Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПРЕСТУПНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СВЯЗАННОЙ С ПРОВЕДЕНИЕМ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЙ И РЕФЕРЕНДУМОВ
О.Ю. АНТОНОВ, В.И. ЕЛИНСКИЙ
Содержание процесса преступной деятельности в общем виде описывается фазами ее развития. Фазы преступной деятельности, а также действия и средства, с помощью которых решаются их задачи (способы совершения и орудия преступления), различны в зависимости от рассмотренных видов электоральных преступлений и правонарушений, но имеют общие черты, вытекающие из специфики избирательного процесса. "Каждый этап предвыборной кампании (включающей в себя и действия, имеющие признаки состава преступления или правонарушения (добавлено нами. - О.А.) требует использования определенного набора электоральных технологий, соответствующего его основным целям и задачам" <1>.
--------------------------------
<1> Смирнова А.Ю. Политические процессы и технологии в избирательных кампаниях 1996 - 2004 гг. как объективная реальность современной России: Дис. ... канд. полит. наук. Кострома, 2004. С. 120.
Первый этап избирательной кампании - информационно-поисковый. Следует отметить, что подготовка к предстоящим выборам может начинаться задолго до официального объявления начала избирательной кампании. Например, почти за год до выборов главы администрации Костромской области губернатор Ш. воспользовался услугами одного из московских агентств, для того чтобы оно помогло ему выиграть предстоящие выборы. Результатом исследования, которое сотрудники фирмы проводили более месяца, стал документ почти на трехстах страницах. Поскольку данная работа должна быть оплачена, то уже на этой фазе могут совершаться финансовые правонарушения.
На втором этапе создаются основы предвыборной кампании: анализируется электорат в целях определения целевых групп избирателей; формируется организационная структура (избирательный штаб) предвыборной кампании; решаются вопросы о дополнительных источниках финансирования либо легализации средств кандидата в его избирательный фонд через организации, где он не является соучредителем; вырабатывается стратегия и тактика избирательной кампании.
На третьем этапе проведения официальной избирательной кампании последовательно и взаимосвязано осуществляются как законные, так и противоправные действия, направленные на избрание данного кандидата или против победы на выборах другого, в первую очередь путем завоевания голосов избирателей.
Четвертый этап - применительно к избирательной кампании существует как в виде последовательности противоправных приемов и средств решения одной задачи, так и в виде последовательности решения различных задач, объединенных общей целью победы на выборах.
На каждом из указанных этапов преступной деятельности могут осуществляться действия по ее сокрытию и маскировке. Так, в избиркоме Николаевска-на-Амуре из сейфа пропали подписные листы кандидата в депутаты и результаты почерковедческой экспертизы, а также были заменены подписные листы. По факту подлога документов возбуждено уголовное дело. В ходе следствия установлено, что гр-н Т. пришел в здание администрации города, взял на вахте ключ от комнаты, где располагалась комиссия, и вынул подписные листы, которые вызывали у экспертов сомнения, вложил новые, а улики уничтожил.
Изучение электоральной преступной деятельности невозможно без криминалистического исследования технологий, применяемых в избирательных кампаниях.
Преступные технологии воздействия на избирателей
Прямой подкуп, т.е. непосредственная передача денег, подарков, продуктовых наборов и даже спиртного при условии голосования за определенного кандидата (партию, движение, блок). Например, следственным управлением Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Республике Дагестан возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п.п. "а", "б" ч. 2 ст. 141 УК РФ. Расследованием установлено, что 8 октября 2009 г. сотрудниками ОВД по г. Дербенту в помещении штаба по поддержке кандидата на должность главы муниципального образования г. Дербента гр. Я. были обнаружены неустановленные лица, которые производили раздачу денег гражданам. При появлении в штабе сотрудников милиции указанные лица скрылись. В помещении штаба были обнаружены и изъяты деньги в сумме 191700 рублей, паспорта граждан на имя Х., Ф., и К., банковские бирки от упаковок денежных купюр различного достоинства, списки фамилий и имен с обозначением денежных сумм, ими полученных.
Подкуп как способ совершения преступления, предусмотренного п. "а" ч. 2 ст. 141 УК, представляет собой предоставление имущественных выгод за совершение определенных действий, например, гражданину - за отказ участвовать в выборах или референдуме, кандидату - за снятие своей кандидатуры, члену избирательной комиссии - за отказ участвовать в ее работе, за нарушение тайны голосования. Такой способ преступления предполагает склонение гражданина к выгодному для виновного решению путем вручения ему денежных средств, материальных ценностей. При этом подкуп - это не только передача имущественных благ, но и обещание их передать с той же целью, поскольку состав преступления по конструкции является формальным. Отличие данного состава преступления от административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.16 КоАП, объективная сторона которого также выражается в действиях по вручению денежных средств и материальных ценностей, по мнению А.С. Колышницына, в том, что последние действия не являются способом совершения воспрепятствования, как это указано в уголовном законе. Тем самым гражданин не лишается возможности голосовать по своему усмотрению, хотя и принимает незаконное вознаграждение <2>.
--------------------------------
<2> См.: Колышницын А.С. Преступления против избирательных прав граждан и права на участие в референдуме: Дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2004. С. 101, 102.
В то же время отдельные авторы <3>, а также судебная практика по уголовным делам признают факты подкупа избирателей как способ совершения воспрепятствования осуществлению их избирательных прав.
--------------------------------
<3> См.: Князев С.Д. Уголовная ответственность за нарушение избирательных прав и права на участие в референдуме // Журн. рос. права. 2001. N 2. С. 31.
Прямой подкуп избирателей в период агитации - технология не надежная, так как "подкупающий" не имеет возможности обеспечить и проконтролировать реальный выбор "облагодетельствованных" им лиц.
Еще одна технология, известная как "петля Мавроди" ("мужик в кустах", "карусель", "голосование по цепочке"), осуществляется в день выборов и предполагает вынос за плату избирателями или членами избирательных комиссий бюллетеня (бюллетеней) для голосования, который за пределами избирательного участка заполняется представителями команды кандидата и вручается избирателю, идущему в помещение для голосования. Последний опускает заполненный бюллетень в урну и выносит свой чистый бюллетень, который передается представителям команды кандидата за плату.
Другой формой прямого подкупа является вручение различным организациям крупных подарков в виде оказания спонсорской помощи (благотворительной деятельности) для того, чтобы работники данной организации проголосовали за кандидата-благодетеля. Например, в качестве предмета подкупа в пользу кандидата в депутаты по Буйнакскому одномандатному избирательному округу гр-на О. фигурировал грузовой автомобиль марки МАЗ, который был подарен Исламскому университету при условии голосования в пользу гр-на О. По данному факту прокуратурой г. Буйнакска было возбуждено уголовное дело по п. "а" ч. 2 ст. 141 УК РФ <4>.
--------------------------------
<4> См.: Исхаков А.Д. Юридическая ответственность за нарушения норм избирательного права РФ: Дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2003. С. 80.
Косвенный подкуп
Технология косвенного подкупа сложнее, но эффективнее, поскольку действует на более широкие массы избирателей и позволяет избежать конфликтов с избирательными комиссиями и правоохранительными органами.
Одна из форм косвенного подкупа может принимать вид найма агитаторов так называемых скупщиков голосов. В таком случае агитатор получает оплату не только в момент заключения договора или после завершения агитации, но и после выборов - премию в случае победы.
В данном случае гражданам предлагается заключить с какой-либо компанией финансовые договоры на незначительные суммы, которые будут выплачены в случае победы на выборах конкретного кандидата. Здесь делается психологический расчет на избирателей с невысоким достатком, которые заключают такие договоры целыми семьями в надежде получить сразу на всю семью значительную сумму. Такая технология представляет собой подкуп избирателей, поскольку, заключив такой договор, избиратель голосует за конкретного кандидата не по политическим или иным симпатиям, а из-за стремления получить денежные средства. Организаторы могут быть привлечены к уголовной ответственности по ч. 2 ст. 141 УК, так как в случае массового применения этой технологии невозможно достоверно определить волеизъявление значительной части избирателей.
Например, кандидаты в депутаты Законодательного Собрания г. Санкт-Петербурга гр-не К. и Н. заключали договоры с избирателями на ведение агитационных мероприятий, по которым получали 15 руб., плюс премию 35 руб. в случае их избрания (по данному факту было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 141 УК) <5>.
--------------------------------
<5> См.: Постников А.Е., Алехичева Л.Г. Недействительность выборов // Законодательство и судебная практика. М., 2001. С. 33.
Данный способ преступной деятельности может осуществляться как самими кандидатами, так и представителями политических партий на федеральных и на региональных выборах.
После подбора исполнителей и их инструктажа запускается следующая преступная технология. Так, в ходе избирательной кампании по выборам депутатов законодательного собрания Красноярского края 7 апреля 2007 г. сотрудники предвыборных штабов партии "Союз правых сил" (СПС) разработали "серые" договоры с агитаторами о привлечении родственников и друзей, форму о бонусах, форму списка о договоренностях с людьми и т.д., согласно которым агитаторам были обещаны бонусы, зависящие от результатов работы. Если агитатор привлекал до 25 голосов - он получал 50 руб. за каждый голос, от 25 до 30 голосов - 70 руб. за голос, а если он привлекал свыше 35 голосов - 100 руб. за голос. Кроме того, в договоре могут быть предусмотрены дополнительные бонусы или премии в случае достижения партией по итогам выборов определенного процентного барьера.
Обман
Обман как способ совершения электоральных преступлений тесно связан с клеветой, т.е. с распространением заведомо ложных сведений. Однако он не порочит чести и достоинства кандидата, поэтому может быть сопряжен с распространением каких-либо ложных юридических фактов, связанных с его избирательной кампанией.
Например, Хорошевской межрайонной прокуратурой г. Москвы по факту воспрепятствования свободному осуществлению избирательных прав граждан, выраженному в распространении гр-ми Х. и З. листовок с ложной информацией о снятии кандидатом в депутаты Государственной Думы РФ гр-ном В. своей кандидатуры, было возбуждено уголовное дело по п. "а" ч. 2 ст. 141 УК РФ <6>.
--------------------------------
<6> См.: Исхаков А.Д. Указ. соч. С. 81, 82.
Технология двойников ("клонирование" кандидатов)
Впервые этот прием был использован на выборах в городское Законодательное собрание Санкт-Петербурга в декабре 1998 г. Имиджмейкерами от "прогубернаторского" блока в целях борьбы с оппозиционными кандидатами по их округам выставлялись кандидаты-однофамильцы: против Сергея Миронова выставлялся Алексей Миронов, против Михаила Пирогова - Михаил и Анатолий Пироговы <7>.
--------------------------------
<7> См.: Смирнова А.Ю. Указ. соч. С. 134.
Тактика "растаскивания голосов", т.е. выдвижение кандидатов, имеющих сходные с кандидатом-конкурентом характеристики (врач против врача) или пересекающиеся электоральные базы, с целью оттянуть часть голосов соперника является ненаказуемой с точки зрения избирательного законодательства.
Однако тот, кто использует технологию двойников, стремится запутать избирателя, т.е., по сути, препятствует свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав. Таким образом "клонирование" кандидатов может повлечь за собой привлечение данных двойников и организаторов этой технологии к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 141 УК. Естественно, что финансирование данной технологии осуществляется помимо избирательного фонда основного кандидата, что также может повлечь привлечение к уголовной (ч. 2 ст. 141.1 УК) или административной (ст. 5.20 КоАП РФ) ответственности.
Иногда потенциальные кандидаты-двойники за несколько месяцев до начала избирательной кампании изменяют фамилию, имя, отчество и (или) регистрируются на территории избирательного округа. Так, 11 августа 2002 г. житель Ковернинского района Нижегородской области Сергей Владимирович Озеров изменил фамилию, имя и отчество и стал Булавиным Вадимом Евгеньевичем, 13 августа зарегистрировался в Нижнем Новгороде, а 19 августа был зарегистрирован как кандидат на должность главы города Нижнего Новгорода <8>.
--------------------------------
<8> См.: Сидякин А.Г. Кандидаты-"двойники" и методы борьбы с ними // Журн. о выборах. 2005. N 5. С. 42, 43.
В качестве маскировки данного способа противоправной деятельности кандидата-двойника на время избирательной кампании могут изолировать от внешнего мира, чтобы избежать контактов со СМИ для предотвращения разоблачения представителями кандидата-"жертвы".
Фальсификация избирательных документов
Это преступление представлено двумя составами: фальсификация избирательных документов (ч. 1 ст. 142 УК РФ) и фальсификация итогов голосования (ст. 142.1 УК РФ).
Данные нарушения можно классифицировать следующим образом:
- манипуляции со списками избирателей:
- представление заведомо неверных сведений об избирателях, участниках референдума;
- заведомо неправильное составление списков избирателей, участников референдума, выражающееся во включении в них лиц, не обладающих активным избирательным правом, или вымышленных лиц;
- фальсификация подписей избирателей, участников референдума в списках избирателей, участников референдума. Например, в ноябре 2009 г. следственным управлением Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу по ч. 1 ст. 142 УК РФ возбуждено уголовное дело в отношении гр. Г., который, являясь председателем участковой избирательной комиссии, умышленно, с целью фальсификации избирательных документов, имея к ним доступ, внес в список досрочного голосования заведомо ложные сведения о досрочном голосовании 26 избирателей, которые фактически участия в голосовании не принимали, после чего эти бюллетени использовал в голосовании в пользу одного из кандидатов;
- манипуляции с избирательными бюллетенями:
- включение неучтенных бюллетеней в число бюллетеней, использованных при голосовании;
- замена действительных бюллетеней с отметками избирателей, участников референдума;
- порча бюллетеней, приводящая к невозможности определить волеизъявление избирателей, участников референдума;
- незаконное уничтожение бюллетеней;
- фальсификация итогов голосования:
- заведомо неправильный подсчет голосов избирателей, участников референдума;
- подписание членами избирательной комиссии, комиссии референдума протокола об итогах голосования до подсчета голосов;
- установление итогов голосования либо заведомо неверное (не соответствующее действительным итогам голосования) составление протокола об итогах голосования;
- незаконное внесение в протокол об итогах голосования изменений после его заполнения. Данное нарушение может быть связано с порчей бюллетеней, в которых проставлены отметки в пользу неугодного кандидата путем внесения дополнительных отметок в целях признания их недействительными. Таким способом была организована фальсификация избирательных документов в ходе выборов Президента Чувашской Республики 16 декабря 2001 г. Члены участковых избирательных комиссий Красночетайского района вскрыли упаковки избирательных бюллетеней, в которых граждане проголосовали за кандидата от КПРФ, внесли в них дополнительные отметки, вследствие чего бюллетени стали недействительными. После этого были составлены новые протоколы по итогам голосования) <9>;
--------------------------------
<9> См.: Теклев Э.Г. Практика расследования уголовных дел о нарушениях избирательного законодательства // Из опыта работы городских и районных прокуроров в современных условиях: Метод. пособие по материалам совещания-семинара городских и районных прокуроров Приволжского федерального округа / Под ред. С.И. Герасимова. Н. Новгород, 2003. С. 111, 112.
- заведомо неправильное установление итогов голосования, определение результатов выборов, референдума. Например, прокуратурой Прикубанского района Карачаево-Черкесской Республики было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 142 УК РФ, в отношении председателя и члена одной из участковых комиссий по выборам депутатов Государственной Думы РФ. Основанием для уголовного преследования послужило то, что указанные лица во время подведения итогов голосования пытались заменить настоящие бюллетени на заранее подготовленные подложные бюллетени в количестве 500 штук с проставленными отметками голосования за одного из зарегистрированных кандидатов <10>.
--------------------------------
<10> См.: Исхаков А.Д. Указ. соч. С. 84.
Фальсификация может осуществляться при оформлении результатов использования ГАС "Выборы". Например, гр-н Ц., занимавший должность секретаря территориальной избирательной комиссии г. Орехово-Зуево Московской области, являвшийся руководителем группы контроля за ГАС "Выборы" и ответственным за составление электронного варианта протокола комиссии при подведении итогов голосования по выборам Президента РФ, изменил цифровые показатели протоколов об итогах голосования участковых избирательных комиссий. В результате фальсификации явка избирателей по г. Орехово-Зуево была увеличена с 49,44 до 55,73%. Приговором Орехово-Зуевского городского суда гр-н Ц. осужден по ст. 142.1 УК РФ к штрафу в размере 20 тыс. руб. <11>.
--------------------------------
<11> См.: Соломонидина И.О., Кудрявцева Л.В. Отвечать приходится // Журн. о выборах. 2005. N 2. С. 28.
Следующим способом фальсификации избирательных документов, документов референдума является подделка подписей избирателей (ст. 142 УК РФ).
Например, следственным управлением Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Астраханской области Российской Федерации возбуждено уголовное дело против гр. А., который пытался поместить в урну для голосования 50 подложных бюллетеней с голосами за кандидатов в депутаты гр. Т. и Ш., однако его действия были пресечены сотрудниками милиции.
Изучение другого уголовного дело показало, что иногда часть подписных листов заполнялась с региональных баз данных операторов сотовой связи МТС, "Удмуртские сотовые сети", "Би-Лайн", а также регистрационной палаты Удмуртской Республики, которые установил в компьютер преступной группы гр-н Ф. При этом 10 свидетелей обвинения показали, что к ним никто за сбором подписей в поддержку кандидатов в президенты Г. и Р. не подходил. На их имя был зарегистрирован телефон в компании "Удмуртские сотовые сети" <12>.
--------------------------------
<12> См.: Уголовное дело N 01/285-2004 г. // Архив Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики N 1-25/04.
Действия по маскировке преступной деятельности
при подделке подписей избирателей
Реальному сборщику предлагалось за вознаграждение осуществить сбор подписей (даже незначительного количества) и приложить ксерокопию своего паспорта. Далее с использованием его паспортных данных и образца его подписи на договоре удостоверялись от его имени поддельные подписные листы. Во избежание конфликтных ситуаций при расчете с реальными сборщиками подписей на поддельных подписных листах ставятся отличительные отметки. В целях дальнейшей маскировки преступления поддельные подписные листы направляются в избирательный штаб вместе с фальсифицированными, перемешиваясь друг с другом. Например, при изучении приговора Ленинского районного суда г. Тамбова установлено, что гр-н К., организуя преступную деятельность по подделке подписных листов в поддержку кандидатов в Президенты РФ Г. и Р., поставил перед своим соучастником Т. условие, в соответствии с которым на фальсифицированных листах необходимо было делать отличительные отметки в строке "Наименование субъекта Российской Федерации" в виде рукописной записи: "Тамбовская область" справа или по центру строки. Фактические, реальные сборщики обычно данную запись автоматически делали с начала строки, т.е. слева.
Кроме того, если параллельно ведется реальный сбор подписей граждан, то часть сборщиков может заполнять подписные листы с нарушением установленных правил, допуская различные ошибки. Такие подписные листы после отбраковки могут использоваться для подделки подписей. Например, при проверке членами преступной группы гр-ми Б., Т., Т., З. часть подписных листов реальных сборщиков браковалась, но не уничтожалась, а в целях дальнейшей подделки оставлялась. Впоследствии указанные лица переписывали данные граждан из бракованных подписных листов в чистые бланки и, меняясь листами, подделывали подписи граждан и заверяли заведомо поддельные подписные листы от имени реальных сборщиков. По их указанию такой же фальсификацией подписных листов занимались и другие лица, привлеченные ими к подделке подписей.
Также одним из способов маскировки преступной деятельности является то, что на следующий день к подделке подписных листов привлекаются новые исполнители. В данном случае сложнее выявить поддельные подписи, которые на разных подписных листах фальсифицируются уже новой группой лиц. Так осуществлялось воспроизводство преступной деятельности по фальсификации подписей на выборах Президента РФ преступной группой гр-н К. и П.
В целях маскировки также может использоваться метод "дымовой завесы", когда выставляются пикеты по сбору подписей и "выстраиваются очереди" к сборщику подписей. На самом деле подписи "рисуются" в других местах, а на пикетах, которые передвигаются по крупным населенным пунктам, лишь имитируется сбор подписей <13>.
--------------------------------
<13> См.: Методическое пособие по оказанию органами внутренних дел содействия избирательным комиссиям в реализации их полномочий при подготовке и проведении выборов органов государственной власти и органов местного самоуправления. М.: РЦОИТ при ЦИК России, 2007. С. 18.
Нарушения порядка финансирования
избирательной кампании (ст. 141 УК РФ)
Выделяются две группы способов совершения финансовых нарушений в ходе избирательной кампании, которые можно представить схематично:
- финансирование:
- изготовление и (или) распространение агитационных материалов, оплаченных виновным лицом, оказавшим данную помощь;
- непосредственная передача кандидату наличных денежных средств ("черный нал");
- внесение пожертвований в избирательный фонд кандидата с нарушением избирательного законодательства;
- оказание материальной поддержки:
- изготовление агитационных материалов (редакцией СМИ, типографией) без оплаты из избирательного фонда кандидата;
- предоставление виновным материальных ценностей на безвозмездной основе или по необоснованно заниженным расценкам.
Наиболее распространенной формой финансовых нарушений избирательной кампании является формирование избирательного фонда кандидата путем внесения пожертвований гражданами по поручению его избирательного штаба за счет наличных средств кандидата. Например, при изучении решения Рязанского областного суда установлено, что доверенное лицо кандидата в губернаторы Рязанской области Ш. гр-н С. выдавал деньги по расходному ордеру члену его избирательного штаба К. с пометкой "для внесения в банк", а последний через привлеченных для этих целей граждан вносил данные средства в банк на избирательный счет кандидата Ш. В судебном заседании свидетели М., И., Г. показали, что своих денежных средств они не вносили, а им их передали в городском штабе на ул. Введенской г. Рязани; квитанции о внесении средств возвратили в тот же штаб. Аналогичным образом осуществлялось формирование избирательного фонда кандидата в депутаты Государственной Думы РФ гр-на М. Поступление денег на его избирательный счет производилось путем вручения жителям г. Тулы по 1,5 млн. руб., которые они вносили на счет кандидата, а за оказанную услугу получали по 20 тыс. руб. <14>.
--------------------------------
<14> См.: Игнатенко В.В., Ищенко Е.П. Юридическая ответственность за нарушения избирательного законодательства. М.: РЦОИТ при ЦИК России, 1999. С. 17.
За нарушение порядка финансирования избирательной кампании предусматривается уголовная ответственность (внесение пожертвований в крупных размерах в избирательный фонд через подставных лиц - ч. 1 ст. 141.1 УК РФ). В то же время необходимо отметить, что законодателем в данном случае предполагается ответственность посторонних лиц, осуществляющих незаконную финансовую поддержку избирательной кампании кандидата, хотя данное преступление может быть организовано самим кандидатом, его уполномоченным представителем по финансовым вопросам или доверенным лицом (уголовная ответственность первых двух категорий предусмотрена ч. 2 ст. 141.1 УК РФ, а доверенное лицо кандидата как специальный субъект электоральных преступлений вообще отсутствует). Так, следственным управлением Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Волгоградской области было возбуждено уголовное дело в отношении мирового судьи Г. по ч. 2 ст. 141.1 УК РФ, который лично привлек и использовал денежные средства помимо избирательного фонда в качестве финансовой поддержки для проведения своей избирательной кампании на сумму не менее 3 млн. рублей.
Рассмотренные способы совершения различных видов электоральных преступлений тесно взаимосвязаны между собой, влекут привлечение виновных к различным видам юридической ответственности, однако, как правило, совершаются одной группой лиц для достижения единой цели в рамках единой преступной деятельности.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.