Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
УГОЛОВНО-ПРАВОВОЕ И АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БОРЬБЫ С ФИНАНСИРОВАНИЕМ ТЕРРОРИЗМА
С.В. МУРАДЯН
Для того чтобы организовать результативное противодействие финансированию терроризма, необходимы, как правило, совместные усилия различных стран, их специальных служб и правоохранительных органов. Но каждое отдельное государство часто сталкивается с террористическими проявлениями, по сути не касающимися международного правопорядка, и оказывается вынуждено противодействовать им в автономном режиме.
В настоящее время международный терроризм является одной из основных угроз национальной безопасности России и требует к себе повышенного внимания общества, государства, а также силовых структур, которые должны вести активную борьбу с этим явлением.
Принятие Российской Федерацией перед международным сообществом обязательств в связи с ратификацией Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 г. <1>, а также утверждение Президентом РФ Указов от 10 января 2002 г. N 6 "О мерах по выполнению Резолюции Совета Безопасности ООН N 1373 от 28 сентября 2001 г." <2> и от 17 апреля 2002 г. N 393 "О мерах по выполнению Резолюций Совета Безопасности ООН N 1388 от 15 января 2002 г. и N 1390 от 16 января 2002 г." <3> потребовало создания национальной системы противодействия финансированию терроризма.
--------------------------------
<1> См.: Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 88-ФЗ "О ратификации Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма" // Российская газета. 2002. 13 июля. N 127.
<2> См.: Российская газета. 2002. 12 января.
<3> См.: Российская газета. 2002. 18 апреля.
Чтобы отвечать международным стандартам, указанная национальная система среди прочего должна включать такой важнейший компонент, как уголовное преследование по деяниям, связанным с финансированием терроризма <4>.
--------------------------------
<4> См.: Зубков В.А., Осипов С.К. Российская Федерация в международной системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма. М., 2007. С. 382.
Одним из существенных факторов уголовно-правового регулирования противодействия финансированию терроризма стало включение в Уголовный кодекс РФ Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 103-ФЗ "О внесении дополнений в законодательные акты Российской Федерации" <5> ст. 205.1, установившей уголовную ответственность за "финансирование акта терроризма либо террористической организации". Ответственность за подобное преступление российским уголовным законодательством была предусмотрена впервые и обусловлена необходимостью привлечения к ответственности лиц, которые непосредственно не причастны к совершению конкретных террористических актов, но доказано их участие в финансировании или ином содействии террористической деятельности <6>.
--------------------------------
<5> См.: Российская газета. 2002. 27 июля.
<6> См.: Пояснительная записка к проекту федерального закона N 97528-3 "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации (в части усиления борьбы с терроризмом)" // Государственная Дума: [сайт]. Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности. URL: http:// www.duma.gov.ru/ faces/ lawsearch/ gointva.jsp?c=97528-3 (дата обращения: 05.09.2006).
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма" и Федерального закона "О противодействии терроризму" <7> изменил конструкцию рассматриваемой нормы. Действующая редакция ст. 205.1 УК РФ предусматривает ответственность за содействие террористической деятельности. Уголовно наказуемыми видами такого содействия законодатель признает: склонение, вербовку или иное вовлечение в совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. ст. 205, 206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360 УК РФ, вооружение или подготовку лица в целях совершения хотя бы одного из указанных преступлений, а равно финансирование терроризма.
--------------------------------
<7> См.: Российская газета. 2006. 29 июля.
Упоминание в указанной статье терроризма как такового размывает границы уголовной ответственности, с одной стороны давая повод для необоснованных применений указанной нормы, с другой стороны тем самым затрудняя ее использование в правоприменительной практике <8>.
--------------------------------
<8> См.: Кибальник А. Оценка "антитеррористических" новелл уголовного права // Уголовное право. 2006. N 5. С. 50.
Структурно ст. 205.1 была включена законодателем в главу 24 "Преступления против общественной безопасности" раздела IX "Преступления против общественной безопасности и общественного порядка" Особенной части УК РФ, следовательно, объектом данного преступления (в том числе финансирования терроризма) является совокупность общественных отношений, обеспечивающих общественную безопасность. Однако, на наш взгляд, нельзя отвергать мнение, касающееся необходимости переноса такого преступления, как терроризм, и иных преступлений террористического характера в главу XII Уголовного кодекса РФ (преступления против мира и безопасности человечества) с целью законодательного закрепления объекта, на который реально данные общественно-опасные деяния посягают <9>.
--------------------------------
<9> См.: Антипенко В.Ф. Механизм международно-правового регулирования борьбы с терроризмом: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2004. С. 11.
При совершении финансирования терроризма лицом с использованием своего служебного положения (ч. 2 ст. 205.1 УК РФ) факультативным объектом также являются общественные отношения в сфере государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, интересов службы в коммерческих и иных организациях <10>. Таким образом, это преступление создает угрозу ряду дополнительных объектов - личности, собственности, интересам нормального функционирования государственной власти, порядку управления и т.д. <11>.
--------------------------------
<10> См.: Ульянова В.В. Противодействие финансированию терроризма: Дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2010. С. 77.
<11> См.: Казакова В.А., Михлин А.С. Уголовно-правовой анализ преступлений террористического характера // Терроризм. Правовые аспекты противодействия: нормативные и международные правовые акты с комментариями, научные статьи / Под. ред. И.Л. Трунова и Ю.С. Горбунова. М., 2007. С. 234.
Согласно п. 1 примечаний к ст. 205.1 УК РФ под финансированием терроризма в Кодексе понимается предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. ст. 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279 и 360 УК РФ, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений. Следовательно, в качестве предмета финансирования терроризма выступают средства, которые предоставляются или собираются для финансирования организации, подготовки или совершения преступлений террористического характера либо для обеспечения деятельности организованных групп, незаконных вооруженных формирований и преступных сообществ (преступных организаций), созданных для совершения этих преступлений. Действующее уголовное законодательство РФ не содержит определения понятия "средства".
Согласно Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма 1999 г. (ст. 1) <12> и Пояснительной записке к Специальной рекомендации II ФАТФ (п. 2) <13> под "средствами" как предметом финансирования терроризма понимаются активы (имущество) любого рода, осязаемые или неосязаемые, движимые или недвижимые, независимо от способа их приобретения, а также юридические документы или акты в любой форме, в том числе электронной или цифровой, удостоверяющие право на такие активы или участие в них, включая банковские кредиты, дорожные чеки, банковские чеки, почтовые переводы, акции, ценные бумаги, облигации, векселя, аккредитивы, но не ограничиваясь ими.
--------------------------------
<12> См.: Бюллетень международных договоров. 2003. N 5 (май). С. 11.
<13> Официальный сайт Росфинмониторинга. URL: http://archive.fedsfm.ru/files/9special.pdf (дата обращения: 29.05.2011).
Конвенция Совета Европы от 16 мая 2005 г. "Об отмывании, выявлении, аресте и конфискации доходов от преступной деятельности и финансировании терроризма" (ст. 1) "собственность, используемую или планируемую для использования каким бы то ни было образом, полностью или частично для финансирования терроризма", также определяет как имущество любого рода, материальное и нематериальное, движимое и недвижимое, а также юридические документы и правовые акты, подтверждающие право на это имущество или долю в нем <14>.
--------------------------------
<14> Официальный сайт Совета Европы. URL: http:// conventions.coe.int/ Treaty/ EN/ Treaties/ Html/ 198.htm (дата обращения: 29.05.2011).
Таким образом, международно-правовые акты в сфере противодействия финансированию терроризма едины в определении предмета данного преступления, дают его расширительное толкование, понимая под ним имущество любого рода. Однако непосредственное применение определения понятия "средства", содержащегося в вышеуказанных документах, в рамках положений национального уголовного закона невозможно, поскольку такая необходимость прямо не предусмотрена нормой ст. 205.1 УК РФ <15>.
--------------------------------
<15> См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. N 12.
Согласно анализу юридической литературы, под "средствами" применительно к финансированию терроризма учеными понимаются исключительно "денежные средства" <16>. Такое определение термина "средства" неоправданно сужает его по сравнению с аналогичным определением, содержащимся в международно-правовых актах, что является неприемлемым, так как эффективное противодействие финансированию терроризма возможно только в международном масштабе.
--------------------------------
<16> См.: Комментарий к Уголовному кодексу РФ / Отв. ред. В.М. Лебедев. М., 2007. С. 430; Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. А.И. Чучаева. М., 2009. С. 467; Наумов А.В. Практика применения Уголовного кодекса РФ: комментарий судебной практики и доктринальное толкование / Под ред. Г.М. Резника. М., 2005. С. 286.
В целом определение финансирования терроризма, содержащееся в примечании 1 к ст. 205.1 УК РФ, можно оценить положительно. Оно вполне соответствует международно-правовым актам в этой области с учетом российской специфики: "переплетение" террористической деятельности с обеспечением организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации) <17>.
--------------------------------
<17> См.: Кибальник А. Оценка "антитеррористических" новелл уголовного закона. С. 50.
Объективная сторона финансирования терроризма выражается в деянии, способами совершения которого являются предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг, предназначенных для:
1) финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. ст. 205 (террористический акт), 205.1 (содействие террористической деятельности), 205.2 (публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма), 206 (захват заложника), 208 (организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем), 211 (угон судна воздушного или водного транспорта или железнодорожного подвижного состава), 220 (незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами), 221 (хищение либо вымогательство ядерных материалов или радиоактивных веществ), 277 (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, 278 (насильственный захват власти или удержание власти), 279 (вооруженный мятеж) и 360 (нападение на лиц или учреждения, пользующиеся международной защитой) УК РФ;
2) обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений.
Таким образом, объективная сторона состава преступления охватывает как финансирование конкретных террористических актов, так и деятельности организаций, созданных для совершения преступлений террористического характера: систематические отчисления или разовый взнос в общую кассу; материальная поддержка членов организации; покупка недвижимости для ее деятельности; предоставление средств на снабжение автотранспортом, оружием, документами; финансирование взяток <18>.
--------------------------------
<18> См.: Казакова В.А., Михлин А.С. Уголовно-правовой анализ преступлений террористического характера. С. 236.
Такое определение объективной стороны финансирования терроризма, со ссылкой на конкретные составы преступлений или на понятие террористической деятельности, на наш взгляд, соответствует первой специальной рекомендации ФАТФ <19>.
--------------------------------
<19> URL: http://archive.fedsfm.ru/files/9special.pdf
Названные выше деяния представляют собой частные случаи соучастия в террористических преступлениях (ст. ст. 205, 206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360 УК РФ). Нормы ст. 205.1 УК РФ являются специальными по отношению к нормам перечисленных статей, поэтому дополнительной квалификации по ним не требуется. Однако возможно одновременное привлечение к уголовной ответственности за бандитизм (ст. 209 УК РФ), организацию преступного сообщества (преступной организации) (ст. 210 УК РФ), деяния в сфере незаконного оборота оружия (ст. ст. 222, 223, 226 УК РФ) и другие преступления при наличии признаков их составов в деятельности виновных <20>.
--------------------------------
<20> См.: Казакова В.А., Михлин А.С. Уголовно-правовой анализ преступлений террористического характера. С. 237.
Состав финансирования терроризма сконструирован как формальный, и преступление признается оконченным с момента совершения умышленных действий, направленных на финансирование терроризма, независимо от того, дошли средства до получателя и фактического их использования <21>. Однако, по мнению В.В. Ульяновой, момент окончания данного преступления зависит от способа финансирования терроризма (путем сбора или предоставления средств, оказания финансовых услуг) и подлежит установлению в каждом конкретном случае отдельно для правильного решения вопроса о наличии в действиях лица оконченного преступления <22>.
--------------------------------
<21> См.: Кочои С.М. Терроризм и экстремизм: уголовно-правовая характеристика. М.: Проспект, 2005. С. 77; Уголовное преследование терроризма: Монография / В.А. Бурковская и др. М., 2008. С. 11.
<22> См.: Ульянова В.В. Противодействие финансированию терроризма. С. 105.
С субъективной стороны это преступление характеризуется прямым умыслом, то есть виновный осознает, что предоставляемые или собираемые им средства предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. ст. 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279 и 360 УК РФ, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений, и желает совершить указанные действия.
При осуществлении финансирования организации, подготовки или совершения преступлений, предусмотренных ст. ст. 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279 и 360 УК РФ, умысел виновного является конкретизированным (определенным), так как лицо осознает, что предоставляет или собирает средства либо оказывает финансовые услуги, предназначенные для выполнения определенного преступления террористического характера. По отношению к случаям финансового обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации) умысел виновного может быть альтернативным либо неконкретизированным (неопределенным) <23>.
--------------------------------
<23> См.: Ульянова В.В. Указ. соч. С. 111 - 112.
При рассмотрении субъективной стороны указанного преступления возникают трудности в доказывании целей передачи средств от частных или юридических лиц "боевику" (обе стороны "сделки" должны знать, что денежные средства предназначаются для финансирования терроризма). В следственной практике решение указанной проблемы возможно путем получения изобличающей информации по результатам проведения оперативно-розыскных мероприятий (прослушивание телефонных переговоров, контроль телеграфных и иных сообщений и т.д.).
Субъектом преступления, предусмотренного ст. 205.1 УК РФ, является физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. В качестве такого лица может выступать гражданин РФ, иностранный гражданин, лицо без гражданства или лицо с двойным гражданством. В тех случаях, когда финансирование терроризма совершается путем оказания финансовых услуг, субъект преступления должен обладать специальной правоспособностью либо иметь лицензию на осуществление тех видов деятельности, которые входят в состав финансовых услуг (например, банковской, страховой и т.п.). Если же финансирование терроризма совершено лицом путем оказания финансовой услуги без регистрации или без лицензии, то такие действия, если они причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжены с извлечением дохода в крупном размере, следует квалифицировать как совокупность преступлений, предусмотренных ст. 205.1 УК РФ и, в зависимости от обстоятельств конкретного дела, ст. 171 или ст. 172 УК РФ <24>.
--------------------------------
<24> См.: Там же. С. 113.
Во втором докладе о результатах взаимной оценки в отношении Российской Федерации эксперты ФАТФ отметили, что отсутствие уголовной ответственности юридических лиц за финансирование терроризма является существенным недостатком <25>. Вопрос об уголовной ответственности юридических лиц связан с общей концепцией уголовного законодательства и не может быть решен для отдельного состава преступления <26>.
--------------------------------
<25> См.: FATF, Second Mutual Evaluation Report (Russian Federation) // Официальный сайт ФАТФ. URL: http:// www.fatfgafi.org/ LongAbstract/ 0,3425,en_ 32250379_ 32236982_ 41415982_ l_ l_ l_ l,00.html (дата обращения 11.11.2010).
<26> См.: Мельник Т.В. Международно-правовое регулирование борьбы с финансированием терроризма на универсальном уровне: Дис. на соиск. уч. ст. ... канд. юрид. наук (12.00.10). М., 2010. С. 102.
Финансирование терроризма лицом с использованием своего служебного положения является квалифицирующим признаком рассматриваемого преступления (ч. 2 ст. 205.1 УК РФ). Иными словами, в ч. 2 ст. 205.1 УК РФ речь идет о специальном субъекте данного преступления.
Под использованием служебного положения современная судебная практика понимает совершение лицом преступных деяний путем: использования своих властных или иных служебных полномочий; использования форменной одежды и атрибутики либо служебных удостоверений или оружия; использования сведений, которыми оно располагает в связи со своим служебным положением; использования авторитета занимаемой должности, нахождения в подчинении иных служащих, в отношении которых оно осуществляет руководство <27>.
--------------------------------
<27> См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 января 1997 г. N 1 "О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм" (п. 11) // Российская газета. 1997. 30 янв. N 20; Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" (п. 4) // Российская газета. 2000. 23 февраля; Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 июня 2010 г. N 12 "О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участия в нем (ней)" (п. 23) // Российская газета. 2010. 17 июня.
Что касается наказания, то, по нашему мнению, наказание за финансирование терроризма в виде лишения свободы на срок от пяти до десяти лет не отвечает степени общественной опасности деяния. Так, например, согласно ч. 3 ст. 205.1 УК РФ пособничество в совершении преступления, предусмотренного ст. 205 УК РФ, наказывается лишением свободы на срок от восьми до двадцати лет. Хотя общественная опасность перечисленных деяний, с нашей точки зрения, соразмерна.
Согласно примечанию 2 к ст. 205.1 УК РФ уголовный закон устанавливает два обязательных условия, при соблюдении которых виновный может быть освобожден от уголовной ответственности:
1) своевременное сообщение органам власти или иным образом способствование предотвращению или пресечению преступлений, предусмотренных диспозицией ч. 1 ст. 205.1 УК РФ, которые оно финансировало и (или) совершению которых содействовало;
2) отсутствие в действиях лица, совершившего преступление, предусмотренное ст. 205.1 УК РФ, иного состава преступления.
Последнее условие означает, что если в действиях виновного в совершении преступления по ст. 205.1 УК РФ, выполнившего условия примечания 2 к ст. 205.1 УК РФ, имеется состав иного преступления, лицо все равно будет освобождено от уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного ст. 205.1 УК РФ, но подвергнется уголовному преследованию за иное преступление.
Своевременность сообщения о преступлении предполагает наличие возможности соответствующих органов предотвратить наступление его наиболее опасных последствий: взрыва, гибели людей, уничтожения имущества. Освобождение виновного от ответственности должно последовать даже в том случае, если органы власти не предотвратили наступление последствий при наличии у них такой возможности.
Следует согласиться с мнением Ульяновой В.В., согласно которому п. 2 примечаний к ст. 205.1 УК РФ по своей правовой природе является специальным основанием освобождения от уголовной ответственности, предусмотренным Особенной частью УК РФ, основное значение которого состоит в том, чтобы не допустить совершения более тяжких преступлений террористического характера <28>.
--------------------------------
<28> См.: Ульянова В.В. Противодействие финансированию терроризма. С. 123.
Проблема взаимодействия лиц, нарушивших уголовный закон, с органами юстиции в связи с применением поощрительных норм весьма актуальна в настоящее время. Такое "сотрудничество" неизбежно чревато нарушением основополагающих уголовно-правовых принципов, в первую очередь, принципа неотвратимости наказания.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о необходимости внесения изменений в ст. 205.1 УК РФ, которую следует посвятить сугубо проблеме противодействия финансированию терроризма. В нынешнем виде ее конструкция, по сути, дублирует нормы Общей части УК РФ, регламентирующие вопросы ответственности за деяния, совершенные в соучастии (гл. 7 "Соучастие в преступлении" УК РФ) <29>.
--------------------------------
<29> См.: Аминов Д.И., Оганян Р.Э. Современные проблемы борьбы с финансированием терроризма в России // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2007. N 1. С. 23.
На наш взгляд, проект данной уголовно-правовой нормы может выглядеть следующим образом.
Ст. 205.3 Финансирование терроризма
Умышленное предоставление полностью или частично, непосредственно или косвенно денежных средств или иного имущества на совершение актов терроризма или для финансирования террористической организации либо умышленный сбор денежных средств или иного имущества с этими же целями - наказываются лишением свободы на срок от восьми до двадцати лет...
Учитывая степень общественной опасности финансирования терроризма, введение уголовной ответственности за подобные деяния, безусловно, полностью оправданно. Вместе с тем государством долгое время игнорировалась принципиальная возможность применения потенциала административного принуждения вообще и административной ответственности в частности. Между тем в ряде случаев меры административной ответственности при своевременном их применении способны эффективно воздействовать на развитие правовой ситуации в сфере противодействия финансированию терроризма <30>.
--------------------------------
<30> См.: Макарейко Н.В. Административная ответственность за нарушение законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма // Пути повышения эффективности взаимодействия подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации с другими государственными органами в области противодействия легализации преступных доходов (стратегический и прикладной аспекты) / Под ред. В.М. Баранова. Н. Новгород, 2005. С. 1200.
Несомненный доктринальный и прикладной интерес представляет анализ нормы, предусмотренной ст. 15.27 "Нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию доходов), полученных преступным путем и финансированию терроризма" Кодекса РФ об административных правонарушениях. Родовым объектом правонарушения выступает установленный порядок деятельности в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг. Это обусловлено технико-юридической конструкцией гл. 15 КоАП РФ. Видовым объектом правоохраны выступает финансово-предпринимательская деятельность, а непосредственным - общественные отношения, возникающие в связи с защитой прав и законных интересов граждан, общества и государства, связанные с созданием и функционированием правового механизма противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. Можно утверждать, что в качестве дополнительного объекта выступает установленный порядок осуществления контрольной деятельности в финансовой сфере.
Определение объекта административно-правовой охраны имеет принципиально важное значение, так как от этого зависит эффективность всей правоохранительной деятельности по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Объектом противоправного посягательства в соответствии со ст. 15.27 КоАП РФ выступает информационная составляющая деятельности контролирующих государственных органов за финансовой деятельностью <31>.
--------------------------------
<31> См.: Макарейко Н.В. Административная ответственность за нарушение законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. С. 1201 - 1202.
Объективная сторона указанных правонарушений выражается в следующих действиях: неисполнении организацией, осуществляющей операции с денежными средствами и иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, но только в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих контролю, а также в части организации внутреннего контроля, то речь идет, по сути, об альтернативных деяниях.
По своей конструкции ст. 15.27 КоАП РФ носит формальный характер и не требует наступления определенных юридических последствий для признания деяния в качестве административного правонарушения, то есть деяние считается правонарушением с момента его совершения.
Субъектом административного правонарушения может быть признано должностное лицо соответствующей организации или юридическое лицо в целом. К числу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами, следует отнести: 1) кредитные организации (банки, небанковские кредитные организации, иностранные банки); 2) профессиональных участников рынка ценных бумаг (брокеры, дилеры, управляющие, клиринговые организации, депозитарии, держатели реестра - регистраторы); 3) страховые и лизинговые компании <32>. Согласно п. 15 Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях" <33> в соответствии с ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (ст. 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных лиц.
--------------------------------
<32> См.: Там же.
<33> См.: Российская газета. 2005. 19 апреля.
Субъективная сторона данного правонарушения может быть выражена для должностных лиц как в форме умысла, так и неосторожности (ст. 2.2 КоАП РФ). Вина юридического лица определяется в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ. Здесь следует согласиться с позицией Макарейко Н.В., согласно которой несостоятельной является точка зрения, высказывавшаяся в специальной литературе, что субъективная сторона вышеназванного правонарушения характеризуется виной в форме прямого или косвенного умысла <34>.
--------------------------------
<34> См.: Макарейко Н.В. Административная ответственность за нарушение законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. С. 1204.
Анализ ст. 15.27 КоАП РФ позволяет заключить, что субъективная сторона не имеет решающего значения при квалификации деяния, но должна приниматься во внимание при назначении административного наказания (ст. 4.1 КоАП РФ).
Правонарушения по ст. 15.27 КоАП РФ рассматриваются должностными лицами Федеральной службы по финансовому мониторингу (ст. 23.62 КоАП РФ). При этом срок давности привлечения к административной ответственности не должен превышать одного года (ст. 4.5 КоАП РФ).
Проведенный анализ российской системы административного и уголовно-правового противодействия финансированию терроризма позволяет сделать вывод о том, что в последние годы в России наметилась тенденция к постепенному созданию адекватной правовой модели борьбы с финансированием терроризма. Кроме того, Российская Федерация стала участником почти всех международных конвенций и протоколов, имеющих отношение к терроризму. Таким образом, были заданы организационные и нормативно-правовые векторы для развития системы противодействия экономическим основам этого общественно опасного явления на всех правовых полях.
В то же время действующая в России система противодействия финансированию терроризма имеет ряд существенных недостатков и в целом не соответствует уровню угроз, исходящих от международного терроризма. Прежде всего, отсутствует эффективная законодательная база борьбы с экономическими основами терроризма, ориентированная на профилактику и предупреждение преступности. Борьба с финансированием терроризма в основном ведется в режиме реагирования на факты его проявления, имеющие тяжелые последствия.
Пробелы, выявляемые в процессе применения государственными органами и организациями правовых норм, регулирующих вопросы борьбы с финансированием терроризма, развитие международного опыта в этом направлении, создают необходимость дальнейшего совершенствования внутреннего законодательства РФ в целях повышения эффективности правового обеспечения противодействия финансированию терроризма.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.