Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ МОТИВОВ И ЦЕЛЕЙ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ
Ю.П. ОНОКОЛОВ
Мотив, цель и вина всегда входят в структуру преступного поведения или деятельности лица. При этом как вина, так и мотив и цель нередко исследуются сами по себе, в качестве самостоятельных явлений, вне структуры преступного поведения, элементами которого они являются. Некоторыми авторами они рассматриваются только с точки зрения способов их выражения в норме закона <1>. Своеобразие индивидуального преступного поведения состоит в том, что наряду с факторами внешней среды (причины и условия) его обусловливают и внутренние факторы (форма вины, мотивы и цели). Факторы внешней среды становятся побуждающими силами поведения, только преломившись в сознании личности. Для установления и понимания психологического содержания преступного поведения необходимо вскрывать внутренние пружины, которые привели в действие человеческую личность. При расследовании и в судебном заседании следователь и суд постоянно сталкиваются с этими вопросами и обязаны установить, какова была форма вины, мотивы и цели совершения конкретного преступления <2>.
--------------------------------
<1> Наумов А.В. Итоги дискуссии о мотиве и цели преступления // Социалистическая законность. 1969. N 5. С. 44 - 46.
<2> Пелелин Б.Я. Психология правонарушения: Учебное пособие. М.: Военно-политическая академия, 1974. С. 5.
Как и всякий человеческий поступок, преступление есть в конечном счете результат взаимодействия личности и внешней объективной обстановки, в которой индивид принимает конкретное поведенческое решение. Соответственно, непосредственные причины совершения конкретного преступления заключаются, с одной стороны, в особенностях потребностей, интересов, взглядов и отношений, а с другой - в совокупности внешних обстоятельств, обусловливающих формирование и реализацию побуждения (мотива) и решимости совершить преступление. Причины взаимодействуют с условиями, способствовавшими возникновению и реализации такого решения. Иными словами, те и другие своими различными сторонами входят в процесс формирования нравственно-психологических особенностей личности, обусловливающих побуждения и решимость совершить преступление, а также определяют ситуации, в которых действует индивид. Тем самым они на индивидуальном уровне отражают причины и условия преступности <3>. Преступное, как и любое иное поведение лица, обусловливается определенными мотивами и направлено на достижение определенных целей, как преступных, так и непреступных <4>.
--------------------------------
<3> Кузнецов Н.Ф. Криминология: Учебник / Под ред. К. Звирбуль, Н.Ф. Кузнецова, Г.М. Миньковского. М.: Юридическая литература, 1979. С. 90.
<4> Ахметшин Х.М. Советское уголовное право. Воинские преступления: Учебник / Под ред. Х.М. Ахметшина и Е.В. Пропоковича, 1978. С. 58.
Будучи самостоятельными признаками субъективной стороны, мотив и цель служат одними из оснований уголовной ответственности, существенно влияют на общественную опасность и правовую оценку содеянного, являются факторами разграничения различных преступлений в процессе их квалификации, влияют на индивидуализацию ответственности и наказания, учитываются в качестве условий применения отдельных уголовно-правовых институтов Общей части УК РФ, принимаются во внимание при решении других теоретических и практических уголовно-правовых и криминологических проблем. Субъективная сторона преступлений, совершаемых военнослужащими (как воинских, так и общеуголовных), нередко определяется особой "воинской" природой той объективной реальности, которая отражается в сознании военнослужащих, совершающих преступления. В основном военнослужащие совершают воинские преступления, однако часто они очень схожи с аналогичными общеуголовными преступлениями, и нередко между ними трудно провести разграничительную грань.
В преступлениях против военной службы субъективный элемент специфичен. Признаки субъективного элемента - вина, мотив, цель, эмоции - отражают психическое отношение субъекта к совершенному деянию и наступившим последствиям. Форма субъективного элемента одинакова для всех преступлений - это психические процессы; однако содержание субъективного элемента каждого преступления специфично, признаки его отражают специфику объекта, деяния, последствия и других обстоятельств <5>. Субъективную сторону состава преступлений против военной службы образует вина, обязательными признаками некоторых составов воинских преступлений являются цель и мотив <6>. Вина - это психическое отношение лица к совершаемому им общественно опасному деянию и наступившим последствиям. В преступлениях против военной службы вина отражает воинский характер деяния и его последствия <7>. Виновный определенным образом (в зависимости от формы вины) относится не просто к общественно опасному деянию и наступившим в результате этого деяния последствиям, а к деянию, образующему нарушение порядка прохождения военной службы, и к последствиям, выражающимся в причинении вреда боевой способности воинского подразделения, военной безопасности государства <8>.
--------------------------------
<5> Тер-Акопов А.А. Преступление и проблемы нефизической причинности в уголовном праве. М., 2003. 153.
<6> Иванов В.Д., Мазуков С.Х. Субъективная сторона преступления. Ростов н/Д, 1999. С. 12.
<7> Уголовное право Российской Федерации. Преступления против военной службы: Учебник / Отв. ред. Н.А. Петухов. М., 1999. С. 39.
<8> Ахметшин Х.М., Тер-Акопов А.А., Уколов А.Т. Преступления против военной службы: Учебник для вузов / Под ред. Н.А. Петухова. М., 2002. С. 6.
Особенность мотива основной части преступлений, совершаемых военнослужащими (как воинских, так и общеуголовных), определяется тем, что он является детерминантой преступного поведения, связанной с условиями воинской службы субъекта и возникающей из этих объективных условий. Мотивы воинских преступлений, предусмотренных главой 33 УК РФ, обусловливаются воинской средой, нахождением субъекта в определенной системе воинских отношений. По своей направленности воинские преступления являются посягательствами на порядок несения воинской службы, причем цель представляет собой отражение этой объективной направленности деяния.
Основные понятия мотива и цели, относящиеся в основном к психологии, используются в различных областях науки и общественной практики. Отражаясь в общеуголовном и военно-уголовном законодательстве, они приобретают качество нормативных категорий и имеют соответствующее правовое содержание, поскольку они выступают основой любого человеческого поведения, придают ему смысл, влияют на его социальную оценку. При этом мотив и цель отражают уровень антисоциальной пораженности личности, глубину и устойчивость его антиобщественной направленности.
Вместе с тем собственно правовые нормы оказывают обратное влияние на формирование мотивов и целей поведения и через него воздействуют на общественные (в том числе и воинские) отношения. Наличие норм об уголовной ответственности само по себе детерминирует мотивы деятельности. Боязнь наказания, порицания, выражающая требование должного поведения, если даже и не устраняет намерений совершить преступление, во всех случаях имеет превентивное значение, играет роль противодействующего стимула. Для мотива и цели преступлений характерен двойной уровень детерминации. Будучи обусловлены социальными и психологическими факторами, они одновременно являются категориями, обусловливающими социально значимое поведение людей. Поэтому необходимо исследовать природу рассматриваемых категорий: психологическую по форме проявления в сознании субъекта и социальную по ее объективному содержанию.
В основе человеческого поведения лежит не мотив сам по себе, а различные потребности, предшествующие ему. Характеризуя потребности как исходные побуждения человека к действию, С.Л. Рубинштейн <9> делил их на естественные, материальные и духовные. В каждом человеке его потребности индивидуализируются, приобретают ту или иную личную значимость, поскольку они субъективны. Каждая потребность, субъективно отражаясь в большей или меньшей степени в сознании субъекта, побуждает его к активной деятельности по ее удовлетворению, становится двигателем поведения в объективной реальности <10>. Потребности, в зависимости от социальной значимости, могут быть нормальные, здоровые, признанные обществом и искаженные, извращенные, отвергаемые моралью и правом. Криминальное поведение вызывается в основном последними потребностями. Нормальные потребности также могут лежать в основе преступного поведения. Для их удовлетворения субъектом избираются противоправные способы. Выбор таких способов и средств предопределяется социальным обликом конкретной личности.
--------------------------------
<9> Рубинштейн С.Л. Человек и мир (отрывки из рукописи) // Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1969. С. 197, 506.
<10> Толкаченко А.А. Мотив и цель воинских преступлений по советскому уголовному праву: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1990. С. 31.
По мнению некоторых авторов, мотив преступления - это порожденное системой потребностей осознанное и оцененное побуждение, являющееся идеальным основанием и оправданием общественно опасного поведения <11>. В криминальном поведении людей, в том числе и военнослужащих, мотивы выражаются через различные психологические проявления.
--------------------------------
<11> Дагель П.С., Котов Д.П. Субъективная сторона преступления и ее установление: Монография. Воронеж, 1974. С. 180.
В качестве признака мотива в различных статьях УК РФ, по которым военнослужащие нередко привлекаются к уголовной ответственности, указаны: интересы (иная личная заинтересованность - ст. ст. 285, 292); побуждения (корыстные побуждения - ст. ст. 292, 285, хулиганские побуждения - ст. ст. 105, 111, 112, 115, 116).
В ряде статей главы 33 УК РФ отсутствует указание на мотив и цель, но при этом они подразумеваются (в частности, в ст. ст. 332, 333, 340, 341, 346 УК РФ). Так, в ст. 340 УК РФ (нарушение правил несения боевого дежурства) цель не указывается в качестве конструктивного или квалифицирующего признака. Тем не менее в этом воинском преступлении она является обязательной, так как влияет на квалификацию содеянного. В ст. 336 УК РФ цель данного преступления не указана, но по смыслу закона она подразумевается - стремление унизить честь и человеческое достоинство потерпевшего. Отсутствие такой цели в конкретном противоправном поведении свидетельствует и об отсутствии данного преступления в целом <12>. В статьях об умышленных преступлениях против порядка подчиненности и уставных воинских взаимоотношений (ст. ст. 334, 335, 336) фигурирует обобщающее понятие "в связи с исполнением обязанностей по военной службе". Указанное понятие характеризует разносторонний по своему содержанию мотив, обусловленный исполнением потерпевшим военно-служебных обязанностей. Чтобы правильно оценить исследуемый мотив "в связи", необходимо уяснить его психологическую сущность. Понятие "в связи" - многогранно, оно обобщает различные по конкретным проявлениям побуждения: месть, ненависть, стремление избежать каких-либо неблагоприятных последствий желание скрыть страх, недовольство, несогласие и т.д. Единственное основание отнесения этих побуждений к мотиву "в связи" определяется их происхождением и осознанием виновным того, что его деяние обусловлено таким социальным фактором, как исполнение конкретных обязанностей по военной службе. Мотив "в связи" может обусловливать действия подчиненного, и тогда содеянное им, в зависимости от конкретных обстоятельств, подпадает под признаки одного из составов воинских преступлений, предусмотренных ст. 334, ч. 2 ст. 336 УК РФ; начальника, содеянное которым может оцениваться по ч. 2 ст. 336 УК РФ; равного по служебному положению с потерпевшим военнослужащего и тогда содеянное виновным может квалифицироваться по ст. 335, ч. 1 ст. 336 УК РФ).
--------------------------------
<12> Обзор судебной практики по делам о преступлениях против военной службы и некоторых должностных преступлениях, совершаемых военнослужащими // Обзоры судебной практики военных судов Российской Федерации по уголовным делам (1996 - 2001 гг.). С. 17.
То есть содержание мотивации криминальных действий военнослужащих может: 1) непосредственно влиять на квалификацию преступлений особенно тогда, когда мотив и цель являются квалифицирующими признаками составов конкретных преступлений; 2) влиять на степень общественной опасности деяния, что должно учитываться судом при назначении наказания; 3) свидетельствовать о характере общественной опасности неоконченных общественно опасных деяний; 4) характеризовать роль соучастников преступлений и существенно влиять на назначаемые им уголовные наказания; 5) быть решающим фактором при определении наличия состава преступления, возможности и необходимости назначения уголовного наказания, в том числе при определении преступности и наказуемости действий, совершенных в состоянии аффекта, необходимой обороны, крайней необходимости; 6) характеризовать личность преступников-военнослужащих, смягчать либо отягчать их ответственность.
При исследовании таких понятий, как субъективная сторона, вина, мотив и цель, следует иметь в виду, что основное место среди них занимает мотив, поскольку он является основой сознательного волевого акта. Он выступает индивидуальным отношением к породившим его реальным и идеальным детерминантам. Отражая эти детерминанты, мотив формирует сознание и волю субъекта, а также отношение сознания и воли к поведению, т.е. вину. Он же формирует и цель. Мотив преступления крайне важен при характеристике конкретных криминальных действий военнослужащих, так как:
1) в каждом преступном деянии, совершенном военнослужащим, мотив влияет на содержание вины;
2) в случае совершения военнослужащим преступления, в котором основным признаком является цель, она устанавливается с помощью мотива;
3) в случае совершения военнослужащим преступных действий, в которых мотив фигурирует в качестве основного или квалифицирующего признака, он выполняет основную роль при квалификации содеянного;
4) при совершении военнослужащими преступлений, в которых мотив не является основным признаком, он учитывается при решении вопросов назначения наказания и определения конкретной ответственности.
Не только мотив, но и цель, как и эмоции, характеризуя психическую деятельность виновного в связи с совершением преступления, составляют субъективную строну преступления, проявляясь через умысел и неосторожность <13>. Мотив и цель имеют много общего и иногда трудно различимы, поскольку оба характеризуют психические процессы субъекта в связи с совершением им деяния. Каждое побуждение, выступающее в роли мотива поведения, становится таковым в процессе соотношения с целью, чем объясняется их взаимосвязанность и связь. Хотя они не являются тождественными, они являются взаимосвязанными категориями, при этом имея собственное содержание, соответствующее место в мотивации и в системе признаков составов как общеуголовных, так и воинских преступлений. То есть они имеют самостоятельное уголовно-правовое и криминологическое значение. При этом взаимосвязь "потребность - мотив - цель - средство" в преступном поведении всегда носит антисоциальную направленность.
--------------------------------
<13> Обзор судебной практики гарнизонных военных судов Северо-Кавказского военно-судебного округа по уголовным делам за первое полугодие 2005 г., исх. от 19.07.2005 N 6748. С. 69.
В соответствии с конкретным содержанием целей, в пределах их антисоциальной значимости, общественная опасность деяния может повышаться либо понижаться. Например, самовольное оставление части с целью вовсе уклониться от прохождения от военной службы более опасно, нежели самовольное оставление части с целью временного уклонения от военной службы. Так, если военнослужащий самовольно оставил часть сроком на два месяца, с целью временного уклонения от прохождения службы, то содеянное им должно квалифицироваться по ч. 4 ст. 337 УК РФ. Если он совершил то же с целью вовсе уклониться от военной службы, то содеянное им должно быть расценено как дезертирство и квалифицировано по ч. 1 ст. 338 УК РФ.
Важной функцией мотива и цели является разграничение воинских преступлений между собой, а также их отграничение от смежных общеуголовных деяний. Например, если подчиненный оскорбляет начальника, не находящегося во время исполнения служебных обязанностей и не в связи с исполнением этих обязанностей, т.е. без мотива недовольства его служебной деятельностью, то содеянное может быть квалифицировано как общеуголовное преступление.
Мотивация преступного поведения должна соответствующим образом учитываться как в ходе уголовно-правовых и криминологических исследований, так и в правоприменительной деятельности. Органы суда и прокуратуры обычно анализируют лишь объективные признаки составов конкретных преступлений, однако с необходимой тщательностью не исследуют признаки субъективной стороны, не выясняют должным образом, какие же конкретные причины и обстоятельства побудили военнослужащего совершить то либо иное преступление. При этом основная часть представлений, внесенных следователями, и частных постановлений, вынесенных военными судами, не содержат хотя бы минимально необходимого изложения мотивации содеянного.
Приведенные данные о социально-психологическом значении мотивов и целей преступлений, совершаемых военнослужащими, позволяют сделать нижеследующие выводы: 1) мотив преступления - определенное социальными и психологическими факторами (в частности, факторами, обусловливающими воинские взаимоотношения, порядок и условия прохождения военной службы) и осознаваемое военнослужащим побуждение, которое реализуется через совершение преступления; 2) цель преступления (в том числе и воинского) - это представляемый и субъективно желаемый результат общественно опасного деяния, к достижению которого субъект (военнослужащий) стремится антиобщественным (возможно противоречащим требованиям уставов и воинской дисциплины) способом, исходя из тех или иных побуждений, которые могут иметь воинскую специфику; 3) мотив и цель - основные компоненты субъективной стороны, определяющие мотивацию преступного поведения преступника-военнослужащего, которые могут иметь воинскую специфику; 4) мотив и цель - основные элементы мотивации, которая предшествует субъективной стороне и определяет ее; 5) мотивация - это комплексная система, которая имеет криминологическое и уголовно-правовое значение и может иметь воинскую специфику. Глубина антиобщественной мотивации преступного поведения военнослужащего - это уровень проявления в сознании преступников-военнослужащих конкретных мотивов, целей поведения в совокупности с их социальными и психологическими детерминантами и способами их удовлетворения, который обусловливает совершение преступниками-военнослужащими различных по характеру и степени общественной опасности преступлений, как воинских, так и общеуголовных.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.