Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ФАЛЬСИФИКАЦИИ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЕСТРА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ (СТ. 170.1 УК РФ)
А.С. ГОРЛОВ
Горлов Алексей Сергеевич, соискатель кафедры уголовного права Краснодарского университета МВД России.
Уголовно-правовой нормой, предусмотренной ст. 170.1 УК РФ, устанавливается ответственность за фальсификацию единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета. Следовательно, фальсификация единого государственного реестра юридических лиц представляет собой альтернативное общественно опасное деяние. Объективная сторона такого деяния, как следует из текста диспозиции ч. 1 ст. 170.1 УК РФ, выражается в представлении в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные данные.
В этой связи квалификация признаков объективной стороны состава фальсификации единого государственного реестра юридических лиц предполагает необходимость определения прежде всего характеристик органа, осуществляющего прием соответствующих документов.
В силу положений ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" [1]. В свою очередь, согласно Постановлению Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе", Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств [2].
На основании изложенного в диспозиции ч. 1 ст. 170.1 УК РФ под органом, осуществляющим прием документов для внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, по общему правилу необходимо понимать органы Федеральной налоговой службы РФ.
Само деяние как признак объективной стороны состава фальсификации Единого государственного реестра юридических лиц очевидно выражается в представлении документов в регистрирующий орган.
Важно подчеркнуть, что признаки деяния в составе фальсификации Единого государственного реестра юридических лиц идентичны таковым в составе незаконного предпринимательства в форме представления в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения (ст. 171 УК РФ). Разница в соответствующих законодательных формулировках заключается лишь в том, что в ч. 1 ст. 170.1 УК РФ указывается на ложные данные, а в ч. 1 ст. 171 УК РФ - на ложные сведения. Однако не вызывает сомнений тождественность признаков "данные" и "сведения", по крайней мере в исследуемом ракурсе.
С учетом этого полагаем обоснованным использование толкования обозначенных признаков применительно к составу незаконного предпринимательства.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ "О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем" указывается, что под представлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, следует понимать представление документов, содержащих такую заведомо ложную либо искаженную информацию, которая повлекла за собой необоснованную регистрацию субъекта предпринимательской деятельности [3].
По этому поводу Б.В. Волженкин пишет: "Здесь правильно подчеркнута необходимость причинной связи между представлением документов, содержащих заведомо ложные сведения, и принятием решения о государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица. Иначе говоря, если бы должностное лицо регистрирующего органа не было с помощью подобных документов введено в заблуждение относительно фактического наличия определенных обстоятельств, государственная регистрация не состоялась бы" [4].
На первый взгляд данные рассуждения могут быть применены и к составу фальсификации единого государственного реестра юридических лиц, поскольку, исходя из наименования ст. 170.1 УК РФ, фальсификация предполагает наличие состоявшегося изменения сведений соответствующего реестра. Так, в толковом словаре иноязычных слов фальсификация трактуется как подделывание, искажение чего-нибудь (от немецкого Falsifikation, латинского falsification) [5].
Вместе с тем в тексте диспозиции ч. 1 ст. 170.1 УК РФ отсутствует указание на необходимость установления при квалификации данного преступления фактически состоявшегося изменения данных единого государственного реестра юридических лиц. Руководствуясь буквальным толкованием уголовного закона, получается, что деяние в исследуемом преступлении выражается в представлении в регистрирующие органы документов, содержащих заведомо ложные данные, вне зависимости от факта последующей регистрации таких сведений. Это мнение нашло поддержку среди 62% практикующих юристов, опрошенных в ходе проведенного нами исследования.
Следует отметить, что обозначенный аспект имеет весьма существенное практическое значение, так как влияет на определение момента окончания преступления. Данным моментом, согласно вышеприведенным разъяснениям, надлежит признавать момент представления документов, содержащих заведомо ложные сведения, в регистрирующие органы.
В силу п. 1 ст. 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в регистрирующий орган документы могут быть направлены тремя способами:
1) почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения;
2) представлены непосредственно;
3) направлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти [6].
Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом. При этом заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом в случае, если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом.
В ином случае, а также при поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.
При поступлении в регистрирующий орган документов в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, расписка в получении документов в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному заявителем (п. 3 ст. 9 названного Закона).
Следовательно, действие по представлению документов в регистрирующий орган является завершенным в момент получения таких документов.
Примечательно, что регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам РФ форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом [7].
Таким образом, объективная сторона фальсификации единого государственного реестра юридических лиц выражается в представлении в Федеральную налоговую службу РФ или иные регистрирующие органы документов, содержащих заведомо ложные данные, вне зависимости от факта последующей регистрации таких сведений. Представление документов может быть осуществлено лично, почтой или посредством информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет. Преступление считается оконченным с момента получения регистрирующим органом указанных документов.
Литература
1. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" // СЗ РФ. 13.08.2001. N 33 (часть I). Ст. 3431 (в посл. ред. Федерального закона от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ).
2. Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" // СЗ РФ. 04.10.2004. N 40. Ст. 3961 (в посл. ред. Постановления Правительства РФ от 24 марта 2011 г. N 210).
3. Пункт 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г. N 23 "О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 1.
4. Волженкин Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности по уголовному праву России. СПб.: Юридический центр Пресс, 2007. С. 199. Аналогичного мнения придерживается и А.Э. Жалинский, см.: Учебно-практический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. А.Э. Жалинского. М., 2005. С. 518.
5. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. М.: Эксмо, 2005. С. 812.
6. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" // СЗ РФ. 13.08.2001. N 33 (часть I). Ст. 3431 (в посл. ред. Федерального закона от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ).
7. Пункт 4.1 ст. 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" // СЗ РФ. 13.08.2001. N 33 (часть I). Ст. 3431 (в посл. ред. Федерального закона от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ).
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.