Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
НЕОТВРАТИМОСТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КАК ОДНО ИЗ НЕОБХОДИМЫХ УСЛОВИЙ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, НАРУШАЮЩИХ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ
Е.А. ИВАНОВА
Как отметил еще в XVIII в. известный итальянский ученый Ч. Беккариа, "общая польза требует, чтобы преступления не совершались, и в особенности - чтобы не совершались преступления, наиболее вредные для общества" <1>. Наибольшую "вредность" для современного общества представляют преступления, совершаемые сотрудниками правоохранительных органов, в частности должностными лицами органов предварительного расследования, при реализации возложенных на них государством полномочий по борьбе с преступностью. Сотрудники правоохранительных органов, основной задачей которых является обеспечение законности и защита конституционных прав граждан, ни при каких обстоятельствах не должны сами выступать в качестве правонарушителей. Должностные лица органов предварительного расследования, совершая преступления, не только наносят вред конституционным правам граждан и законным интересам государства и общества, но и серьезно подрывают авторитет закона и репутацию государства как основного гаранта соблюдения прав граждан и способствуют развитию правового нигилизма в стране.
--------------------------------
<1> Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 2004. С. 95.
Преступные нарушения конституционных прав граждан при производстве предварительного расследования, несмотря на достаточно благополучную официальную статистику, в последнее время получают все большее распространение. Факты нарушения конституционных прав граждан при производстве предварительного расследования признают и сами сотрудники правоохранительных органов. В средствах массовой информации, в социологических опросах граждан, заявлениях правозащитников все чаще отмечаются случаи нарушения конституционных прав граждан при производстве предварительного расследования.
Бороться с массовым явлением, как известно, невозможно, поскольку оно воспринимается не как преступление, а как норма. Поэтому пока нарушения конституционных прав граждан при производстве предварительного расследования не стали массовыми, необходимо принятие комплексных мер по недопущению распространения подобных преступлений. Ч. Беккариа писал: "Препятствия, сдерживающие людей от преступлений, должны быть тем сильнее, чем важнее нарушаемое благо и чем сильнее побуждения к совершению преступлений" <2>. Особая общественная опасность преступных нарушений конституционных прав граждан при производстве предварительного расследования требует оптимизации деятельности государства, направленной на предупреждение преступлений данной категории.
--------------------------------
<2> Беккариа Ч. Указ. соч. С. 95.
Общеизвестно, что "наиболее важной задачей борьбы с правонарушениями является их предупреждение, устранение причин и условий, порождающих вредные и опасные для общества деяния или способствующих их совершению" <3>. Несмотря на разнообразие терминов, употребляемых в криминологии для обозначения деятельности государства, направленной на предохранение людей, общества, государства от преступлений (предупреждение, борьба, предотвращение, превенция, профилактика и др.), по справедливому замечанию Ю.М. Антоняна, они нередко используются как синонимы, выражающие одну и ту же мысль <4>. Какой бы термин криминологи ни использовали для обозначения реакции государства и общества на преступления, они сходятся в одном, что данная деятельность является необходимой и при условии ее эффективного осуществления государство способно "контролировать и сдерживать преступность; преодолевать ее наиболее разрушительные тенденции; нейтрализовывать ее причины и условия; защищать граждан и интересы общества от преступных посягательств обозначения реакции государства и общества на преступления" <5>.
--------------------------------
<3> Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1996. С. 463.
<4> См.: Антонян Ю.М. Криминология. Избранные лекции. М., 2004. С. 141.
<5> Криминология: Учебник для вузов / Под ред. В.Д. Малкова. М., 2006. С. 117.
Необходимым условием предупреждения преступлений, посягающих на конституционные права граждан при производстве предварительного расследования, должна служить неотвратимость ответственности каждого виновного за совершенное им преступление, иначе складывается впечатление, что правовые запреты можно безнаказанно нарушать. Нисколько не потеряло актуальности и в наше время еще одно высказывание Ч. Беккариа о том, что "чем меньше прошло времени между преступлением и наказанием, тем более сильной и длительной будет в уме человека связь этих двух идей: преступления и наказания, так что они непроизвольно будут представляться - одно как причина, а другое как необходимое и неизбежное следствие" <6>. В научной литературе совершенно справедливо отмечается, что "преступники, если они вовремя не привлекаются к ответственности, продолжают свою преступную деятельность, которая, как показывает практика, иногда длится годами; неустойчивые в нравственно-правовом отношении лица, которых от совершения преступлений удерживает в основном лишь боязнь наказания, созерцая безнаказанность, воспринимают ее как весомый аргумент для становления на преступный путь..." <7>. Помимо отрицательного влияния на своих коллег, преступные действия правоприменителей крайне негативно отражаются на гражданах, чьи права и законные интересы в результате совершения преступления оказались нарушены.
--------------------------------
<6> Беккариа Ч. Указ. соч. С. 115.
<7> Смирнов Г.Г. Криминологическое учение о предупреждении преступности: содержание, развитие, реализация. Екатеринбург, 2004. С. 88 - 89.
Ответственность за преступления должна быть не только неизбежной, но и соразмерной вреду, причиненному личности, обществу и государству. "Важно и то, чтобы ответственность была реальной, и то, чтобы ее "себестоимость" для виновного была выше "себестоимости" преступного поведения. Баланс приобретений и потерь при преступном поведении должен быть не в пользу приобретений" <8>.
--------------------------------
<8> Криминология / Под общ. ред. А.И. Долговой. М., 2005. С. 392.
Таким образом, уголовно-правовые нормы должны реально обеспечивать защиту конституционных прав граждан от преступных посягательств при производстве предварительного расследования. Крайне незначительная официальная статистика о привлечении к уголовной ответственности должностных лиц правоохранительных органов за совершение преступлений, посягающих на конституционные права граждан при производстве предварительного расследования, говорит не о благополучности ситуации, а о том, что уголовно-правовые нормы, охраняющие данные правоотношения, фактически не работают в должной мере. Причины низкой предупредительной роли уголовно-правовых норм неоднократно исследовались криминологами и достаточно подробно изложены в юридической литературе. В числе причин называются и несоответствие уголовного права процессуальному законодательству; неоднозначность формулировок диспозиций соответствующих статей; сложности в выявлении и доказывании преступлений; их высокая латентность и многие др. Но если деяния, запрещенные под угрозой уголовного наказания, не могут быть пресечены с помощью мер государственного принуждения, принцип неотвратимости ответственности превращается в фикцию.
Очевидно, что только средствами уголовного закона искоренить преступность должностных лиц органов предварительного расследования нельзя. Но именно уголовно-правовые нормы, устанавливающие границы должного поведения, могут сдерживать значительную часть преступлений данной категории.
Борьба с преступностью должностных лиц органов предварительного расследования не может быть сведена только к выявлению и уголовному наказанию виновных. Не менее важное значение имеет предупреждение преступлений посредством эффективного пресечения менее опасных видов правонарушений. Как показывают криминологические исследования, преступлению обычно предшествует совершение ряда антиобщественных поступков, в которых, как правило, проявляются негативные свойства личности. Ответные адекватные меры со стороны государства способны притормозить антиобщественную установку, а их отсутствие способствует ее развитию.
Мелкие систематические правонарушения, оставшиеся без должного реагирования, рано или поздно могут привести к преступлению. Так, по данным А.Н. Варыгина, 42,3% преступников до совершения преступлений допускали всевозможные нарушения законности (применяли насилие к гражданам, укрывали преступления от учета, фальсифицировали материалы уголовного дела и материалы о правонарушениях) <9>. Подавляющее большинство осужденных - бывших сотрудников правоохранительных органов считают совершенные ими деяния либо весьма распространенными (50%), встречающимися (20,5%) и даже скорее нормой, чем исключением (12,8%) <10>.
--------------------------------
<9> См.: Варыгин А.Н. Преступность сотрудников органов внутренних дел: состояние и меры воздействия. Саратов, 2005. С. 83.
<10> См.: Тарасов Н.В. Криминологическая теория и практика предупреждения преступлений против правосудия. М., 2005. С. 74.
В этой связи можно говорить о теории "дурной компании" американского ученого Э. Сатерленда применительно к сотрудникам правоохранительных органов, согласно которой в механизме преступного поведения решающую роль играет подражание, преступное обучение, восприятие индивидом у социальной среды криминально окрашенных знаний, умений, привычек <11>.
--------------------------------
<11> См.: Иншаков С.М. Зарубежная криминология. М., 1997. С. 178 - 180.
Социальной нормой принято считать правила поведения, устанавливаемые обществом, социальным слоем, профессиональной группой. Здесь опять кроется опасность, состоящая в том, что делинквентное поведение сотрудников правоохранительных органов, учитывая его распространенность, в самое ближайшее время может стать нормой поведения для правоприменителей.
Не может не вызывать тревоги и тот факт, что распространенность преступных нарушений конституционных прав граждан в повседневной деятельности сотрудников правоохранительных органов приводит к тому, что выявление подобных фактов нередко не встречает никакого нравственного порицания, осуждения коллектива, а напротив, вызывает сочувствие.
Приходится констатировать, что в настоящее время предупредительный потенциал своевременного и адекватного государственного реагирования на факты преступного нарушения правоприменителями конституционных прав граждан при производстве предварительного расследования не используется в полной мере. Именно безнаказанность за ранее совершенные правонарушения (дисциплинарные, гражданско-правовые, административные) способствует совершению новых правонарушений, в том числе преступлений в сфере борьбы с преступностью.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.