Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПООЩРИТЕЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ СИСТЕМАХ СТРАН СНГ И РАЗВИТЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
С.Л. БАБАЯН
Бабаян Сергей Львович, докторант Академии управления МВД России, ведущий научный сотрудник НИИ ФСИН России, кандидат юридических наук.
Вопросы развития поощрительных институтов важно рассматривать не только в рамках одной государственной системы, но и в сравнении с законодательством, регулирующим аналогичные проблемы в других государствах. Безусловно, существует отличие в социально-экономическом и политическом развитии каждого государства, однако вопросы исправления осужденных посредством применения поощрительных институтов общераспространены. Поэтому необходимо изучение и сравнение вопросов правового регулирования поощрительных институтов пенитенциарных систем различных государств.
Концепция развития УИС РФ до 2020 г. предусматривает расширение контактов с пенитенциарными системами, научно-исследовательскими, образовательными и научными центрами государств - участников СНГ и стран дальнего зарубежья, а среди средств повышения эффективности деятельности уголовно-исполнительной системы указывает в том числе на изучение и распространение зарубежного опыта в сфере исполнения наказания.
Представляется целесообразным рассмотреть законодательство в области развития поощрительных институтов постсоветских стран - членов СНГ и развитых зарубежных стран. Изучение данного опыта развитых зарубежных стран и интеграция его в законодательство и практику отечественных исправительных учреждений (ИУ) являются одним из путей скорейшего приведения уголовно-исполнительной системы России в соответствие с Европейскими пенитенциарными правилами.
В данной статье мы рассмотрим уголовно-исполнительное законодательство стран СНГ и развитых зарубежных стран в области правового регулирования поощрительных институтов, предоставления права передвижения осужденных к лишению свободы без конвоя или сопровождения, выездов осужденных к лишению свободы за пределы ИУ и мер поощрения, применяемых к осужденным к лишению свободы.
Анализируя поощрительный институт предоставления права передвижения осужденных к лишению свободы без конвоя или сопровождения (ст. 96 УИК РФ), можно отметить, что этот институт предусматривается уголовно-исполнительным законодательством всех стран СНГ и тесно связан с правопослушным поведением осужденных. Различия заключаются в обязательном сроке отбывания наказания осужденным для его применения. В республиках Армения <1> и Кыргызстан <2> разрешение на пребывание без конвоя или сопровождения за пределами ИУ может быть предоставлено только осужденному, проявившему правопослушное поведение, и по отбытии не менее одной четверти срока наказания (ч. 3 ст. 79 УИК РА, ч. 1 ст. 68 УИК КР). В республиках Азербайджан <3>, Таджикистан <4> и Молдова <5> этот поощрительный институт применяется к положительно характеризующимся осужденным по отбытии не менее чем трети срока наказания (ч. 1 ст. 87 КИН АР, ст. 99 КИУН РТ, ч. 1 ст. 216 ИК РМ). В Республике Беларусь установление обязательного срока отбывания наказания для указанного поощрительного института связано с категорией преступления, совершенного осужденным (ст. 90 УИК РБ) <6>.
--------------------------------
<1> База данных "Законодательство стран СНГ" (2003 - 2012) "СоюзПравоИнформ". URL: http://www.spinform.ru.
<2> Там же.
<3> Уголовно-исполнительные кодексы. Донецк: Донецкий мемориал, 2004. С. 25.
<4> С. 303.
<5> База данных "Законодательство стран СНГ".
<6> Уголовно-исполнительные кодексы. С. 81.
Кроме того, представляется важным, что в Республике Беларусь не допускается передвижение без конвоя или сопровождения за пределами исправительных учреждений осужденных, которые пользовались правом передвижения без конвоя или сопровождения, но были лишены его в связи с допущенными нарушениями; осужденных, не имевших постоянного места жительства; осужденных иностранцев и лиц без гражданства (ч. 3 ст. 90 УИК РБ). Данные ограничения было бы целесообразным также использовать при применении указанного поощрительного института в отечественном уголовно-исполнительном законодательстве.
Несмотря на то что поощрительный институт передвижения осужденных к лишению свободы без конвоя или сопровождения связан с производственной необходимостью, обязательный срок отбывания наказания осужденным в виде шести месяцев для предоставления им права передвижения без конвоя или сопровождения за пределами ИУ в соответствии с российским законодательством, по нашему мнению, явно не отвечает современным требованиям обеспечения безопасности и профилактики побегов из-под охраны и надзора в местах лишения свободы. Исходя из вышеизложенного, с учетом опыта стран членов СНГ представляется целесообразным дополнить ч. 1 ст. 96 УИК РФ после слов "оставленным для ведения работ по хозяйственному обслуживанию в следственных изоляторах и тюрьмах" следующими словами: "по отбытии не менее одной четверти срока наказания", и далее по тексту. Также ч. 2 той же статьи целесообразно после слов "осужденным к пожизненному лишению свободы" дополнить словами: "осужденных, которые пользовались правом передвижения без конвоя или сопровождения, но были лишены его в связи с допущенными нарушениями, осужденных, не имеющих постоянного места жительства; осужденных иностранцев и лиц без гражданства...".
Поощрительный институт выездов осужденных к лишению свободы за пределы ИУ (ст. 97 УИК РФ) предоставляется начальником ИУ с учетом характера и тяжести совершенного преступления, отбытого срока, личности и поведения осужденного. Указанный поощрительный институт, по нашему мнению, состоит из двух субинститутов: 1) длительный выезд осужденных к лишению свободы за пределы ИУ на время ежегодного оплачиваемого отпуска; 2) краткосрочный выезд осужденных к лишению свободы за пределы ИУ в связи с исключительными личными обстоятельствами, для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства после освобождения и т.д. Субинститут в виде краткосрочного выезда за пределы ИУ закреплен в уголовно-исполнительном законодательстве Азербайджанской Республики, республик Армения, Беларусь, Казахстан, Молдова, Таджикистан, Узбекистан, а также Украины и предоставляется также с учетом поведения осужденного. В основном такой выезд предоставляется при исключительных личных обстоятельствах, но, кроме того, может быть предоставлен с целью социальной реабилитации (ч. 1 ст. 80 УИК Республики Армения); предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства после освобождения (ч. 1 ст. 92 УИК Беларусь; ч. 1 ст. 93 УИК Казахстана; ч. 1 ст. 98 КИУН Таджикистана); сдачи сессии в высших и средних специальных учебных заведениях (ч. 3 ст. 217 ИК Молдовы) и др.
В ч. 2 ст. 92 УИК Республики Беларусь закреплено, что осужденным, содержащимся в исправительных колониях-поселениях, в порядке поощрения могут быть разрешены краткосрочные выезды к близким родственникам не более двух раз в год продолжительностью до пяти суток без учета времени, необходимого для проезда туда и обратно. Таким образом, краткосрочные выезды в колониях-поселениях в данной республике предоставляются в чистом виде как поощрения осужденных, что, конечно, особенно стимулирует осужденных к правопослушному поведению. А в ч. 1 ст. 217 ИК Республики Молдова отмечено, что положительно характеризующийся осужденный к лишению свободы имеет право на не менее чем один краткосрочный выезд за пределы ИУ в течение года продолжительностью до пяти дней для посещения семьи или родственников.
С учетом анализа уголовно-исполнительного законодательства стран СНГ представляется целесообразным осужденным, отбывающим наказание в колонии-поселении, в порядке поощрения предусмотреть возможность краткосрочных выездов к близким родственникам для решения социально-бытовых и семейных вопросов, но не более одного раза в год продолжительностью до пяти суток без учета времени, необходимого для проезда туда и обратно, но не более трех суток. Предоставлять такие краткосрочные выезды за пределы ИУ целесообразно осужденным колонии-поселения после отбытия одной трети срока наказания, а также осужденным исправительной колонии общего режима, отбывшим половина срока наказания и состоящим в облегченных условиях содержания. Представляется, что такие виды краткосрочных выездов за пределы ИУ будут способствовать расширению данного поощрительного института и за счет этого повышению эффективности стимулирования правопослушного поведения осужденных в учреждениях.
В российском уголовно-исполнительном законодательстве краткосрочные выезды следует предусмотреть, кроме прочего, и для поступления в высшие учебные заведения заочной формы обучения и для сдачи экзаменационной сессии в образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Данные выезды оптимально применять только к положительно характеризующимся осужденным, отбывающим наказания в колониях-поселениях, один раз в год продолжительностью до десяти суток без учета времени, необходимого для проезда туда и обратно, но не более трех суток.
В связи с этим целесообразно ст. 97 УИК РФ дополнить частями 1.1 и 1.2 следующего содержания:
"1.1. Осужденным, содержащимся в колониях-поселениях, могут быть разрешены краткосрочные выезды для поступления в высшие учебные заведения заочной формы обучения и для сдачи экзаменационной сессии в образовательных учреждениях высшего профессионального образования один раз в год продолжительностью до десяти суток без учета времени, необходимого для проезда туда и обратно, но не более трех суток;
1.2. Осужденным колонии-поселения, а также осужденным исправительной колонии общего режима, находящимся в облегченных условиях отбывания наказания, по отбытии не менее одной трети и половины срока наказания соответственно, в порядке поощрения могут быть разрешены краткосрочные выезды к близким родственникам для решения социально-бытовых и семейных вопросов не более одного раза в год продолжительностью до пяти суток без учета времени, необходимого для проезда туда и обратно, но не более трех суток".
В некоторых развитых западноевропейских странах одним из важных факторов поддержания или восстановления социально полезных связей, а также подготовки к УДО является кратковременный отпуск или разовый выход за пределы исправительного учреждения. В рекомендациях международного центра тюремных исследований отмечено, что целесообразно разработать и внедрить систему, позволяющую осужденному отлучаться на короткий период для посещения своих семей на дому. При отсутствии угрозы безопасности населению осужденному следует разрешать посещение семей на условиях временного освобождения. Данные виды увольнений особенно важны для осужденных с короткими сроками лишения свободы, а также для осужденных с длительными сроками, у которых приближается дата освобождения <7>. Кроме того, ст. 103.6 Европейских тюремных правил рекомендует рассматривать в качестве неотъемлемого элемента общего режима для заключенных систему увольнений (разовых выходов) из пенитенциарного учреждения. В этом заложен большой воспитательный потенциал, так как разовые выходы за пределы ИУ имеют большое значение как средство повышения эффективности социальной адаптации осужденного.
--------------------------------
<7> Койл Э. Подход к управлению тюрьмой с позиции прав человека: Пособие для тюремного персонала. Лондон: Международный центр тюремных исследований, 2002. С. 96.
Так, например, в Швейцарии увольнение за пределы ИУ является важным инструментом ресоциализации осужденных и относится к одному из элементов прогрессивной системы исполнения уголовных наказаний. Продолжительность его может быть от нескольких часов до двух суток в месяц. Данное увольнение предоставляется при отбывании наказания в ИУ как открытого, так и закрытого типов режима в рамках неполного тюремного заключения. В основном такое увольнение предоставляется в конце недели. Для решения неотложных юридических, профессиональных или семейных вопросов администрация учреждений исполнения наказаний имеет право разрешить целевые отпуска, однако их продолжительность не может превышать 16 часов <8>.
--------------------------------
<8> Веррен А. Исполнение наказания и применение уголовно-правовых мер в Швейцарии в отношении взрослых правонарушителей // Актуальные проблемы пенитенциарной науки и практики: мат-лы межд. науч.-практич. конф-и. М.: НИИ УИС Минюста России, 2004. Ч. 1. С. 56.
В Норвегии в тюрьме применяются три вида увольнений для заключенных, отбывающих тюремное наказание: краткосрочное, которое не превышает пять часов; бытовое, которое предоставляется в связи с рождением ребенка, тяжелой болезнью или смертью близкого родственника; обыкновенное для заключенных, имеющих долгосрочное лишение свободы. Обыкновенное увольнение разрешается только после отбытия заключенным не менее одной трети срока отбывания наказания и беспрерывного пребывания в тюрьме не менее 4 месяцев. Перерыв между обыкновенными увольнениями составляет 2 месяца, а его продолжительность не превышает 3 суток. При этом продолжительность первого такого увольнения не превышает 12 часов <9>.
--------------------------------
<9> Гришко А.Я. Норвежские тюрьмы: общая характеристика, гражданско-правовой статус заключенных (на примере мужской тюрьмы в г. Осло): аналитический обзор. Рязань: Академия права и управления ФСИН России, 2006. С. 25.
В Федеративной Республике Германия важными реабилитационными мерами при исполнении наказаний в отношении осужденных являются смягчение наказания на основании ст. 11 Закона об исполнении наказания в виде лишения свободы, куда входит выход из ИУ на определенное время с сопровождением и без сопровождения сотрудника учреждения, а также в соответствии со ст. 13 и ч. ч. 3, 4 ст. 15 предоставление отпуска из мест лишения свободы <10>. Обязательным условием для смягчения наказания и предоставления отпуска из мест лишения свободы является полное отсутствие опасений по поводу того, что осужденный совершит побег, новое преступление или нарушение режима отбывания наказания.
--------------------------------
<10> Гришко А.Я. Исполнение наказания в виде лишения свободы в Германии (на примере федеральной земли Бавария): Учебное пособие. Рязань: Академия ФСИН России, 2009. С. 19.
Представляет интерес, что в 2006 г. в Германии из 24729 осужденных, которым был предоставлен отпуск из мест лишения свободы, не вернулись из отпуска или были возвращены в принудительном порядке 45 осужденных, что составляет 0,18%. Также из 17140 осужденных, которым была предоставлена возможность выхода из ИУ на определенное время без сопровождения сотрудника ИУ, не вернулись из данного "увольнения" или были возвращены в принудительном порядке 19 осужденных (0,11%) <11>.
--------------------------------
<11> Там же. С. 20.
По данным НИИИТ ФСИН России, в 2011 г. в отечественной пенитенциарной системе было предоставлено 2606 выездов осужденных за пределы ИУ. При этом ежегодный отпуск был предоставлен 1695 осужденным, для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства - 274, по исключительным личным обстоятельствам - 637. Не прибыло из выездов в установленные сроки по неуважительным причинам из ежегодного отпуска - 2 человека (0,11%), для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства - 3 человека (1,09%). Из выезда по исключительным личным обстоятельствам в 2011 г. все осужденные прибыли своевременно. Таким образом, в уголовно-исполнительной системе России в сравнении с пенитенциарной системой Германии в 10 раз меньше реализуется данный поощрительный институт, что приводит к уменьшению возможности стимулирования правопослушного поведения осужденных и, соответственно, их исправления и ресоциализации.
По данным исследования, проведенного автором в 2012 г. <12>, на вопрос "Считаете ли Вы возможным для положительно характеризующихся осужденных ИК общего и строгого режима, находящихся в облегченных условиях и отбывших половину и 2/3 срока наказания соответственно, предусмотреть разовые выходы за пределы ИУ продолжительностью от нескольких часов до двух суток в месяц для решения неотложных социально-бытовых вопросов и с целью стимулирования правопослушного поведения осужденных?" 76,3% осужденных ответили положительно на этот вопрос, 14,8% - отрицательно, 8,5% затруднились ответить. На тот же вопрос 55,3% сотрудников исправительных учреждений высказались положительно о целесообразности применения к осужденным разовых выходов за пределы ИУ, 34,4% - отрицательно, 10,3% - затруднились ответить. Кроме того, в результате интервьюирования выяснилось, что большинство представителей администрации считают целесообразным первое увольнение предоставлять на срок до 12 часов. Перерыв между увольнениями, возможно, следует определить на период не менее двух месяцев. За один год осужденному оптимально предоставлять до 12 суток разовых выходов за пределы ИУ. В период таких выходов за пределы учреждения осужденный подвергается контрольной проверке в условиях жизни в обществе. Возможность такой проверки очень ценна для воспитателей, способствует успешной социальной адаптации осужденных и является значимой для осужденных мерой поощрения.
--------------------------------
<12> Исследование проведено автором в ФКУ НИИ ФСИН России в марте 2012 г. в результате анализа и обобщения 2703 анонимных анкет осужденных и 965 опросных листов представителей администрации (начальников и сотрудников воспитательного, оперативного отделов и службы безопасности) исправительных колоний общего (мужской и женской), строгого, особого режимов, колонии-поселения и воспитательной колонии ГУФСИН (УФСИН) России по Вологодской, Нижегородской, Ростовской, Саратовской областям, Алтайскому, Краснодарскому и Пермскому краям, Республике Башкортостан, а также Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
В связи с вышеизложенным представляется возможным расширить систему мер поощрения, применяемых к осужденным к лишению свободы, сформулировав ч. 3 ст. 113 УИК РФ следующим образом: "К осужденным, отбывающим наказание в исправительной колонии общего и строгого режима, по отбытии половины и две трети срока наказания соответственно, нахождении в облегченных условиях содержания, может применяться мера поощрения в виде предоставления разового выхода за пределы исправительного учреждения в границах муниципального образования, на территории которого он расположен, в выходные и праздничные дни".
Поощрительный институт мер поощрения к осужденным предусматривается уголовно-исполнительным законодательством всех стран - членов СНГ, и основанием такого применения является в основном хорошее или примерное поведение осужденного, его добросовестное отношение к труду, обучению, активное участие в работе самодеятельных организаций и в воспитательных мероприятиях. Перечень мер поощрения особенно не отличается. Следует отметить, что на Украине и в Кыргызской Республике, в отличие от России и других стран СНГ, в перечень мер поощрения, применяемых к осужденным к лишению свободы, включается награждение похвальной грамотой (ч. 1 ст. 130 УИК Украины, ч. 1 ст. 85 УИК КР). Во многих отечественных исправительных учреждениях (например, в некоторых ИК Пермского края, Свердловской области и других регионов) такое поощрительное средство применяется к осужденным передовикам производства по собственной инициативе администрации ИУ. Очевидно, что такой вид поощрения морального характера может быть включен в перечень мер поощрений, применяемых к осужденным к лишению свободы, для расширения института мер поощрения и стимулирования правопослушного поведения осужденных. В связи с этим целесообразно дополнить ч. 1 ст. 113 УИК РФ пунктом следующего содержания: "Награждение похвальной грамотой".
Представляется, что изложенные в статье изменения уголовно-исполнительного законодательства в области применения рассматриваемых поощрительных институтов к осужденным с учетом опыта зарубежных стран и проведенных исследований будут способствовать повышению эффективности и расширению объема реализации данных стимулирующих средств.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных