Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА УКЛОНЕНИЕ ОТ МОБИЛИЗАЦИЙ В СССР В 40 - 50-Х ГГ. XX В.
А.Я. КОДИНЦЕВ
Уже в 40-х гг. о мобилизационной ответственности подробно излагалось в издании "Советское право в годы Великой Отечественной войны", вышедшем в 1948 г. В различных сборниках были опубликованы материалы и нормативно-правовые акты по мобилизационной ответственности. Современные историки в своих трудах неоднократно упоминают об ответственности за уклонение от мобилизации.
Известна ответственность, применявшаяся в годы Гражданской войны. В 20 - 30-е гг. предусматривалась административная ответственность за уклонение от мобилизации. Указ ПВС СССР от 22.06.1941 предоставил военной власти право привлекать граждан к трудовой повинности для выполнения оборонных и иных работ. За неисполнение постановления виновные наказывались в административном порядке, как правило, назначался штраф <1>.
--------------------------------
<1> Советское право в период Великой Отечественной войны. Уголовное право. Уголовный процесс. М., 1948. Ч. 2. С. 116.
Введение повышенной ответственности началось накануне войны. Согласно Постановлению СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 17 января 1941 г. "О введении платной трудовой и гужевой повинности на лесозаготовках Наркомлеса СССР в 1-м квартале 1941 г." с 23 января 1941 г. в СССР вводилась платная трудовая и гужевая повинность на лесозаготовках. Согласно ст. 7 за уклонение от повинности устанавливалась уголовная ответственность. Дела по уклонениям от выполнения государственного задания по лесозаготовкам и гужевой повинности рассматривались в порядке, установленном Приказом НКЮ/Прокурора СССР N 16/11 от 21.01.1941. Согласно Приказу виновные привлекались к уголовной ответственности по ст. 59 УК РСФСР. Должностные лица, виновные в срыве, привлекались по статьям о должностных преступлениях. По Приказу предварительное расследование не производилось. Администрация лесозаготовительной организации при установлении факта уклонения от трудовой и гужевой повинности или невыполнения обязательного задания по лесозаготовкам составляла об этом протокол, в котором указывались сведения о виновном, обстоятельства и документы, удостоверяющие привлечение его к трудовой и гужевой повинности. Протокол подписывали руководители организации и уполномоченный от колхоза или сельсовета. Протокол после подписания немедленно направлялся в народный суд по месту совершения преступления. Копия протокола направлялась районному прокурору. По получении протокола и других материалов судья назначал дело к слушанию и рассматривал его не позднее трех суток со дня поступления дела в суд. Если выяснялась необходимость в предварительном расследовании, народный суд выносил определение и направлял дело в прокуратуру. Таким образом, порядок подготовки дела к рассмотрению не отличался от аналогичного порядка при рассмотрении трудовых преступлений по Указу ПВС СССР от 26.06.1940 (далее - Указ 26-6) <2>.
--------------------------------
<2> В Министерстве юстиции СССР // Социалистическая законность. 1947. N 1. С. 29.
И далее ответственность ужесточалась и конкретизировалась. Согласно Приказу НКЮ/Прокурора СССР N 18/47с от 29.07.1942 лица, мобилизованные на лесозаготовки, подпадали под законы военного времени. На них распространялась ст. 59-6 УК РСФСР. И дела рассматривали военные трибуналы (ВТ)! Такие же правила были распространены на уклонение от мобилизации или самовольный уход с работ по лесосплаву и выгрузке древесины. Инструктивное письмо НКЮ СССР и Прокурора СССР N Д-56 от 22.12.1943 еще раз уточнило действующий порядок по рассмотрению дел о мобилизации на лесозаготовки. Виновные в уклонении от мобилизации на лесозаготовки или в самовольном уходе с работ до выполнения планов подлежали направлению на лесозаготовки в порядке принудительных работ. В случае злостного уклонения или повторного ухода привлекались по ст. 59-6 УК РСФСР <3>.
--------------------------------
<3> Справочник народного судьи / Под общ. ред. Н.М. Рычкова и И.Д. Перлова. М., 1946. С. 172; ГАРФ, ф. Р-9492, оп. 1а, д. 175, л. 171 - 172.
Это был первый шаг. 4 февраля 1942 г. Наркомат юстиции (НКЮ) СССР внес в СНК СССР проект постановления, расширяющий права ведомств по мобилизации граждан.
Одновременно с принятием Указа о минимуме трудодней для колхозников вышел Указ ПВС СССР от 13.02.1942 "О порядке мобилизации на период военного времени трудоспособного городского населения для работы на производстве и строительстве" и Постановление СНК СССР. Мобилизации подвергались лица с 16 лет. Мужчины мобилизовывались до 55 лет, женщины до 45 лет (с 19 сентября до 50 лет). Указ ограничил мобилизацию молодежи и женщин с маленькими детьми. Освобождались от мобилизации лица до 18 лет, учащиеся в школах ФЗО, училищах, высших и средних учебных заведениях. В случае уклонения от мобилизации следовала уголовная ответственность. Срок рассмотрения дела в суде составлял три дня. Наказание - до одного года ИТР. По инструктивному письму НКЮ СССР и председателя Комитета по учету и распределению рабочей силы при СНК СССР N АД-2/05/01 от 5 марта 1942 г. отменялись подготовительные заседания по этой категории дел. Сложилась практика, по которой бюро по учету и распределению рабочей силы в случае неявки мобилизованного обязано было в двухдневный срок выяснить причины неявки. Установив факт уклонения от мобилизации, материалы направляли районному прокурору по месту жительства уклоняющегося. Районному прокурору направлялись материалы: сообщение бюро об уклонении от мобилизации с указанием времени вручения мобилизованному извещения о явке в бюро, корешок повестки или мобилизационного листка, справка работника бюро с проверкой причин неявки. Прокурор проверял факт уклонения и направлял материал в народный суд. Районные прокуроры должны были рассматривать материал в пятидневный срок <4>.
--------------------------------
<4> Советское право в период Великой Отечественной войны... С. 112, 169 - 170; Справочник народного судьи... С. 102, 217.
Тринадцатого апреля 1942 г. вышло Постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) "О порядке мобилизации на сельскохозяйственные работы в колхозы, совхозы и МТС трудоспособного населения городов и сельских местностей". Мобилизации подлежали лица с 14-летнего возраста. Уклонение от мобилизации каралось ИТР до шести месяцев с удержанием из заработной платы до 25%. Причем подростки от 14 до 16 лет уголовной ответственности не подлежали. По Постановлению Пленума ВС СССР N 16/М/18/У от 08.10.1942 подростки от 14 до 16 лет независимо ни от чего не подлежали уголовной ответственности за уклонение от мобилизации на сельскохозяйственные работы или за самовольный уход с этих работ.
Председатели колхозов и бригадиры за уклонение от предания суду колхозников привлекались к уголовной ответственности по ст. ст. 109 и 111 УК РСФСР, Приказ НКЮ СССР от 5 мая 1942 г. обязал народный суд рассматривать дела об уклонении от мобилизации на сельхозработы в 5-дневный срок. Материалы на уклонявшихся направлял председатель городского/поселкового/сельского совета не позднее следующего дня после установления факта уклонения от мобилизации. Материалы на лиц, самовольно ушедших с работы, направлялись председателем колхоза, директором совхоза или МТС. Народный судья без подготовительного заседания рассматривал дело в пятидневный срок. Копия приговора направлялась руководителям учреждений и предприятий, в инспекции ИТР НКВД. Аналогичные акты правительства принимались по дорожным, лесозаготовительным и иным повинностям. Так, виновные в уклонении от мобилизации или в самовольном уходе с работы до выполнения норм подлежали направлению на лесозаготовки в принудительном порядке. В случае злостного уклонения или повторного ухода деяние квалифицировалось по ст. 59-6 УК РСФСР (инструктивное письмо НКЮ СССР и Прокурора СССР от 22 декабря 1943 г.).
Частичная систематизация преступлений, связанных с мобилизацией и повинностью, была проведена в Постановлении СНК СССР от 10 августа 1942 г. и Постановлении Пленума ВС СССР от 24 декабря 1942 г. Постановления квалифицировали преступления лиц, самовольно ушедших с работы или прогулявших, из числа привлеченных к трудовой повинности. За самовольный уход применялась ст. 59-6 УК, за самовольный прогул - ч. 2 ст. 5 Указа 26-6. Наконец, 10.08.1942 Постановление СНК установило, что трудовые повинности вводятся каждый раз по постановлению правительства или военными властями, в местностях, объявленных на военном положении. Виновные в отказе или уклонении от повинности, а также в задержке лиц, работающих в предприятиях и учреждениях, подлежали уголовной ответственности "по законам военного времени" <5>.
--------------------------------
<5> Советское право в период Великой Отечественной войны... С. 113 - 117, 170 - 171; Справочник народного судьи... С. 172, 174, 217; ГАРФ, ф. Р-903, оп. 2, д. 1, л. 22.
29.09.1942 вышел дополнительный Указ ПВС СССР, установивший повышенную ответственность за самовольный уход с предприятий и учреждений мобилизованных рабочих, служащих и ИТР в близких к фронту районах. Эти категории переводились в категорию мобилизованных, и на них распространялось действие Указа от 26.12.1941. Соответственно, их дела рассматривал военный трибунал, и применялось тюремное заключение от 5 до 8 лет.
Пятнадцатого июня 1942 г. НКЮ СССР внес проект Постановления Пленума ВС СССР "Об ответственности лиц, мобилизованных на сельхозработы в колхозы, совхозы и МТС, за прогулы и иные нарушения трудовой дисциплины". Постановление Пленума ВС СССР N 21/м/27/у указало, что (24 декабря) самовольный уход квалифицировался по ст. 59-6 УК РСФСР, прогулы по ч. 2 ст. 5 Указа от 26-6. Впоследствии уклонение от трудовых повинностей квалифицировалось в зависимости от характера работ, применялась аналогия <6>.
--------------------------------
<6> Советское право в период Великой Отечественной войны... С. 130; ГАКО, ф. Р-903, оп. 2, д. 1, л. 22; ГАРФ, ф. Р-5446, оп. 43А, д. 3905, л. 49.
Основной пик кампании пришелся на 1942 г. Количество приговоров зависело от периодов сельхозработ. Их было мало в 1-м, много во 2-м полугодии. В РСФСР рассмотрели 24507 дел во 2-м полугодии 1942 г., и по 3 - 4 тыс. дел в 1-м полугодии. За уклонение от мобилизации на сельхозработы количество осужденных колебалось от 17049 в 1943 г. до 33109 в 1945-м. Причем число осужденных за уклонение от мобилизации среди городского населения выросло с 1388 в 1942 г. до 9538 в 1944 г. Но в 1945 г. акт был отменен.
А.П. Абрамовский приводит пример, когда трудомобилизованный Т. восемь раз отказывался от работы. Челябинский облсуд (ЧОС) приговорил его к расстрелу, но ВС РСФСР заменил приговор на 10 лет лишения свободы. Также постоянная сессия ЧОСа приговорила к расстрелу бежавшего трудомобилизованного М. Приговор был отменен.
Всего за годы войны за уклонение от мобилизации городского населения в промышленность и строительство суды СССР осудили 21786 человек (113 к лишению свободы), на сельхозработы - 103330 (в РСФСР - 68596). Пики репрессий за уклонение от мобилизации на сельхозработы пришлись на 1942 и 1945 гг. <7>.
--------------------------------
<7> Абрамовский А.П. Челябинский областной суд - 70 лет: исторический очерк. Челябинск, 2004. С. 62; История сталинского ГУЛАГа. Т. 1. С. 613; ГАРФ, ф. А-353, оп. 16, д. 77, л. 12.
После небольшого подъема дел в 1945 г. (во 2-м полугодии в суды поступило 36055 дел), число дел постепенно снижалось, испытывая небольшие подъемы в 1947, 1952 гг. Фактически количество дел колебалось в диапазоне 9000 - 14000 дел в год. Например, в Свердловской области в 1-м полугодии 1947 г. осуждено 157 человек, во 2-м полугодии - 1914, в 1-м полугодии 1948 г. - 480, во 2-м - 1515. Постепенно возрастала доля оправданных лиц.
В 1942 г. в Союзе было осуждено 21997 человек, в 1946 г. - 12084. Количество осужденных за невыход на сельхозработы постепенно снижалось: с 12084 в 1946 г. до 4376 в 1953-м. Всего в СССР было осуждено приблизительно 65 тыс. человек <8>.
--------------------------------
<8> История сталинского ГУЛАГа: конец 1920-х - первая половина 1950-х гг.: Сборник докладов: В 7 т. М., 2004. Т. 1. Массовые репрессии в СССР. С. 613; ГАРФ, ф. А-353. оп. 16, д. 77, л. 12; ф. Р-5446, оп. 51а, д. 5333, л. 38; ЦДООСО, ф. 4, оп. 44, д. 161, л. 90.
Комиссия законодательных предложений СС и СН ВС СССР предлагала 28 апреля 1953 г. отменить ответственность за уклонение от мобилизации. Вопрос обсуждался несколько лет.
Постепенно сокращалось количество лиц, привлеченных к уголовной ответственности за уклонение от мобилизации на сельскохозяйственные работы. Всего в СССР за уклонение от мобилизации на сельскохозяйственные работы в 1953 г. было осуждено 4376 человек. Большинство привлеченных к ответственности оправдывалось. 22 января 1955 г. вышел Указ ПВС СССР "О замене судебной ответственности за уклонение от мобилизации на сельскохозяйственные работы и за самовольный уход мобилизованного с работы мерами административного воздействия". Уголовная ответственность отменялась, вводился штраф 100 - 300 руб., осужденные подлежали освобождению. Указ от 18.03.1955 отменял мобилизацию молодежи в ремесленные училища <9>.
--------------------------------
<9> История сталинского ГУЛАГа: конец 1920-х - первая половина 1950-х гг... С. 624; Реабилитация: как это было. Документы Президиума ЦК КПСС и другие материалы. Т. 1. Март 1953 г. - февраль 1956 г. М.: МФД, 2000. С. 27; ГАРФ, ф. А-353, оп. 16, д. 77, л. 12; ф. Р-7523, оп. 58, д. 784, л. 51 - 67.
Уголовное преследование мобилизованных стало важной частью сталинского трудового кампанейского правосудия, направленного на жесткий контроль над работниками, занятыми в отдельных трудовых сферах. Окончание войны привело к снижению уголовных репрессий против трудомобилизованных, но не к их отмене. Сталин по-прежнему рассматривал трудовую ответственность в качестве важного воспитательного средства. При этом суды явно стремились уменьшить масштабы применения закона.
Литература
1. Абрамовский А.П. Челябинский областной суд - 70 лет: исторический очерк. Челябинск, 2004. С. 62.
2. Справочник народного судьи / Под общ. ред. Н.М. Рычкова и И.Д. Перлова. М., 1946. С. 172.
3. ГАРФ, ф. Р-9492, оп. 1а, д. 175, л. 171 - 172.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.