Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНСТИТУТА КОНФИСКАЦИИ ИМУЩЕСТВА В СООТВЕТСТВИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В.А. КОЗЛОВ
22 апреля 2008 г. на заседании Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по безопасности обсуждались проблемы совершенствования законодательства по вопросам конфискации имущества <1>. Участниками совещания отмечалось, что конфискация имущества остается одним из самых эффективных правовых инструментов предупреждения и борьбы с наиболее опасными видами преступлений.
--------------------------------
<1> См.: Стенограмма "круглого стола" Комитета Государственной Думы по безопасности на тему "Актуальные проблемы совершенствования законодательства по вопросам конфискации имущества" от 22 апреля 2008 г.
В последние годы развивается тенденция к расширению сферы применения данной меры, что связано с необходимостью активизации борьбы с коррупцией, легализацией преступных доходов, террористической деятельностью. Несмотря на то что конфискация имущества в обновленном виде возвращена в российскую практику относительно недавно, за прошедший недолгий период уже назрел целый ряд вопросов, связанных с правовым регулированием этого института.
В частности, в перечень преступлений, в результате совершения которых может применяться конфискация имущества, не включены преступления, связанные с легализацией (отмыванием) преступных доходов (ст. ст. 174 и 174.1 УК РФ).
Сегодня все чаще возникает вопрос, соответствует ли в полной мере российский институт конфискации имущества международным стандартам и, в частности, требованиям указанных договоров <2>.
--------------------------------
<2> См.: Материалы к "круглому столу" "Актуальные проблемы совершенствования законодательства по вопросам конфискации имущества". М., 2008.
Требование о наличии конфискации имущества в системе национальных уголовно-правовых мер содержится в таких ратифицированных Российской Федерацией международных инструментах, как Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (2000 г.) <3>, Конвенция ООН против коррупции (2003 г.) <4>, Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (1999) <5> и др.
--------------------------------
<3> Бюллетень международных договоров. 2005. N 2.
<4> Бюллетень международных договоров. 2006. N 10.
<5> Совет Европы и Россия. 2002. N 2.
С введением Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма" и Федерального закона "О противодействии терроризму" в Уголовный кодекс РФ гл. 15.1 "Конфискация имущества" возникли проблемы по отслеживанию сумм легализованных денежных средств, полученных преступным путем, подлежащих по решению суда обращению в доход государства. Данным дополнением установлен перечень преступлений, по которому деньги, ценности и иное имущество, полученные в результате их совершения, подлежат конфискации (ст. 104.1 УК РФ). По мнению специалистов, этот перечень не охватывает все предикатные преступления, за легализацию полученных при этом денежных средств и иного имущества наступает уголовная ответственность по ст. ст. 174 и 174.1 УК РФ. В этой связи могут возникнуть определенные осложнения во взаимоотношениях с международными организациями ФАТФ (Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег) и МАНИВЭЛ (Комитетом экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег), координирующими деятельность стран в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма.
В соответствии с Рекомендацией 3 ФАТФ ("Обеспечивающие меры и конфискация") "странам следует принять меры, аналогичные изложенным в Венской и Палермской конвенциях, в том числе законодательные меры, позволяющие своим компетентным органам проводить конфискацию отмываемой собственности, доходов от отмывания денег или предикатных преступлений, инструментов, используемых или предназначенных к использованию для совершения указанных преступлений, или имущества соответствующей стоимости, без ущемления прав добросовестных третьих лиц. Такие меры должны включать полномочия на:
(a) выявление, отслеживание и оценку собственности, подлежащей конфискации;
(b) осуществление обеспечивающих мер, таких как замораживание и изъятие для предотвращения любых сделок, передачи или распоряжения таким имуществом;
(c) принятие мер, которые предотвратят или сделают ничтожными любые действия, которые умаляют способность государства обращать взыскание на имущество, подлежащее конфискации; и
(d) принятие любых подобающих следственных мер.
Страны могут рассмотреть возможность принятия мер, которые позволяют проводить конфискацию таких доходов или инструментов без вынесения осуждения в уголовном порядке или которые требуют от нарушителя доказать законное происхождение имущества, подлежащего конфискации, в той мере, в которой такое требование не противоречит принципам их внутреннего законодательства".
В целях реализации вышеперечисленных установок ФАТФ (40 рекомендаций) разрабатываются организационно-правовые мероприятия, направленные на установление конфискации имущества за совершение преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) преступных доходов. Как показывает практика, основанием для разработки законопроектов являются замечания экспертов ФАТФ, высказанные по результатам оценки национальной системы противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма международным стандартам.
Изучение законопроектной практики показывает, что в последнее время субъекты законодательной инициативы проявляют к этому вопросу повышенное внимание. Одним из таких законопроектов предусматривается внесение в ст. 104.1 УК РФ изменения, устанавливающего возможность принудительного безвозмездного изъятия и обращения в собственность государства на основании обвинительного приговора денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения преступления, предусмотренного ст. 174 УК РФ, а также любых доходов от этого имущества. При этом основными целями разработки данного законопроекта являются предупреждение и предотвращение совершения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, а также повышение эффективности борьбы с экономическими преступлениями в сфере легализации имущества.
По мнению субъекта законодательной инициативы, основной задачей государства в сфере борьбы с легализацией доходов является создание реальных препятствий для легализации преступно нажитого имущества посредством установления юридических мер ответственности за противоправное поведение в данной области.
Российской Федерацией ратифицирован ряд международных правовых договоров в сфере борьбы с коррупцией, которые непосредственно рассматривают меры по конфискации имущества в качестве механизма борьбы с отмыванием преступных доходов (в том числе Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 8 ноября 1990 г., Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 г.). Кроме того, Российской Федерацией подписан Договор государств - участников Содружества Независимых Государств о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма (Душанбе, 5 октября 2007 г.), в соответствии со ст. 11 которого стороны обязуются принимать нормативные правовые акты, позволяющие обеспечить конфискацию преступных доходов, включая имущество, полученное в результате легализации (отмывания) преступных доходов, а также средств для финансирования терроризма.
В настоящее время ст. 104.1 УК РФ установлено, что конфискация имущества производится в отношении имущества, полученного лицами в результате совершения преступлений, в число которых не входят преступления, связанные с легализацией имущества.
Легализация имущества совершается не только в целях придания видимости законности полученного имущества, но и в целях получения выгоды (вознаграждения) за совершение лицом действий по легализации имущества. Кроме того, в процессе легализации может быть получен дополнительный доход от использования легализованного имущества в предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с действующими нормами уголовного законодательства Российской Федерации к лицу, обвиняемому в совершении преступления, связанного с легализацией имущества, и получившему в результате данной преступной деятельности имущество (вознаграждение), не может быть применена конфискация имущества. С учетом изложенного законопроектом предлагается закрепить норму о возможности конфискации имущества (вознаграждения), получаемого лицом в результате легализации имущества других лиц (ст. 174 УК РФ).
Указанное дополнение ст. 104.1 УК РФ обосновывается авторами законопроекта усилением уголовно-правовых мер по предупреждению преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) преступных доходов.
По мнению ряда экспертов, включение в ст. 104.1 УК РФ "Конфискация имущества" ст. 174 УК РФ в целом заслуживает одобрения. Вместе с тем в сфере отношений, связанных с легализацией (отмыванием) преступных доходов, совершается и другое преступление, ответственность за которое предусмотрена ст. 174.1 УК РФ "Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления". Признаки, характеризующие названные два состава преступления, во многом совпадают. В частности, целью таких преступлений является легализация (отмывание) преступных доходов.
По степени общественной опасности преступление, предусмотренное ст. 174.1 УК РФ, превосходит деяние, предусмотренное ст. 174 УК РФ. Данный факт подтверждает и санкции, содержащиеся в ч. 4 ст. 174.1 УК РФ.
Кроме того, по мнению специалистов, требования ФАТФ заключаются в установлении конфискации в качестве дополнительной меры наказания за деяния, предусмотренные ст. ст. 171 и 174.1 УК РФ. При этом в последнее время ФАТФ уделяет особое внимание противодействию отмыванию доходов лицом, совершившим предикатное преступление (так называемому самоотмыванию), ответственность за которое предусмотрена именно ст. 174.1 УК РФ.
По нашему мнению, следует согласиться с мнением относительно необходимости распространить положения ст. 104.1 УК РФ не только на преступление, предусмотренное ст. 174 УК РФ, но и ст. 174.1 УК РФ. В соответствии с положениями Рекомендации 3 40 Рекомендаций ФАТФ, касающихся обеспечивающих мер и конфискации, странам следует принять меры, позволяющие своим компетентным органам проводить конфискацию отмываемой собственности, доходов от отмывания денег или предикатных преступлений.
Преступление, предусмотренное ст. 174.1 УК РФ, включает совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными лицом в результате совершения им преступления, либо использование указанных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности (так называемое самоотмывание).
Фактически предикатными преступлениями по отношению к составу, предусмотренному ст. 174.1 УК РФ, выступают многие из приносящих преступный доход деяний, которые ныне не включены в перечень, содержащийся в п. "а" ч. 1 ст. 104.1 УК РФ.
Между тем доход, полученный в результате "самоотмывания" преступно нажитого имущества от таких преступлений, не охватывается ни положениями п. "а" ч. 1 ст. 104.1 УК РФ, ни ст. 81 УПК РФ, хотя, вне всякого сомнения, он должен быть изъят у виновного лица.
Таким образом, по нашему мнению, необходимо включить ст. 174.1 УК РФ в перечень, предусмотренный ст. 104.1 УК РФ.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.