Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
О КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ НЕОБХОДИМОСТИ ИЗУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
А.В. ПЕТРОВСКИЙ
Профессором Д.А. Шестаковым разработана семантическая концепция преступности, согласно которой преступность определяется как свойства человека, социального института, общества отдельной страны, глобального общества воспроизводить множество опасных для окружающих людей деяний, проявляющиеся во взаимосвязи преступлений и их причин, поддающиеся количественной интерпретации и предопределяющие введение уголовно-правовых запретов [1]. Эта теория актуальна в связи с тем, что процесс воспроизводства преступлений складывается из множественного преступного поведения и механизма взаимодействия между собой причин и преступлений [2]. Именно механизм взаимодействия представляет научный интерес, т.к. порождение противоправных деяний напрямую зависит от влияния социальных факторов, традиций, культурно-этнических особенностей. Согласно вышеуказанной семантической концепции преступность управления есть свойство администраций различных уровней порождать криминогенные нормативные акты и преступные деяния, как в качестве юридических лиц, так и посредством физических лиц (служащих), которые складываются в совокупность преступлений, а также причин, их воспроизводящих. Государственное и муниципальное управление, произошедшее от латинского слова "administrato", представляет собой совокупность функций и действий организованных административных систем, призванных обеспечить сохранение, соблюдение или поддержание должного и необходимого для государства правового режима [3]. В искусственных системах, созданных человеком, таких как государство, функция управления носит целевое назначение и зависит от характера деятельности и возможности реализации. Управление - целенаправленный и постоянный процесс воздействия субъекта управления на объект управления [4]. В широком смысле администрирование означает руководство чем-либо или кем-либо и является функцией организованных систем любой природы и сложности. В литературе рассматриваются различные системы управления, которые характеризуются и различаются в зависимости от задач и целей; субъектов и объектов; функций организационных структур; единства, самостоятельности и взаимозависимости элементов системы; определения формы деятельности [5]. Государственное и муниципальное управление Ю.Н. Старилов, Ю.А. Тихомиров предлагают рассматривать в широком и узком смысле, где в широком - сфера организующей и распорядительной деятельности органов, а в узком - деятельность органов исполнительной власти, т.е. аппарата управления [6]. Все определения содержат указание на целенаправленное практическое воздействие государства на общественные отношения с целью упорядочить, организовать соответствующие системы, обеспечить должное функционирование и возможность изменения [7].
Для осуществления своей деятельности административные органы издают достаточно широкий перечень законов, нормативно-правовых актов, регламентов, цель которых состоит в регламентации как внутриорганизационных отношений, так и общественных отношений в сфере осуществления исполнительно-распорядительной деятельности [8]. Вышеуказанные нормативно-правовые акты устанавливают основания и порядок применения мер принуждения, однако часто допускают произвольное толкование вопросов, не урегулированных федеральным законодательством [9]. Ученые отмечают, что необходимость совершенствования правового регулирования в области административно-правовых отношений давно назрела, т.к. в стране сложилась практика издания противоречивых ведомственных нормативно-правовых актов, которыми на граждан возлагаются избыточные обязанности или ограничиваются права, порождая право у служащих совершать различные публичные деликты [10]. Известный исследователь И.А. Голосенко обращал внимание на связи нашего административного быта с политикой, экономикой и культурой, где право публичного служащего на административный произвол выступает своеобразным "мандатом" за политическую лояльность, за поддержку социальных и экономических реформ со стороны правящей элиты [11]. Подпись чиновника превратилась в источник достояния и прибыли. Административный произвол (насилие) стал специфическим нарушением этических и правовых норм лицами, уполномоченными на выполнение государственных и муниципальных функций, которое можно считать фактором, воспроизводящим преступность как коррупционную, так и общеуголовную.
Власть предпочитает, как во времена Петра I, "вручную" управлять страной. Администрирование основывается не на правовых нормах и понятных должностных инструкциях, а на цепочке покровителей и личной преданности чиновников. Модернизация страны, о которой много говорят в последнее время, понимается как ряд технологических инноваций. Однако последние невозможны без изменения методов и форм управления. Современный менеджмент - это управление процедурами с пренебрежением к закону, которое ведет к трагедии "Булгарии", "танцующему" мосту в городе Волжске, пожарам в домах престарелых, должностным деликтам и коррупции.
Систематичное попрание правовых норм при публичных обязательствах их неукоснительного соблюдения стало правилом для представителей политических элит различных государств и многих должностных лиц. Поэтому для оценки девиантных проявлений управления как общественного института предлагается:
1) дифференциация управленческих нормативных актов с целью подразделения их на нормы, порождающие причины отдельных видов преступности и дозволяющие преступное поведение, а также выявление норм, запрещающих социально полезную или нейтральную общественную деятельность [12];
2) определение видов и форм деликтного поведения индивидуумов в сфере управления, как публичных служащих, так и граждан;
3) изучение личности служащих-управленцев различных категорий, совершающих публичные деликты;
4) анализ административного и уголовного законодательства как основных формальных институтов, влияющих на изменение состояния преступности в сфере управления;
5) выявление и изучение неформальных институтов, влияющих на администрирование в Российской Федерации.
Степень общественной опасности обладает перцептуальным свойством, т.е. "серьезность" преступления зависит от точки зрения социума и социальных институтов [13]. Исходя из данного утверждения о тяжести преступления можно судить, принимая во внимание мнение определенных групп общества или его институтов. Парадигма институциональной теории объясняет, что поведение индивидуума зависит от среды, наполненной разнообразными институтами-организациями, нормами, правилами и традициями. В этой среде побудительными мотивами поведения индивидуума является стремление к соответствию институциональным нормам и правилам, к улучшению своего положения в этих рамках [14].
Соответственно, в социальной жизни человеку приходится учитывать положения института формальных правил - законов либо правовых норм и неформальных - традиций, обычаев, привычек. Любой институт является не только набором норм и предписаний, но и системой механизмов по обеспечению их исполнения. Поэтому два разных института - формальных и неформальных правил отличаются только механизмом принуждения. По нашему мнению, на современном этапе институт неформального принуждения более продуктивен, так как обеспечивается за счет воздействия общества в целом, так как формальный за счет специально обученных людей - управленцев в нашей стране, серьезно подпорчен.
Если рассматривать государство в качестве искусственной системы, то все существующие в ней отношения, связи, зависимости должны быть определяющими элементами и составлять ее сущностный момент. Функциональное единство складывается из положительного состояния общества в целом, благосостояния каждого индивида и социального управления, которое должно решать и реализовывать жизненно важные и необходимые для общества задачи.
В предисловии к учебнику криминологии И.И. Карпец написал: "Криминология учит правильно читать уголовную статистику, на ее основе делать практические выводы: где принять меры экономического характера, где усилить воспитательную работу, а где в отношении каких видов преступности активизировать правоохранительную систему, где с большей силой использовать меры уголовного наказания" [15]. Рассматривая противодействие преступности как совокупность политических, экономических, социальных, правоприменительных мер, используя прикладной момент, можно определиться с наиболее приоритетной составляющей. Руководствуясь логическим законом противоречия, можно выдвинуть гипотезу о том, что ни одна система не может существовать продолжительное время, если взаимодействие ее частей не уравновешивает друг друга из прямых и обратных преобразований. Соответственно, любая социальная система существует устойчиво, если существует баланс между ее динамическими составляющими. Как мы видим, устойчивость институтов администрирования предполагает устойчивость системы общества, а неустойчивость - соответствующую реакцию граждан, ибо они воспитываются на наглядных примерах, допускающих любые формы поведения. Создатель современного Ирана, аятолла Хомейни, не имел собственной квартиры, он считал, что когда администрация начинает жить ради личного потребления, то она превращается в могильник страны.
Поэтому управленческая криминология, в которой основное внимание будет уделяться эмпирическим методам исследований и прогнозированию криминогенных процессов, формирующихся в результате действия нормативно-правовых актов управления, либо деятельности институтов государственной и муниципальной власти, либо администрирования служащих. Должна использоваться уголовно-правовой и криминологической политикой для анализа управленческих решений, влияющих на правоохранительную деятельность и общественную безопасность. Хочется отметить, что в одном из изданий журнала "Российский криминологический взгляд" главным редактором профессором О.В. Старковым уже открыта рубрика, которая называется "Управленческая криминология" [16].
На первоначальном этапе необходима единая классификация криминологических концепций, связанных с многообразием теорий и направлений, существующих в криминологической науке в разных странах для превращения управленческой криминологии в практико-прикладную дисциплину [17]. Проблему столкновения различных научных специализаций в криминологии и их противоречивое влияние на разработку практических рекомендаций возможно решить за счет объединения основных теоретических положений [18]. Криминология - это комплексная междисциплинарная юридическая наука, которая синтезирует результаты исследований в собственном предмете [19]. Рассматривая вопрос административной криминологии, придется коснуться вопроса, теоретическая или прикладная сущность криминологии. По данной проблеме Я.И. Гилинский пишет, что если наука не теоретическая, то это не может быть наукой, а является ремеслом, и соглашается с авторами, которые рассматривают криминологию как теоретическую науку о преступности [20].
По нашему мнению, любые препятствия на пути государственного и общественного развития, возникающие из деликтного поведения, могут быть преодолены с помощью криминологических знаний. Поэтому управленческая криминология предназначена для: 1) решения конкретных проблем, возникающих в реальности государственного и муниципального администрирования; 2) выдвижения идей и построения теорий, непосредственно предназначенных для профилактического регулирования противоправного поведения публичных служащих с целью недопущения криминогенных ситуаций; 3) криминологического изучения деликтов, возникающих в сфере управления; 4) выявления и нейтрализации причин и условий управленческой преступности. Практическая значимость будет выражаться в разработке программ по противодействию должностной и управленческой преступности как на федеральном, на местном уровне, а также в органах управления коммерческих организаций. Эти программы должны обладать важным свойством, потому что в идеале являются рекомендациями в принятии управленческих решений по предотвращению, пресечению или предупреждению должностной преступности и по устранению причин. Использование выводов управленческой криминологии предполагается при разработке административного, уголовного и криминологического законодательства, при исследовании преступности либо антиобщественного поведения.
Литература
1. Шестаков Д.А. Школа преступных подсистем: парадигма, отрасли, влияние вовне // Российский криминологический взгляд. 2005. N 1. С. 45 - 53; Шестаков Д.А. Криминология: Учебник для вузов. 2-е изд. СПб., 2006. С. 134 - 141.
2. Шестаков Д.А. Введение в криминологию закона. СПб., 2011. С. 45.
3. Карачун В.Д. Типологические особенности государственного управления в системе государственного регулирования: взаимозависимость и взаимообусловленность // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. N 5. С. 10.
4. Старилов Ю.Н. Курс общего административного права: В 3 т. М., 2002. Т. 1: История. Наука. Предмет. Нормы. Субъекты. С. 137.
5. Об этом подробнее: Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. М., 1997; Кнорринг В.И. Искусство управления: Учебник. М., 1997; Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс. М., 2001. С. 33 - 39.
6. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс. М., 2001. С. 38; Старилов Ю.Н. Курс общего административного права: В 3 т. М., 2002. Т. 1: История. Наука. Предмет. Нормы. Субъекты. С. 156 - 157.
7. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. М., 1997. С. 35 - 39; Бельский К.С. Феноменология административного права. Смоленск, 1995. С. 67; Лазарев Б.М. Государственное управление на этапе перестройки. М., 1988. С. 5 - 7; Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М., 1996. С. 7 - 8.
8. Коробкин М.В. Административно-правовое регулирование разработки регламентов // Административное и муниципальное право. 2011. N 3 (39). С. 77.
9. Бочаров С.Н. Организация и тактика административно-правовой борьбы с групповыми нарушениями общественного порядка: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1992. С. 134.
10. Коробкин М.В. Административное и муниципальное право: формы и методы его реализации // Административное и муниципальное право. 2011. N 1 (37). С. 49.
11. Голосенко И.А. Феномен "русской взятки": очерки истории отечественной социологии чиновничества. URL: http:// www.nationalism.org/ library/ science/ sociology/ golosenko/ golosenko-jssa-1999.htm.
12. Богданов Е.В. Подлинное и мнимое преступление: экономические критерии оценки криминогенности закона // Криминология: вчера, сегодня, завтра: Труды Санкт-Петербургского криминологического клуба. 2010. N 1 (18). С. 21 - 36; Богданов Е.В. Криминогенность экономических отношений и преступность законодательства // Криминология: вчера, сегодня, завтра: Труды Санкт-Петербургского криминологического клуба. 2010. N 2 (19). С. 59 - 60.
13. Sellin T., Wolfgang M. The Measurement of Delinquency. Montclair, NJ: Patterson Smith. 1978; Wolfgang M., Figlio R.M., Tracy P.E. and Singer S.I. The National Survey of Crime Severity. Washington, DC: U.S. Department of Justice. 1985; Конструирование девиантологии: Монография / Составитель Я.И. Гилинский. СПб., 2011. С. 911; Шестаков Д.А. Введение в криминологию закона. СПб., 2011. С. 14 - 15.
14. North D. The contribution of the new institutional economics an understanding of the transition problem // WIDER Annual Lectures, 1997, March; Simon H. Administrative Behavior. N.Y.: Macmillan, 1957 (1947); Аузан А. Институциональная экономика для чайников. М., 2011. С. 24.
15. Криминология: Учебник / Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Е. Эминова. М.: Юристъ, 1997. С. 12.
16. Российский криминологический взгляд. 2010. N 3. С. 223.
17. Сморгунова А.Л. Современная зарубежная криминология: Критическое направление: Монография. СПб., 2005. С. 11.
18. Шнайдер Г.Й. Криминология / Пер. с нем.; под общ. ред. и с предисл. Л.О. Иванова. М., 1994. С. 10.
19. Клейменов М.П. Криминология: Учебник. М., 2008. С. 13.
20. Гилинский Я.И. Криминология: теория, эмпирическая база, социальный контроль. 2-е изд. перераб. и доп. СПб., 2009. С. 15.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.