Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ (1917 - 1920-Е ГОДЫ)
Н.А. ЭККЕЛЬМАН
С того момента как преступность была признана самым опасным видом "социальной патологии" - отклоняющегося от общепринятой нормы девиантного поведения [11], началась неустанная борьба с ней. Особую обеспокоенность вызывает преступность несовершеннолетних как наиболее яркий показатель нестабильности государства и безразличия общества в целом. Именно поэтому предотвращение криминализации несовершеннолетних, а также борьба со сложившейся преступностью являются основными целями современного государства и нравственно здорового общества.
Изучение преступности, как и любого социального явления, может достичь своей цели, если в основание его заложены факты и сведения, обладающие наибольшей объективностью. Не вызывает никакого сомнения, что прежде чем определять основные направления борьбы и предупреждения преступности несовершеннолетних, вырабатывать основы исполнения уголовных наказаний в отношении указанной категории граждан в современном российском обществе следует изучить исторический опыт нашей страны в переломные ее моменты, а тем более нельзя отрицать накопленной практики, которая сложилась в первые годы установления Советской власти.
Статистика, отражающая преступность несовершеннолетних в начале XX века, была крайне скромной, т.к. ее изучение велось по тем же рубрикам, что и взрослого контингента, что мешало созданию объективной картины. В период войны общей уголовной статистики опубликовано не было, а данные о детской преступности можно было получить из отчетов мировых судей по делам о малолетних [5, с. 30]. При реализации марксистско-ленинской концепции о непременном сломе старой машины угнетения, при смене общественно-политического строя путем революции произошли и существенные изменения в правовом обеспечении решения стоящих перед государством задач в области борьбы с преступностью несовершеннолетних. В результате данные за 1917 год были утрачены, регулярная судебная работа была нарушена, а старые суды были упразднены. Новой Советской власти предстояло выработать свою оригинальную систему борьбы с преступностью несовершеннолетних и предупреждения совершения ими новых преступлений.
В первое пятилетие после революции в стране началась активная работа по выработке нормативной базы для улучшения жизни и воспитания детей, борьбы с правонарушениями и преступностью, совершаемыми несовершеннолетними.
С первых лет своего существования Советское государство начало проводить гуманную политику правовой и социальной защиты детства. Об этом свидетельствует изданный Декрет СНК РСФСР от 14 января 1918 г. "О комиссиях для несовершеннолетних", упразднявший суды и тюремное заключение для подростков. Все несовершеннолетние, содержавшиеся в тюрьмах и арестных домах, были освобождены, стали проводиться мероприятия по коренной реорганизации и созданию принципиально новых воспитательных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей, отбывающих в них уголовное наказание [6, с. 26].
Вступление в юридическую силу Декрета Совета Народных Комиссаров "О комиссиях для несовершеннолетних" от 14 января 1918 г. [8] заложило основу правовой регламентации советского социалистического строя по вопросам уголовной ответственности несовершеннолетних и применения к не достигшим совершеннолетия правонарушителям принудительных мер воспитательного воздействия.
Основными направлениями деятельности комиссий являлись разбор проступков несовершеннолетних и принятие необходимых по отношению к ним мер надзора, воспитания и призрения. Состав таких комиссий являлся смешанным, они должны были состоять из представителей ведомств: общественного призрения, юстиции и народного просвещения в количестве не менее трех лиц, причем одним из таких лиц должен был быть врач. Обращаясь к первоначальной организации Комиссий, в соответствии с Декретом от 14 января 1918 г., упразднялись суды и тюремное заключение для малолетних, и устанавливалось, что все дела о несовершеннолетних обоего пола до 17 лет, замеченных в общественно опасных деяниях, подлежат ведению комиссий.
Рост детской преступности в годы гражданской войны привел к необходимости изменения законодательства. Об этом свидетельствует Декрет СНК РСФСР от 4 марта 1920 г. "О делах несовершеннолетних, обвиняемых в общественно опасных действиях". Дела несовершеннолетних старше 14 лет, действовавших "с разумением", передавались на рассмотрение в суды. Наряду с уточнением норм, регулирующих карательную политику в отношении несовершеннолетних, шел процесс выработки типа учреждений для них [3, с. 4].
Комиссии образовывались при Народном комиссариате просвещения и при губернских и уездных органах, которыми позднее явились подотделы правовой защиты несовершеннолетних. В дополнение положений нового Декрета по вопросам организации комиссий 19 июня 1920 г. принимается Постановление совместных ведомств Наркомпроса РСФСР, Наркомздрава РСФСР, Наркомюста РСФСР от 30 июля 1920 г. "Инструкция Комиссиям по делам о несовершеннолетних".
В соответствии с Инструкцией упразднялись суды и тюремное заключение для малолетних и несовершеннолетних, а возраст уголовной ответственности повышался до 18 лет [9].
С Октябрьской революции детские правонарушения достигли наивысшего предела в 1921 г. Они особенно сильно повысились в голодающих губерниях и в местностях, куда стекалось детское население из голодных губерний [4, с. 56].
К 1921 г. повсеместно функционировало 230 комиссий, 205 из них представляли регулярные отчеты о проделанной работе по 52 губерниям. За указанный период было рассмотрено 54424 дела, относительно 38127 человек были вынесены меры воздействия, что составило 70% от общего числа несовершеннолетних правонарушителей, около 7% дел было передано в народные суды.
Наиболее показательны отчеты деятельности комиссий по Москве и Петрограду, т.к. в данных городах было сосредоточено 1/3 всей преступности несовершеннолетних РСФСР. Так, в Москве за 1922 г. в отчетах комиссий фигурирует цифра 7121 несовершеннолетий обвиняемый, 4367 человек подверглись различным мерам медико-педагогического воздействия, 1155 человек переданы в народные суды как морально запущенные, рецидивисты. В Петрограде всего зафиксировано 4520 обвиняемых, к 3424 были приняты меры воздействия, дела относительно 523 несовершеннолетних переданы в народные суды для дальнейшего вынесения решения по ним. Процент несовершеннолетних к общему числу осужденных, содержащихся в местах лишения свободы, также являлся наибольшим в Москве и Петрограде, что только подтверждают указанные в отчетах цифры. Если по всей РСФСР эта цифра за 1921 г. составляла в среднем 1,1% от общего тюремного населения, то в Петроградской губернии за тот же промежуток она доходила до 4,4%, а в Московской губернии - до 7,9% [7, с. 179].
Несмотря на наличие в большинстве губерний комиссий, деятельность их не всегда была эффективной, а преступность неуклонно продолжала расти. Статистические данные подтверждают тот факт, что за время революции процент имущественных преступлений в общей картине правонарушений несовершеннолетних значительно вырос. Изучение характера отдельных правонарушений несовершеннолетних показывает, что имущественная преступность, дававшая до войны 60 - 70% всех правонарушений, после войны и революции резко усилилась, дойдя до 75 - 90% всей преступности несовершеннолетних [5, с. 42]. По видам преступлений, за которые несовершеннолетние были помещены в дома для морально дефективных детей в Петрограде за 1921 год, можно выделить следующие: за кражу (всех видов) - 4374 человека, уличную спекуляцию - 787 человек, мошенничество и вымогательство - 232 человека, присвоение и растрату - 63. Процент имущественных преступлений по Петрограду составил 71% от общего числа совершенных несовершеннолетними правонарушений. Аналогичная ситуация наблюдалась и в других губерниях. Ярким примером может служить Владимирская губерния, представляющая собой типичный образец развития провинциальной губернии Центрально-промышленного района и географически занимающая центральное место. Данные факты, а также непосредственная близость к Москве определили приток несовершеннолетних в данную местность в поисках лучшей жизни. Так, в ежемесячных сведениях о количестве заключенных, категориях преступлений и классовом составе за 1925 - 1926 гг. Владимирского изолятора специального назначения с исправительно-трудовым отделением на 1 января 1926 г. содержалось 58 несовершеннолетних осужденных за кражу и хищения, что составляло 100% преступлений, совершенных гражданами 16 - 18 лет за отчетный период. Аналогичная ситуация наблюдалась в Александровском, Меленковском, Судогодском, Вязниковском, Муромском, Ковровском домах заключения [1].
Не вызывает сомнения тот факт, что повышение преступности несовершеннолетних зависит не только от социальных и экономических факторов, но и от характера мер, с помощью которых ведется борьба с ней.
Проанализировав отчеты о работе уездных комиссий по делам несовершеннолетних Владимирской губернии с 1920 по 1926 г., можно сделать вывод, что большинство постановлений об окончании дел в отношении детей предусматривали применение мер социального, медико-педагогического характера и выполняли основный примат советской власти - отказ от тюремного заключения несовершеннолетних. Наибольшее распространение получили беседа, разъяснение, замечания, установление опеки, отдача под присмотр обследователей-воспитателей, отдача под присмотр родителей, родственников и посторонних лиц.
Такие меры воздействия как выговор, внушение и беседы делались по большей части при совершении правонарушений случайного характера и в первый раз. В годовом отчете комиссии по делам несовершеннолетних Владимирской губернии за 1926 г. применение данной меры составило 835 раз, или 43,7% от общего числа вынесенных решений. В более серьезных случаях применялось наблюдение родителей, данная мера была вынесена 213 раз за отчетный период, при наличии несостоятельности родителей в воспитательном отношении дети помещались под особое наблюдение обследователя-воспитателя, данная мера считалась наиболее удачной, т.к. практически не давала рецидива и была применена 48 раз за год, однако применялась в крайне редких случаях и только в черте города, т.к. обследователи-воспитатели помимо выполнения своих основных функций были перегружены канцелярской работой и ограничены по времени и материальном обеспечении. Такая мера педагогического характера, как определение на ту или иную работу, также не давала положительных результатов, т.к. дети, к которым она в основном могла применяться, имели очень плохое здоровье и не могли выполнять соответствующих их возрасту функций, данная мера применялась только в 19 случаях за год [2].
Анализируя данные, полученные от 74 комиссий по делам несовершеннолетних со всей РСФСР, можно сделать вывод, что около 25% всех дел оканчивались легкими видами морального воздействия, меры социальной помощи, такие как опека, помещение в школу и др., в 1921 г. давали 8 - 11%, помещение в учреждения для морально дефективных детей в 1921 г. для Москвы давали 3,5%, а в 1922 г. - 2,6%, для Петрограда в 1921 г. - 12%, в 1922 г. - 17,8%, для остальной республики в 1921 г. - 5,6%, в 1922 г. - 7,8% [5, с. 51].
Таким образом, государство делало все возможное, чтобы оградить детей от тюрьмы и убрать их с улиц. Данное положение отражало новую концепцию советского государства в области уголовных наказаний, повсеместном применении воспитательных мер. Однако обусловленная политическими факторами и отсутствием единой организации и контроля данная концепция государства не смогла реализовать стоящих перед ней задач и достичь поставленных целей.
В общей литературе и судебных кругах все чаще стали говорить о необходимости усиления репрессий в отношении несовершеннолетних правонарушителей. А как следствие, несовершеннолетних правонарушителей помещали в общие со взрослыми места заключения, которые являлись школой для новых закоренелых преступников, что было диаметрально противоположно основным целям, которые преследовали власти при организации комиссий. Крайней мерой стало принятие Постановления ЦИК и СНК СССР "О мерах по борьбе с преступностью среди несовершеннолетних" от 7 апреля 1935 г., которое не только понижало возраст уголовной ответственности до 12 лет, но и отменяло меры медико-педагогического характера, которые применялись к несовершеннолетним с 1918 г. [10].
Литература
1. ГАВО. Ф. Р-307. Оп. 1. Д. 84. Л. 121.
2. ГАВО. Ф. Р-1097. Оп. 1. Д. 5. Л. 37.
3. Ильягуев Д.М. Карательная политика в РСФСР и союзных республиках в первые годы советской власти: правовые и организационные основы // История государства и права. 2012. N 1. С. 4 - 8.
4. Куфаев В.И. Юные правонарушители. М.: Новая Москва, 1924. 345 с.
5. Люблинский П.И. Борьба с преступность в детском и юношеском возрасте. Социально-правовые очерки. М.: Юридическое изд-во Наркомюста, 1923. 302 с.
6. Новик В.И. Становление и организация пенитенциарных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей в России // История государства и права. 2012. N 10. С. 26 - 30.
7. Якубсон В.Р. Трудовые дома для несовершеннолетних правонарушителей в системе учреждений по борьбе с детской преступностью // Реформа тюрем и перспективы исправительно-трудового дела в СССР. М., 1929. 197 с.
8. СУ РСФСР. 1918. N 16. Ст. 227 [Электронный ресурс]. URL: http://www.base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=3803 (дата обращения: 26.11.2012).
9. СУ РСФСР. 1920. N 68. Ст. 308 [Электронный ресурс]. URL: http://www.base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=18125 (дата обращения: 27.11.2012).
10. СЗ СССР. 1935. N 19. Ст. 155 [Электронный ресурс]. URL: http://www.base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=19034;fld=134;dst=4294967295;rnd=0.8281958412844688 (дата обращения: 27.11.2012).
11. URL: http://encyclopaedia.biga.ru/ enc/liberal_arts/PRESTUPNOST.html (дата обращения: 10.04.2013).
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.