Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
РОССИЙСКО-КОРЕЙСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ СФЕРЕ
А.Н. СУХАРЕНКО
Исторический экскурс показывает, что СССР стал первой страной, признавшей новую Корейскую Народно-Демократическую Республику в октябре 1948 г. Позднее, 17 марта 1949 г., было подписано двустороннее соглашение об экономическом и культурном сотрудничестве. В период с 1955 по 1961 г. был подписан ряд соглашений о сотрудничестве в научно-технической и торговых сферах, а также об урегулировании пограничных вопросов. В конце 1957 года был заключен Договор "Об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам", а 6 июля 1961 г. - Договор "О дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и КНДР" <1>.
--------------------------------
<1> См.: Отношения России и КНДР // Коммерсант. 2014. 17 марта.
После распада СССР произошло охлаждение отношений Москвы и Пхеньяна. В 90-е годы XX в. МИД России официально заявлял о "неизбежном отдалении от КНДР". Политические, экономические и гуманитарные связи двух стран были свернуты, а соглашение 1961 г. признано устаревшим. Двусторонние отношения начали восстанавливаться лишь в 2000-х годах. В частности, 9 февраля 2000 г. в Пхеньяне главами МИД РФ и КНДР был подписан новый Договор "О дружбе, добрососедстве и сотрудничестве". В июле 2000 г. состоялся официальный визит в КНДР президента РФ В.В. Путина, в ходе которого была подписана Пхеньянская декларация. Новый импульс развитию двусторонних отношений придала поездка руководителя КНДР Ким Чен Ира по Сибири и Дальнему Востоку России в 2011 г.
В ноябре 2015 г. в Пхеньяне находилась делегация Министерства юстиции России. В ходе визита министр юстиции А.В. Коновалов и председатель Верховного суда КНДР Пак Мен Чхоль подписали два межгосударственных Договора - "О взаимной помощи по уголовным делам" и "О выдаче" <2>. Таким образом, между нашими странами сформирован необходимый пакет двусторонних соглашений, регулирующих взаимоотношения в уголовно-правовой сфере. Содержание всех подписанных документов в полной мере соответствует не только общепринятой международной практике, но и международным обязательствам Российской Федерации.
--------------------------------
<2> См.: ИТАР-ТАСС. 17.11.2015.
В соответствии с Договором о взаимной правовой помощи по уголовным делам <3> помощь оказывается, если деяние, в связи с которым поступил запрос, является уголовно наказуемым по законодательству обеих сторон. При этом запрашиваемая сторона может по своему усмотрению оказать правовую помощь также в случае, если деяние, в связи с которым поступил запрос, не является уголовно наказуемым по ее законодательству.
--------------------------------
<3> Постановление Правительства РФ от 18 октября 2014 г. N 1069 "О представлении Президенту Российской Федерации предложения о подписании Договора между Российской Федерацией и Корейской Народно-Демократической Республикой о взаимной правовой помощи по уголовным делам" [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&link_id=7&nd=102360111&intelsearch.
Согласно ст. 2 Договора правовая помощь включает: вручение процессуальных документов; получение доказательств; установление местонахождения и идентификацию лиц и предметов; вызов свидетелей, потерпевших и экспертов для их добровольной явки в компетентный орган запрашивающей стороны; передачу на время содержащихся под стражей лиц для участия в уголовном судопроизводстве в качестве свидетелей, потерпевших или для производства иных процессуальных действий; осуществление мер по изъятию, аресту, конфискации орудий и преступных доходов; передачу документов, предметов и иных доказательств; предоставление разрешения на присутствие при исполнении запроса представителей компетентных органов запрашивающей стороны; осуществление уголовного преследования в отношении граждан запрашиваемой стороны и лиц без гражданства, постоянно проживающих на ее территории; а также иные виды правовой помощи, не противоречащие законодательству запрашиваемой стороны.
Письменный запрос об оказании правовой помощи может быть направлен по телексу, факсу, электронной почте или другому подобному виду связи и принимается к исполнению по его получении, при этом оригинал запроса предоставляется в возможно короткий срок.
В правовой помощи может быть отказано, если исполнение запроса может нанести ущерб суверенитету, безопасности, публичному порядку или другим существенным интересам запрашиваемой стороны; противоречит законодательству запрашиваемой стороны или не соответствует положениям Договора; запрос касается деяния, за которое лицо, привлекаемое к уголовной ответственности на территории запрашивающей стороны, было осуждено или оправдано в запрашиваемой стороне, или по нему истек срок давности; запрос представлен в целях преследования лица по признаку расы, пола, вероисповедания, гражданства, национальности или по политическим убеждениям либо положению этого лица может быть нанесен ущерб по любой из этих причин. Ссылка на банковскую или налоговую тайну не является основанием для отказа в оказании правовой помощи.
Центральный орган запрашиваемой стороны своевременно направляет полученные в результате исполнения запроса информацию и доказательства центральному органу запрашивающей стороны.
Запрашиваемая сторона может отсрочить или отказать в исполнении запроса, если посчитает, что его исполнение может нанести ущерб или затруднить осуществление расследования или судебного разбирательства, проводимых на ее территории. Если она примет решение об отказе в оказании правовой помощи или ее отсрочке, то уведомляет об этом другую сторону через ее центральный орган с указанием причины такого решения (ст. 6 Договора).
Если запрашивающая сторона обращается с просьбой о присутствии представителей ее компетентных органов или иных лиц при исполнении запроса, запрашиваемая сторона уведомляет ее о своем решении. В случае положительного решения запрашивающая сторона заблаговременно уведомляется о времени и месте исполнения запроса (ст. 10 Договора).
Отличительной особенностью Договора является запрос об осуществлении уголовного преследования. Согласно ст. 7 Договора каждая из сторон может направить такой запрос в отношении граждан запрашиваемой стороны и лиц без гражданства, совершивших преступление, подпадающее под юрисдикцию запрашивающей стороны. При этом запрашиваемая сторона передает уголовное дело или надлежащим образом его заверенную копию своим компетентным органам для решения вопроса об уголовном преследовании в соответствии со своим законодательством. Если деяние, в связи с которым было возбуждено уголовное дело, влечет за собой гражданско-правовые требования лиц, понесших ущерб, при наличии их ходатайства исковые требования рассматриваются в рамках уголовного дела.
Если после направления запроса об осуществлении уголовного преследования указанное в нем лицо находится на территории запрашивающей стороны, то она принимает меры к его возвращению на территорию запрашиваемой стороны.
Если после получения запроса об осуществлении уголовного преследования в отношении указанного в нем лица вынесено и вступило в законную силу решение суда запрашиваемой стороны, то компетентные органы запрашивающей стороны не могут осуществлять уголовное преследование этого лица за то же деяние. В случае если запрашиваемой стороной принято решение не принимать мер в отношении запроса об осуществлении уголовного преследования или отказать в его принятии либо принято внесудебное решение об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении, запрашивающей стороне незамедлительно возвращаются переданные ею материалы уголовного дела и предметы, являющиеся вещественными доказательствами.
В соответствии со ст. 16 лицо, содержащееся под стражей (в том числе отбывающее наказание в виде лишения свободы), независимо от его гражданства, может быть с согласия центрального органа запрашиваемой стороны передано на время запрашивающей стороне для дачи показаний в качестве свидетеля или потерпевшего либо для производства иных процессуальных действий при условии возвращения запрашиваемой стороне в определенные ею сроки. Однако если это лицо не дает согласия явиться на территорию запрашивающей стороны, оно не будет за это подвергнуто мерам принуждения или наказанию.
Первичный срок, на который лицо может быть передано запрашивающей стороне, не может превышать 90 дней. По обоснованному ходатайству центрального органа запрашивающей стороны срок пребывания переданного лица может быть продлен центральным органом другой стороны. Порядок и условия передачи и возврата лица согласовываются центральными органами сторон.
В передаче лица отказывается, если оно не дает письменного согласия на это и если необходимо участие этого лица в судопроизводстве, осуществляемом на территории запрашиваемой стороны. Время пребывания переданного лица вне территории запрашиваемой стороны засчитывается в общий срок его содержания под стражей (в том числе в срок отбывания наказания в виде лишения свободы).
Сотрудничество по вопросам установления местонахождения, изъятия, ареста, конфискации орудий преступной деятельности и преступных доходов, а также распределения конфискованного имущества регулируется отдельным соглашением.
Центральными органами, ответственными за реализацию договора, с российской стороны будут Минюст (судебные вопросы) и Генеральная прокуратура (все иные вопросы), а с корейской - Верховный суд и Верховная прокуратура.
Согласно Договору о выдаче <4> стороны обязуются выдавать по запросу друг другу лиц для уголовного преследования или исполнения приговора за совершение преступлений, влекущих выдачу. К таким преступлениям относятся деяния, которые в соответствии с законодательством обеих сторон являются уголовно наказуемыми и влекут за собой наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года, или более тяжкое преступление.
--------------------------------
<4> Распоряжение Президента РФ от 20.04.2015 N 102-рп "О подписании Договора между Российской Федерацией и Корейской Народно-Демократической Республикой о выдаче" [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201504200025.
Если выдача лица запрашивается в связи с преступлением, касающимся налогообложения, таможенных пошлин, операций с иностранной валютой или других финансовых вопросов, в выдаче не может быть отказано на том основании, что законодательство запрашиваемой стороны не устанавливает такой же вид налога или пошлины либо не содержит такого же регулирования в отношении налогов, пошлин и операций с иностранной валютой, что и законодательство запрашивающей стороны.
Выдача не производится в следующих случаях: если запрашиваемое лицо является гражданином запрашиваемой стороны; если имеются достаточные основания полагать, что запрос о выдаче представлен с целью преследования или наказания лица по признаку пола, вероисповедания, расы, национальности или в связи с его политическими или иными убеждениями; если преступление влечет за собой наказание в виде смертной казни в соответствии с законодательством запрашивающей стороны, кроме случаев, когда сторона представит достаточные гарантии, что к выдаваемому лицу смертная казнь применена не будет. Кроме этого, в выдаче может быть отказано, если запрашиваемая сторона считает, что выдача может нанести ущерб ее суверенитету, безопасности, публичному порядку.
В случае положительного решения вопроса о выдаче выдаваемое лицо передается запрашивающей стороне в течение 30 дней со дня получения уведомления о таком решении. Если передача не состоится в указанный срок, лицо освобождается из-под стражи.
Центральными органами, уполномоченными выполнять Договор, будут Генеральная прокуратура РФ и Генеральная прокуратура КНДР.
До вступления в силу перечисленных Договоров (на 30 день после завершения ратификационных процедур) российско-корейские взаимоотношения в уголовно-правовой сфере регламентируются Договором между СССР и КНДР об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 16.12.1957 <5>.
--------------------------------
<5> Электронный ресурс. URL: http://www.rusembdprk.ru/ru/konsulskij-otdel/normativnye-dokumenty.
Нельзя не упомянуть и Соглашение о сотрудничестве между Генеральной прокуратурой РФ и Верховной прокуратурой КНДР, подписанное в декабре 2010 г. <6>. Документом предусматривается проведение встреч и консультаций для обмена опытом, сотрудничество в сфере взаимной правовой помощи по уголовным делам и выдачи, повышение квалификации работников ведомств, обмен информацией о правовой системе и законодательстве двух стран, проведение совместных научных исследований, конференций и семинаров.
--------------------------------
<6> Электронный ресурс. URL: http://www.genproc.gov.ru/smi/news/archive/news-65627.
Приказом Министерства сельского хозяйства, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы безопасности, Министерства транспорта и Министерства внутренних дел от 05.03.2014 N 63/390/132/62/139 был утвержден Порядок взаимодействия при реализации Соглашения между Правительством РФ и Правительством КНДР о сотрудничестве в области предупреждения незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла живых морских ресурсов от 30.01.2012 <7>.
--------------------------------
<7> См.: Отношения России и КНДР // Коммерсант. 2014. 17 марта.
Основной задачей взаимодействия компетентных органов является принятие эффективных мер для предотвращения незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла валютоемких видов морских биоресурсов путем: своевременного выявления и пресечения угроз экономическим интересам РФ, связанных с добычей (выловом), а также вывозом из России на территорию КНДР живых морских ресурсов; выявления и пресечения нарушений законодательства РФ, связанных с добычей (выловом), вывозом живых морских биоресурсов, а также привлечения правонарушителей к ответственности.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.