Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ТРАНСПАРЕНТНОСТЬ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ПРИНЦИП ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИОННЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ
М.О. АКОПДЖАНОВА
В международных актах по противодействию коррупции принципу транспарентности уделено весьма значительное внимание. Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 г. в целях обеспечения транспарентности призывает стран-участниц обеспечить прозрачность в их национальных законодательствах и правоприменительной практике при решении вопросов набора на государственную службу, финансирования, проведения государственных закупок, управления публичными финансами. Страны должны содействовать прозрачности в деятельности частных организаций, включая меры по идентификации юридических и физических лиц, причастных к созданию корпоративных организаций и управлению ими, а также содействовать вовлечению населения в процессы принятия решений. Перечисленное демонстрирует широкий диапазон проявлений транспарентности при противодействии коррупции, являющейся важнейшим условием успешности антикоррупционной политики.
Транспарентность в рамках действующего российского законодательства является одним из антикоррупционных стандартов государственного управления.
Действующее российское законодательство закрепляет принцип транспарентности в качестве конституционного принципа, нашедшего отражение также в федеральном законодательстве. Например, Конституция Российской Федерации в ст. 123 провозглашает принцип открытости в качестве важнейшего принципа обеспечения прав граждан на доступ к правосудию; ст. 3 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. "О Правительстве Российской Федерации" закрепляет принцип открытости в форме принципа гласности, направленного на уведомление граждан относительно всех юридически значимых действий и решений данного органа власти в рамках установленных законом полномочий; Федеральный закон от 27 мая 2003 г. "О системе государственной службы Российской Федерации" в качестве принципа государственной службы также предусматривает принцип открытости и доступности первой для общественного контроля, объективного информирования общества о деятельности государственных служащих <1>. Принцип транспарентности нашел отражение также в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". В последние годы были приняты и иные нормативные акты, конкретизирующие конституционные положения на уровне отраслевого законодательства, например Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации", Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" и др.
--------------------------------
<1> Талапина Э.В. Открытость информации как антикоррупционный стандарт государственного управления // Актуальные проблемы реализации национальной антикоррупционной политики. Вторые Кудрявцевские чтения (10 апреля 2009 г.): Сборник научных трудов / Отв. ред. С.В Максимов. М.: Институт государства и права РАН, 2010. С. 194 - 195.
В то же время наряду с понятиями открытости и гласности принцип транспарентности предполагает также наличие и соблюдение охраняемой законом тайны, разглашение которой способно нанести ущерб правам и законным интересам физических и юридических лиц. Как представляется, перечень сведений, составляющих охраняемую законом тайну, должен быть исчерпывающим, не допускающим расширительного толкования.
Действующее российское законодательство содержит понятие и регламентацию следующих видов сведений ограниченного доступа:
1) государственная тайна (Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне"; Указ Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне");
2) коммерческая тайна (Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне");
3) конфиденциальные персональные данные (Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных");
4) налоговая тайна (Налоговый кодекс Российской Федерации);
5) банковская тайна (Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности");
6) врачебная тайна (Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации");
7) нотариальная тайна (Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1);
8) адвокатская тайна (Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации");
9) аудиторская тайна (Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности");
10) тайна страхования (Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации");
11) тайна ломбарда (Федеральный закон от 19 июля 2007 г. N 196-ФЗ "О ломбардах");
12) тайна связи (Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи");
13) тайна завещания (Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья));
14) тайна усыновления (Семейный кодекс Российской Федерации);
15) тайна следствия (Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации);
16) тайна судопроизводства (Гражданский процессуального кодекс Российской Федерации; Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации);
17) конфиденциальные сведения об актах гражданского состояния (Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния");
18) тайна сведений о защищаемых лицах (Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства");
19) конфиденциальные сведения, ставшие известными гражданам в ходе оперативно-розыскной деятельности (Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности");
20) конфиденциальные сведения, содержащиеся в личном деле и документах учета сотрудника органов внутренних дел (Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации");
21) сведения ограниченного доступа о доходах, расходах, источниках получения средств, об имуществе и обязательствах имущественного характера (Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"; Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам");
22) конфиденциальная информация, относящаяся к процедуре медиации (Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)");
23) конфиденциальность третейского разбирательства (Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации");
24) конфиденциальная информация о новых решениях и технических знаниях, полученных сторонами по договорам подряда, выполнения научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ (Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая));
25) конфиденциальная информация, предоставляемая организациям (гражданам), осуществляющим производство и выпуск средств массовой информации (Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации");
26) информация ограниченного доступа, входящая в состав кредитной истории (Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях");
27) конфиденциальная информация в сфере рынка ценных бумаг (Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг");
28) конфиденциальная информация о счетах и об операциях клиентов центрального депозитария (Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 414-ФЗ "О центральном депозитарии");
29) конфиденциальная информация, предоставляемая клиринговым организациям и лицам, осуществляющим функции центрального контрагента (Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 7-ФЗ "О клиринге и клиринговой деятельности");
30) конфиденциальная инсайдерская информация (Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации");
31) конфиденциальные сведения в сфере организованных торгов (Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 325-ФЗ "Об организованных торгах");
32) конфиденциальная информация, полученная при осуществлении аккредитации (Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании");
33) конфиденциальная информация в сфере инвестиций (Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах");
34) информация ограниченного доступа, полученная в ходе проведения проверок российских участников внешнеэкономической деятельности (Федеральный закон от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле");
35) сведения ограниченного доступа о результатах проведенной оценки объектов транспортной инфраструктуры (Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности");
36) конфиденциальные сведения, составляющие дактилоскопическую информацию (Федеральный закон от 25 июля 1998 г. N 128-ФЗ "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации");
37) информация ограниченного доступа, содержащаяся в контрольных измерительных материалах, используемых при проведении государственной итоговой аттестации (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации");
38) сведения ограниченного доступа о платежах в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (Бюджетный кодекс Российской Федерации);
39) конфиденциальные сведения, содержащиеся в индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования (Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования");
40) конфиденциальная информация, полученная негосударственным пенсионным фондом (Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах");
41) конфиденциальная информация в сфере оказания услуг социального обслуживания (Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов");
42) конфиденциальные сведения, ставшие известными судебным приставам в связи с исполнением должностных обязанностей (Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах");
43) конфиденциальная информация в сфере применения, пересмотра или отмены специальной защитной меры, антидемпинговой меры или компенсационной меры (Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров");
44) конфиденциальная информация о членах политической партии, представляемая для сведения в уполномоченные органы (Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях");
45) тайна исповеди (Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях");
46) конфиденциальные сведения о населении, содержащиеся в переписных листах (Федеральный закон от 25 января 2002 г. N 8-ФЗ "О Всероссийской переписи населения");
47) сведения ограниченного доступа, содержащиеся в переписных листах об объектах сельскохозяйственной переписи (Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 108-ФЗ "О Всероссийской сельскохозяйственной переписи");
48) первичные статистические данные ограниченного доступа, содержащиеся в формах федерального статистического наблюдения (Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации");
49) информация ограниченного доступа, содержащаяся в паспортах безопасности объектов топливно-энергетического комплекса (Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса");
50) конфиденциальная информация, полученная в ходе проведения энергетического обследования (Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") <2>.
--------------------------------
<2> См.: Перечень нормативных актов, относящих сведения к категории ограниченного доступа // СПС "КонсультантПлюс"; Заикин Д.А., Боброва Н.А. Парламентские формы борьбы с коррупцией // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 1. С. 24 - 29; Сторчилова Н.В. Современное российское законодательство в сфере борьбы с коррупцией // Российский следователь. 2009. N 8. С. 28 - 30; Чаннов С.Е., Пресняков М.В. Некоторые вопросы допуска государственных и муниципальных служащих к охраняемым законом тайнам // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. N 9. С. 33 - 37; Ломакина Л.А. Особенности рассмотрения трудовых споров, связанных с разглашением охраняемой законом тайной // Российская юстиция. 2007. N 8. С. 24 - 27; Григорьев Ф.Г Охраняемые законом тайны и гарантии их соблюдения при производстве по уголовным делам в Российской Федерации // Адвокатская практика. 2006. N 5. С. 7 - 10; Гладких В.И., Сбирунов П.Н. Особенности квалификации незаконного получения и разглашения сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну // Юрист. 2012. N 5. С. 36 - 42; Топоркова С.А. Разглашение охраняемой законом тайны как трудовое правонарушение // Трудовое право в России и за рубежом. 2012. N 3. С. 26 - 31; и др.
Таким образом, перечень охраняемых законом сведений достаточно обширен и динамичен, первый постоянно обновляется. В целях унификации и обеспечения единообразия правоприменительной практики представляется целесообразной разработка общего закона об информации ограниченного доступа, действие которого распространялось бы на сферы общественной жизни, указанные в данном законе. Подобная мера позволила бы также предотвратить излишнее дублирование соответствующих положений закона об информации ограниченного доступа в других нормативно-правовых актах.
Данный вопрос представляется особенно актуальным и в свете применения правоохранительными органами положений уголовного законодательства, диспозиции норм которых носят бланкетный характер, предполагающий в качестве важнейшего условия применения обращение правоприменителя к нормам других отраслей права.
Например, ст. ст. 283, 283.1 и 284 УК РФ предусматривают уголовную ответственность за разглашение, незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну; нарушение лицом, имеющим допуск к государственной тайне, установленных правил обращения с содержащими государственную тайну документами, а равно с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, если это повлекло по неосторожности их утрату и наступление тяжких последствий. Статья 310 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за разглашение данных предварительного расследования лицом, предупрежденным в установленном законом порядке о недопустимости их разглашения, если оно совершено без согласия следователя или лица, производящего дознание; ст. 311 УК РФ - за разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, судебного пристава, судебного исполнителя, потерпевшего, свидетеля, других участников уголовного процесса, а равно в отношении их близких, если это деяние совершено лицом, которому эти сведения были доверены или стали известны в связи с его служебной деятельностью.
В связи с бланкетным характером диспозиций вышеприведенных норм уголовного закона эффективность применения последних во многом детерминирована эффективностью формулировки положений законодательства об информации ограниченного доступа. Думается, принятие соответствующего единого закона могло бы во многом способствовать подобной эффективности, которая, в свою очередь, минимизировала бы возможность расширительного толкования, устранила бы элементы коррупциогенности, способствовала повышению эффективности функционирования принципа транспарентности как важнейшего антикоррупционного стандарта.
Список использованной литературы
1. Гладких В.И., Сбирунов П.Н. Особенности квалификации незаконного получения и разглашения сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну // Юрист. 2012. N 5.
2. Григорьев Ф.Г. Охраняемые законом тайны и гарантии их соблюдения при производстве по уголовным делам в Российской Федерации // Адвокатская практика. 2006. N 5.
3. Добрякова Н.И. К вопросу об имплементации Конвенции Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию // Российская юстиция. 2010. N 8.
4. Заикин Д.А., Боброва Н.А. Парламентские формы борьбы с коррупцией // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 1.
5. Карпович О.Г. Анализ современных международных подходов к борьбе с коррупцией // Международное публичное и частное право. 2008. N 3.
6. Куракин А.В. Административные запреты и проблемы борьбы с коррупцией в системе государственной гражданской службы // Российская юстиция. 2008. N 4.
7. Ломакина Л.А. Особенности рассмотрения трудовых споров, связанных с разглашением охраняемой законом тайной // Российская юстиция. 2007. N 8.
8. Петросян О.Ш., Трунцевский Ю.В., Есаян А.К. О первоочередных мерах, предпринимаемых в органах внутренних дел, по борьбе с коррупцией // Российский следователь. 2008. N 17.
9. Полякова Т.А. Информационная открытость как один из факторов в борьбе с коррупцией при построении информационного общества // Юридический мир. 2008. N 1.
10. Сторчилова Н.В. Современное российское законодательство в сфере борьбы с коррупцией // Российский следователь. 2009. N 8.
11. Талапина Э.В. Открытость информации как антикоррупционный стандарт государственного управления // Актуальные проблемы реализации национальной антикоррупционной политики. Вторые Кудрявцевские чтения (10 апреля 2009 г.): Сборник научных трудов / Отв. ред. С.В Максимов. М.: Институт государства и права РАН, 2010.
13. Топоркова С.А. Разглашение охраняемой законом тайны как трудовое правонарушение // Трудовое право в России и за рубежом. 2012. N 3.
14. Чаннов С.Е., Пресняков М.В. Некоторые вопросы допуска государственных и муниципальных служащих к охраняемым законом тайнам // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. N 9.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.