76.1 УК РФ не применяются и лицо подлежит уголовной ответственности. Но и в такой ситуации у лица сохраняется возможность быть освобожденным от уголовной ответственности уже на основании ч. 1 или 2 ст. 76.1 УК РФ.
Освобождение от уголовной ответственности невозможно, если на дату предоставления декларации в отношении декларанта или лица, информация о котором содержится в декларации, было возбуждено уголовное дело в связи с совершением соответствующего преступления, перечисленного в ч. 3 ст. 76.1 УК РФ (п. 1 ч. 8 ст. 4 Закона).
Применение ч. 3 ст. 76.1 УК РФ "не зависит от факта возврата имущества, сведения о котором содержатся в декларации, на территорию РФ, за исключением случаев, если соответствующее движимое имущество на дату представления декларации находится: 1) в государстве (на территории), включенном в список ФАТФ; 2) в государстве (на территории), которое не обеспечивает обмен информацией для целей налогообложения с РФ" <6>.
--------------------------------
<6> См. ст. 6 Закона.
Между ч. 3 ст. 76.1 и ст. 78 УК РФ может возникать определенная конкуренция в том случае, если истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности за совершение соответствующих преступлений в сфере экономической деятельности. Статья 78 УК РФ не предусматривает более привилегированных условий освобождения от ответственности по сравнению с ч. 3 ст. 76.1 УК, а выявленные преступления связаны именно с предоставленной декларацией, поэтому при возникновении конкуренции применяться должна ч. 3 ст. 76.1 УК.
Следует упомянуть и о процессуальном аспекте "амнистии капиталов", так как Законом (ст. 10) внесены определенные изменения в ст. 28.1 УПК РФ, предусматривающую порядок прекращения уголовного преследования по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности. Согласно внесенной в ст. 28.1 УПК РФ ч. 3.1 субъектами, уполномоченными прекращать уголовное преследование, являются суд и следователь с согласия руководителя следственного органа. Лицо, в отношении которого прекращается уголовное преследование, должно иметь процессуальный статус подозреваемого или обвиняемого. Если при предоставлении декларации выявляется факт совершения соответствующего преступления в сфере экономической деятельности в отношении декларанта и (или) лица, информация о котором содержится в декларации, возбуждается уголовное дело, которое в дальнейшем прекращается в обязательном порядке.
Не очень понятно, почему суд назван законодателем субъектом, уполномоченным прекращать уголовное преследование, поскольку не имеет смысла направлять в суд для рассмотрения по существу уголовное дело, которое подлежит обязательному прекращению без каких-либо дополнительных условий. Указание о том, что только суд и следователь с согласия руководителя следственного органа прекращают уголовное преследование, является неверным, в связи с тем что в соответствии с п. 9 ч. 3 ст. 151 УПК РФ по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 194 УК РФ, дознание проводится дознавателями таможенных органов РФ, а значит, и прекращаться уголовное преследование должно этими же дознавателями. Подобно ч. 3 ст. 28.1 УПК РФ в ч. 3.1 следует предусмотреть возможность прекращения уголовного преследования дознавателем с согласия прокурора.
В новой ч. 3.2 ст. 28.1 УПК РФ содержится требование, согласно которому в случае несогласия руководителя следственного органа с прекращением уголовного преследования им выносится мотивированное постановление об отказе в прекращении уголовного преследования и о принятом решении незамедлительно уведомляются лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело, а также Генеральный прокурор РФ и Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей. В связи с этим возникает закономерный вопрос: почему аналогичная процедура не предусмотрена при отказе судом или следователем в прекращении уголовного преследования?
Как уже было упомянуто, факт предоставления декларации и документов, прилагаемых к декларации, не могут быть использованы в качестве основания для возбуждения уголовного дела и доказательства в рамках уголовного дела, однако, как видно, возбуждение уголовного дела и его расследование непосредственно связано с предоставленной декларацией. Думается, что в Законе должны быть даны более конкретные разъяснения, в каких случаях факт предоставления декларации не может являться основанием для возбуждения уголовного дела.
Исследуемые новеллы уголовного и уголовно-процессуального законодательства имеют временный характер и уже в ближайшем будущем перестанут применяться, станут "мертвыми". Как уже отмечалось, законодатель установил полугодовалый срок представления декларации (до конца 2015 года), вследствие чего возбужденные уголовные дела о преступлениях, выявление которых связано с предоставлением декларации, будут прекращены предположительно в течение следующего года. В связи с этим представляется не совсем удачным с точки зрения законодательной техники осуществление амнистии путем разработки федерального закона и внесения изменений в УК и УПК РФ. По нашему мнению, более верным было бы решение объявить "амнистию капиталов" классическим способом, т.е. путем принятия Государственной Думой РФ постановления об объявлении амнистии и о порядке применения амнистии, как изначально и предполагалось <7>. Тем более что буквально 2 года назад уже осуществлялась схожая в некотором роде "экономическая амнистия" <8>.
--------------------------------
<7> См.: "Вернись, я все прощу", или На каких условиях может пройти амнистия капиталов // Сайт ГАРАНТ.РУ [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/article/619777/#ixzz3jMJzFoYk (дата обращения: 20.08.2015).
<8> См.: Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 2 июля 2013 г. N 2559-6 ГД "Об объявлении амнистии" // СЗ РФ. 2013. N 27. Ст. 3558.
Пристатейный библиографический список
Наумов А.В. Российское уголовное право: курс лекций: В 3 т. Т. 1: Общая часть. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2011.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.