Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
СОСТОЯНИЕ И ДИНАМИКА КОНТРАБАНДЫ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Г.А. РУСАНОВ
Проблема незаконного вывоза из страны культурных ценностей является насущной для многих государств, особенно она свойственна в так называемый переходный период. Не стала исключением из данного правила и Россия, культурные ценности которой с начала 90-х годов стали все чаще и чаще незаконно перемещаться в западные страны. До сих пор в российских музеях, даже самых крупных, обнаруживают пропажи культурных ценностей. В большинстве своем они уже были вывезены из России и осели в частных коллекциях. Как указывают С.А. Приданов и С.П. Щерба, согласно сведениям Интерпола Россия на данный момент занимает третье место в мире по числу преступлений, связанных с хищениями культурных ценностей. В Германии насчитывается 6000 магазинов, специализирующихся на продаже культурных ценностей, вывезенных из России <1>. Данное обстоятельство указывает на степень общественной опасности преступлений, связанных с посягательством на культурные ценности, в том числе и контрабанды.
--------------------------------
<1> См.: Приданов С.А., Щерба С.П. Преступления, посягающие на культурные ценности: квалификация и расследование. М., 2002. С. 282.
Согласно статистическим данным относительно ч. 2 ст. 188 УК РФ, устанавливающей ответственность за контрабанду предметов, ограниченных и запрещенных к обороту, за последние годы наблюдается рост числа лиц, привлеченных к ответственности по данной статье: 1997 г. - 220; 1998 г. - 171; 1999 г. - 165; 2000 г. - 202; 2001 г. - 228; 2002 г. - 254; 2003 г. - 291; 2004 г. - 363; 2005 г. - 595 <2>.
--------------------------------
<2> См.: Уголовный закон в практике районного суда / Под ред. А.В. Галаховой. М., 2007. С. 381 - 382.
Общественная опасность преступлений в отношении культурных ценностей включает и еще ряд аспектов.
Во-первых, культурные достижения государства во многом влияют и на его престиж на мировом уровне, поэтому неспособность государства защитить свои ценности, свою культуру говорит в том числе и о неспособности государства поддержать свой престиж. Поэтому, если говорить применительно к России, для государства, претендующего на одно из лидирующих мест в мире, защита собственного культурного наследия, защита того, что создает имидж государству на международной арене, представляется одной из важнейших задач.
Во-вторых, культурное воспитание граждан должно являться также приоритетным направлением политики государства. Без знания собственной истории и культуры невозможно воспитать патриотизм прежде всего у молодого поколения, поэтому большинство государств стараются не растерять то культурное наследие, которое было приобретено трудами наиболее выдающихся их граждан. Статья 44 Конституции РФ провозглашает, что "каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям" <3>, незаконный вывоз культурных ценностей фактически лишает многих граждан их конституционного права на знакомство с культурными ценностями, с культурой собственной страны в целом, что сказывается в том числе и на патриотическом воспитании гражданина.
--------------------------------
<3> Конституция Российской Федерации. М., 1993.
В-третьих, нельзя забывать и о том, что культурные ценности представляют, как правило, большую ценность и в стоимостном выражении, поэтому незаконный вывоз культурных ценностей - это фактически вывоз национального богатства за пределы государства.
Таким образом, степень общественной опасности контрабанды культурных ценностей представляется высокой, и, следовательно, предупреждение и борьба с данным преступлением должны являться приоритетным направлением деятельности любого государства.
Как отмечает В.В. Кулыгин, вторым после хищения по распространенности преступлением в отношении культурных ценностей является контрабанда. В результате проведенного им исследования судебной практики по контрабанде культурных ценностей автор делает следующие основные замечания:
- количество попыток контрабандного вывоза культурных ценностей остается на достаточно высоком уровне;
- в большинстве своем через государственную границу незаконно перемещаются предметы, ранее похищенные из музеев или иных мест их хранения;
- достаточно часто вывозятся не отдельные предметы, а целые коллекции;
- транзитными странами для вывоза культурных ценностей из России в основном являются Финляндия, Беларусь, Закавказье;
- сокрытие ценностей производится, как правило, в 52% случаев в багаже пассажиров, 20% - в личных вещах, 15% - в транспортных средствах, в одежде - 5%, в грузах - 3%;
- наиболее часто предметами контрабанды культурных ценностей бывают иконы, старинные монеты, ордена и медали, рукописи, старопечатные и редкие книги, часы, картины, предметы религиозного культа и т.д. <4>.
--------------------------------
<4> См.: Кулыгин В.В. Уголовно-правовая охрана культурных ценностей. Хабаровск, 2002. С. 31 - 33.
Проведенное нами исследование путем изучения материалов уголовных дел, а также методом контент-анализа показывает, что в 17 из 25 изученных случаев контрабанде подвергались иконы, а также предметы религиозного культа, еще в 5 случаях - ордена и медали, в 2 случаях - старинные фолианты, 1 случай вывоза погон адмирала.
Также наше исследование показало, что лишь в 4 из 25 изученных нами случаев культурные ценности не находились в обычном багаже, предпринималась попытка их сокрытия.
Связь контрабанды культурных ценностей с их хищениями вполне объяснима следующими причинами:
- заказчики похищенных культурных ценностей достаточно часто находятся за границей;
- чтобы избежать излишнего риска быть задержанным, для продажи культурные ценности проще вывезти за границу.
В этой связи необходимо отметить два аспекта, связанных с контрабандой культурных ценностей.
Во-первых, частый международный характер данного преступления объясняется наличием международных связей, облегчающих совершение контрабанды культурных ценностей. С другой стороны, международный характер контрабанды значительно затрудняет борьбу с ней исходя из того, что для ее эффективности необходимо международное сотрудничество, которое изначально выглядит затруднительным. Данное сотрудничество предполагает наличие крепких международных связей между правоохранительными органами различных государств, что возможно далеко не всегда по различным причинам (различия в законодательствах, политические проблемы и т.д.). В совокупности все эти аспекты делают деятельность международных групп, специализирующихся на хищении, контрабанде и перепродаже культурных ценностей, эффективной и часто безнаказанной.
Во-вторых, контрабанда культурных ценностей достаточно часто является преступлением, совершаемым в соучастии; представляется, что связано это с тем, что совершение данного преступления в одиночку весьма затруднительно, так как требуются необходимые связи, в том числе в таможенных органах, среди торговцев культурными ценностями, среди посредников, занимающихся их перепродажей.
На это же в своей работе указывает С.А. Фомичев, ссылаясь на данные статистики Главного управления по борьбе с контрабандой Федеральной таможенной службы России, которая говорит о том, что в зарубежных странах действует около 70 групп, занимающихся контрабандой культурных ценностей и их последующей продажей за границей <5>.
--------------------------------
<5> См.: Фомичев С.А. Контрабанда культурных ценностей: Дис. ... канд. юрид. наук. Ульяновск, 2005. С. 180 - 181.
Таким образом, на данный момент уже существуют преступные группы, ориентированные конкретно на контрабанду культурных ценностей из России, что должно служить сигналом для государства в лице его правоохранительных органов о необходимости более эффективной борьбы с данным преступлением.
Также весьма логично, что применительно к России наиболее часто незаконно перемещаемыми через государственную границу РФ являются иконы, ордена и медали, старинные книги. Объясняется это тем, что для культуры России это наиболее значимые предметы, которые весьма высоко ценятся на заграничных аукционах. Второй причиной является то, что иконы, а также ордена и медали часто достаточно просто похитить, так как их охрана оставляет желать лучшего (большинство российских храмов и церквей охраняются недостаточно), а связь между контрабандой культурных ценностей и их хищениями нами была показана выше.
Еще одно обстоятельство, которое отмечается при изучении проблемы контрабанды культурных ценностей, - высокая степень латентности <6>.
--------------------------------
<6> См.: Там же. С. 174.
В теории криминологии под латентной преступностью понимается "реальная, но скрытая или незарегистрированная часть фактически совершенных преступлений" <7>. По степени латентности все преступления подразделяются на:
--------------------------------
<7> Криминология / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. М., 2006. С. 113.
- преступления с минимальной степенью латентности;
- преступления со средней степенью латентности;
- преступления с высокой степенью латентности <8>.
--------------------------------
<8> См.: Прозументов Л.М., Шеслер А.В. Криминология. Красноярск, 1997.
Традиционно в криминологии латентность принято подразделять на искусственную и естественную. Искусственная латентность представлена теми преступлениями, которые были выявлены, но по каким-то причинам оказались за пределами уголовной статистики. Естественная латентность представлена преступлениями, которые не регистрируются ввиду того, что не обнаруживаются соответствующими органами <9>. Представляется, что применительно к контрабанде культурных ценностей также можно говорить о высокой степени естественной латентности данного преступления, т.е. оно остается за пределами уголовной статистики в связи с тем, что не обнаруживается соответствующими таможенными органами и органами МВД ввиду особенностей механизма совершения контрабанды культурных ценностей.
--------------------------------
<9> См.: Там же. С. 85.
В литературе также принято выделять объективные и субъективные причины латентной преступности <10>.
--------------------------------
<10> См.: Там же. С. 85 - 87.
Если говорить о контрабанде культурных ценностей, то, как представляется, можно выделить следующие объективные причины латентности контрабанды культурных ценностей:
1. Ограниченная возможность деятельности таможенных, иных органов, на которые возложена задача по борьбе с контрабандой культурных ценностей и сопутствующих ей преступлений (мошенничество, хищение предметов, имеющих особую ценность). Это связано с международным характером данного преступления, что затрудняет поимку преступников и предотвращение преступления ввиду естественных сложностей международного сотрудничества, а также ввиду достаточно частого совершения данного преступления в соучастии (в том числе организованными группами), что предполагает наличие коррупционных связей, в том числе и в среде должностных таможенных органов, что также затрудняет борьбу с контрабандой культурных ценностей.
2. Особенность механизма совершения данного преступления, т.е. использование специальных хранилищ, тайников для незаконного перемещения через государственную границу культурных ценностей, что также предполагает сложность для их обнаружения соответствующими таможенными органами, а значит, и не всегда контрабанда как таковая пресекается на границе. Об этом может свидетельствовать большое количество культурных ценностей, вывезенных из России и оказавшихся в зарубежных странах, что было уже показано нами выше.
Среди субъективных причин латентности контрабанды культурных ценностей можно выделить следующие:
1. Виктимное поведение потерпевшего, которое может получить негативную оценку со стороны как правоохранительных органов, так и общества в целом. Данная причина относится в большей степени не к самой контрабанде культурных ценностей, а к преступлениям, с которыми она, как правило, находится в непосредственной зависимости: хищения предметов, имеющих особую ценность, мошенничество и т.д. Очень часто к данным лицам, особенно к частным коллекционерам, культурные ценности также попадают незаконными способами, и лица, боясь за то, что их поведение получит негативную, как моральную, так и, возможно, юридическую, оценку, не заявляют о хищении у них культурных ценностей, которые затем контрабандным путем перемещаются за границу.
2. Схожей с первой является и вторая субъективная причина латентной преступности - нежелание граждан разглашать стороны своей частной жизни. Как правило, культурные ценности представляют большую денежную стоимость, и, соответственно, обладание ими предполагает наличие немалых финансовых ресурсов. Заявление в правоохранительные органы предполагает в некоторой степени раскрытие определенных сторон частной жизни, указывающих на денежный достаток их обладателя, что для многих граждан является нежелательным.
3. Среди субъективных причин латентности контрабанды культурных ценностей также можно выделить низкий уровень правосознания определенной части населения. О наличии данной причины можно говорить применительно к большинству составов преступлений в России и ко всей латентной преступности вообще. К сожалению, большинство граждан рассматривают преступления, не затрагивающие их, как что-то отстраненное от себя и, даже имея возможность оказать помощь в их раскрытии и предотвращении, не делают этого.
Таким образом, высокая степень латентности контрабанды культурных ценностей объясняется объективными и субъективными причинами.
Также необходимо отметить, что контрабанда культурных ценностей является проблемой не только для России, но и еще для ряда стран с богатыми культурными традициями. Наиболее отчетливо проблема контрабанды проявляет себя в КНР, откуда регулярно вывозится большое количество культурных ценностей, при этом для КНР характерно наличие не только проблемы контрабанды культурных ценностей, но и иных ограниченных в обороте предметов. На это, в частности, указывает в своей работе Н.Х. Ахметшин <11>. Из КНР регулярно незаконно вывозятся многие предметы старины, они пользуются весьма большой популярностью на европейских аукционах и среди торговцев антиквариатом. Китайский законодатель пошел по пути установления жестких наказаний за данное преступление, вплоть до смертной казни, страх перед которой должен останавливать контрабандистов.
--------------------------------
<11> См.: Ахметшин Н.Х. История уголовного права КНР. М., 2005. С. 135 - 142.
Таким образом, основными чертами, относящимися к состоянию и динамике контрабанды культурных ценностей, являются следующие:
- количество попыток совершения данного преступления остается на стабильном уровне;
- высокая степень латентности данного преступления;
- высокая степень общественной опасности контрабанды культурных ценностей;
- частое совершение данного преступления в соучастии, более того, организованными группами;
- международный характер контрабанды культурных ценностей;
- проблема контрабанды культурных ценностей является таковой не только для России, но и для иных государств с богатым культурным наследием, как правило, не относящихся к странам с развитой экономикой.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.